Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морфологический и синтаксический анализ




Глаголы.

В рассматриваемом нами отрывке на удивление мало глаголов. Связано это несомненно с тем, что текст не содержит пересказа какой либо истории или повествования, а является изложением учения. Поэтому здесь так мало глаголов обозначающих совершенное действие и глаголов- движения. И встречаются в основном глаголы обозначающие состояние. В частности состояние человека. Это такие глаголы как VAgaph,seij, mish,seij, ge,nhsqe..

Все глаголы можно условно разделить на три группы. Первая группа включает в себя глаголы относящиеся к человеку. Что он делает, и что должен делать. Вторая группа включает глаголы относящиеся к Богу. Нужно заметить, что последние не связаны со словом Бог непосредственно. Здесь Бог работает через другие вещи. Такие как солнце и дождь. И третья группа, включающая всего один глагол le,gw, относится непосредственно к Иисусу.

Существительные.

Так же как и глаголы, существительные можно условно разделить на несколько групп. Главных действующих лица в тексте только два. Иисус говорящий, и человек слушающий. Но помимо этих двух главных, есть еще и множество второстепенных лиц. Первое из них это Бог. Второе - враги, которые преследуют и гонят. А так же: ближние, злые, добрые, праведные, неправедные, мытари, язычники, братья. И несмотря на такое обилие действующих лиц перед нами монолог одного Человека! Эта особенность прослеживается практически во всех речах Иисуса. А особенно ярко это выражено в Евангелии от Матфея. Так как только оно содержит самое большое количество притч и историй, рассказанных Иисусом. В отличие от Евангелия от Марка, где в основном описываются сами деяния Христа. И в отличие от Евангелия от Иоанна, где внимание сосредоточенно на личности самого Спасителя.

Характерным для Матфея является яркое противопоставление учения Господа учению книжников и толкователей Ветхого Завета. В одной только пятой главе выражение «А Я говорю вам...», встречается шесть раз! Это как нельзя лучше подтверждает цель написания Евангелия Матфеем.

Местоимения.

В тексте содержится всего лишь одно местоимение первого лица. Оно относится к Иисусу, когда Он говорит: «А Я говорю вам». Так же в отрывке имеются относительные, личные, вопросительные и возвратные местоимения. Наличие всего лишь одного местоимения первого лица не удивляет, так как мы выяснили, что наш текст относится к монологу.

Частицы.

Частица же, встречающаяся в тексте один раз, имеет большое значение, так как именно она придает вес словам Иисуса, противопоставляя их словам сказанным древним.

 

Структурный анализ

Вы слышали, что было сказано:

Любить (будешь) ближнего твоего

И ненавидеть (будешь) врага твоего.

Я же говорю вам:

Любите врагов ваших

И молитесь за преследующих вас,

Что бы сделаться сыновьями Отца вашего,

Который в небесах,

Потому что солнце Его восходит на злых и добрых

И проливает дождь на праведных и неправедных.

Если любите любящих вас,

Какую награду хотите иметь?

Мытари не то же ли делают?

Или если приветствуете только братьев ваших,

Что чрезмерное делаете?

Язычники не то же ли делают?

Итак

Будте совершенны,

Как Отец ваш совершен (есть).

Выше изложенный структурный план показывает соотношение главных фраз монолога, по отношению к второстепенным фразам. К второстепенным выражениям относятся вставленные примеры. Такие как любовь Бога через посылание света и дождя. А так же противопоставления: вы и мытари, вы и язычники. И в конце, в качестве образца для подражания, выступает сам Бог. Вернее Его главное качество- любовь. Совершенство в любви.

 

Семантический анализ

 

Любовь (avgaph).

Словарное значение.

чувство привязанности, основанное на общности интересов.

чувство, основанное на половом влечении.

-   склонность, расположение или влечение к чему - ни будь.

-   любовь (главным образом христианская).

    забота, попечение.

Ассоциативное значение.

Любовь чаще всего ассоциируется с чувством, зарождающимся в глубине человеческого сердца и меняющее отношение к предмету или личности по отношению к которой направлена любовь.

Коннотация.

В этом тексте подразумеваемое значение слова это не только чувства, которые мы должны испытывать к врагам, но в большей мере это направленное действие доброты по отношению к ним.

Совершен (te,leio,j).

Словарное значение.

обладающий полнотою достоинств, превосходный.

полный, несомненный, окончательный.

высшая степень какого-нибудь положительного качества.

-   воплощение идеала в чьей-нибудь личности.

-   законченный, завершенный, целый.

    взрослый, зрелый.

Ассоциативное значение.

Совершенной, обычно называют такую личность, которая достигла наивысшей степени в обладании положительными качествами.

Коннотация.

В данном тексте слово te,leio,j используется не только по отношению к Богу но и по отношению к человеку. Человек призывается быть совершенным как Бог. То есть обладать такими же качествами добродетели как у Бога. Но ни в коем случае речь не идет о том, что бы человеку стать Богом. Человек это не то же самое что Бог, но способен обладать теми же качествами, что и у Бога. К этому и призывал Иисус.

Семантические группы.

В этом тексте мы выделим несколько интересующих нас групп.

А) Глаголы взаимоотношения, относящиеся к любви:

будешь любить (VAgaph,seij).

любите (avgapa/te).

полюбите (avgaph,shte).

Здесь мы находим как бы противопоставление слов Христа словам древней заповеди. Он повелевает - любите! Эта же идея прослеживается и в другой паре слов: было сказано (evrre,qh) и Я же говорю (evgw. de. le,gw).

Б) Противоположные по значению слова:

будешь ненавидеть (mish,seij).

будешь любить (VAgaph,seij).

Эти повеления относятся к ветхозаветной заповеди о любви к ближнему и к присовокупленному к ней толкованию. Они отражают закон, который действовал в Израиле вплоть до пришествия Мессии.

В) Родственные по значению слова, относящиеся к совершенству:

совершенны (te,leioi).

совершен есть (te,leio,j).

Первое из этих слов выражает желание оратора, заключающееся в том, что бы слушатели стали совершенными. Второе слово констатирует факт. Факт того, что Бог совершен есть.

 

Литературный анализ

 

Макро - уровень.

В Новом Завете мы находим три подобных макро - жанра: письмо, повествование (Евангелия и Деяние Апостолов) и апокалипсис. Выбранный нами текст относится к жанру повествования (Евангелия).

Мезо - уровень.

Отрывок находится в контексте глав повествующих о нагорной проповеди. Итак, перед нами проповедь.

Микро - уровень.

В это проповеди, в частности в исследуемом отрывке, мы находим такие стилистические характеристики как ирония, антитеза и параллелизм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...