Использование бесед об изобразительном искусстве при обучении детей рисованию
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Ознакомление учащихся начальных классов с произведениями изобразительного искусства осуществляется двумя путями: в процессе учебных занятий по темам программы (в 1 и во 2 классах) и путем специальных бесед об изобразительном искусстве (в 3 – 4 классах). Демонстрация отдельных произведений изобразительного искусства на уроках рисования с натуры, декоративной работы и рисования на темы позволяет ознакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников. Полученные таким образом сведения о произведениях изобразительного искусства затем систематизируется в специальных беседах. Так уже в начальных классах у детей накапливаются впечатления, связанные с художественными образами, способствующие воспитанию эмоций. Показ произведений искусства и рассказы о них воспитывают интерес и любовь к ним. При изучении произведения следует учить детей пониманию его художественной идеи. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 – 4 классах проводится в начале или в конце урока, 8-12 минут; в одной беседе показывают, как правило, либо одно - два произведения, либо пять – шесть иллюстраций, либо три – четыре предмета декоративно – прикладного искусства. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки – в одной беседе показываются пять – шесть произведений живописи, скульптуры, графики или столько же предметов декоративно – прикладного искусства. Во время бесед следует, как можно шире использовать кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, показ репродукций и их фрагментов через эпидиаскоп. По возможности нужно проводить экскурсии в музеи, художественные галереи, к памятникам искусства.
Важно учитывать и то, что ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в течении всего учебного года. Учитель должен планировать беседы с учетом времени года, праздников, тем чтения и учебного материала практических занятий по изобразительному искусству. В 1 классе в итоге этих бесед учащиеся должны научиться узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (время года, время дня, погоду, человека, дом, животных, машины и т. д.), действие (идут, сидят, разговаривают и т.д.), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось, почему). К концу обучения во2 классе школьники должны уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно – прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник). В 3 классе к концу года дети должны уметь выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина). К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. Они должны уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства (основная мысль художника, как она выражена и т.д.). Основные темы бесед в 1 классе: -прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства; - виды изобразительного искусства и архитектура; - жанры живописи; - портреты детей в изобразительном искусстве; - прекрасное вокруг нас (красота вещей); - родная природа в творчестве русских художников (времена года, двенадцать месяцев в творчестве художника – пейзажиста Бориса Щербакова, природа в разное время суток на картинах художников);
- сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе; - русское народное декоративно – прикладное искусство (городецкая роспись, гжельская керамика, хохломская роспись, дымковская игрушка, русская народная вышивка). Рекомендуемые для бесед произведения искусства: А.Саврасов Грачи прилетели. И.Шишкин. Лесные дали; На севере диком…; Перед грозой. И.Левитан. Золотая осень; Золотая осень. Слободка; Половодье; Цветущие яблони; Мостик. Саввинская слобода; Вечерний звон. В.Поленов. Осень в Абрамцеве; Заросший пруд; Золотая осень. К.Юон. Конец зимы. Полдень; Мартовское солнце; Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев Посад. И.Грабарь Неприбранный стол; Рябинка; Февральская лазурь; Мартовский снег. И.Бродский. Опавшие листья. А. Пластов. Первый снег; Колокольчики и ромашки; Сенокос; Летом. К. Коровин. Розы; зимой. В. Серов. Октябрь. Домотканово; Девочка с персиками; Мика Морозова; Ф. И.Шаляпин; наброски животных; иллюстрации к басням И. Крылова. Б. Кустодиев. Волга. Радуга; Ярмарка. А. Куинджи. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Вечер на Украине; Закат. Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга; Жёлтый сарай. И. Хруцкий. Цветы и плоды. В. Стожаров. Чай с калачами; Квас. С. Ткачёв. В зимний праздник. Деревня. А. Лентулов. Овощи. Б. Щербаков. Серия пейзажей «Времена года». М. Врубель. Царевна – Лебедь. Н. Рерих. Снегурочка. Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам «Три медведя» и др., народным песням «Радуга-дуга», «Ладушки». Ф. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. С. Жуковский. Под вечер. А. Дерен. Главные часы; Гавань. К. Моне. Стог сена в Живерни. В. Ван Гог. Море в Сен – Мари. А. Матисс. Женский портрет (графика); Красные рыбы. Е. Рачев. Иллюстрации к русским народным сказкам. Во втором классе программа рекомендует основные темы бесед: - прекрасное вокруг нас (натюрморты художника Ильи Машкова и других художников); - родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника – пейзажиста Николая Ромадина, звуки дождя в живописи); - городские и сельские пейзажи; - художественно – выразительные средства живописи – цвет, мазок, линия, цветовой и световой контрасты;
