Скульптура гомеровской Греции. Вазопись гомеровской Греции
СКУЛЬПТУРА ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ Геометрический стиль в скульптуре можно представить как искусство, создавшее модель мира, где все строго упорядочено и построено на арифметическом основании, противостоящем изначальному первоприродному хаосу. Арифметически правильная скульптурная фигура противополагалась бесконечному многообразию и хаотичности окружающей человека природы. Этот правильный искусственный мир наделялся могучими магическими силами, он ограждал человека от злых сил, он был призван решить главную проблему человечества – проблему выживания. Воспроизведенный геометрическими средствами антропоморфный образ не есть модель какого-либо отдельного человека, а преимущественно образ-тип, своего рода общее понятие о человеке, герое, боге. Скульптуры геометрического стиля отличают четкие контуры, ясный ритм, сильно выраженные декоративные тенденции. Для скульптуры характерны: статичность, фронтальность, малая расчлененность форм, т. е. сохранение блоковости. Отсюда происходит и композиционная замкнутость геометрической скульптуры. Скульптура геометрического стиля изготовлялась из камня, бронзы, дерева, керамики. Мужские фигуры, как правило, представлялись обнаженными. В мужских статуях подчеркивалась мускулатура шеи, плеч, живота, бедер. Женские фигуры, как правило, плотно драпированы. Одежда статуй носит характер панциря, через который формы тела не просматриваются. Скульптуры геометрического стиля, представляющие модели мужских и женских фигур, имеют четко выделенные четыре точки их рассматривания: спереди, сзади, справа, слева. К этим точкам следует добавить вид сверху и опорную точку, ориентирующую скульптуру по направлению вниз.
Статуэтки геометрического стиля носили культовый характер, они посвящались богам, ставились в храмах, предназначались для могил. · «Герой и кентавр» (бронза, высота 0, 11 м., VIII в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), · «Конь» (бронза, сер. VIII в. до н. э. ), Дальнейшее движение скульптуры связано с натурализацией, статуи все больше будут походить на реальное мужское и женское тело. Это связано не столько с ростом мастерства, а скорее с усложнением представлений об окружающем мире.
ВАЗОПИСЬ ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ Древнегреческие вазы представляют собой единственные сохранившиеся до наших дней образцы эллинской живописи. Изучая росписи греческих ваз, представляется возможным получить сведения о мифологии, литературе, театре, быте Древней Греции. Вазы, являясь произведениями искусства, одновременно были для греков предметами повседневного домашнего обихода. Они имели разнообразное бытовое и культовое назначение. Обилие найденной археологами древней посуды на территории Греции свидетельствует о широком применении ее в быту, о доступности ее всему свободному населению Древней Греции, хотя наиболее художественно оформленные сосуды эллинской керамики были доступны ограниченному кругу богатых потребителей. Чаще всего на вазах встречаются сцены из греческих мифов. Часто встречаются атлетические упражнения и батальные сюжеты. Имеются сцены, связанные с пахотой и севом, виноградорством, приготовлением оливкового масла и вина, животноводством, птицеводством, рыбной ловлей. Рисунки на вазах, особенно VI и V вв. до н. э., снабжались надписями. Читая надписи, зритель легче ориентировался в изображенном событии. Иногда в тех или иных сценах на вазах присутствуют слова, которыми персонажи обмениваются друг с другом. Роспись большинства греческих ваз наносилась непосредственно на глину главным образом особой блестящей черной глазурью, которую принято называть черным лаком. Состав глазури включал в себя щелочь (поташ или соду), глину и закись железа. Считается, что в лак греки подмешивали золу. В зависимости от условий обжига черный лак имел глубокий черный, коричневый, красно-коричневый и даже красный цвета.
Главными инструментами греческого вазописца были кисть и птичье перо (бекасиное). Пером в краснофигурных росписях исполнялись почти все детали внутри фигуры. Помимо пера и кисти, греческие вазописцы пользовались острым инструментом, которым процарапывали линии по лаку после обжига сосуда. Эскиз будущей росписи набрасывался на сухую поверхность глины заостренной деревянной палочкой. Предварительный рисунок намечал сюжет в самых общих контурах. При этом фигуры (как мужские, так и женские) на предварительном рисунке изображались обнаженными. 1. Вазы широко применялись на пирах; в амфорах[1] подавали вино к столу, в кратерах его смешивали с водой. Черпаком-киафом вино разливали по чашам: скифосам, ритонам, киликам. 2. Большим разнообразием отличались сосуды для масла. Это и арибаллы, алабастры, лекифы, амфориски. С сосудом на шнурке шел атлет на палестру, чтобы перед состязанием натереть свое тело маслом. В небольших флаконах хранились ароматические масла, заменявшие женщинам духи. 3. В обиходе гречанок были сосуды для воды – гидрии. 4. Важное значение имели вазы в культовом обиходе греков. Фиалой пользовались при совершении возлияния богам. В могилу с покойным обычно закапывалась различная посуда. Особенно часто в могилах встречаются лекифы. В дни поминания умерших лекифы приносили на могилы и ставили на надгробные памятники. В лутрофорах подавали воду для брачного омовения. 5. Вазы широко использовались в общественной жизни греков. Победители в состязаниях на празднике Великих Панафиней получали в качестве почетного приза масло в расписных амфорах, на которых изображалась Афина Паллада и то состязание, в котором одержана победа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|