2.3 Мобилизация ресурсов проекта
2. 3 Мобилизация ресурсов проекта Понятие «ресурсы» (от фр. resource — вспомогательное средство) очень часто употребляется в узком смысле как финансовые средства, необходимые для выполнения проекта. Представляется более правильным толкование понятия «ресурс» в более широком смысле как совокупность всех средств, методов, материалов, возможностей и способностей, которые могут быть использованы в проекте. Любые ресурсы в современном мире ограничены. Собственно сама технология проектного управления была вызвана к жизни по причине жесткой ограниченности всех видов ресурсов и необходимости всемерной их экономии. Поэтому основная задача ресурсного планирования сводится к оптимальному использованию всех их видов для достижения цели с максимальной эффективностью. Тщательно и подробно проведенное ресурсное планирование в дальнейшем является основанием для составления обоснованной сметы проекта. Также необходим анализ ресурсов с точки зрения их наличия в организации. Ресурсы анализируются по следующим параметрам: § интеллектуальные (необходим уровень знаний основных субъектов проектной деятельности); § материальные (наличие помещения, оборудования, технических средств, канцелярских принадлежностей и т. п. ); § финансовые (совокупность собственных и привлеченных денежных средств); § профессиональные (уровень квалификации персонала); § правовые (наличие нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию проекта, которые могут включать лицензии, сертификаты, регламенты и т. п. ); § организационные (необходимые и соответствующие единицы); § управленческие (наличие менеджеров, способных двигать проект);
§ нравственно-волевые (инновационная готовность персонала); § информационные (наличие системы поиска регулярной информации, базы данных и т. п. ); § технологические (производственные, кадровые, маркетинговые, социальные технологии); § иные. Далее в организации проводится анализ ресурсов с точки зрения их наличия для реализации конкретного проекта, соотнесение наличных и потенциальных ресурсов, разработка внешней и внутренней коммуникационных структур проекта. 2. 4 Управление временем, стоимостью и качеством проекта Управление временем — одна из важнейших подсистем проекта в силу того, что наряду с затратами и результатами входит в «магический треугольник» проекта и определяет ограничения проекта по времени. Управление временем осуществляется на всех этапах жизненного цикла проекта, реализуясь в различных функциях проект-менеджмента. На этапе разработки проекта — это планирование времени проекта, на этапе реализации — контроль выполнения сетевого графика и внесение изменений по ходу осуществления проекта. Главной задачей управления временем на этапе планирования является разработка такого расписания работ, при котором целевая функция задачи при соблюдении всех условий достигала бы экстремального значения. Иными словами, главная задача календарного планирования интегрирует в себе достижение трех условий: § минимизация продолжительности проекта в условиях ограниченности ресурсов; § минимизация стоимости проекта; § равномерное распределение ресурсов. Итогом выполнения главной задачи планирования времени является обоснованный календарный план. Календарный план — это проектно-технологические документы, устанавливающие полный перечень работ проекта, их последовательность, взаимосвязь, сроки выполнения, продолжительность, исполнителей и ресурсы, необходимые для выполнения работ. Создание календарного плана предполагает ряд предварительных действий:
§ определение продолжительности работ; § установление взаимосвязи между работами; § определение времени доступности всех видов ресурсов. Процесс определения продолжительности работ может осуществляться различными методами, в частности экспертным методом Delphi, с использованием баз данных, с помощью внутренних и внешних консультантов, существующих стандартов и т. д. При применении метода Delphi эксперты письменно, независимо друг от друга оценивают ситуацию. После этого каждый эксперт знакомится с оценками коллег и корректирует свою оценку. Процедура повторяется до тех пор, пока оценки не сблизятся до приемлемого интервала времени. Может применяться также метод оценки по аналогии, при котором сопоставляются результаты другого проекта. Метод неприменим при производстве уникальных инновационных работ. Количественный метод учитывает объем работ и производительность труда. При этом методе предполагается возможным учесть основные факторы продолжительности работы: трудоемкость, количество исполнителей, чистое время задержки. Трудоемкость работы — это время, необходимое одному человеку на выполнение данной работы. Измеряется в человеко-часах. Нетрудно подсчитать, как длительность выполнения зависит от количества работников. На длительность исполнения влияет также эффективность использования рабочего времени. Здесь следует учитывать определенные закономерности. Слишком оптимистичный расчет на использование всего рабочего времени для непосредственного выполнения проекта чреват нереалистической длительностью задач, которая может обернуться срывом сроков проекта, прежде всего потому, что время выполнения задачи всегда удлиняется за счет выполнения других служебных обязанностей (совещания, обсуждения и т. д. ), а также за счет непредвиденных личных обстоятельств, когда работник бывает недоступен (болезнь, незапланированные перерывы, форс-мажор). По исследованиям американских авторов реальная длительность рабочего времени в течение стандартного рабочего дня (в часах) выглядит следующим образом.
