Рисование с натуры «плоских» предметов
Рисование с натуры условно плоских предметов имеет целью предварительное знакомство с основными геометрическими фигурами, встречающимися в природе, их выражением в простых по форме объектах действительности; первоначальное развитие умения определять основные пропорции предметов, сравнивать их с натурой; формирование самых первых навыков работы с карандашом. Последовательность рисования с натуры книги, флажка, листьев растений, цветов, насекомых выражается в четком выделении каждого этапа работы – определения общего пространственного расположения данных объектов на листе бумаги, определение их пропорций, характерных очертаний, светотеневых отношений. Количество основных этапов может быть примерно 4 – 8 (все зависит от сложности строения, очертаний изображаемого объекта). При рисовании листьев растений, цветов, насекомых следует пользоваться линией симметрии. Симметрия – это гармоническое расположение в пространстве отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними. Линия симметрий представляет собой линию, которая делит предмет (или конкретную форму) на две абсолютно равные части (как бы зеркальное отражение одной половины другой). Рисование с натуры книги (карандаш или уголь). Выбираются три – четыре книги, желательно с яркими обложками. Это могут быть, например, буквари (они рекомендуются для изображения в 1 классе). Книги ставятся на натуральные подставки. Затем учащиеся должны внимательно рассмотреть их, проанализировать соотношения пропорций (соотношения длины и ширины). Постепенно усваивается понятие «пропорция» - соотношение предмета и его частей по величине. Во время анализа пропорций книги, имеющей форму прямоугольника, следует использовать прием откладывания величины одной стороны (меньшей) на другую, мысленно деля прямоугольник на квадраты. При этом методе получаемый остаток определяется как часть квадрата.
Процесс рисования книги делится на несколько основных этапов. Первый этап – выбор пространственного расположения листа бумаги. В данном случае вертикальное (по расположению в пространстве длинной стороны книги – ее высоты). Далее тонкими, с легким нажимом линиями очерчиваются на листе бумаги общие (габаритные) размеры книги. Важно на этом этапе правильное композиционное расположение изображения, то есть рисунок не должен быть очень мелким или очень крупным, не должен быть сдвинут в один из краев листа бумаги. Следующий этап работы над рисунком – уточнение основных пропорций. После этого прорисовываются буквы и остальные элементы оформления обложки букваря. Завершается работа над рисунком тональной проработкой рисунка книги, соответствующей тональному распределению цветовой окраски обложки книги. При этом следует помнить о том, что резинкой злоупотреблять нельзя. Любая, даже самая мягкая резинка портит бумагу. К тому же частое использование резинки мешает вдумчиво, внимательно рассматривать и определять пропорции, очертания изображаемых объектов. Надеясь на резинку, рисующие, как правило, торопятся, спешат при проведении линий, что также мешает выработке у них точности в определении и изображении линий, пропорций. С первого же задания важно хорошо усвоить понятие «натура», «рисунок с натуры», а также ознакомится и практически использовать способ визирования. Предмет, который находится перед рисовальщиком и который изображается, называется натурой, а процесс рассматривания его и изображения, сравнения натуры с изображением и доведения до соответствия натуре называется рисованием с натуры.
