Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок рассмотрения жалобы




Обязательной стадией, предшествующей рассмотрению жалобы на постановление по делу, является подготовка к рассмотрению жалобы (ст. 30.4 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению жалобы судья, должностное лицо выясняет, имеют ли место обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 и ст. 29.2 КоАП РФ, а также совершает необходимые процессуальные действия, связанные с разрешением ходатайств, назначением экспертиз, передачей жалобы по подведомственности в случае ошибки в ее направлении.

Порядок рассмотрения самой жалобы детально не урегулирован (ст. 30.6 КоАП РФ), что свидетельствует об упрощенном характере производства по делам об административных правонарушениях.

В ст. 30.5 КоАП РФ установлен общий срок рассмотрения жалобы – 10 дней с момента ее поступления со всеми материалами дела должностному лицу, судье на рассмотрение, но в зависимости от вида правонарушения или же назначенного наказания, устанавливаются сокращенные сроки (чч.2-4 ст. 30.5 КоАП РФ).

При рассмотрении жалобы судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме на предмет законности и обоснованности вынесенного постановления по делу.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из пяти возможных решений:

1. об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2. об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3. об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу или свидетельствующих о малозначительности правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4. об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

На практике, чаще всего встает вопрос, что можно признавать существенными процессуальными нарушениями? Как правило, отсутствие при рассмотрении дела сведений о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу, признается существенным процессуальным нарушением.

5. об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по жалобе должно быть мотивированным и по содержанию отражать тот же круг вопросов, что и постановление по делу (ч.2. ст. 30.7 КоАП РФ).

Как и постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе оглашается немедленно в полном объеме, однако копия решения вручается или высылается участвующим в деле лицам в течение трех суток после его вынесения (ст. 30.8 КоАП РФ)

Решение судьи вышестоящего суда, вышестоящего должностного лица вступает в законную силу немедленно после вынесения.

В дальнейшем возможен пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьей 30.11 КоАП РФ (Хазанов С.Д. Надзорное производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: необходимость дальнейшего совершенствования// Административное право и процесс. 2004. № 1. С. 34-39).

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ настоящего Кодекса.

§ 10. Общие положения об исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях

Обязательной завершающей стадией производства по делу об административном правонарушении в случае назначения наказания является исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Исполнение постановления по делу представляет собой применение назначенного должностным лицом, судьей наказания к лицу, привлеченному к административной ответственности. (Парыгин Н.П., Головко В.В. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Омск, 2005. С. 112- 165).

Общие положения об исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях закреплены в КоАП РФ, а вопросы исполнения отдельных видов наказаний урегулированы также Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Российская газета. 1997. 5 августа) и подзаконными нормативно-правовыми актами. Разъяснения применения отдельных положений КоАП РФ были изложены в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 115 "О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях" (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2006 г. N 12).

Постановление по делу подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Правила вступления постановления в законную силу определяются ст. 31.1 КоАП РФ, в зависимости от наличия в производстве по конкретному делу об административном правонарушении стадии пересмотра постановления.

В КоАП РФ различаются такие процессуальные действия как обращение постановления по делу к исполнению (ст. 31.3 КоАП РФ) и приведение в исполнение постановления (ст. 31.4 КоАП РФ).

Обращение постановления по делу к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Они обязаны передавать постановления в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица.

Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении означает, что уполномоченные законодательством должностные лица применяют назначенное наказание к лицу, привлеченному к административной ответственности, при этом каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно. В зависимости от вида назначенного наказания судья, должностное лицо передает в уполномоченный законодательством орган, должностному лицу постановление для приведения его в исполнение (Глава 32 КоАП РФ).

Например, административный арест приводится в исполнение немедленно сотрудниками ОВД, в соответствии с правилами ст. 32.8 КоАП РФ.

По истечении 30 дней, предоставленных для добровольной уплаты штрафа, приведением в исполнение наказания занимаются судебные приставы – исполнители (ст. 32.2 КоАП РФ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Российская газета. 1997. 5 августа).

Если постановление о назначении административного наказания не исполнено полностью или в части, оно возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление, в случаях, установленных ч.2 ст. 31.10 КоАП РФ.

Однако возвращение постановления о назначении административного наказания не является препятствием для нового обращения этого постановления к исполнению в пределах срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания.

Срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания исчисляется в течение года с момента вступления постановления в законную силу, и по истечении этого срока применить назначенное наказание уже нельзя (ч.1 ст. 31.9 КоАП РФ).

