Жизненный цикл проекта, его основные этапы
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ( на примере ООО МСК «БЛ ГРУПП») Жизненный цикл проекта — совокупность всех этапов проектной деятельности. При разработке проекта обычно выделяют несколько фаз (этапов, шагов) для обеспечения лучшего управленческого контроля. Все фазы суммарно составляют жизненный цикл проекта (по аналогии с маркетингом — жизненный цикл товара). Существует много различных теоретических и практических версий структуризации проектного цикла. Анализ литературы и практической деятельности показывает, что универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, менеджеры проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, опытом, конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным, лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки (вехи), во время прохождения которых получается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта. В качестве примера можно привести две авторские версии: 1. И. И. Мазур и В. Д. Шапиро выделяют следующие этапы жизненного цикла: § технико-экономического обоснования; § планирования и разработки проекта; § производственный; § заключительный. 2. Ф. Бэгьюли описывает почти аналогичную структуру: § разработка концепции проекта; § планирование проекта; § его осуществление; § завершение проекта. Осуществление проекта имеет отчетливо выраженные уровни, «слои»: идеальный, связанный с концептуированием, замыслом, планированием и разработкой проекта, и реальный, воплощающий в действительность задуманную идеальную модель, уровень практической реализации проекта. Достаточно условно, так как в реальной жизни оба слоя развиваются параллельно, одновременно, можно разделить проект на последовательные этапы:
1) предпроектный анализ (анализ ситуации); 2) формулировка концепции проекта (целеполагание); 3) мобилизация ресурсов; 4) реализация проекта (методы достижения целей — управление проектами); 5) мониторинг проекта; 6) наращивание потенциала проекта (перепланирование) или завершение (закрытие проекта). Этапы проекта с третьего по шестой — инструментальное обеспечение проекта. Детальная разработка этих циклов превращает прожект, утопию в реально достижимый проект. Рассмотрим описанные выше этапы модульно и их применение на конкретном примере. 2. 1 Методология и методика предпроектного анализа (анализ ситуации) Разработка любого проекта в ООО МСК «БЛ ГРУПП» начинается с обсуждения проблемной ситуации, т. е. с идентификации той проблемы, на решение которой он направлен. Проблема — осознанное противоречие между реальным состоянием дел и желаемым будущим. Диагностику проблемы осуществляется следующими методами анализа: экономический, статистический, маркетинговый, SWOT-анализ, комплексная диагностика. Предпроектный анализ предполагает проблемно-позиционный анализ сложившейся ситуации. Главная его цель — обоснование, доказательство необходимости и актуальности проекта, а именно: 1. Предполагаемому заказчику строительно-монтажных работ излагается суть ситуации, которая четко фиксируется в том негативном аспекте, на который в дальнейшем будут направлены действия проектанта. Суть ситуации доказывается статистическим материалом, полученным в ходе исследований объекта различными методами: экономическим, маркетинговым, социологическим и т. д.
2. Выявляются причины сложившейся ситуации, которые определяют тему проекта (его генеральную цель) и основные направления деятельности проекта (его общие цели). Как правило, это устаревшее оборудование либо недостаточное оборудование улиц, парковых зон, автомобильных магистралей наружным или архитектурно-художественным освещением. 3. Предполагаемому заказчику строительно-монтажных работ излагаетсяправильная формулировка проблемы, которая обеспечивает до 50 % успеха проекта. Проблема формулируется в виде расчетных данных по энергозатратам существующего оборудования и энергозатратам после модернизации, расчет по окупаемости проекта и т. п. 4. Степень распространенности проблемы доказывается с помощью статистического материала по результатам обследования и предоставленным материалам местных энергетических компаний. 5. Учитывается целевая группа проекта, т. е. группу должностных лиц, на которых направлен проект. 2. 2 Управление интеграцией (содержанием) проекта На этом этапе формируется концепция проекта, которая предполагает выполнение двух задач. Задача 1. Управление замыслом корпоративного проекта. Разрабатывается стратегия проекта, где отражаются следующие вопросы: § необходимость изменения ситуации; § направление желательного изменения ситуации; § содержание результата действий; § перечень работ и выбор материалов и оборудования; § доводы по эффективности реализации проекта. Стратегия проекта, инициация проекта, дают в итоге результат убеждения руководства организации (планируемого заказчика работ): § в необходимости выполнения и реализации проекта; § определение общей цели проекта; § определение его границ; § определение ожиданий заказчика, руководства и других участников; § определение примерного объема работ проекта и потребностей в ресурсах; § определение основных членов команды управления и организационной структуры; § назначение руководителя проекта. Результаты фазы инициации — решение о запуске проекта, утвержденное руководителем. Менеджер проекта определяется и назначается как можно раньше. Его необходимо всегда назначать до начала планирования и желательно на этапе разработки структуры проекта.
