Эта книга в первую очередь предназначена для молодых супругов. Но и не только для них: её создатели думали и о тех юношах и девушках, которые только ещё намереваются вступить в брак, и о тех, кто уже накопил определённый опыт семейной жизни. Полезной она будет и для людей старших поколений — родителей и родственников молодых супругов, воспитателей и представителей общественности, призванных оказывать посильную помощь в решении непростых проблем в жизни молодых семей.
Глубоко ошибочна мысль о том, что в мире молодой семьи любому её члену легко и просто ориентироваться самому, особенно если не нажит ещё многотрудный (не побоимся этого слова) опыт семейной жизни — исключительно многообразной во всех её внутренних и внешних, глубоко личных и социально значимых проявлениях. Тысячу раз прав был А. С. Грибоедов, утверждавший, что если никому не нужны особый ум и знания, чтобы понять, как создаются дети, то для удачного выбора друга на всю жизнь, для правильной половой жизни, для подготовки будущих отцов и матерей, для формирования здоровой семьи, для достижения максимального человеческого счастья, предлагаемого молодостью и половой зрелостью, требуется много ума, много знаний и много подготовки.
Дать молодым людям книгу-советчика, книгу-справочник по основным аспектам семейной жизни было главной целью коллектива, работавшего над этим изданием. Она названа энциклопедией не столько за форму (которая существенно отличается от традиционных энциклопедий), сколько за содержание, охватывающее, по замыслу её создателей, основные вопросы становления новой семьи и её жизнедеятельности в социалистическом обществе.
Книга состоит из пяти разделов. Каждый из них призван широко, но лаконично и доступно осветить определённый круг вопросов, последовательно сгруппированных по их месту и значению в жизни молодой семьи.
Аксиомой является положение о том, что семья — это первичная ячейка общества. Роль и функции семьи в современном обществе, истоки товарищества, дружбы, любви и здоровых, высоконравственных семейных отношений, принципы и нормы, лежащие в основе семейного воспитания и определяющие отдачу семьи обществу, а также основные формы моральной, правовой и материальной поддержки, оказываемой семье Советским государством,— вот перечень главных вопросов, рассматриваемых в первом разделе энциклопедии.
Создатели книги не могли обойти вниманием и сферу интимной жизни семьи: ведь вопросы половых отношений не являются привилегией лишь умудрённых жизнью людей, они серьёзно волнуют каждого юношу и девушку, стоящих на пороге семейной жизни. Социально-нравственная значимость гармонии в этой области столь же существенна для общества, сколь важна для него каждая духовно и физически полноценно развивающаяся семья. Второй раздел даёт читателю необходимый минимум знаний по биологическим, медицинским и социальным аспектам половой жизни.
Третий раздел книги посвящен счастливой поре подготовки молодых супругов к материнству и отцовству, поре ожидания нового родного человека в семье и связанным с этим заботам и надеждам. Практические советы и рекомендации будущим родителям занимают в нём ведущее место.
Новый член семьи — ребёнок — в центре внимания четвёртого раздела. Предмет разговора здесь — развитие малыша от его рождения до поступления в школу и сложности, которые могут поджидать родителей на этом пути. Вопросы ухода за ребёнком, его гармоничного физического, умственного и психического развития, его идейно-нравственного становления как личности и проблемы общения в семейном союзе, а также другие рекомендации различного характера составляют основу этой части книги.
Заключительный раздел энциклопедии «Дом, спорт, отдых» включает обширную информацию по основным направлениям организации разумно сбалансированного семейного быта и семейного досуга. Бюджет молодой семьи и содержание квартиры, система питания и домашнее рукоделие, бытовая техника и спортивные занятия, формы досуга в кругу семьи, в общественных местах и на лоне природы — далеко не полный перечень рассматриваемых здесь тематических аспектов.
Ориентироваться читателю во всей этой обширной тематике поможет не только достаточно подробное оглавление, но и, в первую очередь, помещённый в конце книги предметно-терминологический указатель. Пользуясь им, читатель найдёт интересующие его сведения по любому освещаемому в книге конкретному вопросу. Это особенно важно потому, что лаконичный стиль изложения материалов, стремление избежать повторов было одной из задач создателей этой энциклопедии.
