Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование бесед об изобразительном искусстве при обучении    детей рисованию




Ознакомление учащихся начальных классов с произведениями изобразительного искусства осуществляется двумя путями: в процессе учебных занятий по темам программы (в 1 и во 2 классах) и путем специальных бесед об изобразительном искусстве (в 3 – 4 классах).

Демонстрация отдельных произведений изобразительного искусства на уроках рисования с натуры, декоративной работы и рисования на темы позволяет ознакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников. Полученные таким образом сведения о произведениях изобразительного искусства затем систематизируется в специальных беседах.

Так уже в начальных классах у детей накапливаются впечатления, связанные с художественными образами, способствующие воспитанию эмоций. Показ произведений искусства и рассказы о них воспитывают интерес и любовь к ним. При изучении произведения следует учить детей пониманию его художественной идеи.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 – 4 классах проводится в начале или в конце урока, 8-12 минут; в одной беседе показывают, как правило, либо одно - два произведения, либо пять – шесть иллюстраций, либо три – четыре предмета декоративно – прикладного искусства. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки – в одной беседе показываются пять – шесть произведений живописи, скульптуры, графики или столько же предметов декоративно – прикладного искусства.

Во время бесед следует, как можно шире использовать кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, показ репродукций и их фрагментов через эпидиаскоп. По возможности нужно проводить экскурсии в музеи, художественные галереи, к памятникам искусства.

Важно учитывать и то, что ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в течении всего учебного года. Учитель должен планировать беседы с учетом времени года, праздников, тем чтения и учебного материала практических занятий по изобразительному искусству.

В 1 классе в итоге этих бесед учащиеся должны научиться узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (время года, время дня, погоду, человека, дом, животных, машины и т. д.), действие (идут, сидят, разговаривают и т.д.), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось, почему).

К концу обучения во2 классе школьники должны уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно – прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник).

В 3 классе к концу года дети должны уметь выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина).

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. Они должны уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства (основная мысль художника, как она выражена и т.д.).

Основные темы бесед в 1 классе:

-прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;

- виды изобразительного искусства и архитектура;

- жанры живописи;

- портреты детей в изобразительном искусстве;

- прекрасное вокруг нас (красота вещей);

- родная природа в творчестве русских художников (времена года, двенадцать месяцев в творчестве художника – пейзажиста Бориса Щербакова, природа в разное время суток на картинах художников);

- сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе;

- русское народное декоративно – прикладное искусство (городецкая роспись, гжельская керамика, хохломская роспись, дымковская игрушка, русская народная вышивка).

Рекомендуемые для бесед произведения искусства:

А.Саврасов

 Грачи прилетели.

И.Шишкин. Лесные дали; На севере диком…; Перед грозой.

И.Левитан. Золотая осень; Золотая осень. Слободка; Половодье; Цветущие яблони; Мостик. Саввинская слобода; Вечерний звон.

В.Поленов. Осень в Абрамцеве; Заросший пруд; Золотая осень.

К.Юон. Конец зимы. Полдень; Мартовское солнце; Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев Посад.

И.Грабарь Неприбранный стол; Рябинка; Февральская лазурь; Мартовский снег.

И.Бродский. Опавшие листья.

А. Пластов. Первый снег; Колокольчики и ромашки; Сенокос; Летом.

К. Коровин. Розы; зимой.

В. Серов. Октябрь. Домотканово; Девочка с персиками; Мика Морозова; Ф. И.Шаляпин; наброски животных; иллюстрации к басням И. Крылова.

Б. Кустодиев. Волга. Радуга; Ярмарка.

А. Куинджи. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Вечер на Украине; Закат.

Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга; Жёлтый сарай.

И. Хруцкий. Цветы и плоды.

В. Стожаров. Чай с калачами; Квас.

С. Ткачёв. В зимний праздник. Деревня.

А. Лентулов. Овощи.

Б. Щербаков. Серия пейзажей «Времена года».

