Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы формирования корневых компетенций организации




Министерство науки И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

 

Кафедра корпоративного управления и инноватики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

                                     

 

на тему: Формирование корневых компетенций организации

 

                                                                                     Выполнил(а):

                                                                   студент(ка) группы

15. 03д-м02/19б

                                                                   очной формы обучения

                                                                   факультета Менеджмента

                                                         Вычугжанина Наталья

Андреевна

                                                                                                      (Ф. И. О. студента, подпись)

 

                                                                   Научный руководитель от кафедры

                                                                   организационно-управленческих

                                                                                     инноваций:

Кандидат экономических наук

Анохина М. Е.

                                                                                                   (ученая степень, должность, Ф. И. О., подпись)

 

Москва– 2022

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования корневых компетенций организации 5

1. 1. Сущность и особенности корневых компетенций организации. 5

1. 2. Управление корневыми компетенциями организации. 9

1. 3 Роль корневых компетенций в формировании стратегии организации. 13

Глава 2. Анализ результатов деятельности ПАО «Газпром» и уровня развития корневых компетенций организации. 17

2. 1. Общая характеристика организации. 17

2. 2. Стратегический анализ среды функционирования организации. 27

2. 3 Управленческий анализ и оценка корневых компетенций организации. 44

Глава 3. Направления развития системы корневых компетенций ПАО «Газпром» 51

3. 1. Разработка стратегических и тактических возможностей по формированию корневых компетенций ПАО «Газпром». 51

3. 2. Построение стратегии развития бизнеса на основе корневых компетенций ПАО «Газпром». 55

Заключение. 60

Список литературы. . 63

Приложения. 67

 


 

Введение

 

С начала 90-х годов XX века в стратегическом менеджменте сформировалось новое понятие – «корневые компетенции фирмы».

Под корневыми компетенциями понимаются знания, умения и связи фирмы, позволяющие ей добиваться стратегического преимущества на одном или нескольких рынках.

На современном этапе все более актуальным становится развитие корневых компетенций бизнеса, поскольку на основе понимания ключевых знаний, умений и навыков компании зависит формирование целей ее долгосрочной стратегии.

Понимание своих корневых компетенций позволяет фирме более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, фокусируясь на процессах, продуктах или элементах производственного процесса, которые удается осуществлять наилучшим образом по сравнению с конкурентами. Тем самым организация может сдерживать проникновение конкурентов на свои сегменты рынка, формировать базовые конкурентные преимущества.

В соответствии с актуальностью исследуемой темы целью данной курсовой работы является исследование формирования корневых компетенций организации на примере ПАО «Газпром».

Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:

- Рассмотреть сущность и особенности корневых компетенций организации;

- Исследовать особенности управления корневыми компетенциями организации;

- Изучить роль корневых компетенций в формировании стратегии организации;

- Провести анализ результатов деятельности ПАО «Газпром» и уровня развития корневых компетенций организации;

- Разработать стратегические и тактические возможности по формированию корневых компетенций ПАО «Газпром»;

- Сформулировать основные направления стратегии развития бизнеса на основе корневых компетенций ПАО «Газпром».

 

Объект – система стратегического управления организации, которая осуществляет свою деятельность на нефтегазовом рынке.

Предмет – механизм формирования тактических и стратегических возможностей по формированию корневых компетенций.

Метод исследования – анализ, планирование, прогнозирование, а также специальные методы стратегического менеджмента.

 

Методологической основой курсовой работы явились новейшие труды российских и зарубежных ученых-экономистов в области стратегического менеджмента и формирования корневых компетенций фирмы, учебная литература по исследуемой теме.

Информационной базой исследования являются: бухгалтерская отчетность ПАО «Газпром», аудиторские заключения за 2019-2021 год, открытые данные ФНС России, открытые данные Федеральной службы государственной статистики, информация, опубликованная на официальном сайте ПАО «Газпром» в сети Интернет.