- композиция в изобразительном искусстве; - художники – сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин); - художники – анималисты (творчество Василия Ватагина, животные на картинах и в рисунках Валентина Серова и др.); - выдающиеся художники второй половины 19 века: Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан; -главные художественные музеи России; - русское народное декоративно – прикладное искусство (Жостово, Полхов – Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка). Рекомендуемые для бесед произведения искусства И. Машков. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Московская снедь. Хлебы. К. Петров – Водкин. Натюрморт с черёмухой. Н. Ромадин. Цветущий бугор; Весенний день; Зимняя луна; Розовый вечер. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Лес зимой; Рожь; Дубы (этюд). А. Герасимов. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевые букет. И. Левитан. Первая зелень. Май; После дождя. Плес; Берёзовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой пёс; Март. Ф. Васильев. Оттепель; Перед дождём. А. Пластов. Жатва; Ужин трактористов. А. Венецианов. На жатве. Лето; Захарка. И. Крамской. Автопортрет. В. Васнецов. Автопортрет; Алёнушка; Иван – царевич на сером волке; Ковёр – самолёт; Витязь на распутье; Тир царевны подземного царства. И. Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам. Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам В. Ватагин. Рисунки и скульптуры животных. М. Кукунов. Рисунки животных. В. Серов. Рисунки животных и иллюстраций. Е. Чарушин. Рисунки животных (иллюстрации). И. Репин. Автопортрет; портрет Л.Н. Толстого; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет; рисунки. В. Суриков. Автопортрет; Портрет О.В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка. К. Маяковский. Дети, бегущие от грозы. Ци Байши. Пион. А. Дюрер. Кролик (рисунок). А. и С. Ткачёвы. Детвора. В 3 классе предлагаются такие темы бесед: -виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство) и архитектура;
-наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства; - Москва в изобразительном искусстве; - старинные города России в творчестве художников; -тема материнской любви и нежности в творчестве художников; -красота родной природы в творчестве русских художников; -действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве; - красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России; -музеи России. Рекомендуемые для бесед произведения искусства А.Дейнека. Эскиз плафона Центрального театра Российской Армии. К..Юон. Раскрытое окно; Голубой куст; В.Суриков. Минусинская степь. А.Герасимов. Кремль. Тайницкая башня; Ж.Э.Лиотар Шоколадница. И.Репин. Отдых (этюд); Портрет И.С.Остроухова. В.Серов Октябрь (офорт); Стригуны на водопое. Домотканово; рисунки животных. А.Ватто. Голова молодой женщины в профиль. Эрьзя. Женский портрет. П.Трубецкой. Девочка с собакой. С.Коненков. Нике. М.Чижов. Крестьянин в беде. Р.Бах. Памятник А.С.Пушкину. Пушкин. Н.Дубовский. Родина. И.Левитан. Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря – дождь; Саввинская слобода под Звенигородом. В 4 классе рекомендуют основные темы бесед: -жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры), -красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи – мастер передачи света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»); -выдающиеся деятели культуры и искусства России на картинах художников; -великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов; -портреты знаменитых русских писателей и композиторов; -литература, музыка, театр и изобразительное искусство; -люди труда в изобразительном искусстве; крестьянский труд в изобразительном искусстве; -сказка в изобразительном искусстве; -в мастерской художника; -музеи России; -прославленные центры народных художественных промыслов; -искусство родного края; -орнаменты народов мира. Рекомендуемые для бесед произведения искусства К.Коровин. Цветы и фрукты; В мастерской художника. А.Герасимов. Розы; Портрет балерины О.В.Лепешинской. Ж.Б.С.Шарден. Атрибуты искусств. П.Клас. Завтрак с ветчиной. О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина. В.Серов. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово. Леонардо да Винчи. Автопортрет.