М. Врубель. Царевна – Лебедь.

Н. Рерих. Снегурочка.

Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам «Три медведя» и др., народным песням «Радуга-дуга», «Ладушки».

Ф. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка.

С. Жуковский. Под вечер.

А. Дерен. Главные часы; Гавань.

К. Моне. Стог сена в Живерни.

В. Ван Гог. Море в Сен – Мари.

А. Матисс. Женский портрет (графика); Красные рыбы.

Е. Рачев. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Во втором классе программа рекомендует основные темы бесед:

 - прекрасное вокруг нас (натюрморты художника Ильи Машкова и других художников);

- родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника – пейзажиста Николая Ромадина, звуки дождя в живописи);

- городские и сельские пейзажи;

- художественно – выразительные средства живописи – цвет, мазок, линия, цветовой и световой контрасты;

- композиция в изобразительном искусстве;

- художники – сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин);

- художники – анималисты (творчество Василия Ватагина, животные на картинах и в рисунках Валентина Серова и др.);

- выдающиеся художники второй половины 19 века: Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан;

-главные художественные музеи России;

 - русское народное декоративно – прикладное искусство (Жостово, Полхов – Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

Рекомендуемые для бесед произведения искусства

И. Машков. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Московская снедь. Хлебы.

К. Петров – Водкин. Натюрморт с черёмухой.

Н. Ромадин. Цветущий бугор; Весенний день; Зимняя луна; Розовый вечер.

И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Лес зимой; Рожь; Дубы (этюд).

А. Герасимов. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевые букет.

И. Левитан. Первая зелень. Май; После дождя. Плес; Берёзовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой пёс; Март.

Ф. Васильев. Оттепель; Перед дождём.

А. Пластов. Жатва; Ужин трактористов.

А. Венецианов. На жатве. Лето; Захарка.

И. Крамской. Автопортрет.

В. Васнецов. Автопортрет; Алёнушка; Иван – царевич на сером волке; Ковёр – самолёт; Витязь на распутье; Тир царевны подземного царства.

И. Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам

В. Ватагин. Рисунки и скульптуры животных.

М. Кукунов. Рисунки животных.

В. Серов. Рисунки животных и иллюстраций.

Е. Чарушин. Рисунки животных (иллюстрации).

И. Репин. Автопортрет; портрет Л.Н. Толстого; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет; рисунки.

В. Суриков. Автопортрет; Портрет О.В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка.

К. Маяковский. Дети, бегущие от грозы.

Ци Байши. Пион.

А. Дюрер. Кролик (рисунок).

А. и С. Ткачёвы. Детвора.

В 3 классе предлагаются такие темы бесед:

-виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство) и архитектура;

-наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;

- Москва в изобразительном искусстве;

- старинные города России в творчестве художников;

-тема материнской любви и нежности в творчестве художников;

-красота родной природы в творчестве русских художников;

-действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

- красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России;

-музеи России.

Рекомендуемые для бесед произведения искусства

А.Дейнека. Эскиз плафона Центрального театра Российской Армии.

К..Юон. Раскрытое окно; Голубой куст;

В.Суриков. Минусинская степь.

А.Герасимов. Кремль. Тайницкая башня;

Ж.Э.Лиотар Шоколадница.

И.Репин. Отдых (этюд); Портрет И.С.Остроухова.

В.Серов Октябрь (офорт); Стригуны на водопое. Домотканово; рисунки животных.

А.Ватто. Голова молодой женщины в профиль.

Эрьзя. Женский портрет.

П.Трубецкой. Девочка с собакой.

 С.Коненков. Нике.

М.Чижов. Крестьянин в беде.

Р.Бах. Памятник А.С.Пушкину. Пушкин.

Н.Дубовский. Родина.

И.Левитан. Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря – дождь;

Саввинская слобода под Звенигородом.