Появление этой книги было бы невозможно без участия в работе над ней ведущих учреждений, учёных и специалистов самого разнообразного профиля — обществоведов, психологов, врачей, педагогов и инженерно-технических работников и работников службы быта, организаторов туризма и многих других. Всем им издательство выражает глубокую и искреннюю благодарность.
Содержание:
Семья
Семья и общество
Создание семьи
Семейные отношения
Семья и демография
Семья и право
Личные отношения супругов и право
Имущественные права и обязанности супругов
Права и обязанности родителей по воспитанию детей
Алиментные обязанности родителей и детей, других членов семьи
Лишение родительских прав
Усыновление (удочерение)
Опека и попечительство
Права и льготы молодым семьям
Государственные пособия семьям
Правовые аспекты борьбы с пьянством и алкоголизмом
Основные виды государственного страхования
Интимный мир семьи
Анатомо-физиологические особенности половых органов мужчины и женщины
Гармония в браке
Половые расстройства истинные и мнимые
Предупреждение беременности
Бесплодный брак
Вредные привычки, их профилактика и лечение
Венерические болезни
Материнство и отцовство
В преддверии материнства
Беременность
Роды
Послеродовой период
Охрана материнства и детства
Ребёнок
Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды
Анатомо-физиологические особенности организма ребенка
Новорожденный ребенок. Особенности новорожденного и его развитие
Как назвать ребёнка?
Грудной ребенок
Ребенок в возрасте от 1 года до 7 лет
Основы семейной педагогики
Заболевания и нарушения функций органов у детей
Уход за больным ребенком в домашних условиях и профилактические прививки
Дом. Спорт. Отдых
Квартира
Сельский дом
Уход за квартирой. Ремонт квартиры
Бытовая техника
Бытовая радио– и теле- аппаратура
Уход за одеждой и текстильными изделиями
Борьба с вредными насекомыми и грызунами
Домашняя аптечка
Оказание первой доврачебной помощи
Бюджет молодой семьи
Распределение трудовых обязанностей в семье
Питание
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ
ЗЕРНОВЫЕ ПРОДУКТЫ
МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЯЙЦА
ЖИРЫ ПИЩЕВЫЕ
МЯСО И МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ
РЫБА И РЫБОПРОДУКТЫ
ОВОЩИ И ПЛОДЫ
ПРЯНОСТИ И ПРИПРАВЫ
КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ОСНАЩЕНИЕ КУХНИ И ХРАНЕНИЕ ПРОДУКТОВ
ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ПРОДУКТОВ
ВЫБОР РЕЦЕПТУРЫ С УЧЁТОМ ЭКОНОМИИ ТРУДА И ВРЕМЕНИ
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ХОЗЯЙКЕ
ОФОРМЛЕНИЕ БЛЮД
КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩИ
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
ХОЛОДНЫЕ БЛЮДА И ЗАКУСКИ. САЛАТЫ И ВИНЕГРЕТЫ
ЗАКУСКИ ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ
ЗАКУСКИ ИЗ ЯИЦ
ЗАКУСКИ ИЗ РЫБЫ, СУБПРОДУКТОВ, МЯСА, ПТИЦЫ
ПЕРВЫЕ БЛЮДА. СУПЫ
БУЛЬОНЫ
ПРОЗРАЧНЫЕ СУПЫ
ГАРНИРЫ
ЗАПРАВОЧНЫЕ СУПЫ
ЩИ
БОРЩИ
РАССОЛЬНИКИ
СУПЫ НА ГРИБНОМ БУЛЬОНЕ
СУПЫ НА МЯСНОМ БУЛЬОНЕ
УХА
СУПЫ МОЛОЧНЫЕ
ПЮРЕОБРАЗНЫЕ СУПЫ
ХОЛОДНЫЕ СУПЫ
СУПЫ ИЗ ЯГОД И ФРУКТОВ
ВТОРЫЕ БЛЮДА. БЛЮДА ИЗ КАРТОФЕЛЯ
БЛЮДА ИЗ КАПУСТЫ
БЛЮДА ИЗ ОГУРЦОВ
БЛЮДА ИЗ КАБАЧКОВ
БЛЮДА ИЗ ТЫКВЫ И ДРУГИХ ОВОЩЕЙ
БЛЮДА ИЗ МЯСА И СУБПРОДУКТОВ
БЛЮДА ИЗ ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ
БЛЮДА ИЗ РЫБЫ
БЛЮДА ИЗ КРУП
МУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
БЛЮДА ИЗ ЯИЦ