Глава 1. Теоретические основы формирования корневых компетенций организации

1. 1. Сущность и особенности корневых компетенций организации

 

Основой успешного функционирования бизнеса является стабильное поддержание конкурентных преимуществ компании.

С начала 1990-х гг. в стратегическом менеджменте особенно актуальным стал поиск и осознание первопричин, которые лежат в основе способности компании воспроизводить свою конкурентоспособность. Такая способность является основой генетического кода компании [25, с. 15].

С развитием данного подхода в стратегическом менеджменте сформировалось понятие «Корневые компетенции компании» (или core competencies), которое впервые было определено в работах Г. Хамела и  К. К. Прахалада в 1994 году [1, с. 2].

Корневая компетенция компании — это особая комбинация трех факторов [16, с. 71]:

1) конкурентоспособные (в идеале — уникальные) технологические навыки, которые как особая технология деятельности применяются в масштабе данной компании при создании ее конкретных продуктов;

2) конкурентоспособные (в идеале — уникальные) нетехнологические навыки, которые используются в масштабе данной компании, в первую очередь для реализации создаваемых конкретных продуктов;

3) коллективное обучение, которое в масштабе данной компании превращается в научение эффективным навыкам и умениям и передачу эффективных знаний.

Данному определению соответствует формула корневой компетенции:

Kk = ,                                      (1)

Здесь Кk – отдельная конкретная корневая компетенция (Core Competence) конкретной компании;

ti – i-й первичный технологический бизнес-навык конкретной компании;

bj – j-й первичный нетехнологический бизнес-навык конкретной компании;

L – системный бизнес-навык научения конкретной компании;

{ } – условное обозначение особой сложной нелинейной системы.

Иными словами, в данной формуле ti – это технологические ноу-хау, которые не обязательно связаны с использованием высоких технологий, но могут быть связаны с иными функциями управления. Это так называемые «ноу-вай» (know-why) [5, с. 5], которые связаны со способом получения и должного использования знаний в области технологий. Ноу-вай связаны особенностями подбора и управления кадрами, с осуществлением кадровой функции в компании.

bj – нетехнологический бизнес-навык, который характеризует надежность процессов, обеспечивает стабильность качества и минимизирует отклонения в ходе производства и реализации продукции (товаров и услуг). Надежность процессов может наблюдаться в системе НИОКР, в производстве с минимальным уровнем дефектов, в быстром получении необходимых документов (лицензий, разрешений) на производство или реализацию тех или иных товаров, в организации бесперебойной системы поставок и в переносе желаемых характеристик системы производства в иные предприятия, приобретаемые фирмой.

L – предполагает научение эффективным навыкам и умениям, а также  передачу эффективных знаний, проявляющиеся в коллективном обучении компании. Это, в свою очередь, является основой для взаимодействия с внешней средой, развития ключевых взаимоотношений. Все ресурсы, которыми располагает фирма – результат развития ключевых отношений. Фирма может располагать осязаемыми ресурсами – земля, права на использование месторождений полезных ископаемых, финансовые ресурсы, и неосязаемыми ресурсами – базы лояльных потребителей, доступность кредитных ресурсов (выражаемая в кредитном рейтинге фирмы), наконец, общая репутация фирмы (так называемый «гудвилл»). Таким образом, и месторождения, и маркетинговые базы данных, и расположение дружественных банков – результат предыдущих действий, в социально приемлемых рамках, по эффективному и рентабельному производству товаров и услуг с должным уровнем качества.

В случае падения надежности процессов и качества товаров, теряется рентабельность производства и реализации продукции, фирма начинает выходить за социально приемлемые рамки ведения бизнеса – и, следовательно, поддержка во внешней среде, на которую «автоматически» рассчитывала фирма, снижается. Это влечет за собой снижение лояльности потребителей и стейкхолдеров внешней среды.

На рисунке 1 представлена модель корневых компетенций компании.

Источник: [5]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...