В 4 классе рекомендуют основные темы бесед:

-жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры),

-красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи – мастер передачи света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);

-выдающиеся деятели культуры и искусства России на картинах художников;

-великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов;

-портреты знаменитых русских писателей и композиторов;

-литература, музыка, театр и изобразительное искусство;

-люди труда в изобразительном искусстве; крестьянский труд в изобразительном искусстве;

-сказка в изобразительном искусстве;

-в мастерской художника;

-музеи России;

-прославленные центры народных художественных промыслов;

-искусство родного края;

-орнаменты народов мира.

Рекомендуемые для бесед произведения искусства

К.Коровин. Цветы и фрукты; В мастерской художника.

А.Герасимов. Розы; Портрет балерины О.В.Лепешинской.

Ж.Б.С.Шарден. Атрибуты искусств.

П.Клас. Завтрак с ветчиной.

О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.

В.Серов. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

А.Дюрер. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.

Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.

А.Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.

И.Грабарь. Автопортрет.

А. Шилов. Автопортрет с дочерью Машей.

А. и С. Ткачевы. Автопортрет.

В. Тропинин. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А.С.Пушкина.

И. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Портрет В.В.Стасова; Портрет П.М.Третьякова; Портрет М.П.Мусорского.

П. Корин. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г.К.Жукова.

Ф.Решетников. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.

Б. Кустодиев. Автопортрет; Масленица; Встреча. Пасхальный день; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина.

В. Суриков. Меньшиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.

М. Антокольский. Иван Грозный.

А. Дейнека. Оборона Севастополя; Окно в мастерской; Будущие летчики.

А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.

А. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году.

М. Врубель. Портрет С.И.Мамонтова.

К. Брюллов. Автопортрет; Портрет И.А.Крылова.

Л. Голубкина. Л.Н.Толстой.

И.Крамской. Н.А.Некрасов в период «Последних песен».

М. Караваджо. Лютнист.

Т.Шевченко. Автопортрет.

Д. Кардовский. Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова «Каштанка».

Г.Мясоедов. Косцы.

В.Васнецов. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»; Царь Иван Васильевич.

К.Коро. Воз сена.

А.Пластов. Автопортрет; На гумне; Деревенская улица; Деревенский март.

А.Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Море. Крым.

И.Айвазовский. Девятый вал; Закат на море; Черное море.

И.Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам.

З.Серебрякова. Автопортрет.

В. Маковский. В мастерской художника.

Г. Алексеев. В мастерской Д.Г.Венецианова.

 Т.Яблонская. Хлеб; Утро.

В. Борисов – Мусатов. Весна; Водоем.

И. Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

 

 

Заключение

В данной работе мы изучили психолого - педагогическую, методическую литературу по теме исследования, рассмотрели виды, структуру и планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе и на основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов составили методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке.

И доказали, что каждый урок несет в себе определенные цели. Их четыре: обучающая, закрепляющая, развивающая и воспитывающая. Важной задачей является привитие ребенку желания учиться и настойчивости в овладении знаниями. Поэтому учитель должен применить на уроке массу педагогических методов и приемов. Один из них – индивидуальная работа с учащимися.

Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока.

Стандартная структура урока заключается в расчленении времени урока на части: организационная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание, итог урока.

Современный урок изобразительного искусства должен отвечать следующим важнейшим требованиям:

 1. Наличие целей и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами школы, предмета, конкретной темы, содержанием урока.

 2. Воспитательная направленность должна соответствовать теме урока.

 3. Соблюдение дидактических принципов в обучении и выполнении целей и задач воспитания всесторонне развитой личности.

4. Постоянное обогащение школьников ЗУН по предмету и на этой основе систематическое развитие учащихся.

5. Использование разнообразных методов работы, отвечающих особенностям учебного материала, содержанию урока и активизирующих познавательно-творческие способности учащихся.

6. Дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных способностей.

В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:

1. Урок сообщения нового материала.

2. Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

3. Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4. Урок смешанного типа.