Однако этот срок может быть приостановлен или прерван, то есть период с момента, определенного судьей, должностным лицом, назначившими наказание, до наступления предусмотренных КоАП РФ обстоятельств не засчитывается в годичный срок давности.

quest10 Основания приостановления исполнения постановления:

1. Отсрочка приостанавливает исполнение лишь трех видов наказаний: административного ареста, лишения специального права или взыскание административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения). Отсрочка применяется должностным лицом, судьей на один месяц при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении перечисленных наказаний невозможно в установленные сроки. Инициатива о применении отсрочки может исходить как от лица, привлеченного к ответственности, так и от должностного лица, уполномоченного на приведение постановления к исполнению.

2. Принесение протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, выносит определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение. Однако принесение протеста на постановление об административном аресте или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления (ст. 31.6 КоАП РФ)

3. При обращении к исполнению постановления о взыскании административного штрафа лицо, привлеченное к ответственности может обратиться к судье, должностному лицу с ходатайством о рассрочке исполнения наказания. При предоставлении рассрочки учитывается материальное положение правонарушителя. Рассрочка предоставляется на срок до трех месяцев (ч.2 ст. 31.5 КоАП РФ).

Основание прерывания срока исполнения постановления

Срок давности исполнения постановления прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

К сожалению, в КоАП РФ не урегулирован порядок применения отсрочки, рассрочки, приостановления исполнения постановления за исключением постановления о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей (ст. 31.8 КоАП РФ).

Исполнение постановления может быть окончено либо прекращением исполнения, либо приведением наказания в исполнение, либо в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.

quest11Прекращение исполнения постановления возможно только судьей, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, в случаях, предусмотренных в ст. 31.7 КоАП РФ.

В КоАП РФ предусмотрены наказания, которые приводятся в исполнение немедленно (административный арест, административное приостановление деятельности, предупреждение) или которые исполняются в течение определенного судьей, должностным лицом срока (лишения специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

Из всех наказаний исполнение только административного приостановления деятельности может быть прекращено досрочно, но в порядке, предусмотренном ст. 32.12 КоАП РФ. Административное приостановление деятельности прекращается судьей досрочно по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении.

Подведомственность – отнесение определенного круга дел к компетенции (ведению) определенного государственного органа

Потерпевший - физическое лицо или юридическое лицо, которым правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Специалист - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Переводчик - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Предмет доказывания - обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению по делу об административном правонарушении.

Доказательства по делам об административных правонарушениях - любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица.

Досмотр транспортного средства - обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности. Осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Отстранение от управления транспортным средством - запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение.

Пересмотр постановления и решения по делу об административном правонарушении является - дополнительная (факультативная) стадия производства по делу об административном правонарушении, направленная на обеспечение соблюдение законности должностными лицами государственных органов, судьями при вынесении постановления по делу.

Подведомственность жалоб - порядок (правила) определения субъекта (должностного лица, орган, судьи) уполномоченного рассматривать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и выносить решение по жалобе

Обращение постановления по делу к исполнению - процессуальное действие судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление, по его передаче в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, после его вступления в законную.

Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении - процессуальное действие уполномоченного законодательством должностного лица по применению назначенного наказания к лицу, привлеченному к административной ответственности.

Срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания - срок, по истечении которого, применить назначенное наказание уже нельзя.

Отсрочка основание приостановления исполнения трех видов наказаний: административного ареста, лишения специального права или взыскание административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения), при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении перечисленных наказаний невозможно в установленные сроки

Рассрочка основание приостановления на срок до трех месяцев полного одномоментного исполнения наказания в виде штрафа в связи с материальным положением лица, привлеченного к ответственности

 

 

Тема 13. Законность в административно-правовой сфере. Административная жалоба и административная юстиция

§ 1. Режим законности в деятельности органов государственной власти

В литературе применительно к деятельности государственных органов, органов государственного управления иногда вместо принципа законности говорится о режиме законности. quest1Режим (принцип) законности можно охарактеризовать следующим образом:

во-первых, властный субъект должен действовать строго в рамках предоставленной ему законом или вышестоящим органом компетенции,

во-вторых, в своей деятельности властный субъект всегда руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами более высокой юридической силы,

в-третьих, орган не только вправе, но и обязан издавать нормативно-правовые и (или) индивидуальные акты по вопросам, входящим в его компетенцию, в рамках предоставленных полномочий,

в-четвертых, властные субъекты наравне с другими обязаны исполнять решения судов,

в-пятых, права и свободы человека и гражданина должны быть определяющими при реализации властных полномочий.

