Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели как предмет психологической работы в группе 2 глава




Шопросы для обсуждения:

— Кто не получил ни одной красной карточки? Что это для него означает?

— В какой мере "отправители" красных карточек довольны влиянием тех, кому они их адресовали?

— Как реагируют члены группы на полученные ими синие карточки?

— Получил ли кто-нибудь много синих карточек? Как он к этому отнесся?

— Кто не удовлетворен своими результатами и хотел бы изменить степень своего влияния в нашей группе?

РяЭ влияния

Упражнение 12 (традиционное для групп встреч)

Для развития группы немаловажен вопрос о том, на какую степень влияния претендует каждый из ее участников, и насколько остальные согласны с его притязаниями. Упражнение дает ответ на этот вопрос. Становится ясно, кто из участников претендует на лидерство в группе. Это упражнение выполняет не только диагностическую функцию, но и дает возможность членам группы выразить часть накопившейся агрессивной энергии. В нем не стоит принимать участие тем, у кого есть серьезные проблемы со здоровьем.

■Инструкция: Я хочу предложить вам упражнение, в результате которого каждому станет ясно, на какую степень влияния в группе он претендует, и каким влиянием он реально может располагать. Сейчас я наклею в середине этой комнаты кружок, который будет символизировать "центр влияния". Ваше задание состоит в том, чтобы выстроить от этого кружка "ряд влияния". Тот, кто претендует на наибольший авторитет в группе, будет стоять непосредственно в центре влияния, а тот, кто не претендует на авторитет, встанет на противоположном конце ряда. Все должны выстроиться друг за другом. Выбором своего места вы даете понять тем, кто стоит ближе вас к центру влияния, что вы уважаете их притязания и готовы им подчиняться. Если кто-то занял то место, на которое вы хотели встать сами, можно отодвинуть его в сторону. Держаться за тех, кто стоит впереди вас, не разрешается. Пожалуйста, ничего не говорите в ходе упражнения и будьте осторожны, чтобы не нанести физического вреда ни себе, ни другим. Каждый отвечает за то, что он делает. Начинайте, пожалуйста. На всю эту процедуру у вас есть максимум 5 минут.

Позаботьтесь о том, чтобы групповое помещение было соответствующим образом подготовлено, так как в ходе этого упражнения нередко начинаются возня и стычки.

IВопросы для обсуждения:

— Насколько поведение участников в ходе этого упражнения совпадает с их поведением в других ситуациях?

— Чье поведение меня удивило?

— Чьи притязания на власть я был готов принять?

— Чьим притязаниям я противостоял? Какие основания были у меня для этого?

_ Кто был особенно вовлечен в происходящее?

__КТ0 участвовал в борьбе за первое место?

__Есть ли победитель?

— В какой мере его примут остальные?

— Сложилась ли ясная и очевидная картина влияния в группе?

Т$ыбор руководителя

Упражнение 13 (Клаус В. Фопель)

Для того чтобы выявить структуру власти и влияния в группе, нередко бывает полезно спросить, кого группа хочет выбрать своим руководителем. Этот вопрос можно по-разному конкретизировать применительно к той или иной группе: например, можно выбирать руководителя экспедиции по чужой стране или руководителя для выполнения нового и сложного задания. Следующее упражнение позволяет выяснить, кто из участников может получить в качестве руководителя поддержку наибольшего количества членов группы.

Мнструкция: Я хочу предложить вам разобраться в том, кого вы, не считая меня, готовы принять в качестве руководителя группы. Каждый из вас получит сейчас три одинаковые карточки. У вас будет 20 минут на выполнение задания. Задание состоит в следующем: свои карточки вам надо будет отдать тем членам группы, которых вы охотно приняли бы в качестве руководителя группы. При этом вы сами решаете, сколько карточек вы даете тому или иному кандидату. Разумеется, вы можете выдвинуть в кандидаты и себя самого и предложить другим членам группы подкрепить ваши полномочия своими карточками. Приготовьтесь к тому, чтобы в ходе переговоров кратко обосновать то, что вы хотите от руководителя, или же то, что вы сами готовы делать в качестве руководителя. Руководителем группы станет тот, у кого к концу игры будет больше всего карточек. В ходе игры вы, разумеется, можете свободно передвигаться по комнате.

IВопросы для обсуждения:

— Кто получил больше всего карточек?

— Как ему удалось этого достичь?

— Сколько участников не поддержали нового руководителя группы?

