Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранняя классика. Архитектура классики. Архитектура ранней классики




РАННЯЯ КЛАССИКА

Героическая эпоха греко-персидских войн и годы, непосредственно за ними последовавшие, были временем бурного роста рабовладельческих полисов. В борьбе с персами они доказали свою жизнеспособность и силу и вступили вслед за тем в пору своего наивысшего могущества. Начался период широкого строительства общественных архитектурных сооружений, создания монументальной скульптуры и фресок, которые утверждали силу и значение греческих городов-государств, достоинство, величие и красоту человека. Произошел решительный перелом в развитии искусства.

Черты архаической условности некоторое время еще давали о себе знать и в вазописи и особенно в скульптуре. Но это были теперь только лишь быстро уходящие в прошлое пережитки архаической традиции. Все греческое искусство в течение первой трети 5 в. до н. э. было пронизано напряженными поисками методов реалистического изображения человека, в первую очередь правдивой передачи движения, так же как и создания естественной, свободной от принципов декоративной симметрии групповой композиции. В вазописи, а затем и в скульптуре и монументальной живописи победил реализм. Решительно расширился круг тем и сюжетов. Синтез скульптуры и архитектуры стал пониматься как свободное содружество и взаимодополнение равноправных и самоценных искусств.

АРХИТЕКТУРА КЛАССИКИ

Древнегреческая классика – период наибольшего рассвета (культурного, политического, экономического) эллинских городов-государств (V – большая часть IV вв. до н. э. ). С развитием экономики расширяется строительство торговых, производственных, оборонительных сооружений: складов, портовых сооружений, ремесленных мастерских, эргастериев, городских стен.

Архитектурная мысль получает выражение не только в сооружении отдельных, выдающихся своими художественными качествами зданий, но и в области градостроительства. Впервые осуществляется регулярная городская планировка по единому продуманному плану (например, г. Пирей).

Храм становится частью центрального городского ансамбля, включавшего также административные сооружения, библиотеки, базилики, портики и другие постройки.

Самым распространенным типом храма в период классики становится периптер. Внешняя колоннада храма-периптера имела обычно по 6 колонн на торцевых фасадах, и по 13 колонн на длинных сторонах, т. е. число колонн бокового фасада на единицу больше удвоенного числа колонн на торцевых фасадах. Такое соотношение колонн на торцевых и продольных фасадах стало каноническим и применялось от храма к храму.

Основным строительным материалом для монументальных сооружений эпохи классики становится мрамор. Если ранее мрамор применялся только для декорации сооружений, то в рассматриваемом периоде он становится самым ходовым материалом. При строительстве используется мрамор лучших пород – паросский и пентелийский. Применение мрамора позволяло достичь великолепной игры света и тени, обогатило архитектуру цветовыми свойствами и способностью просвечивать в краях блоков и ребрах каннелюр подобно живому телу.

Наряду с мрамором использовался известняк, который покрывался мраморовидной штукатуркой, в состав которой входило большое количество тертого мрамора, тем самым поверхность здания приобретала свойства мраморной поверхности.

Кладка общественных зданий города-государства, как и в период архаики, производилась “насухо”, блоки скреплялись металлическими скобами, пиронами и штырями, которые заливались свинцом.

В эпоху классики в архитектуре появляется ровная, гладкая стена (например, южная стена Эрехтейона).

Если раньше квадровая кладка применялась только в богатых общественных зданиях, а в более скромных постройках стены выкладывали из трапециевидных блоков с горизонтальными постелями, то в классический период квадровая кладка становится нормой.

В отделке зданий в конце V–IV вв. до н. э. более весомое место, чем прежде начинает занимать декоративная скульптура и резной орнамент. Нормой становится сочетание нескольких ордерных систем в одном храме. Вероятно, такой ход связан с объединением греческих полисов в борьбе с персами, созданием общегреческих союзов и поиском единого общеэллинского типа храма.

 

АРХИТЕКТУРА РАННЕЙ КЛАССИКИ

Ведущую роль в это время играл дорический ордер. Глубокое соответствие всего образного строя дорического ордера духу гражданской героики 5 в. до н. э. особенно помогало раскрытию всех заложенных в нем художественных возможностей. Периптер стал господствующим типом здания в греческой монументальной архитектуре.

· храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон из Элиды; 460–450 гг. до н. э. ) сооружен после победы греков над персами в битве при Платеях в 479 г. до н. э. на средства из взятой при этом добычи. К настоящему времени храм почти полностью разрушен землятресениями. Его архитектурный облик стало возможно реконструировать благодаря многочисленным описаниям разных литераторов, в частности Павсания.

Храм Зевса представлял собой дорический периптер, размером 27, 68*64, 12 м по стилобату с количеством колонн 6*13. Внутри находилась статуя сидящего Зевса. Перед празднествами статую умащали специальными маслами. В древности эта статуя, созданная из золота и слоновой кости на деревянном каркасе (хрисоэлефантинная техника) мастером Фидием, считалась одним из чудес света.

Храм Зевса был построен из очень твердого местного известняка-ракушечника и покрыт слоем мраморной штукатурки. Общая суровость внешнего облика храма чуть сглаживалась раскраской, следы которой обнаружены на фрагментах архитектурных частей храма.

Большая часть скульптурного убранства храма была сосредоточена на фронтонах. Главный восточный фронтон украшала сцена приготовления к состязанию на колесницах героев Пелопса и Эномая (основателей Олимпийских игр). Композиционным центром является фигура бога Зевса. На западном фронтоне храма изображена борьба лапифов (греков) с кентаврами. Во главе композиции представлен бог Аполлон. Олимпийские игры в Древней Греции были призваны воплотить идею национального единства. Только эллины имели право принимать в них участие, варвары не допускались. Именно участие в этих играх и рождало ощущение всеэллинского единства.

Храм Зевса в Олимпии, где проходило посвящение (инициация) участников Олимпийских игр, был своеобразным связующим звеном, обеспечивающим единство эллинского социума и эллинского Космоса. Именно поэтому на фронтонах храма представлена идея превосходства эллинов над варварами (через борьбу греков и кентавров). Здесь же представлена сцена основания Олимпийских игр и показано то покровительство, которое оказывают боги эллинам.

Композиции фронтонов построены на принципах зеркального отражения левой и правой частей, свободного уравновешивания близких по характеру, но не идентичных фигур.

12 метоп изображают подвиги Геракла (сына Зевса)

Метопа «Геракл в саду Гесперид»   Метопа «Геракл и Критский бык»  

За наружной колоннадой, над двухколонными антовыми портиками пронаоса и опистодома, шли триглифные фризы с мраморными метопами, изображавшими двенадцать подвигов Геракла. Композиция каждой метопы составлена из двух борющихся фигур. Изображения на метопах намекают верующему, подошедшему к храму, попавшему из профанного пространства в сакральное, что путь, который он желает пройти не для всякого человека, а только для того, кто вступил на путь героя. И Геракл, и участники Олимпийских игр, и побеждающие кентавров лапифы – это герои, совершающие героические поступки в борьбе или в состязаниях. Скульптурное убранство храма настраивает верующих на героический лад, вселяя уверенность, возвеличивая их. Для тех, кто не убоялся подвига и может на равных смотреть на героя, и была выстроена лестница, дающая возможность физической составляющей человека (плоти) вступить на уровень героя и увидеть голову Зевса не снизу вверх, а на равных (на уровне глаз). Но при этом, даже человеку-герою, возросшему «в духе своем» не следует забывать, что Зевс представлен сидящим, и он имеет потенциальную возможность встать и показать огромную пропасть между человеком-героем и Богом.

Фронтонные статуи вместе с метопами и статуей Зевса представляли собой лучшее в период ранней классики оформление храма.

· храм Геры (Посейдона) в Пестуме (Посейдонии) (после 468 г. до н. э. ) Храм Геры в Пестуме – наиболее величественный и наилучшим образом сохранившийся памятник второй четверти V в. до н. э. Это единственный греческий периптер, в наосе которого до сих пор стоит на своих местах часть верхних колонн внутренних двухъярусных колоннад.

План и общая композиция храма выполнены не без влияния храма Зевса в Олимпии. Храм Геры стоит на трехступенчатом основании, размеры храма по стилобату 24, 3*59, 99 м, число колонн 6*14. Храм имеет пронаос, наос, опистодом. В композиции храма Геры заложен принцип регулярности построения.

Здание сооружено из кристаллического золотистого ракушечника, который сверху покрыт слоем тонкой белой штукатурки. Некоторые части сооружения в древности были окрашены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...