§ 2. Надзор и контроль за деятельностью административных органов: контроль вышестоящих органов и надзор прокуратуры

Законность в государстве должна соблюдаться всеми участниками правоотношений, в том числе и государственными и муниципальными органами, которые наделяются властными полномочиями в отношении граждан и организаций. Как известно, к способам обеспечения законности относятся контроль и надзор. В теме 10 настоящего пособия были подробно изложены позиции относительно их сущности, соотношения и видов.

Одной из важных задач любого государства создать оптимальное и эффективное сочетание способов обеспечения законности.

В настоящее время имеет место сочетание «внутреннего», «внешнего» контроля за деятельностью государственных органов и надзора прокуратуры.

quest2 «Внутренний» контроль осуществляется вышестоящими органами за нижестоящими, и, как правило, предполагает наделение вышестоящего органа определенными правами:

· правом истребования документов, отчетов,

· правом давать обязательные к исполнению поручения в виде издания нормативных или индивидуальных актов,

· полномочиями по отмене или приостановлению решений нижестоящих органов,

· правом привлечения руководителей нижестоящих органов к дисциплинарной ответственности и др.

Поскольку конституционно закреплено единство системы органов исполнительной власти в РФ, то, являясь высшим органом исполнительной власти, Правительство РФ, можно сказать, наделено «внутренними» контрольными полномочиями. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (Российская газета. 1997г. 23 декабря) Правительство РФ осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. quest3Однако, если в отношении органов исполнительной власти федерального уровня Правительство РФ вправе давать поручения и контролировать их исполнение, вправе отменять и приостанавливать акты федеральных органов исполнительной власти (ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (Российская газета. 1997г. 23 декабря), то в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Правительство РФ вправе лишь внести предложения Президенту РФ о приостановлении их действия (ст. 44 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (Российская газета. 1997г. 23 декабря).

Федеральные министерства наделены как координационными, так и контрольными полномочиями в отношении федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в их ведении, с правом отмены противоречащих федеральному законодательству решений федеральных агентств, федеральных служб, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом. Федеральные министры вправе освобождать от должности заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководителей территориальных органов федеральных служб, федеральных агентств и т.д. (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти// Российская газета. 2004. 11 марта, Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"// Российская газета. 2005. 25 января).

В подчинении органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня могут находиться территориальные органы, которые являются нижестоящими по отношению к создавшим их органам исполнительной власти, при этом одновременно может иметь место соподчиненность территориальных органов друг другу. Например, районные территориальные органы подчиняются межрайонным или городским территориальным органам, которые в свою очередь подконтрольны региональным территориальным органам, а над ними могут создаваться окружные территориальные органы.

quest4В законодательстве содержатся положения о том, что территориальные органы в пределах своих полномочий могут осуществлять контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов РФ переданных им в соответствии с федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения (Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"// Российская газета. 2005. 25 января), но порядок и формы контроля могут быть установлены только федеральными законами и соответствующими соглашениями (Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти"// Российская газета. 2005. 17 декабря).

На практике имеют место ситуации, когда федеральный орган исполнительной власти вместо создания территориального органа передает исполнение части своих полномочий на определенной территории органу исполнительной власти субъекта федерации. В таком случае, за федеральным органом исполнительной власти закрепляются полномочия по контролю за исполнением переданных полномочий, но при этом он не может рассматриваться как вышестоящий орган по отношению к органу исполнительной власти субъекта федерации. Например, контрольные полномочия Росимущества за исполнением Правительством Санкт-Петербурга переданных полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности РФ вытекают из договорных отношений (ст. 4 Соглашения между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Правительством Санкт-Петербурга о передаче Правительству Санкт-Петербурга осуществления части своих полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 841// Российская газета. 2005. 31 декабря).

Президентский контроль. Система способов обеспечения законности в деятельности государственных органов включает в себя контрольные полномочия Президента России, который в соответствии с Конституцией России участвует в формировании органов исполнительной власти, в частности назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства РФ (ст. 83 Конституции РФ// Российская газета. 1993. 25 декабря), предлагает кандидатуру высшего должностного лица субъекта Федерации и принимает решение об отрешении его от должности (ст.ст. 18, 19, 83 Конституции РФ// Российская газета. 1993. 25 декабря), назначает на должность и освобождает должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, и их заместители (п.7 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Российская газета. 204. 12 марта).