А.Дюрер. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет. Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением. А.Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы. И.Грабарь. Автопортрет. А. Шилов. Автопортрет с дочерью Машей. А. и С. Ткачевы. Автопортрет. В. Тропинин. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А.С.Пушкина. И. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Портрет В.В.Стасова; Портрет П.М.Третьякова; Портрет М.П.Мусорского. П. Корин. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г.К.Жукова. Ф.Решетников. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской. Б. Кустодиев. Автопортрет; Масленица; Встреча. Пасхальный день; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина. В. Суриков. Меньшиков в Березове; Переход Суворова через Альпы. М. Антокольский. Иван Грозный. А. Дейнека. Оборона Севастополя; Окно в мастерской; Будущие летчики. А. Бубнов. Утро на Куликовом поле. А. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году. М. Врубель. Портрет С.И.Мамонтова. К. Брюллов. Автопортрет; Портрет И.А.Крылова. Л. Голубкина. Л.Н.Толстой. И.Крамской. Н.А.Некрасов в период «Последних песен». М. Караваджо. Лютнист. Т.Шевченко. Автопортрет. Д. Кардовский. Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова «Каштанка». Г.Мясоедов. Косцы. В.Васнецов. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»; Царь Иван Васильевич. К.Коро. Воз сена. А.Пластов. Автопортрет; На гумне; Деревенская улица; Деревенский март. А.Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Море. Крым. И.Айвазовский. Девятый вал; Закат на море; Черное море. И.Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам. З.Серебрякова. Автопортрет. В. Маковский. В мастерской художника. Г. Алексеев. В мастерской Д.Г.Венецианова. Т.Яблонская. Хлеб; Утро. В. Борисов – Мусатов. Весна; Водоем. И. Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Заключение В данной работе мы изучили психолого - педагогическую, методическую литературу по теме исследования, рассмотрели виды, структуру и планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе и на основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов составили методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке. И доказали, что каждый урок несет в себе определенные цели. Их четыре: обучающая, закрепляющая, развивающая и воспитывающая. Важной задачей является привитие ребенку желания учиться и настойчивости в овладении знаниями. Поэтому учитель должен применить на уроке массу педагогических методов и приемов. Один из них – индивидуальная работа с учащимися. Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока. Стандартная структура урока заключается в расчленении времени урока на части: организационная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание, итог урока. Современный урок изобразительного искусства должен отвечать следующим важнейшим требованиям: 1. Наличие целей и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами школы, предмета, конкретной темы, содержанием урока. 2. Воспитательная направленность должна соответствовать теме урока. 3. Соблюдение дидактических принципов в обучении и выполнении целей и задач воспитания всесторонне развитой личности. 4. Постоянное обогащение школьников ЗУН по предмету и на этой основе систематическое развитие учащихся. 5. Использование разнообразных методов работы, отвечающих особенностям учебного материала, содержанию урока и активизирующих познавательно-творческие способности учащихся. 6. Дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных способностей. В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства: 1. Урок сообщения нового материала. 2. Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. 3. Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их проверки и оценки этих знаний, умений и навыков. 4. Урок смешанного типа. Исходя из выше сказанного уроки изобразительного искусства – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению кругозора, восприятию эстетических потребностей учащихся их мыслительной, творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к окружающему. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как трудолюбие, аккуратность, целенаправленность, самостоятельность. В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируются графические, живописные навыки, они учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Важными психологическими аспектами обучения детей младшего школьного возраста являются: 1.Учет таких психических процессов как память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, речь, воображение, эмоционально-волевые процессы. 2.С точки зрения Кузина В.С. именно в деятельности раскрываются и формируются умения и навыки, а также художественные способности. (16, с.78) Эти аспекты необходимо учитывать педагогу в своей работе при обучении детей рисованию. Самым эффективным делением на виды уроков изобразительной деятельности является градация В.С.Кузина. Основные типы уроков ИЗО: 1. Урок сообщения нового материала. 2. Урок повторения и закрепления. 3. Урок выявления ЗУН учащихся путем их проверки и оценки этих знаний, умений и навыков. 4. Урок смешанного типа. Структуризация уроков рассматривается у всех вышеперечисленных педагогов, и только соответствие структуры урока поставленной цели позволит добиться наилучших результатов изодеятельности младших школьников Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала невозможно без планирования и подготовки учителя к уроку. Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы. Итак, при планирования образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья: 1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные учеными-дидактиками; 2)требования к планированию, структуру планов, их формы; 3)этапы составления планов и стадии самого этапа планирования; 4)нормативные документы, регламентирующие содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе. Все типы уроков изобразительного искусства присутствуют в обучении младших школьников рисованию. Благодаря разнообразной тематике и методических приемов учитель добивается формирования важнейших технических и художественных навыков рисования, что дает возможность успешного обучения в дальнейшем. На основе этого мы составили методические рекомендации уроков изобразительного искусства в начальной школе по всем темам: -рисование с натуры; -рисование по темам; -декоративное рисование; -беседы об изобразительном искусстве. Данные разработки позволят качественно провести уроки изобразительной деятельности, учитывая: -возрастные особенности; -виды уроков; -типы уроков изобразительной деятельности; - структуру урока; -методы и приемы. Всей работой мы доказали, что урок изобразительного искусства -это своеобразное трудовое (учебное) задание для группы учеников, рассчитанное на определенный срок, основная цель которого – духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство.