— Что они сделали для того, чтобы помешать его избранию?

— Выяснилось ли в ходе этого упражнения нечто новое?

<Щ.рон

Упражнение 14 (Клаус В. Фопель)

Эта процедура позволяет ответить на вопрос, кого каждый из участников готов видеть в качестве лидера и наделить соответствующей властью. Причем ответ на этот вопрос будет получен не путем логического анализа и рассуждений, а с помощью интуиции и спонтанного действия. Наиболее значимыми результаты будут в том случае, если участники целиком отдадутся своему воображению.

Инструкция: Я хочу предоставить каждому из вас возможность выяснить, кого из остальных участников группы он готов признать в качестве лидера. Закройте, пожалуйста, глаза и сядьте посвободнее. Сосредоточьтесь на время на своем дыхании, постарайтесь вдыхать и выдыхать глубже, чем обычно. (30 секунд.)

Я хочу пригласить вас поучаствовать в небольшом воображаемом эксперименте. Представьте себе, что занятие нашей группы проходит для разнообразия в каком-то старом замке. Сам я не могу присутствовать на этом занятии. Вот вы все собрались в большом зале замка и по широкому переходу идете к комнате, в которой будет проходить работа группы. (15 секунд.)

Вы открываете дверь комнаты и видите заранее расставленные кругом стулья. Для каждого из вас приготовлено по стулу. Один из стульев сразу бросается в глаза. Он отличается от остальных высокой спинкой, подлокотниками и дорогой обивкой. Вы все рассаживаетесь. Обратите внимание, кто сел в это, выбивающееся из общего ряда, кресло? Куда сели вы сами? (1 минута.)

Теперь откройте глаза и по очереди расскажите, что вы видели...

• Вопросы для обсуждения:

— Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?

— Как он сам к этому относится?

— Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?

— Кто посадил в кресло самого себя?

Кто кого наполшнает?

Упражнение 15 (Клаус В. Фопель)

Практически в каждой группе бывает так, что некоторые участники, глядя на других членов группы, осознанно или неосознанно вспоминают тех или иных значимых для себя людей. При этом нередко чувства, которые вызываются этими значимыми фигурами, переносятся на членов группы, что затрудняет нормальное общение с ними. Если же удается открыто обсудить, с кем ассоциируется конкретный участник, то становится легче провести грань между "новыми" впечатлениями, возникающими при восприятии того или иного поведения данного человека, и "старыми", всплывающими в памяти в силу ассоциативной связи. Предлагаемую процедуру имеет смысл проводить как на начальной стадии работы группы, так и в том случае, если у Вас сложилось впечатление, что взаимоотношения участников отягощают связанные с переносом трудности.

• Инструкция: Я хочу предложить вам поучаствовать в упражнении, которое поможет нам установить более реалистичный контакт друг с другом. Иногда призраки прошлого подшучивают над нами, и в результате какой-нибудь участник группы ассоциируется у нас с некогда значимым для нас человеком. Это приводит к тому, что наши старые чувства и реакции, намного превосходящие по интенсивности то, что мы ощущаем по отношению к члену группы, включаются так, как будто они были записаны на магнитофон. Пожалуйста, подумайте в течение 3 минут о том, есть ли среди членов группы кто-то, кто напоминает вам значимых людей: кого-нибудь из родителей, брата, сестру, друга, подругу, любимого человека. Проверьте буквально всех участников группы, не забудьте и обо мне. Теперь запишите на карточке имя того члена группы, который вызывает у вас такого рода биографические ассоциации. Коротко укажите также, какие чувства пробуждает в вас это воспоминание, и чем именно это воспоминание было вызвано. Теперь передайте карточку соответствующему члену группы.

IВопросы для обсуждения:

— Кто получил одну или несколько карточек?

— Как он к этому отнесся?

— Как я реагировал в ситуации, когда на меня переносились позитивные чувства?

— Как я реагировал в ситуации, когда на меня переносились негативные чувства?

— Как чувствуют себя те, кто заполнил карточки?

— Получил ли карточку руководитель группы? Как он к этому отнесся?

'JlodapoK

Упражнение 16 (Клаус В. Фопель)

Самочувствие членов группы зависит еще и от того, насколько свободно они могут выражать свою симпатию к другим участникам, и знают ли о том, что симпатичны кому-то. Предлагаемое упражнение предоставляет участникам группы возможность поработать в этом направлении.