Критерии успеха и критерии неудач проекта — представляют собой совокупность показателей, которые дают возможность судить об успешности выполнения проекта. Основные типы критериев: § традиционные (в срок, в рамках бюджета, в соответствии со спецификацией); § соответствие требованиям (ожиданиям) заказчика и пользователей; § соответствие ожиданиям других участников. Критические факторы успеха проекта: § миссия проекта, четкая постановка целей и границ проекта; § поддержка со стороны высшего руководства; § наличие и качество планов; § учет требований заказчика; § учет требований пользователей; § наличие необходимых технологий; § наличие квалифицированных исполнителей; § эффективная система контроля; § эффективные коммуникации; § разрешение трудностей. План управления проектом — сводный документ, кратко отражающий основные институциональные подсистемы проекта. При разработке плана управления проектом используются результаты других процессов планирования (в том числе и стратегического) для создания единого связного документа, который будет использован как руководство для исполнения и контроля проекта. План управления содержанием проекта может состоять из одного или нескольких дополнительных планов: § плана управления временем; § управления стоимостью; § управления качеством; § управления командой; § управления коммуникациями; § управления рисками; § управления снабжением. Задача 2. Разработка целевой структуры проекта Цель управления содержанием — определить границы содержания проекта и работы, направленные на успешное выполнение и завершение проекта. Данная позиция определяет иерархическую структуру работ (WBS) — декомпозицию проекта на более мелкие и более управляемые компоненты или разработку целевой структуры проекта. В международном стандарте PMI дано следующее определение данного понятия: «Иерархическая структура работ — это согласованная с результатами проекта иерархическая декомпозиция работ, которые команда проекта должна выполнить для достижения целей проекта и создания оговоренных результатов проекта»3.
Целевая декомпозиция проекта является системообразующим инструментом для управления проектом, так как строится для того, чтобы определить точное количество и корректный контент пакета задач проекта. Тщательное и безошибочное построение целевой структуры — непременное условие успешной разработки всех подсистем проекта и в этом смысле — детерминант успеха или неуспеха всего проекта. Именно по этой причине правильности построения целевой структуры должно быть уделено исключительное внимание. Нельзя продвигаться в дальнейшей разработке проекта, не будучи уверенным в абсолютной правильности построения целевой структуры. Необходимо заметить, что сложный и трудоемкий способ структурной декомпозиции предпринимается ради достижения итогового уровня и точного определения всех задач проекта. Дальнейшие действия проектанта по разработке проекта будут связаны только с итоговым уровнем целевой структуры. Правила построения целевой структуры: § цели должны формулироваться предельно ясно, четко, однозначно; § они должны быть независимы и несводимы друг к другу; § цель более высокого уровня должна быть разбита не менее чем на две цели более низкого уровня; § цели более низкого уровня в сумме должны давать цель более высокого уровня как по содержанию, так и по объему понятий; § задачи должны быть сформулированы как конкретные распоряжения менеджмента, однозначно истолкованные и не оставляющие свободы для интерпретаций. В ООО МСК «БЛ ГРУПП» задание на разработку проекта формируется сотрудниками отдела Управления регионального развития, где прилагается информационная справка по показателям (Приложение № 1), формируется дорожная карта реализации основных направлений проекта (Приложение № 2). Финальным документом по предложению заказчику – презентация концессии (Приложение № 3).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|