Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация обучения младших школьников рисованию на уроках рисования с натуры




В соответствии с программой начальных классов обшеобразовательной школы рисование с натуры является одним из основных видов учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объема предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции.

Задания по рисованию с натуры обычно бывают двух видов: рассчитанные на длительное исполнение (1 – 3 урока) и кратковременные (5 – 15 минут набросок). Наброски и зарисовки могут выполняться в начале, в середине, в конце урока – в зависимости от целей и содержания урока. В 4 классе им может быть посвящен урок полностью. С целью развития у школьников зрительной памяти и пространственных представлений следует как можно чаще на уроках рисования с натуры давать задания рисовать по памяти и по представлению. Основное внимание учащихся 1 – 3 классов направляется на определение и передачу общего пространственного положения, пропорций, конструкции, цвета изображаемых объектов. Учитывая, что в 1 -3 классах не ставится задача передачи объема, предметы для рисования с натуры в 1-3 классах рисуются во фронтальном (профильном) положении.

В 4 классе начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени; дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся не только во фронтальной, но и в угловой перспективе – предмет расположен углом к рисующему и имеет точки схода для сокращающихся перспективе форм.

С 1 класса детей учат определять и называть цвета, окрашивающие изображаемые объекты, а во 2 классе дети практически знакомятся с понятием хроматических (красный, синий и т.д.) и ахроматических (черный, белый, серый), холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3 -4 классах у учащихся продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания; используя краски, ребята познают цветовое богатство окружающего мира.

Как правило, натурные постановки располагают несколько ниже уровня зрения детей. Модели небольшого размера (листья деревьев, цветы, насекомые, коробки, посуда, кубики, пирамидки и т. п.) раздаются на парты и столы.

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками, черной тушью.

Следует отметить то, что на важную роль рисования с натуры в изучении и формировании умения передавать в рисунках такие важнейшие особенности объектов и явлений действительности, как форму, пространственное положение, очертание (силуэт), конструктивное строение, цвет, указывали многие ведущие психологи в области психологии художественного творчества, психологии изобразительной деятельности. Они убедительно доказали необходимость занятий рисованием с натуры и для развития двигательных ощущений. Целенаправленные движения кисти рук и пальцев во время рисования способствуют развитию точных движений, формированию их координации и одновременно повышают чувствительность анализаторов к форме, пространственным ощущениям, поскольку при рисовании предмета учащийся делает рукой движения в соответствии с очертаниями, пространственным положением изображаемого предмета. Причем в процессе рисования развитие руки и зрения происходит одновременно. Это объясняется тем, что и глаз, и рука производят одни и те же движения – по контурам натуры, по характерным точкам, т.е.по точкам перехода одной формы в другую.

Многочисленные наблюдения действительности, активная работа мысли, воображения, зрительной памяти, участие эмоционально-волевой сферы личности художника в изобразительном процессе дадут положительные результаты только при условии знания теоретических основ изображения и методики рисования различных объектов и явлений окружающего мира. Выразительно сказал об этом О.Роден: «Искусство – это только чувство. Но без знания объемов, пропорций, цвета, без ловкости руки самое живое чувство парализовано. Что станет с величайшим поэтом в чужой стране, язык которой будет ему незнаком? А в новом поколении художников много таких поэтов, которые отказываются, к несчастью, учиться говорить. Поэтому они ограничиваются лепетанием». (19,  с.26)

Основу любого произведения живописи, графики составляют рисунок, живопись, композиция. В свою очередь, грамотность (изобразительная грамотность) и выразительность рисунка, живописной работы, композиции обусловлены знанием и использованием закономерностей конструктивного строения предметов, законов перспективы, светотени, цветоведения, пластической анатомии (при изображении человека, животных.)

Реалистический рисунок, представляя собой графический образ натуры, выполняется на бумаге карандашом, пером, углем и другими средствами, всегда от руки, без помощи чертежных инструментов.

Познание предметов и явлений действительности в процессе рисования с натуры продолжается во время рисования по памяти («от себя») и по представлению.

Любой рисунок выполняется с помощью линий и тона. Правдивая передача изображаемого предмета осуществляется благодаря знанию закономерностей перспективы и светотени.