IИнструкция: Я хочу предоставить вам возможность выразить ваши дружеские чувства друг к другу. Вы можете сейчас выбрать кого-нибудь из членов группы, кому вы хотели бы сделать небольшой подарок. Не говорите заранее о том, кого вы выбрали. У вас есть 20 минут для того, чтобьтридумать подарок. Это может быть что-то готовое или сделанное вашими руками. Важно только, чтобы вы сосредоточились, прежде всего, на человеке, которому вы хотите что-нибудь подарить. Теперь по очереди передайте друг другу свои подарки.

IВопросы для обсуждения:

— Как выглядел процесс вручения подарков?

— Кто не получил ни одного подарка? Как он на это отреагировал?

— Какими другими способами выражали члены группы свое расположение друг другу?

Удовлетворенность работой группы

Упражнение 17 (Клаус В. Фопель)

Время от времени Вам стоит выяснять вместе с участниками группы, в какой мере каждый из них удовлетворен групповой работой — как ее содержанием, так и общей атмосферой занятий. Вы получите обратную связь о себе как о руководителе группы и обратите внимание участников на важность сложившейся в группе атмосферы. Разумеется, важно, чтобы Вы всерьез отнеслись к полученным данным. Если выявится серьезная неудовлетворенность групповой работой, то имеет смысл обсудить эту проблему с группой более обстоятельно. Если же Вы отнесетесь к этим данным лишь как к информации для себя и совместно с участниками не сделаете из этого никаких выводов, то тем самым Вы только усилите неудовлетворенность и сопротивление групповой работе. Первый вариант упражнения дает членам группы возможность выразить оттенки своего отношения. Если же Вы хотите выяснить степень удовлетворения участников лишь приблизительно, можно выбрать второй вариант упражнения, дающий грубую, но ясную картину групповой ситуации.

Вариант 1

■Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас показал, насколько он в данный момент удовлетворен работой группы. Сейчас я положу посередине комнаты книгу. После этого вы, не говоря ни слова, должны будете встать настолько близко к этой книге, насколько вы удовлетворены нашей работой. Тот, кто очень доволен работой, встает вплотную к книге, тот, кто очень недоволен, может встать, например, около стены. Все остальные могут занять любое место между этими двумя крайними позициями.

Позаботьтесь о том, чтобы во время выполнения этого задания никто не разговаривал. Когда каждый найдет себе место, попросите всех остаться на своих местах, посмотреть, где стоят другие, и затем коротко сказать, что они хотят выразить своим местоположением и как они относятся к позиции других.

Вариант 2

(Инструкция: Я хочу, чтобы мы с вами выяснили, кто в данный момент не удовлетворен работой группы. Для этого те, кто в основном

удовлетворен, должны встать около двери, а те, кто не удовлетворен,у противоположной стены комнаты. Сделайте это, не разговаривая друг с другом... Теперь скажите, пожалуйста, что привело вас на это место, и прокомментируйте позиции других участников.

Шопросы для обсуждения:

— Если какой-то конкретный участник не удовлетворен работой группы, то хочет ли он при этом сам работать как-то иначе?

— Что мы все вместе хотим делать по-другому?

Само раскрытие

Упражнение 18 (Клаус В. Фопель)

Групповая атмосфера характеризуется еще и тем, в какой мере каждый из участников может раскрываться в группе. Следующее упражнение позволяет получить данные об этом очень простым способом.

(Инструкция: Мне хочется, чтобы мы выяснили, насколько каждый из нас чувствует себя защищенно и не боится раскрываться во время нашей работы. Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте мои дальнейшие инструкции. Представьте себе шкалу от 1 до 10. Единица на этой шкале означает, что вы стесняетесь раскрываться, десятьчто вы можете быть откровенными и искренними. Теперь решите, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к самораскрытию на наших занятиях. Когда вы определите это для себя, поднимите, не открывая глаз, соответствующее число пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет на пальцах свои баллы. Теперь откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев поднимает каждый.

■ Вопросы для обсуждения:

— Почему каждый из участников нашей группы выставил себе ту или иную оценку?

— Что объединяет тех, кто поставил себе низкое число баллов?

— Чья оценка показалась неожиданной?

— Что может изменить группа для того, чтобы работать лучше?

Незаконченные предложения

Упражнение 19 (Клаус В. Фопелъ)

В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое — нет. Нередко эти нормы поведения не осознаются, или же не являются совместно принятыми. Предлагаемая процедура дает возможность участникам осознать и обсудить действующие в группе правила.

Инструкция: Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали. (3 минуты.)

Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений:

В этой группе нежелательно...

— S этой группе опасно...

Из этой группы будет исключен тот, кто...

В этой группе можно...

IВопросы для обсуждения:

— В какой степени действующие в группе правила ясны участникам?

— Насколько широк спектр негласных норм?

— Какие из них полезны, а какие обременительны?

— Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?

Альтернатива

Упражнение 20 (Клаус В. Фопелъ)

С помощью предлагаемой проективной техники можно выявить представления участников об удовлетворенности групповой работой и понять, что еще им хотелось бы получить от работы в группе.

Инструкция: Я хотел бы предложить вам взглянуть на нашу группу как на целое и выяснить, насколько вам нравится наш способ совместной работы. Сядьте поудобнее и закройте глаза... (30 секунд.)

Представьте себе, что вынаблюдатель, который может смотреть на нашу группу через небольшое отверстие в стене. Мысленно понаблюдайте за группой, когда она занята разными видами деятельности. (2 минуты.)

Теперь представьте себе, что в соседней комнате вы можете наблюдать за другой группой, у которой есть все. чего нам не хватает, и которая делает все то, что мы с вами боимся делать. Понаблюдайте теперь за этой идеальной группой. Что вы там видите? (2 минуты.)

Теперь скажите "до свидания" обеим группам и постепенно возвращайтесь сюда, в эту комнату...

• Вопросы для обсуждения:

— Что я увидел в другой группе?

— Что отличает ее от нашей?

— Что я увидел в нашей группе?

— Что было общим для обеих групп?

— Что мы можем сделать для того, чтобы наша группа стала для нас привлекательнее?

— Что мы можем изменить в структуре нашей группы?

— Что каждый из нас хочет делать по-другому?

3 Психологические группы

приглашение к совместной деятельности

Упражнение 21 (Клаус В. Фопель)

Многие ведущие упускают из виду, что необходимо тщательно отслеживать свое отношение к участникам группы и их отношение к себе. В силу авторитета, создаваемого его положением, и в результате разнообразных проекций, в группе легко может сложиться отношение к ведущему как к могущественному, обладающему властью отцу. Причем это отношение может включать в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Я считаю важным, чтобы участники установили с ведущим партнерский контакт. Предлагаемая психологическая процедура позволяет осознать и обсудить отношение участников к ведущему.

Инструкция: Я хочу вместе с вами исследовать наши отношения. Предлагаю сделать это следующим образом: пусть сейчас каждый из вас представит себе, что он имеет возможность пообщаться со мной не в группе, а в любой другой ситуации. Подумайте, что бы вы хотели делать вместе со мной. Запишите на карточках одной-двумя фразами то. что пришло вам в голову. Потом поставьте свою подпись и передайте карточки мне. Я зачитаю их вслух, а затем мы проведем совместное обсуждение. В ходе этого обсуждения я расскажу о своих внутренних ощущениях.

IВопросы для обсуждения:

— Насколько широк оказался спектр желаний участников?

— Какие желания вызваны особенностями личности ведущего, а какие — скорее его ролью?

— Какова была реакция ведущего на различные желания участников?

— Какие формы поведения ведущего неприятны участникам, а какие, наоборот, нравятся?

^Клже^со расставаться

Упражнение 22 (Клаус В. Фопелъ)

В конце работы группы большинство участников переживает печаль расставания, им бывает тяжело прощаться с людьми, которые стали для них значимыми. Чем более неопределенно испытываемое чувство, тем хуже удается справиться с горечью расставания. Предлагаемая процедура дает участникам группы прекрасную возможность выразить свои чувства конкретным людям.

шнструкция: Я хочу помочь вам осознанно осуществить неизбежное прощание с другими членами группы. Для этого сделайте, пожалуйста, следующее: сядьте поудобнее и на пару минут закройте глаза. При этом постарайтесь прояснить для себя, с кем из участников группы вам труднее всего расстаться, и что именно делает прощание с ним таким тяжелым. (2 минуты.)

Теперь откройте глаза и напишите этому человеку короткое прощальное письмо, которое должно состоять не более чем из шести предложений. Сообщите этому человеку, что он для вас значит, что вы в данную минуту чувствуете и что помогает вам принять неизбежность расставания. Не забудьте поставить дату и подписаться. У вас есть на это 10 минут.

Теперь переходим ко второй части упражнения. Пожалуйста, прочитайте прощальные письма адресатам, а затем передайте им ваши послания. Когда каждый из нас сделает это, мы сможем обменяться своими впечатлениями об этом упражнении.