Во время рисования следует вспомнить о том, что книга необходима человеку, у каждого из нас есть своя любимая книга. С помощью книги мы учимся: не случайно книги называют мудрыми. Книга – коллективный труд писателя, поэта, ученого и художника. Во многих книгах содержание раскрывается наглядно – в рисунках художника, иллюстрациях. На иллюстрациях как бы оживают герои книги, страны и города, где происходят описанные события, и все, о чем рассказывает автор книги, становится нам ближе, понятнее. Особенно детей привлекают книги с яркими, красочными иллюстрациями. Рисование с натуры листьев растений – листьев яблони, сирени, рябины (карандаш или уголь). Перед выполнением данного задания нужно внимательно рассмотреть листья различных деревьев и кустарников (листья березы, яблони, сирени, рябины) и сравнить их, определяя общее и разницу. Это поможет лучше разобраться в строении листьев деревьев, их очертаний. Процесс изображения листа яблони (или сирени и т.п.) начинается с внимательного изучения особенностей его строения – черенка, жилок; характерного внешнего очертания – контура, силуэта. При этом внимание следует обратить на тот факт, что листья, будучи симметричными, благодаря своему индивидуальному строению, никогда не бывают строго симметричными. Индивидуальные особенности – отклонения от строгой симметричности в строении листа – выражаются в очертании (более или менее вытянутом в ту или иную сторону), в распределении и направлении жилок, в пространственном расположении черенка. Общее очертание (силуэт) любого листа, находящегося во фронтальном положении по отношению к глазу рисующего, почти всегда легко вписывается в ту или иную геометрическую фигуру – треугольник, ромб, окружность, эллипс, многоугольник и т.п. Это особенно необходимо помнить, так как неопытный рисовальщик обычно игнорирует то правило, что начинать надо с общего пространственного расположения и очертания объекта, он увлекается зубчиками, отдельными деталями, и рисунок листа дерева получается кривобоким, непомерно вытянутым в ту или иную сторону. Можно рассмотреть примеры правильного начала рисунка листа. Итак, начинается рисунок с определения и изображения общего пространственного расположения листа, заключенного в конкретную простейшую геометрическую форму, то есть рисуется овал (тонкими линиями). Определяется центральная линия листа (линия симметрии). Прорисовывается черенок, жилки, зубчики по внешнему очертанию листа. После уточнения всего рисунка, его деталей, стираются линии построения и наносится штриховка, подчеркивающая форму листа, его строение, фактуру (материальность).
При этом следует постоянно сопоставлять натуру и свои рисунки, формируя умение сравнивать, наблюдать, пытливо изучать. Рисование с натуры красного флажка и флажков морской азбуки (карандаш, акварель). Выполнение рисунка начинается с определения на листе бумаги общего пространственного и композиционного расположения основных форм флажка. Одновременно с этим определяется и пропорциональные соотношения форм флажка – справа и слева, вверху и внизу проводятся четыре отрезка-отметки, затем через них прочеркиваются тонкие линии, особое внимание уделяется двум линиям – вертикальной линии слева (древко) и горизонтальной вверху. Данные линии определяют собой главные общие пропорции флажка. Вертикальные линии делятся пополам, что окончательно определяет длину древка и ширину флажка. Ширина флажка еще делится по вертикали пополам, и справа наклонными линиями прорисовывается треугольник – вырез флажка. Если учащийся рисует флажок морской азбуки, то в этом случае на рисунке флажка указываются участки, окрашенные в другие цвета, и различные символы (звезды, серп и молот и т.п.). После выполнения линейного рисунка следует работа акварелью «по сухому». Начиная работать красками, нужно ровно залить всю очерченную поверхность флажка (или соответствующие участки флажка морской азбуки) слабым тоном красной краски. После высыхания нанести второй слой краски, и так до полного, звучного насыщения цвета флажка, соответствующего цвету флажка в натуре. Рисование с натуры насекомых – бабочки (карандаш, акварель). В процессе выполнения данного задания у учащихся продолжает развиваться умение видеть красоту живого мира, любоваться им: умение рисовать с натуры, анализируя и сравнивая форму, строение, пропорции, цветовую окраску бабочек. В рисунке важно передать изящество, пропорциональность тельца бабочки, нежность и красочность крыльев.
Линейный рисунок бабочки начинается с проведения вертикальной линии (линии симметрии), проходящей посередине тельца бабочки, от которой ведется дальнейшее построение рисунка. Так, намечаются общие размеры крыльев бабочки, прорисовываются их очертания, тельце, голова бабочки. Все линии построения стираются, и остаются тонкие линии-контуры и линии, обозначающие границы цветовой окраски крыльев бабочки. После этого рисунок готов к дальнейшей работе над ним акварельными красками. Целесообразно использовать для постепенного насыщения цвета прием работы «по сухому». Закрасив легким тоном одни участки (наиболее темные) тельца и крыльев бабочки, надо подождать, когда краска высохнет, а затем продолжать закрашивание рисунка. При этом надо следить за передачей в рисунке гармоничного сочетания цветовых оттенков на крыльях бабочки. Особое внимание учащихся следует обратить на сравнение рисунка с натурой. Следует помнить, что их сравнительный анализ – залог успешной передачи формы, пропорций, пространственного положения, богатства цветовой окраски изображаемых объектов. И этому следует учиться с первых же занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|