Перспективой называется наука, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием

Основные закономерности линейной перспективы:

- предметы, равные по величине, по мере удаления кажутся все меньше и меньше и на линии горизонта превращаются в точку;

- удаляющиеся в глубину параллельные линии зрительно воспринимаются сближающимися.

Удаляющиеся телеграфные столбы кажутся все меньше и меньше и превращаются в точку на линии горизонта, а если смотреть на рельсы железной дороги, то они кажутся сходящимися на линии горизонта в одной точке. Эта точка в перспективе называется точкой схода.

Линия горизонта определяется положением воображаемой горизонтальной плоскости, находящейся на уровне глаз наблюдателя. При мысленном продолжении этой плоскости мы получаем линию горизонта. В природе линия горизонта представляет собой ту линию, которая отделяет небо от земли и которую хорошо видно на море, в поле.

В зависимости от уровня горизонта, обусловленного, в свою очередь, выбором точки зрения, изображение объектов строится по-разному. В одних случаях выбирается высокая точка зрения – тогда мы видим объекты как бы сверху. В других – низкая точка зрения, и, следовательно, мы видим объекты как бы снизу. Это определяет и соответствующее перспективное сокращение формы. Обычно в перспективе встречаются построения двух видов – фронтальное и угловое. При фронтальном построении перспективы горизонтальные линии, удаляющие в глубину перпендикулярно к плоскости картины, направлены к точке схода, которая лежит на горизонте, против глаз зрителя. Такая точка носит название главной точки схода.

Линии же, которые параллельны плоскости картины, никогда не сходятся. Они изображаются параллельными – вертикальные линии двери, стола, комнаты и т.п.

Угловое построение перспективы можно легко проследить в изображении коробки, повернутой под углом к зрителю. В этом случае мы имеем две точки схода, расположенные справа и слева от главной точки. В зависимости от угла поворота коробки будет конкретно определяться и положение точки схода на линии горизонта. Но в любом случае, чем дальше будет находиться от главной точки одна из точек схода, тем ближе будет находиться другая. Как правило, при угловом построении перспективы точки схода находятся далеко за пределами картины. Поэтому для правильного определения точки схода в угловой перспективе, а отсюда и соответствующего перспективного сокращения плоскостей формы необходим значительный опыт в изображении предметов.

С законами перспективы тесно связаны законы светотени. Следует отметить, что форма предмета видна благодаря его освещенности.

Светотень – это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий. Так, распределение светотени обуславливается тем, под какими углами к падающим лучам света повернуты те или иные поверхности. На поверхностях тел вращения наблюдается плавный переход от света к тени, гранные тела имеют более резкие границы теней. На светлых предметах светотень выражена более отчетливо, чем на темных.

В рисунке освещенные части предметов называются светом, неосвещенные – тенью. Участки перехода света к тени называются полутенью.

Форма каждого объекта определяется конструкцией (строением).

В основе конструкции любого предмета лежит то или иное геометрическое тело (куб, призма, конус и т.д.) или их сочетание. Это относится и к строению человеческого тела, его частей. Понятно, что в строении одних предметов хорошо видна геометрическая основа, в других это трудно уловить. Сказанным объясняется тот факт, что систематическое обучение изобразительному искусству, как правило, начинается с рисования простейших геометрических тел в разнообразных положениях – умея рисовать их, легко перейти к рисованию предметов сложной формы. Кроме того, рисование геометрических тел позволяет более быстро изучить явления перспективных сокращений формы.

Каждый предмет имеет свои определенные пропорции.

Пропорции предметов – это соотношение величин частей предмета и части предмета и целого

Пропорции предметов тесно связаны с их конструктивным строением. Например, вазы для цветов имеют, как правило, в своей конструкции сложную, комбинированную форму, состоящую из конусообразных (или цилиндрических) горловин, шарообразных и конусообразных частей, цилиндрических или конусообразных оснований. Поэтому пропорции ваз будут отражать соотношения этих геометрических тел. Вместе с тем индивидуальный характер пропорций каждой отдельной вазы может быть самым различным. Это зависит от конкретного соотношения частей, составляющих конструкцию вазы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...