Культурно - общественный и исторический анализ
Общий исторический фон «Когда писался Новый Завет весь цивилизованный мир, за исключением малоизвестных государств Дальнего Востока находился во владении Рима. От Атлантического океана на западе до реки Ефрат и Красного моря на востоке, и от Роны и Дуная, Черного моря и Кавказских гор на севере до Сахары на юге простиралась одна необъятная империя, находящаяся в сущности под диктаторской властью императора». К тому времени, когда Иисус произносил нагорную проповедь, всей этой необъятной империей правил жесткий, гордый и холодный император Тиберий. Иудея так же входила в число его подчиненных колоний. Ирод Антипа правил Галилеей и Перией. Филипп - северо-восточным углом Палестины.
Социально - общественный фон Если смотреть с позиции христианской морали, то Римский мир в то время когда проповедовал Иисус, уже начал разлагаться, но еще не разложился полностью. Гомосексуализм и проституция были обычным явлением. Различного рода извращения и оргии так же были широко распространены в империи. Но не смотря на это общество еще как то держалось. Преобладающим классом были рабы, которые обеспечивали более высокие классы всем необходимым. В отличие от Рима, в Палестине обстановка была несколько иная, так как пленение еще не означало отказ от Бога и Его заповедей. И хотя зрелища, извращения и тому подобное присутствовало и в Иудее, но все же не в той мере, что и в Риме.
Религиозный фон Римляне придерживались многобожия. Иудеи признавали только одного Бога - Яхве. Но не все верили в Него одинаково. Существовали различные течения и секты в иудаизме. Самыми крупными считались саддукеи, фарисеи и книжники. Это важно знать, что бы понимать, почему и как реагировали люди на слова Иисуса. Так как помимо Закона существовало еще множество традиций, преданий и религиозных предписаний которыми жило израильское общество.
В свете всего вышесказанного мы можем понимать значимость нагорной проповеди Христа. Ведь Он выступал в роли толкователя и нового учителя, который учил вразрез закону и традициям. Так, в нашем отрывке, Он заменял привычное всем учение учением своим. Как же израильтянам следовало относиться к Нему? Признать Его за обещанного Мессию, которого нужно было во всем слушаться? Или же надеть на Него клеймо еретика и лжепророка? Задача была не из легких. Особенно для малограмотного народа. Но что удивительно именно этот простой народ и принял в своем большинстве Иисуса за своего Спасителя. А претендующие на совершенное знание Торы, отвергли!
Теологический анализ
Перед нами развертывается интересная картина: множество народа толпятся на небольшой горе и желают послушать нового Учителя, недавно объявившегося в их краях. И вот Учитель сел. Это означало, что сейчас Он начнет учить. Вокруг Него тут же собрались ученики и остальной народ. И вот Иисус заговорил. То, что Он говорил было необычно и с трудом вмещалось в головы слушателей. И возможно они бы приняли Его за лжепророка если бы не некоторые обстоятельства. «Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29). Иоанн Креститель, которого почитали за пророка Божия, превозносил Иисуса больше себя (Мф. 3:11). С неба был глас Божий при крещении, свидетельствующий, что Иисус- Сын Божий (Мф. 3:17). Кроме всего этого Иисус исцелял прокаженных, больных и изгонял бесов (Мф. 4:23,24). На фоне всего этого Он говорит такие слова, к которым нельзя относиться спокойно. Нужно либо Его отвергнуть, либо принять. Что же такого странного говорил Христос? Он давал новые заповеди и воскрешал забытые и искаженные. Это было не просто толкование закона и внесения дополнений. Но, революционно новое учение, основанное на Его собственном авторитете.
В первой части 43 стиха Иисус частично цитирует слова из Левит 19:17,18. Во второй части Он пересказывает мнение толкователей закона, основанное на Второзаконии 23:3-6. так как прямой цитаты о ненависти к врагам в Ветхом Завете мы не находим. (см. п. 1.6.3). Поэтому Он и говорит в 43 стихе: «Вы слышали, что было сказано». Далее, в 44 стихе Иисус делает заявление: «А Я говорю вам», противопоставляя тем самым авторитет книжников своему авторитету. Значимость этого шага нельзя недооценивать. (см. п. 1.3.1). Следушие, что Он делает, это дает свое учение о любви к врагам, подкрепляя его различными примерами и сравнениями. (см. п. 1.3.2). В конце этого учения, Иисус выдвигает потрясающие пожелание - требование к своим слушателям. «Будте совершенны» - говорит Он. Это заявление должно было шокировать слушателей, так как раньше их не призывали иметь те же качества, что и у Бога в полноте. (см. п. 1.4). Интересно отметить, что в Евангелии от Луки 6:35,36, где цитируется та же речь Христа о любви к врагам; там, стоит вместо слова совершен, слово милосерд. Это как раз и является одним из качеств Бога. Но самым, пожалуй, близким к совершенству качеством, можно назвать святость. И люди, читающие Писания могли уже раньше слышать такой призыв к ним из уст Бога: «Святы будте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Левит 19:2). Но Христос, в нагорной проповеди, говорил не об одном каком либо качестве. Он говорил о совокупности этих качеств. О целостности. Похожую формулировку мы находим в послании к Колосянам 3:14: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Но ведь именно о любви и говорил Иисус в исследуемом нами отрывке! Вот, что об этом пишет библейский комментатор У. Макдональд: «Слово совершенный нужно понимать в свете контекста. Оно не значит безгрешный или без изъяна. Предыдущие стихи поясняют, что быть совершенным - значит любить ненавидящих нас, молиться за обижающих нас и быть добрыми друг к другу, и к врагу. Совершенство здесь - это духовная зрелость, которая делает христианина способным подрожать Богу в раздаянии благословений всем без исключения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|