Рис. 2.5 – Дерево целей ПАО «Газпром»
Рис. 2. 5 – Дерево целей ПАО «Газпром»
Основой структуры дерева целей ПАО «Газпром» является диверсификация видов работы. Для поглощения и слияния с компаниями, которые производят различную продукцию и услуги в нефтегазовой отрасли, «Газпрому» необходимо дивизиональное распределение по функциям, что также характерно для дивизиональной организационной структуры управления [20, с. 47]. Одним из положений стратегии ПАО «Газпром», основывающихся на корневых компетенциях компании, является разработка новых месторождений, что позволит предприятию укрепить и увеличить свою долю на мировом рынке. Залежи нефти и газа находятся в различных регионах Российской Федерации, для их добычи необходимо географическое разделение, что наиболее эффективно только при дивизионально-территориальной структуре управления [20, с. 48]. Газпром имеет четкую нефтегазовую специализацию и внутри своей структуры содержит все необходимые элементы для реализации всего цикла продукции, от разработки месторождений до распространения, то есть организационная структура соответствует заявленной стратегии и способствует выполнению целей [20, с. 49]. Реализация целей и задач на основе корневых компетенций оправдана во всем цикле продукта - от разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки продукта до его реализации конечным потребителям. В Газпроме все это сопровождается научными исследованиями и инновационным процессом, поэтому можно сделать вывод, что данная структура соответствует технологии. Корневые компетенции ПАО «Газпром» являются основой эффективного достижения целей организации, обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют принятым в международной практике подходам. Они направлены также на устранение недостатков существующей в компании структуры управления.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: В стратегическом менеджменте в 1990-е гг. сформировалось понятие «Корневые компетенции компании» (или core competencies), которое впервые было определено в работах Г. Хамела и К. К. Прахалада в 1994 году [1, с. 2]. Знание фирмы своих корневых компетенций является важнейшим условием для разработки успешной стратегии. В основе системы управления корневыми компетенциями лежит их совместимость с ключевыми факторами успеха сегмента рынка, поскольку, инвестируя в ненужные компетенции, компания терпит излишние потери. Эффективное управление корневыми компетенциями на основе их совместимости с ключевыми факторами успеха сегмента рынка является основой построения стратегии фирмы. Концепция «Конкуренция за будущее», или концепция стратегии корневых компетенций, основоположниками которой являются Г. Хамел и К. К. Прахалад, предполагает сосредоточение фирмы не на обеспечении полного соответствия между целями и ресурсами, а в большей степени на создании так называемых особых «напряженных целей», целей-вызовов, требующих от сотрудников компании достижения того, что кажется невозможным. Исходя из этого, стратегия – это поиск возможностей преодолеть ресурсные ограничения посредством создания более совершенного ресурсного рычага. Роль корневых компетенций в формировании стратегии фирмы заключается во взаимозависимости стратегической важности определенного вида деятельности и степени развития корневых компетенций компании по сравнению с конкурентами.
Публичное акционерное общество «Газпром» (ПАО «Газпром») – российская транснациональная энергетическая компания, более 50 % акций которой принадлежит государству. Является холдинговой компанией Группы «Газпром». Непосредственно ПАО «Газпром» осуществляет только продажу природного газа и сдаёт в аренду свою газотранспортную систему. ПАО «Газпром» – глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии. «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 16%, в российских — 71%. Компания входит в четверку крупнейших производителей нефти в Российской Федерации. «Газпром» также владеет крупными генерирующими активами на территории России. Их суммарная установленная мощность составляет порядка 16% от общей установленной мощности российской энергосистемы. Кроме того, компания занимает первое место в России по производству тепловой энергии. Ближайшими конкурентами ПАО «Газпром» являются ПАО «Новатек» и ПАО «Роснефть». На данный момент на рынке газа ПАО «Газпром» занимает лидирующие позиции. Однако в технологиях отрыв от ближайших конкурентов минимальный. Ключевыми конкурентными преимуществами компании является наличие развитой сети трубопроводов, а также контроль над основными газовыми месторождениями в стране. Исходя из результатов анализа внешней и внутренней среды компании, были выделены корневые компетенции ПАО «Газпром»: 1) Технологические навыки – Уникальный опыт создания и обслуживания трубопроводной сети; 2) Нетехнологические навыки – Уникальный маркетинг на внутреннем рынке, слоган «Газпром. Мечты сбываются»; 3) Коллективное обучение – Уникальный опыт деятельности на мировом рынке по сравнению с конкурентами. Основным видом продукции ПАО «Газпром» является природный газ. На основании корневых компетенций, выявленных в результате анализа, были сформулированы стратегические и тактические возможности компании по формированию корневых компетенций в сфере добычи, реализации и переработки природного газа.
Стратегической целью Группы «Газпром» в газовом бизнесе является сохранение статуса лидера среди глобальных нефтегазовых компаний путем диверсификации рынков сбыта и форм поставки природного газа и продуктов его переработки, обеспечения надежности газоснабжения потребителей, повышения эффективности и масштаба деятельности, развития научного, технико-технологического и кадрового потенциала [15]. Стратегической целью ПАО «Газпром» является укрепление статуса лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|