IВопросы для обсуждения:

— Кто из участников получил одно или несколько прощальных писем? Что это для них значило?

— Кто не получил ни одного письма? Что это для них значило?

— Кем стали участники группы друг для друга?

— Что помогает вам справиться с горечью расставания?

Что я приобрел?

Упражнение 23 (Клаус В. Фопель)

Горечь прощания с группой смягчится, если каждый участник сформулирует для себя, что существенного приобрел он в ходе работы и чем это поможет ему в повседневной жизни. На это направлено следующее упражнение.

Инструкция: Чтобы нам было легче расстаться друг с другом, мы можем сделать следующее: пусть каждый сосредоточится на том, что он здесь приобрел. Подумайте пару минут над следующим вопросом: в чем состоит наиболее важный опыт, который я приобрел в этой группе и который поможет мне лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Закройте глаза и не открывайте их их до тех пор, пока не найдете ответ на этот вопрос, а затем запишите ответ на карточке.

Мне хочется, чтобы каждый сейчас поделился с нами тем, что он осознал.

IВопросы для обсуждения:

— Насколько широк спектр приобретенного опыта?

— Чей опыт оказался сходным с моим?

— Что я могу сделать для того, чтобы то, что я приобрел, было для меня значимым как можно дольше?

Часть 2

Цели как предмет психологической работы в группе

ZIELE

Введение

В этой части книги представлены упражнения, которые помогут членам группы осознать, сформулировать и обсудить свои цели. Речь может идти о самых разных целях: познавательных, поведенческих, духовных и др. Упражнения могут быть использованы при работе с различными типами групп.

Первые пятнадцать упражнений дают возможность каждому участнику определить свои личные и профессиональные цели. Эти упражнения основаны на следующих предпосылках:

— Многие цели возникают неосознанно, формируются в бессознательном. Наша задача — осознать их и, при необходимости, уточнить или переформулировать.

— Наши цели постоянно видоизменяются. Старые цели отодвигаются на второй план или исчезают совсем. Они уступают место новым, в соответствии с изменившейся жизненной ситуацией.

— Чем старше мы становимся, тем большую важность приобретают для нас духовные цели.

— Нам будет легче осознать и сформулировать собственные цели, если мы будем оптимистично смотреть на жизнь, руководствоваться действительно "взрослыми" моделями поведения и прислушиваться к голосу собственного Я.

Остальные упражнения (с 16 по 23) помогают участникам в начале занятий определить для себя цели групповой работы. Первые четыре упражнения этого блока дают возможность членам группы представить свои индивидуальные цели. Последние четыре способствуют поиску общих для членов группы целей.

Содержание

Упражнение 1. Времена года моей души........................40

Упражнение 2. Бедность, богатство и Господь Бог................42

Упражнение 3. Свободен!....................................43

Упражнение 4. Объявления..................................44

Упражнение 5. Волшебная лавка..............................45

Упражнение 6. Превращаем проблемы в цели...................46

Упражнение 7. Сон о будущем................................47

Упражнение 8. Сон наяву....................................49

Упражнение 9. Карта будущего................................50

Упражнение 10. Верстовые столбы моего будущего...............51

Упражнение 11. Ожидания...................................52

Упражнение 12. Радуга......................................53

Упражнение 13. Стрела.....................................54

Упражнение 14. Путь к цели..................................55

Упражнение 15. Смысл жизни................................57

Упражнение 16. Что я хочу изменить?..........................58

Упражнение 17. Пустой стул..................................59

Упражнение 18. Ключи......................................60

Упражнение 19. Иллюстрированные цели.......................61

Упражнение-20. Разноцветные листы...........................62

Упражнение 21. Подвижные четверки..........................63

Упражнение 22. Определение целей в два этапа.................64

Упражнение 23. Определение целей в три этапа..................65

l$pejuena года м.оей души

Упражнение 1

Не все свои цели мы ставим осознанно. Иногда наши цели формируются бессознательно, и только после того, как мы что-то сделаем, мы начинаем понимать, чего же нам хотелось на самом деле.

IИнструкция: Мы можем многому научиться у природы. В частности, именно в природе мы наблюдаем отрадное постоянство перемен. Все растения и животные проходят через цикл времен года. Зима дарит всем покой, а кому-то дает возможность умереть. Весной жизнь снова пробуждается. Летом она достигает своего полного расцвета, созревают плоды. Осень позволяет собрать урожай, а затем природа вступает в следующий цикл становления, исчезновения и нового рождения.