Исходя из выше сказанного уроки изобразительного искусства – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению кругозора, восприятию эстетических потребностей учащихся их мыслительной, творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к окружающему.

На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как трудолюбие, аккуратность, целенаправленность, самостоятельность. В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируются графические, живописные навыки, они учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

 Важными психологическими аспектами обучения детей младшего школьного возраста являются:

1.Учет таких психических процессов как память, внимание, ощущение,

восприятие, мышление, речь, воображение, эмоционально-волевые

процессы.

2.С точки зрения Кузина В.С. именно в деятельности раскрываются и

 формируются умения и навыки, а также художественные способности.

 (16, с.78)

Эти аспекты необходимо учитывать педагогу в своей работе при обучении детей рисованию.

Самым эффективным делением на виды уроков изобразительной деятельности является градация В.С.Кузина. Основные типы уроков ИЗО:

1. Урок сообщения нового материала.

2. Урок повторения и закрепления.

3. Урок выявления ЗУН учащихся путем их проверки и оценки этих                                             

 знаний, умений и навыков.

4. Урок смешанного типа.

Структуризация уроков рассматривается у всех вышеперечисленных педагогов, и только соответствие структуры урока поставленной цели позволит добиться наилучших результатов изодеятельности младших школьников

Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала невозможно без планирования и подготовки учителя к уроку.

 Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.

Итак, при планирования образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья:

1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные

 учеными-дидактиками;

2)требования к планированию, структуру планов, их формы;

3)этапы составления планов и стадии самого этапа планирования;

4)нормативные документы, регламентирующие содержание предмета  

  «Изобразительное искусство» в начальной школе.

Все типы уроков изобразительного искусства присутствуют в обучении младших школьников рисованию. Благодаря разнообразной тематике и методических приемов учитель добивается формирования важнейших технических и художественных навыков рисования, что дает возможность успешного обучения в дальнейшем.

На основе этого мы составили методические рекомендации уроков изобразительного искусства в начальной школе по всем темам:

-рисование с натуры;

-рисование по темам;

-декоративное рисование;

-беседы об изобразительном искусстве.

Данные разработки позволят качественно провести уроки изобразительной деятельности, учитывая:

-возрастные особенности;

-виды уроков;

-типы уроков изобразительной деятельности;

- структуру урока;

-методы и приемы.

Всей работой мы доказали, что урок изобразительного искусства -это своеобразное трудовое (учебное) задание для группы учеников, рассчитанное на определенный срок, основная цель которого – духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство.

 

Литература

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. 

Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.

3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973. 

4. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995.

5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/

Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение,

1968.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.-

Москва: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией

В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.

9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – Москва: Учебная

литература, 1998.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и     

экспериментального психологического исследования. – Москва:

Педагогика,1989.

11. Ковалев А.Г. Психология личности. – 3-е издание – Москва:

Просвещение, 1970.

12. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва:

Столетие, 1994.

13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.

14. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и

методика руководства изобразительной деятельностью детей. – Москва:

Просвещение, 1981.

15. Костерин Н.П. Учебное рисование. – Москва: Просвещение, 1984.

16. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –

Москва: Просвещение, 1977.

17. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – 2-е издание. – Москва: Просвещение,

  1981.

18. Кузин В.С. Психология. – 2-е издание. – Москва: Высшая школа, 1982.

19. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальных классах. – Москва: Просвещение, 1984.

20. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3

классах. – Москва: Просвещение, 1979.

21. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника.-

Москва: Просвещение, 1977.

22. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – Москва: Просвещение, 1983.

23. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:

Учебное пособие / Под редакцией Т.С.Комаровой. – 2-е издание,

  доработанное. – Москва: Просвещение, 1985.

24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения

социального опыта. – Москва: Педагогика,1981.

25. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 4

классы. – Москва: Просвещение, 1991.

26. Обучение в первом классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной

школы. – Москва: Просвещение, 1986.

27. Обучение во втором классе: Пособие для учителей 1 – 4 классов

  начальной школы. – Москва: Просвещение, 1987.

