Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды уроков ИЗО и их структура




Потребность в классификации уроков у ученых – педагогов возникла давно. К. Д. Ушинский дал следующую классификацию уроков:

 1.Уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного и

сообщение нового материала,

2.Уроки устных и практических упражнений, на которых

осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков.

3.Уроки письменных упражнений,

4.Уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного

периода обучения и в конце года(47,с.97)

Основные типы уроков изобразительного искусства с точки зрения Кузина В.С.:

1.Урок сообщения нового материала,

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4.Урок смешанного типа.

Использование данных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обуславливается, прежде всего, особенностями каждого вида занятий по этому предмету.

Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в начальной школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в госстандарте. В настоящее время это:

1.Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство»(35, с.233)

2.Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (35, с.258)

3.Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».(35, с.290)

4.Программа Полуянова «Изобразительное искусство».

Мы остановимся на программе В.С.Кузина «Изобразительное искусство», максимально приближенной к стандартной.

В.С.Кузин рекомендует четыре вида занятий: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Понятно, что каждому из этих видов занятий соответствует определенный тип урока.

Наиболее широко используется урок смешанного типа. Для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определенная структура. Для урока рисования характерны те же структурные элементы, но они насыщены своеобразием данного урока.

Основными элементами урока являются:

1.Организационный момент. Учащиеся готовят инструменты и принадлежности для рисования. Учителю рекомендуется систематически проверять готовность к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, записывается тема урока. В организационный момент входит и постановка натуральных композиций, но можно это сделать и до урока.

2.Объяснение нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные пособия.

3.Объяснение последовательности работы.

4.Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях (рисование по замыслу или с натуры) этому отводится основное время урока до 30 минут.

5.Организация выставки. После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.

6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.

Необходимо отметить, что данная структура не является обязательной, а лишь только подчеркивает необходимость поэтапности урока. Опытный учитель строит урок исходя из материала, подготовленности класса, оборудования урока и других возможностей. Но благодаря структуре не будет выпущена ни одна из частей урока.

Широкое применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства, использование различных приемов работы карандашом или кистью, обязывают педагога заранее организовать оборудование класса.

Во время рисования с натуры в классе должно быть три – четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом - постановки должны находиться ниже уровня глаз, только в этом случае можно научить отображать перспективу. Нужно иметь несколько видов драпировки, специальные подставки для регулировки уровня натуральной постановки. Иногда для искусственного освещения применяют специальные светильники.

Очень важна правильная организация рабочего места школьника. Учитель в начале урока должен проверять готовность к уроку. Рабочее место ученика не должно загромождаться лишними предметами. Стол должен быть оборудован наклоном или приспособлением для удобства при рисовании.

В настоящее время широкое распространение получили мультимедийные средства обучения, способствующие совершенствованию учебного процесса: различные проекторы, кинопроекторы, компьютеры. Очень много информации содержится на компьютерных дисках, где не только можно увидеть, но и подетально рассмотреть произведения искусства, прослушать рассказ чтеца о данном авторе и его произведениях. Существует множество видео продукции на данную тему. В оборудование урока входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.

Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала не возможно без планирования и предварительной подготовки учителя к уроку.

Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.

Обычно планирование урока осуществляется в виде плана – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане – конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.

Планирование каждого конкретного урока не возможно без планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.

Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.

В подготовку учителя к уроку обязательно входит написание конспекта урока. Практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо назвать класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий.

Цель содержит общие развивающие, воспитательные и обучающие моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении урока, оценке работ учащихся, прежде всего, нужно обращать внимание на выполнение поставленных целей. Мастерство написания конспекта приходит с опытом работы, но совершенствовать его можно всю жизнь.

Вывод. Самым эффективным делением на виды уроков изобразительной деятельности является градация В.С.Кузина. Основные типы уроков ИЗО:

1. Урок сообщения нового материала.

2. Урок повторения и закрепления.

3. Урок выявления ЗУН учащихся путем их проверки и оценки этих                                             

 знаний, умений и навыков.

4. Урок смешанного типа.

