Правила назначения административных наказаний
Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. quest11К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся: раскаяние лица, совершившего правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело о правонарушении, могут признать смягчающими другие обстоятельства. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
При совершении двух и более правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, установленное за более серьезное правонарушение. В этом случае к основному наказанию может быть назначено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных каждой из соответствующих санкций. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения правонарушения. При нарушении бюджетного, таможенного, валютного законодательства и некоторых других норм постановление не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения правонарушения. За нарушения, влекущие ответственность в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее 1 года со дня совершения правонарушения. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
quest12Постановление по делу вступает в законную силу: 1. после истечения срока на обжалование, если постановление не было обжаловано или опротестовано; 2. после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; 3. немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. Тема 12. Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Производство по делам об административных правонарушениях: правовая природа, принципы и особенности Привлечение к административной ответственности, исходя из её природы и признаков (см. § 1 Темы 11), может осуществляться в рамках административно-юрисдикционного производства, которое носит характер более простой процедуры, по сравнению с состязательным производством по привлечению к уголовной ответственности в суде. Однако сама возможность внесудебного, несостязательного механизма привлечения к ответственности активно обсуждалась при принятии действующего КоАП РФ и вызывала сомнения с конституционно-правовой точки зрения. По мнению ряда специалистов, применение, в частности, имущественных санкций во внесудебном порядке нарушает гарантию ст.35 Конституции РФ. Конституционный Суд отверг такие аргументы в ряде своих решений, указав на то, что гарантия ст. 35 Конституции обеспечена в должной мере возможностью последующего судебного контроля за законностью и обоснованностью решения о привлечении к ответственности. См. Постановления Конституционного Суда РФ от 20.05.1997 N 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса РФ в связи с запросов Новгородского областного суда» (СЗ РФ. 1997. N 21. Ст. 2542) и от 30 июля 2001 года N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве"» (СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3412). Еще в КоАП РСФСР 1984 года, и тем более в действующем КоАП РФ законодатель исходил из представления о том, что привлечение к ответственности судом является той целью, к которой необходимо стремиться; что именно суды могут обеспечить необходимую защиту прав при привлечении к административной ответственности; и что иным органам может быть предоставлено право назначения наказания исключительно в виде предупреждения и штрафа как наименее суровых мер.
Однако при этом исходя из более практических соображений посчитал невозможным применение административными органами административной процедуры, а судами – судебной процедуры привлечения к административной ответственности. Такие свойства административной ответственности, как необходимость её частого и оперативного применения не позволяет допустить применение к ней судебной процедуры, которая может приобретать длительный характер. В результате производство по делам об административных правонарушениях стало компромиссом: привлечение к ответственности в случае назначения любых наказаний, кроме предупреждения или штрафа, осуществляют судьи, а не суды. Деятельность судей при этом можно охарактеризовать как административную юрисдикцию, а не осуществление правосудия в рамках судопроизводства. В частности, судьи действуют в персональном качестве; подведомственность дел определяется судьям, а не судам. Само производство по делам об административных правонарушениях, в своих основных чертах относимое к административно-юрисдикционным, сочетает в себе ряд особенностей такого производства и некоторые гарантии, которые характерны для судебной, но не административной процедуры. quest1Этой логике сам же законодатель изменил при принятии Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК), где регулирование порядка привлечения к административной ответственности предусматривает её реализацию в рамках состязательного судебного процесса. При этом КоАП РФ не предусматривает регулирования порядка привлечения к административной ответственности иным законодательством, в том числе и судебным процессуальным с учетом обособленности и особых принципов производства по делам об административных правонарушениях.
В отношении Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК) это первоначальное намерение было последовательно соблюдено. В частности, на неприменение ГПК к производству по делам об административных правонарушениях судьями судов общей юрисдикции было указано в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3). В отношении рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах действуют совершенно иные принципы, установленные АПК РФ, в связи с чем возникает необходимость разрешения возникающих коллизий правового регулирования. Таких коллизий возникает довольно много. Арбитражные суды в большинстве случаев руководствуются положениями АПК РФ (Постановления Пленума ВАС от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ", N 8, 2004 и от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 2), хотя такую позицию сложно признать правильной. (См. также Морозова Н.А. Соотношение норм КоАП РФ и АПК РФ, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях // Арбитражная практика. 2003. №3. СС. 33-38 и Хазанов С.Д. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах: проблемы согласования норм КоАП и АПК // Административное и административно-процессуальное право. М., 2004. СС. 443-459). Принципы производства по делам об административных правонарушениях можно объединить в 4 группы. 1. Первую группу образуют принципы, общие как для административной, так и судебной процедуры. Это прежде всего принцип законности, требующий неукоснительного соблюдения процессуальной формы (т.е. порядка рассмотрения дела). В случае, если нарушение процедурной нормы повлекло или хотя бы могло повлечь нарушение прав участников производства, это может стать основанием для пересмотра вынесенного по делу постановления. К числу таких принципов относится также принцип государственного языка при производстве по делам об административных правонарушениях (ст. 24.2 КоАП РФ). При этом в республиках могут также использоваться государственные языки республик в составе РФ, а лицам, не владеющим государственным языком, должен быть обеспечен перевод.