В практике ООО МСК «БЛ ГРУПП» используется именно сетевой график «работы-связи», потому что он гораздо удобнее, так как может отображать и работы, и события, и, кроме того, именно по этому принципу работает и компьютерная программа Microsoft Project, самая популярная в повседневной практике проект-менеджмента. Календарный план представляется в той форме, которая предложена в программе Microsoft project, она очень удобна для повседневной управленческой деятельности. Происходит параллельное выполнение фаз или работ проекта, которые выполняются последовательно. Именно параллельное выполнение работ проекта позволяет сократить критический путь и, соответственно, сроки проекта. Управление стоимостью в ООО МСК «БЛ ГРУПП» осуществляется на всех этапах жизненного цикла проекта и включает в себя следующие процессы, обеспечивающие выполнение проекта в рамках утвержденного бюджета: § стоимостная оценка; § разработка сметы и бюджета проекта; § контроль стоимости. Таким образом, главной целью управления стоимостью является разработка политики, процедур и методов, позволяющих планировать затраты и своевременно их контролировать при помощи различных методов. Процессы управления стоимостью реализуются по-разному на различных этапах жизненного цикла, и сама стоимость проекта распределяется неравномерно в течение жизненного цикла. Основная часть стоимости расходуется на реализацию, воплощение проекта. Основные решения, обусловливающие показатели стоимости проекта, принимаются на прединвестиционной фазе. Отсюда формируется учет возможности управления стоимостью, т. к. она убывает пропорционально продвижению к окончанию. Распределение средств по фазам жизненного цикла происходит следующим образом: § прединвестиционная фаза; § инвестиционная фаза; § фаза эксплуатационных испытаний. Методы оценки стоимости проекта осуществляются в порядке:
Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта. Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет проекта.
Бюджет — это директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет — документ, определяющий ресурсные ограничения проекта. Бюджет может быть сформирован в рамках традиционного бухгалтерского учета. В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть: § предварительные (оценочные); § утвержденные (официальные); § текущие (корректируемые); § фактические. Сущность бюджетирования — это планирование стоимости проекта, т. е. определенного плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачены и получены деньги. Затратная составляющая бюджета называется сметой. Способы представления сметы расходов могут быть совершенно различны и зависеть от целей документации, сложившихся традиций и пожеланий заказчика. Смета может быть представлена в виде календарных планов-графиков, столбчатых диаграмм, столбчатых диаграмм кумулятивных затрат, линейных диаграмм распределенных по времени кумулятивных затрат, круговых диаграмм, отражающих структуру расходов на проект. После принятия, согласования и утверждения бюджет и смета становятся эталоном, с которым сравнивают фактический результат, и основным документом проекта. Контроль стоимости проекта является частью общего управления изменениями и включает в себя поиск причин, вызывающих как позитивные, так и негативные отклонения. например, неадекватное реагирование на отклонение по стоимости может привести к возникновению проблем с расписанием или качеством, к появлению неприемлемого увеличения риска на дальнейших этапах проекта1. Контроль стоимости включает в себя следующие процедуры: § установление фактической стоимости проекта;
§ сравнение фактической стоимости с плановой; § прогноз будущей общей стоимости проекта. Существует два основных метода контроля стоимости: традиционный и метод освоенного объема. Традиционный метод дает хороший результат (и потому широко применяется) для определения состояния дел по окончании проекта для определения расхождения фактической и плановой стоимостей проекта. Управление качеством проекта включает в себя те процессы, которые необходимы для гарантии того, что проект удовлетворяет требованиям, ради которых он был предпринят. Под качеством понимается целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности»[3]. Управление качеством в равной степени относится: § к управлению проектом; § продукту проекта. Таким образом, в проекте можно выделить два аспекта, которые необходимо рассматривать в неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости. качественное управление — залог качественного продукта. только качественный проект может создать качественный продукт. Критическим аспектом качества в контексте управления проектами является необходимость отражения подразумеваемых требований в содержании проекта. Важно удовлетворить требования всех групп заказчиков и заинтересованных сторон (по возможности). Качество — результат качественных процессов, а не постоянного контроля. Основные принципы управления качеством: § удовлетворение заказчика — обеспечение как формальных требований заказчика (отраженных в контракте), так и неформальных ожиданий конечных пользователей от использования ими продукта (результата проекта); § предотвращение прежде, чем устранение, — предотвращение появления, а не устранение уже появившегося брака (потерь качества продукции); § ответственность руководства — руководство (проекта и компании) несет ответственность за выделение ресурсов, необходимых для управления качеством продукции; § непрерывное улучшение — вся команда проекта непрерывно работает над улучшением процессов выполнения проекта и повышением качества продукта4. Процессы управления качеством: § планирование качества — определение стандартов качества, применимых к проекту, и мер для их достижения. для правильного планирования необходима информация о самых разных аспектах качества в проекте — от стратегии в области качества до самых подробных документов, регламентирующих всю систему качества в проекте, касающуюся содержания проекта, конкретных спецификаций, стандартов в области услуг, информации о технологических процессах и т. д; § обеспечение качества — проведение всех спланированных систематических действий в рамках системы качества (например, аудита) для обеспечения задействования в проекте всех процессов, необходимых для соответствия всем ожиданиям заинтересованных лиц. Обеспечение качества достигается регулярными проверками, исходя из заранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов, а также результатов проверочных испытаний; § контроль качества — отслеживание результатов проекта для определения их соответствия принятым стандартам качества и определение путей устранения причин неудовлетворительного выполнения. Для обеспечения эффективной работы системы менеджмента качества проводятся регулярные проверки отклонений системы от заданных стандартов. Методом проверки является аудит системы, аудит процесса и аудит продуктов проекта. Аудит — это системное независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить соответствие деятельности в области качества принятому плану, насколько эта деятельность эффективна и приведет ли она к запланированным целям. Система менеджмента качества в ООО МСК «БЛ ГРУПП» сертифицирована, равно как и продукция, которая проводится по стандартам ISO соответствующим органом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|