Если мы хотим собирать урожай, то постоянство смены времен года должно нас успокаивать. Если же мы привязываемся лишь к мечтам о цветении, то круговорот времен года будет нас огорчать. Точно так же и в нашей собственной жизни мы можем достигать зрелости и пожинать плоды лишь в том случае, если поймем и примем для себя, что многое уходит и изменяется, создавая тем самым предпосылки возникновения нового.

Пусть эта мысль послужит вам отправной точкой для размышления. Возьмите сейчас лист бумаги и составьте список (примерно из пяти пунктов)перечень того, что в вашей жизни отмирает, становится слабее, теряет свою значимость, отступает на второй план. Возможно, заканчивается и уходит в прошлое дружба, работа, брак. Может быть изменяется внутренняя позиция или какое-либо чувство, ваша жизненная философия или политические взгляды. Сосредоточьтесь на том, что изменяется, но при этом не исчезает совсем.

А теперь составьте еще один список (тоже примерно из пяти пунктов)перечень того, что находится в самом начале, в стадии становления, что пока еще не стало полноценной частью вашей жизни. Это может быть то, что только появляется или то, что вновь возвращается, становится все более важным и желанным. Возможно, это новая дружба или зарождающийся интерес к кулинарии, или растущее желание путешествовать. Постарайтесь писать как можно более конкретно. (15 минут.)

А теперь выберите из второго списка тот пункт, который вам особенно интересен. Напишите к нему небольшое пояснение. Какова его

предыстория, что именно зарождается? Что помогает и что мешает его появлению? Может ли это стать для вас важной жизненной целью? Как вы можете на это настроиться? Как будет выглядеть ваша жизнь, если то, что возникло, будет развиваться дальше? У вас есть еще 15 минут на размышление.

Ъедность, богатство и УоспоЪь Ъог

Упражнение 2

Иногда цели проясняются для нас благодаря экстремальным обстоятельствам. Временами мы бессознательно устраиваем себе кризисы для того, чтобы пережить и осознать нечто важное.

Это упражнение дает возможность участникам пережить экстремальные ситуации в воображении и представить себе, к чему на самом деле могут привести изменения, к которым они неосознанно стремятся.

1инструкция: Даже когда наша жизнь протекает вполне благополучно, мы временами испытываем неприятное чувство. Иногда это связано с тем, что мы стремимся реализовать давно поставленные цели и забываем скорректировать их в соответствии с происходящими внутри нас изменениями.

Жизнь вынуждает нас более обстоятельно задумываться над происходящим и подвергать наши цели пересмотру.

Я хочу дать вам возможность пережить в воображении несколько необычных ситуаций. Представьте себе, что вы внезапно впали в крайнюю нужду. Что вы будете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пусть даже ценой огромных усилий, сохранить? Какие элементы вашего жизненного уклада вы захотите оставить неизменными и какой ценой? Какие новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Опишите, как вы будете действовать в такой ситуации, как будете себя чувствовать, о чем думать. У вас есть на это 10 минут...

А теперь представьте себе, что вам досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете прежде всего? Какие возможности это для вас откроет? Напишите, что вы будете в этой ситуации делать, какие будете строить планы. Для этого у вас есть еще 10 минут...

И, наконец, представьте себя в роли Бога. Что вы измените, что нового создадите, чтобы сделать этот мир лучше? В течение 10 минут записывайте то, что придет вам в голову.

Теперь задумайтесь на время о том, что вам хочетсявозможно, уже давно, а может быть, лишь с недавних поризменить в своей жизни. Какие цели представляются вам важными? Как вы могли бы изменить свои жизненные планы? Запишите свои соображения.

Свободен!

Упражнение 3

В этом упражнении воображаемая экстремальная ситуация поможет участникам увидеть новые цели — цели, которые могли быть скрыты пеленой условностей и устаревших иллюзий.

[Инструкция: Сейчас вы переживете что-то вроде шока, и это, возможно, поможет вам взглянуть на свою жизнь по-новому. У каждого из нас есть множество желаний и целей. Некоторые из них мы осознаем и стремимся к их удовлетворению. О других мы догадываемся, однако предпочитаем оставлять их в полутьме. А часть наших желаний прячется, вероятно, в самых темных глубинах нашего бессознательного. Что произойдет, если мы станем более ясно и четко понимать наши желания и цели?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...