Литература 1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984. 2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993. 3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973. 4. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995. 5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/ Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение, 1968. 6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.- Москва: Просвещение, 1991. 8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991. 9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – Москва: Учебная литература, 1998. 10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – Москва: Педагогика,1989. 11. Ковалев А.Г. Психология личности. – 3-е издание – Москва: Просвещение, 1970. 12. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва: Столетие, 1994. 13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998. 14. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – Москва: Просвещение, 1981. 15. Костерин Н.П. Учебное рисование. – Москва: Просвещение, 1984. 16. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. – Москва: Просвещение, 1977. 17. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – 2-е издание. – Москва: Просвещение, 1981. 18. Кузин В.С. Психология. – 2-е издание. – Москва: Высшая школа, 1982. 19. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – Москва: Просвещение, 1984. 20. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах. – Москва: Просвещение, 1979. 21. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника.- Москва: Просвещение, 1977. 22. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – Москва: Просвещение, 1983. 23. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие / Под редакцией Т.С.Комаровой. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Просвещение, 1985. 24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – Москва: Педагогика,1981. 25. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 4 классы. – Москва: Просвещение, 1991. 26. Обучение в первом классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. – Москва: Просвещение, 1986. 27. Обучение во втором классе: Пособие для учителей 1 – 4 классов начальной школы. – Москва: Просвещение, 1987. 28. Обучение в третьем классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. – Москва: Просвещение,1988. 29. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1 – 9 классы./ Научный руководитель В.С.Кузин. – Москва: просвещение, 1994. 30. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы./ Научный руководитель Б.М.Неменский. – Москва: Просвещение, 1994. 31. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 – 4 классы./ Научный руководитель Т.Я.Шпикалова. – Москва: Просвещение, 1992. 32. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1 – 11 класс (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикл). – Москва: Просвещение, 1995. 33. Программа интегрированного курса «Искусство» / Руководитель Н.М.Сокольникова. – Москва: Рекорд, 1997. 34. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство 1 – 9 классы». – Москва: Просвещение, 1994. 35. Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы» (часть 2) 1 – 4 классы. – Москва: Просвещение, 2001. 36. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. – Москва: Просвещение, 1982. 37. Рисунок / Под редакцией А.М.Серова. Москва: Просвещение, 1975. 38. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. – Москва: Просвещение, 1980. 39. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. – Москва: Просвещение, 1981. 40. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. – Москва: Просвещение, 1982. 41. Ростовцев В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – 3-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Агар, 1998. 42. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – Москва: Академия, 1999. 43. Соловьева Б.А Искусство рисунка. – Ленинград: Искусство, 1989. 44. Сластенин В.А. Педагогика. – Москва: Школьная Пресса, 2002. 45. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – Москва: Просвещение, 1981. 46. Унковский А.А. Рисунки – наброски. – Москва: Просвещение, 1982. 47. Харламов И.Ф. Педагогика. – Москва: Высшая школа, 1990. 48. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Просвещение, 1988. 49. Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников. – Москва: Искусство, 1969. 50. Шпикалова Т.Я Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. – 2-е издание – Москва: Просвещение, 1979. 51. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. – Москва: Просвещение, 1981. 52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. – Москва: Просвещение, 1984. 53. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство в 3 классе. – Москва: Просвещение, 1985. 54. Энциклопедический словарь юного художника. – Москва: Педагогика, 1983. 55. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – Москва: Просвещение,1985.
Приложение
Планирование уроков изо. Схема 1 Основные составляющие планирования уроков ИЗО
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|