Исходя из содержания конституционных и фактических полномочий можно сделать вывод, что Президент РФ по отношению к Правительству России является «вышестоящим» органом, поскольку Правительство РФ осуществляет свою деятельность не только во исполнение Конституции России, федеральных законов, но и во исполнение Указов Президента РФ, а также Президент РФ наделен полномочиями по отмене актов Правительства РФ.

Контрольные полномочия предоставлены Президенту РФ в рамках осуществления руководства федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Президенту РФ предоставлены надзорные полномочия также в отношении органов исполнительной власти субъектов федерации, в результате осуществления которых Президент РФ может приостановить действие правовых актов, изданных этими органами, в случае их противоречия Конституции России, федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина, и обратиться в суд для признания их несоответствующими законодательству (ч.2 ст. 85 Конституции РФ// Российская газета. 1993. 25 декабря).

Обеспечение деятельности Президента РФ, в том числе и осуществления контрольных полномочий, возложено на Администрацию Президента РФ, которая является государственным органом (Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ"// Российская газет. 2004. 8 апреля).

В Администрации Президента РФ создано самостоятельное структурное подразделение – Контрольное управление Президента РФ – которое от имени Президента РФ осуществляет контроль в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также организаций:

· за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

· за реализацией общенациональных проектов;

· за исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;

· за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ. В Положении о Контрольном управлении Президента РФ закреплены полномочия государственных гражданских служащих Администрации Президента РФ при осуществлении контрольных мероприятий (п. 5 Указа Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 729 "Об утверждении Положении о Контрольном управлении Президента РФ// СЗ РФ. 2004. 14 июня. N 24. Ст. 2395).

Обеспечение реализации конституционных полномочий Президента РФ, в том числе и контрольных, в пределах федеральных округов, установленных Президентом РФ, осуществляют Полномочные Представители Президента в федеральных округах (Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе"// Российская газета. 2000. 16 мая).

В качестве органов, осуществляющих «внешний» контроль за соблюдением законности в деятельности административных органов можно назвать представительные органы государственной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации, Счетную палату РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

Прокурорский надзор. Особое место в системе способов обеспечения законности в деятельности административных органов занимает прокурорский надзор. В России роль и значение прокурорского надзора исторически значительно отличается от практики в зарубежных государствах.

В настоящее время содержание прокурорского надзора как разновидности государственной деятельности раскрывается в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ" (далее – ФЗ о прокуратуре) (Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366). На конституционном уровне не определены задачи и функции органов прокуратуры, в ст. 129 Конституции РФ закреплено лишь, что Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

quest5В ст. 1 ФЗ о прокуратуре достаточно полно определено назначение прокуратуры РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

К сожалению, до сих пор открытым остается вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов, их самостоятельности и независимости от органов входящих в судебную, законодательную, исполнительную ветви власти.

Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в себя пять самостоятельных направлений (видов) в зависимости от предмета надзора:

1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (Глава 1 Раздела 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366). В литературе данный вид надзорной деятельности называют «общим» надзором прокуратуры.

2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (Глава 2 Раздела 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366).

3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (Глава 3 Раздела 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366).

4. надзор за исполнением законов судебными приставами (Глава 3 Раздела 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366).

5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (Глава 4 Раздела 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366).

Надзорные полномочия сотрудников органов прокуратуры отличаются в зависимости от вида прокурорского надзора (Ст. ст. 22, 27, 30, 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366).

Серьезным отличием прокурорского надзора от иных способов обеспечения законности заключается в особенностях актов прокурорского реагирования.

§ 3. Виды актов прокурорского реагирования

В рамках прокурорского надзора выносятся следующие виды актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, предостережение о недопустимости нарушения закона. Прокурор выносит один из названных актов в зависимости от специфики обнаруженных нарушений законодательства.

При обнаружении правового акта противоречащего закону в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу выносится протест прокурора (ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366).

В случае если несоблюдение закона привело к нарушению прав и законных интересов граждан, организаций для устранении нарушений в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, вносится представление (ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366).

Если в обнаруженном нарушении закона есть признаки административного правонарушения постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366).

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366).

ФЗ о прокуратуре устанавливает разные порядок и сроки рассмотрения актов прокурорского реагирования.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их прич

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...