2. К числу принципов второй группы относятся принципы, которые указывают на административно-правовую природу производства по делам об административных правонарушениях. Среди них в первую очередь принцип всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела (ст.24.1 КоАП РФ), активная роль лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, в выяснении всех обстоятельств дела, поиске и добывании доказательств, которая компенсирует отсутствие состязательности сторон. К особенностям административно-процедурного характера можно отнести и отсутствие закрепленной в законе подведомственности конкретным должностным лицам. В результате рассмотрение дела об административном правонарушении может свободно передаваться решением руководителя государственного органа от одного должностного лица другому. К числу принципов второй группы можно отнести и допустимость отмены окончательного постановления по делу об административном правонарушении в административном, внесудебном порядке. 3. quest2 Третью группу образуют принципы, в которых производство по делам об административных правонарушениях обладает чертами квазисудебной процедуры. Это открытое и гласное рассмотрении дел (ст. 24.3 КоАП РФ), предполагающее слушание дела с выступление лиц, участвующих в производстве, представлением ими доказательств и аргументов в обоснование своей позиции. Это обеспечение права на защиту для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отличие от уголовного процесса государство, правда, не обеспечивает участия защитника в случае, если гражданин сам не может оплатить его услуги, однако процессуальная гарантия участия защитника предусмотрена. Это презумпция невиновности, носящая одновременно характер и материально-правового и процессуального принципа при привлечении к административной ответственности. 4. К четвертой группе относится принцип, который характерен исключительно для производства по делам об административных правонарушения. Расходы на издержки по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении физического лица несет государственный бюджет (соответствующий уровню закона, который предусматривает ответственность), а в отношении юридического лица – само это юридическое лицо (ст.24.7 КоАП РФ). Правда, состав издержек по делу об административном правонарушении в ст.24.7 КоАП РФ определен недостаточно полно, в результате чего имеет место тенденция возложения расходов на применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях во всех случаях на лиц, в отношении которых ведется производство. § 2. Судьи, органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях Общие правила подведомственности Подведомственность дел об административных правонарушениях в первую очередь определяется уровнем закона, предусматривающего административную ответственность. В отношении составов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, подведомственность рассмотрения дел по ним определяется в самом КоАПе (Глава 23). Относится она, как правило, к федеральным государственным органам (кроме мировых судей, комиссий по делам несовершеннолетних и избирательных комиссий всех уровней). В отношении составов, предусмотренных законами субъектов РФ, подведомственность определяется самими субъектами и относится к государственным органам субъектов. При этом на федеральном уровне создания специальных органов для рассмотрения дел об административных правонарушениях не предусмотрено, тогда как субъекты РФ могут создавать административные комиссии иные органы специально для рассмотрения дел об административных правонарушениях. В случае создания такого органа в субъекте его статус, порядок формирования и деятельности определяется сами субъектом РФ. В отношении территориальной подведомственности общее правило, закрепленное КоАП РФ (ст.29.5) состоит в рассмотрении дела по месту совершения правонарушения. Из этого правила в самой статье 29.5 предусмотрен ряд исключений, в том числе направление материалов дела по ходатайству физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела по его месту жительства. При этом предполагается, что возбуждение дела осуществляется в любом случае по месту совершения правонарушения. Под местом совершения правонарушения следует понимать место, где было совершено противоправное действие (в том числе окончено длящееся) или требовалось совершение действий, не совершенных в результате противоправного бездействия. Место наступления противоправных последствий юридического значения не имеют. При этом территориальная подведомственность иначе определена в АПК, ст.203 которого требует рассмотрения дела по месту нахождения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Специальные правила о подведомственности дел судьям Подведомственность дел судьям определяется путем указания исключительной подведомственности судьям (главным образом дел, право на возбуждение которых имеют должностные лица органов, не уполномоченных на вынесение окончательного постановления по делу) и условной подведомственности. Условная подведомственность реализуется по решению органа, возбудившего дело об административном правонарушении путем направления судье дела, по которому может быть вынесено решение о назначении такого наказания, которое может быть назначено только судьей. Поскольку суды, в отличие от органов исполнительной власти, создаются и ликвидируются редко, то по специальному указанию КоАП если орган, к подведомственности которого относилось дело, ликвидирован, то это дело переходит в подведомственность судьи (ст.22.3). quest3По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 23.1). Исключения могут устанавливаться (1) в зависимости от статуса лица, в отношении которого возбуждено производство по делу – в отношении военнослужащих дела рассматривают судьи гарнизонных судов, дела, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматривают судьи арбитражных судов (2) по перечню составов – так определена подведомственность судьям арбитражных судов, и (3) по видам наказания и характеру производства по делу – для назначения наказания в виде административном выдворении или приостановлении деятельности или при проведении административного расследования дела рассматриваются судьями районных судов. Таким образом, для арбитражных судов должны совпасть два условия специальной подведомственности – и определенный состав правонарушения и совершение его юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. При этом специальные