Структуризация уроков рассматривается у всех вышеперечисленных педагогов, и только соответствие структуры урока поставленной цели позволит добиться наилучших результатов изодеятельности младших школьников

Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала невозможно без планирования и подготовки учителя к уроку.

 Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.

Итак, при планирования образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья:

1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные

 учеными-дидактиками;

2)требования к планированию, структуру планов, их формы;

3)этапы составления планов и стадии самого этапа планирования;

4)нормативные документы, регламентирующие содержание предмета   

  «Изобразительное искусство» в начальной школе (см. схему 1).

 

 

4.Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе

В данном параграфе мы рассмотрим задачи поставленные программой обучения в каждом классе, на основе которых и ведется планирование уроков обучения рисованию

Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы(44, с.123.)

Обычно планирование урока осуществляется в виде плана – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане – конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.

Планирование каждого конкретного урока не возможно без планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.

Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.

В подготовку учителя к уроку обязательно входит написание конспекта урока. Практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо назвать класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий. Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала невозможно без планирования и подготовки учителя к уроку.

 Итак, планирование образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья:

1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные учеными – дидактами;

2)требования к планированию, структуру планов, их формы;

3)этапы составления планов и стадии самого этапа планирования;

4)нормативные документы, регламентирующие содержание предмета

 «Изобразительное искусство» в начальной школе (см. схему 1).

Кроме конспектов уроков учитель должен уметь составлять годовой иллюстрированный календарный план уроков. Выполнять его можно как в виде отдельных карточек с указанием класса, темы, цели задач и оборудования урока, здесь возможны рисунки, поясняющие содержание работы, так и на больших плотных листках.

При планировании важно учитывать следующие принципы: должны быть представлены все разделы программы, необходимо обеспечить последовательное усложнение знаний, умений и навыков, а также преемственность между классами; следует учитывать праздники, календарные изменения в природе; необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных материалов и техник; следует учитывать межпредметные связи, возможность проведения интегрированных уроков; материал лучше планировать тематическими блоками. Поскольку в настоящее время школы работают по вариативным программам, то более подробные методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства, народного и декоративно-прикладного искусства дизайна можно найти в соответствующих пособиях данных авторов.

Программа строго определяет навыки по всем видам рисования в начальных классах:

Школьник начальных классов должен овладеть следующими навыками по разделу рисования с натуры:

                        1 класс

Знать название цветов – красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый, бледно-красный, темно-красный, бледно-синий и т.д;

-элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);

-свойства рисовальных материалов (карандаш, краски и т.д.).

К концу учебного года учащиеся 1 класс должны уметь:

-правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш;

-свободно без напряжения работать карандашом, проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого;

-правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет предметов;

-работать с акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

-правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр – изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги.

                        2 класс

Во 2 классе к концу учебного года учащиеся должны знать:

-отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и по воображению и от декоративного рисунка;

-правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета.

За это же время они должны научиться:

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

-правильно определять формы изображаемых предметов, их пропорции, конструктивное строение, пространственное расположение, цвет;

-соблюдать последовательное выполнение рисунка – начинать рисунок с построения всего изображаемого предмета, затем переходить к прорисовке его частностей и заканчивать уточнением общих очертаний и форм;

                             3 класс

В 3 классе знания и умения, полученные детьми на уроках рисования с натуры, находят свое дальнейшее развитие.

Так, к концу учебного года учащиеся 3 класса должны усвоить:

-начальные сведения о линии горизонта, перспективе, точках зрения, точках схода;

-начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс и т.п.), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

Учащиеся 3 класса к концу учебного года должны овладеть следующими навыками:

-изображать предмет в перспективе с передачей одной и двух точек схода;

-передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс;

-пользоваться различной штриховкой (косой, по форме) для выявления объема, формы изображаемых предметов;

-передавать объемную форму предмета цветом (применять разные приемы работы по сухой, по сырой бумаге, вливания одного цвета в другой), пользуясь смешением красок;

   -рисовать с натуры предметы комбинированной формы – бидон, ваза, чайник и т.п.;

-рисовать несложный натюрморт;

-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом главное, закономерное – особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределение светотени на поверхности предмета;

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

-выполнять наброски и зарисовки карандашом, акварелью, черной тушью;            

                        4 класс

В 4 классе уроки рисования с натуры включают в себя: рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шарообразной, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагаются сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям: 1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальная перспектива и 3) угловая перспектива.

Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Рисунки с натуры, как правило, предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Урокам рисования с натуры программа отводит в 1 классе 8 часов, во 2 классе – 8 часов, в 3 классе – 10 часов, в 4 классе – 12 часов.

В 1 классе ставится задача научить детей передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь между предметами, некоторые пространственные свойства и отношения предметов (основания близких предметов на бумаге изображаются ниже, дальних предметов – выше, передние предметы изображаются крупнее равных по объему, но удаленных предметов), их пропорций, цвета. Рисование происходит на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.

Во 2 классе идет ознакомление с особенностями рисования тематической композиции, дается общее понятие об иллюстрациях, продолжается иллюстрирование сказок. Учащиеся должны научиться элементарному изображению в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета, изображаемых объектов; правильному размещению изображения на плоскости листа бумаги, передачи смысловой связи между объектами композиции; передавать в рисунке свое эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках; композиционными приемами выделять интересное в сюжете, подчеркивать главное в рисунке. Происходит развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

В 3 классе идет совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Дети знакомятся с иллюстрацией как произведением художника. Идет передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

А в 4 классе идет совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности, изучение композиционных закономерностей. Учащиеся обобщают знания, полученные в 1 – 3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

У детей происходит развитие воображения, творческой фантазии, умения образно представлять задуманную композицию.

Все задания по тематическому рисованию выполняются карандашом, а затем завершаются акварелью или гуашью. Важно научить детей предварительно выполнять маленькие «рабочие» схематичные эскизы-наброски. На тематические рисунки отводится 2 урока.

Особые возможности урока тематического рисования раскрывают для тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами: музыкой, литературой, природоведением, уроками труда. Так, прослушивание музыки, песен, близких по содержанию и темам рисованию («Осень» - музыка М.Красева, слова М.Ивенсен; «Осенняя песенка» - музыка Д.Васильева-Буглая, слова А.Плещеева; «Новогодняя» - музыка А.Филиппенко, слова Г.Бойко, перевод с украинского М.Ивенсен и др.), оказывает огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности школьников, на их идейно-эстетическое развитие, способствует глубокому проникновению в художественные образы, вызывает радость от художественного творчества. Созданию эмоционального настроения детей, оживлению их зрительных представлений и впечатлений от явлений окружающей действительности, ее красоты способствует и чтение стихотворений, рассказов и т.п., изучаемых детьми на уроках чтения.

На уроки тематического рисования программа уделяет в 1 классе 7 часов, во 2 классе – 8 часов, в 3 классе – 8 часов и в 4 классе – 7 часов.

 

Содержанием декоративного рисования в 1 классе является: рисование узоров и декоративных элементов по образцу; самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. У учащихся идет формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.. Важное внимание уделяется применению в процессе выполнения декоративной работы линии симметрии, чередования элементов.

Во 2 классе содержание занятий декоративным рисованием составляет: для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике более сложные, чем в 1 классе, элементы декоративно-сюжетной композиции. Продолжается формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Начинается знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

В 3 классе продолжается знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинается формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служат основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.

В этом классе начинается приобщение детей к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

В 4 классе на уроках декоративного рисования идет эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; лаковая миниатюра из Палеха на темы сказок; художественные росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т.д.).

Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции.

Все декоративные работы выполняются карандашом, а затем завершаются акварельными или гуашевыми красками. Продолжительность их выполнения от одного до двух учебных часов.

Распределение учебных часов на раздел декоративного рисования по классам следующее: 1 класс – 7 часов, 2класс – 8 часов, 3 класс – 7 часов, 4 класс -7 часов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...