Вазопись архаики. Искусство классики
ВАЗОПИСЬ АРХАИКИ
Чернофигурный стиль – конец VI в. до н. э. – первая половина V в. до н. э. Сменил ковровый стиль. Существование этого стиля отмечается и в IV в. до н. э., и в эпоху эллинизма. В росписях чернофигурного стиля отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на красноватом или желтоватом фоне глины. Характерной особенностью чернофигурного стиля является господство сюжетного начала. Для чернофигурных росписей характерны многофигурные композиции, представляющие мифы об олимпийских богах. В особенности популярны различные сцены из героического эпоса: подвиги Геракла, эпизоды Троянской войны. Реже изображались картины быта греков: битвы гоплитов[4], состязания атлетов, пиры, хороводы девушек, женщины у колодца. Отдельные изображения животных, фантастических существ и орнаментов встречаются как пережиток коврового стиля. Изображения производят впечатление плоских силуэтов, подобных человеческим теням. Отдельные фигуры иногда расцвечивались красками – белой и красной. Этими красками обозначались детали. Использовался прием процарапывания. При изображении человеческой фигуры голова обычно была повернутой в профиль, плечи в фас, а нижняя часть фигуры, начиная с пояса, тоже в профиль. Внутреннее членение фигуры изображалось сдержанно, что усиливало плоскостный характер изображения. Иногда одежда покрывалась различными орнаментами, представлявшими плоские узоры. Обнаженные части женского тела подчеркивались белой краской, а мужское тело сплошь закрывалось черным лаком. В Аттике на чернофигурных вазах мужские и женские фигуры отличались еще трактовкой глаза. При обычном профильном положении головы глаза всегда показывались в фас. При этом женский глаз изображался миндалевидной формы, а мужской глаз имел форму кружка или овала, с двумя короткими черточками, обозначающими слезницы.
Фон в чернофигурной вазописи далеко не всегда был свободным. Нередко на фоне изображались деревья с раскидистыми ветвями или побеги виноградной лозы. Часты были многочисленные надписи, сообщающие или имена вазописцев и гончаров, или слова героев сюжетных сцен. Нередко надписи на вазах делались от имени самого изделия (" Меня сделал…", " Меня расписал... " ). Мастера чернофигурного стиля: Клитий, Эксекий. ИСКУССТВО КЛАССИКИ Это – период расцвета античного общества. Рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Время высокого расцвета философии, важных естественно-научных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и изобразительном искусстве. Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и южной Италии – так называемая Великая Греция. В конце этого периода (IV в. до н. э. ) наступает кризис древнегреческого полиса, что во второй половине IV в. вызывает кризис искусства классики. Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства в «эпоху Перикла» продолжалось примерно также четыре десятилетия – с 450 по 410 гг. до н. э. Художественные создания периода высокой классики отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|