Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы древнегреческих храмов. Древнегреческий ордер




Типы древнегреческих храмов

В период архаики (VII–VI вв. до н. э. ) возникает греческий храм, являвшийся центром важнейших событий общественной жизни граждан полиса. Храм становится хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед храмом – местом собраний и празднеств.

Храм обычно ставился в центре акрополя или городской площади, являясь доминантой городской архитектуры. Храм посвящался богу – покровителю города. Храм, посвященный богу, всегда был повернут главным фасадом на восток, храмы, посвященные обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых.

Простейший тип греческого храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны. Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых были обработаны в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами располагались две (иногда – одна) колонны. Поэтому и храм такого типа называется ХРАМ В АНТАХ. По своемувиду он напоминал мегарон. Более сложным типом храма был ПРОСТИЛЬ, у которого впереди антов стоял ряд колонн.

Самым распространенным типом храма в Древней Греции был ПЕРИПТЕР. У этого типа храма центральное закрытое помещение (наос) было обнесено рядом колонн («периптер» – с греч. – со всех сторон оперенный, «птерон» – крыло). Периптер, сложившийся к началу VII в. до н. э. господствовал в архаической и классической архитектуре.

Более сложным, чем «периптер» типом храма являлся ДИПТЕР. Это храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн.

 

Главное внутреннее помещение храма, которое греки называли НАОС (по лат. – «целла»), представляло собой закрытую вытянутую в плане (прямоугольную) комнату, в которой стояла культовая статуя. Входом в наос служил ПРОНАОС, огражденные спереди чаще всего двумя колоннами, а с боков – стенами, торцы которых обработаны в виде антов. С другой стороны, относительно целлы в храме находилось помещение, носившее название ОПИСТОДОМ (от греч. «описто» – «позади»). Опистодом был отделен от наоса глухой стеной. Опистодом служил местом хранения храмовой утвари и храмовых приношений.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ОРДЕР

ОРДЕР – (от лат. «порядок», «строй») это художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах (дорическом, ионическом и коринфском), отличающихся как общим характером, так и строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов.

Главными частями греческого ордера были:

- основание – СТЕРЕОБАТ;

- вертикальные опоры – КОЛОННЫ, возвышающиеся на верхней ступени стереобата – СТИЛОБАТЕ;

- перекрытие - АНТАБЛЕМЕНТ, делимое на две или три части:

  - АРХИТРАВ – главная балка, опирающаяся на колонны и

воспринимающая нагрузку от перекрытия;

  - ФРИЗ – средняя балка антаблемента, украшенная рельефами;

- КАРНИЗ – венчающая часть здания.

Дорический ордер – первый из ордеров Древней Греции. Отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, сдержанностью в применении декора. Дорический ордер сложился в течение одного поколения зодчих на рубеже VII–VI в. до н. э.

Колонна развитого дорического ордера не имеет базы. На 1/3 общей высоты колонна обычно образует припухлость – ЭНТАЗИС.

Поверхность колонны прорезают вертикальные с острыми гранями желобки - КАННЕЛЮРЫ, количество которых чаще всего равно двадцати. Колонны сверху покрывают капители (верхние украшенные части колонны).

Антаблемент (горизонтальная часть ордера) дорического ордера состоял из архитрава, фриза и карниза. Над архитравом шел ФРИЗ (средняя часть антаблемента), который состоял из триглифов и метоп. ТРИГЛИФЫ имеют форму вытянутых вверх прямоугольников, поверхность которых совпадала в вертикальной плоскости с наружной плоскостью архитрава и оживлялась вертикальными «дорожками». Между триглифами располагались прямоугольные плиты – метопы. Метопы часто украшались рельефной скульптурой. Над архитравом и фризом дорического антаблемента находится карниз. Фронтоны (треугольная часть двускатной крыши с отверстием) храмов украшали скульптурой (барельефной, горельефной, круглой). Тимпан – плита, загораживающая отверстие фронтона. На крыше по углам фронтонов ставили АКРОТЕРИИ – (от греч. «akrotē rion» - «вершина», «край» «мыс»), скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера.

Ионический ордер – второй ордер Древней Греции. Отличается легкостью пропорций, утонченностью форм, более широким применением декора, нежели в дорическом ордере. Витрувий (древнеримский архитектор, создатель «Десяти книг об архитектуре» - первого в истории трактата по архитектуре) в свое время сравнивал дорический ордер с мужской красотой, а ионический – с женской.

Колонны ионического ордера делятся на три части: база, ствол и капитель. Ствол ионической колонны намного стройнее, чем ствол дорической колонны. Количество каннелюр на стволе ионической колонны обычно равно 24.

Ионическая капитель встречается в большом количестве вариантов и состоит из нескольких элементов:

- ПОДУШКИ С ВОЛЮТАМИ (архитектурных деталей в виде спиралевидного завитка с глазком, розеттой в центре);

- ЭХИНА.

Эхин обычно украшался поясом ОВ или ИОНИКОВ. Овы или ионики – (от лат. «ovum» – «яйцо») орнаментальный мотив, состоящий из ряда яйцеобразных выпуклостей.

Антаблемент в ионическом ордере состоит из трех частей:

- архитрав – гладкая плита, разделенная на три части – фасции, слегка нависающие друг над другом;

- фриз сплошной;

- карниз.

Коринфский ордер – третий ордер Древней Греции.  Сложился во второй половине V в. до н. э. как более насыщенный декором вариант ионического ордера. Коринфский ордер отличается от ионической ордерной системы главным образом тем, что:

- колонны в нем более вытянутые по пропорциям;

- колонны увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента (стилизованных листьев аканта и волют).

Пышный и торжественный коринфский ордер получил распространение в архитектуре эпохи эллинизма и особенно в древнеримском зодчестве.

Обладая естественным цветом камня, храмы дорического ордера нередко получали дополнительные цвета за счет раскраски ряда архитектурных элементов. Элементы ордерного декора оживлялись раскраской методом энкаустики. Элементы, подлежащие окраске, обкладывались тонкими восковыми пластинами, окрашенными в необходимые цвета. Под солнечными лучами окрашенный воск плавился, пропитывая, таким образом, поры камня. При этом сохранялся естественный рисунок поверхности каменных блоков окрашенных элементов. Синей краской окрашивались триглифы. Красной краской окрашивались основные плоскости метоп и тимпана.

Применялись и другие цвета – черный, желтый, темно-коричневый и позолота для выделения отдельных деталей, декора, а также для подцветки скульптурных фигур во фронтонах и на метопах (например, складок одежды). Древнегреческие ордерные системы сложились в течение 10–15 первых лет VI в. до н. э., то есть примерно в течение деятельности одного поколения зодчих.

· храм Геры в святилище Зевса в Олимпии (конец VIII–VI вв. до н. э. )

Один из древнейших дорических периптеров, от которых дошли не только фундаменты, но и колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений. Храм отстраивался 3 раза.

· храм Артемиды в Эфесе (архитекторы Феодор из Самоса, Херсифрон и его сын Матаген из Кносса; начат ок. 550 г. до н. э., сожжен в 356 г. до н. э. ). Этот храм, не сохранившийся до наших дней, в древности считался одним из чудес света. Храм Артемиды в Эфесе – диптер ионического ордера. Размеры храма Артемиды в Эфесе 109, 2*55, 1 м. Высота – 18 м. Крыша лежала на 127 колоннах. Колонны храма Артемиды в Эфесе были мраморными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...