28. Обучение в третьем классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной

школы. – Москва: Просвещение,1988.

29. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное

искусство. 1 – 9 классы./ Научный руководитель В.С.Кузин. – Москва:

просвещение, 1994.

30. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное

искусство и художественный труд. 1 – 9 классы./ Научный руководитель

    Б.М.Неменский. – Москва: Просвещение, 1994.

31. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного

  и декоративно-прикладного искусства. 1 – 4 классы./ Научный

  руководитель Т.Я.Шпикалова. – Москва: Просвещение, 1992.

32. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись.

  Композиция. 1 – 11 класс (для классов с углубленным изучением

  предметов художественно-эстетического цикл). – Москва: Просвещение,

  1995.

33. Программа интегрированного курса «Искусство» / Руководитель

  Н.М.Сокольникова. – Москва: Рекорд, 1997.

34. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное

искусство 1 – 9 классы». – Москва: Просвещение, 1994.

35. Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы»

(часть 2) 1 – 4 классы. – Москва: Просвещение, 2001.

36. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. –

  Москва: Просвещение, 1982.

37. Рисунок / Под редакцией А.М.Серова. Москва: Просвещение, 1975.

38. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. –

  Москва: Просвещение, 1980.

39. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа

  рисунка. – Москва: Просвещение, 1981.

40. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и

  советская школы рисунка. – Москва: Просвещение, 1982.

41. Ростовцев В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в 

  школе. – 3-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Агар,

  1998. 

42. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. – Москва: Академия, 1999.

43. Соловьева Б.А Искусство рисунка. – Ленинград: Искусство, 1989.

44. Сластенин В.А. Педагогика. – Москва: Школьная Пресса, 2002.

45. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя

изобразительного искусства: Пособие для учителей. – Москва:

Просвещение, 1981. 

46. Унковский А.А. Рисунки – наброски. – Москва: Просвещение, 1982.

47. Харламов И.Ф. Педагогика. – Москва: Высшая школа, 1990.

48. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 2-е

издание, переработанное и дополненное. – Москва: Просвещение, 1988.

49. Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников. – Москва:

Искусство, 1969.

50. Шпикалова Т.Я Народное искусство на уроках декоративного рисования:

Пособие для учителей. – 2-е издание – Москва: Просвещение, 1979.

51. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. – Москва:

Просвещение, 1981.    

52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. – Москва:

Просвещение, 1984.

53. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство в 3 классе. – Москва:

Просвещение, 1985.

54. Энциклопедический словарь юного художника. – Москва: Педагогика,

1983.

55. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – Москва:

Просвещение,1985.             

         

Приложение

         

Планирование уроков изо.                                                            Схема 1

Основные составляющие планирования уроков ИЗО

Основные подходы к планированию Требования к планированию, структура планов и видов. Этапы планирования Нормативные документы
1.Прогноз и проект предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников. 2.Соответствие образовательным задачам. 3.Учет интересов и потребностей учащихся. 1.целенаправленность и конкретность образовательных задач. 2.Детализированность и краткость плана, его компактность. 3.Разнообразие форм и методов 4. Преемственность, системность и последовательность. 5. Гибкость и вариативность планирования 1.определение целей урока. 2.разработка дидактического аппрарата(содержание методов и средств) 3. установление структуры урока с проработкой учебной ситуации 1.концепция художественного образования 2.обязательный минимум(стандарт) 3базисный план 4.программа по изо
  Структура планов. 1 дата проведения, номер по тематическому плану, класс. 2.тема, цели и задачи урока. 3.структура урока с указанием последовательности и его этапов. 4. содержание учебного материала. 5. методы и приемы работы учителя 6. учебное оборудование.    
  Виды планов. 1. учебные 2. базисный учебный план 3. типовые учебные планы 4. учебный план общеобразовательной школы:   собственный учебный план школы, рабочий учебный план    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...