правила распределения подведомственности между судьями различных судов действуют в дополнение к общим правилам подведомственности судьям. Если было проведено административное расследование, то дело будет направлено на рассмотрение судье если такое решение примет орган, возбудивший дело, при альтернативе видов наказания. Однако если решение будет принято, то на рассмотрение оно должно быть направлено в районный суд, кроме случая, когда установлена специальная подведомственность дела судье гарнизонного или арбитражного суда. Органы, специально создаваемые в субъектах РФ для рассмотрения дел об административных правонарушениях В период действия КоАП РСФСР 1984 года важное место среди органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, играли административные комиссии. С принятием нового КоАП РФ законодатель от обязательности создания этих органов отказался, очевидно, учитывая, что упрощенный и оперативный порядок привлечения к административной ответственности в первую очередь предполагает единоличное принятие решения, а не создание дополнительного юрисдикционного органа. Тем не менее в большинстве субъектов РФ для рассмотрения дел об административных правонарушения специальные органы были созданы, но в этом сказались скорее какие-то сложившиеся традиции, нежели практическая необходимость их создания. При определении статуса таких органов неоднократно возникал вопрос о возможности их создания на уровне местного самоуправления. Однако поскольку полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях носят государственный характер, суды в большинстве случаев признавали недопустимым возложение этих полномочий на органы местного самоуправления, в том числе путем обязывания создать специальные комиссии, без передачи необходимого финансирования. В результате во многих субъектах РФ административные комиссии и другие аналогичные органы действуют при территориальных органах государственной власти субъектов РФ. Должностная подведомственность КоАП РФ предусматривает специальные правила должностной подведомственности дел об административных правонарушениях, определяя в ст. 22.2 какие должностные лица могут рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом должностная подведомственность носит различный характер в отношении разных стадий производства по делу. Возбуждение дела об административном правонарушении (главным образом составление протокола об административном правонарушении, но по смыслу КоАП и возбуждение дела другими способами, кроме применения некоторых мер обеспечения – ст. 27.8, 27.10, 27.14, 27.16, 28.3, 28.6, 28.7) осуществляется любыми должностными лицами того органа, к подведомственности которого относится рассмотрение дела об административном правонарушении по соответствующему составу. Исключения из этого правила предусмотрены ст. 28.3 в связи с тем, что судьи не возбуждают дела об административных правонарушениях, и полномочия по возбуждению дел по составам, отнесенным к исключительной подведомственности судьям, должна быть распределена между должностными лицам одного или нескольких государственных органов. Перечень лиц, которые относятся к должностным и могут соответственно возбуждать дела об административных правонарушениях определяется соответствующим органом исполнительной власти. Кроме того, КоАП РФ предусматривает специальную должностную подведомственность применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (статьи 27.2, 27.3, 27.7, 27.9, 27.10, 27.12, 27.13, 27.14) и специальную должностную подведомственность вынесения окончательных постановлений по делам об административных правонарушениях (статьи 23.3, 23.8 и другие). В этом случае должностная подведомственность сформулирована непосредственно в законе и не требует издания каких-либо нормативных актов органов исполнительной власти, определяющих их перечень. § 3. Участники производства по делам об административных правонарушениях К участникам производства относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник; представитель потерпевшего; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик. quest4Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. Дело об административном правонарушении по общему правилу рассматривается с участием потерпевшего. Законные представители физического лица – родители, усыновители, опекуны и попечители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Законные представители юридического лица – руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органами юридического лица. Осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу, может участвовать защитник, а для оказания помощи потерпевшему – представитель. В качестве защитника или представителя к участию в деле допускаются адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя – доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, а защитник также с момента административного задержания физического лица. В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в протоколе правильность занесения его показаний. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Понятой – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальный действий, их содержание и результаты. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля. Участниками административного производства являются также специалист, эксперт, переводчик. Участники производства вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, делать заявления и замечания, приносить жалобы на постановление по делу. В производстве по делам об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор. § 4. Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях Предмет доказывания – обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся: 1. наличие события административного правонарушения; 2. лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; 3. виновность лица в совершении административного правонарушения; 4. обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5. характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6. обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, выносится определение о назначении экспертизы. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении являются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Доказательствами могут признаваться показания специальных технических средств, т.е. измерительных приборов, утвержденных в официальном порядке в качестве средств измерений, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|