БЛЮДА ИЗ ТВОРОГА
СОУСЫ К ЗАКУСКАМ И БЛЮДАМ
СЛАДКИЕ БЛЮДА. НАПИТКИ. КОКТЕЙЛИ
КИСЕЛИ
ЖЕЛЕ, МУССЫ, САМБУКИ, КРЕМЫ, СУФЛЕ
ДРУГИЕ СЛАДКИЕ БЛЮДА
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ СЛАДКИХ БЛЮД
ТОНИЗИРУЮЩИЕ НАПИТКИ
НАПИТКИ ИЗ ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, ЯГОД
НАПИТКИ ИЗ ОВОЩЕЙ
РЕЦЕПТЫ ОВОЩНЫХ НАПИТКОВ
НАПИТКИ ИЗ ФРУКТОВ И ЯГОД
КОКТЕЙЛИ
ТЕСТО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО
СПОСОБЫ РАЗРЫХЛЕНИЯ ТЕСТА И ПРИМЕНЯЕМЫЕ РАЗРЫХЛИТЕЛИ
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ТЕСТА И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НЕГО
ДРОЖЖЕВОЕ ТЕСТО
ДРОЖЖЕВОЕ СЛОЁНОЕ ТЕСТО
РАЗДЕЛКА И ВЫПЕЧКА ИЗДЕЛИЙ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРОЖЖЕВОГО ТЕСТА
ПЕСОЧНОЕ ТЕСТО
ОСНОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ ПЕСОЧНОГО ТЕСТА
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЕСОЧНОГО ТЕСТА
СЛОЁНОЕ ТЕСТО
ОСНОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ СЛОЁНОГО ТЕСТА
ИЗДЕЛИЯ ИЗ СЛОЁНОГО ТЕСТА
БИСКВИТНОЕ ТЕСТО
ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСКВИТНОГО ТЕСТА
ЗАВАРНОЕ ТЕСТО
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЗАВАРНОГО ТЕСТА
БЕЛКОВОЕ ТЕСТО
ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕЛКОВОГО ТЕСТА
ТОРТЫ
ПРОЧИЕ КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ДОМАШНЕЕ КОНСЕРВИРОВАНИЕ
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КОНСЕРВИРОВАНИЯ
ПОДГОТОВКА СЫРЬЯ ДЛЯ КОНСЕРВИРОВАНИЯ. ЗАПОЛНЕНИЕ И СТЕРИЛИЗАЦИЯ БАНОК
КОНСЕРВИРОВАНИЕ ПЛОДОВ И ЯГОД С ПОМОЩЬЮ САХАРА
КОНСЕРВИРОВАННЫЕ КОМПОТЫ
СОЛЕНИЕ И КВАШЕНИЕ ОВОЩЕЙ, МОЧЕНИЕ ФРУКТОВ И ЯГОД
МАРИНОВАНИЕ ОВОЩЕЙ, ПЛОДОВ И ЯГОД
ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ. ПОНЯТИЕ О ДИЕТИЧЕСКОМ ПИТАНИИ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕЧЕБНЫХ ДИЕТ
ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ ПРИ ОСНОВНЫХ ОСТРЫХ И ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Физкультура и спорт
Спортуголок в квартире
Косметика
Свободное время
Домашняя библиотека
Музыка. Домашняя фонотека
Фотография
Диафильмы (диапозитивные фильмы)
Коллекционирование
Занимательный досуг
Цветы в доме
Животные в доме
Всей семьёй в поход
Семья и общество
Понятие о семье. Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной, санкционированный обществом. Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Как социальное явление семья изменяется в процессе развития экономического базиса общества; в то лее время развитие семьи обладает относительной самостоятельностью.
В историческом плане семейные отношения развивались от ничем не ограниченных отношений между полами через групповой брак к парному и моногамному браку, то есть единобрачию. Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (внутри рода половые связи были строжайше запрещены). На смену ему пришёл брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. На начальном этапе в парных браках связи между мужем и женой были весьма непрочными, каждый из них продолжал жить в своём роду. Позже муж стал переходить в род жены, а ещё позже — жена в род мужа. Однако при этом ещё долго сохранялись и пережитки группового брака.
С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значение мужчины как основного кормильца семьи резко возросло. В связи с этим парный брак становится более прочным и со временем переходит в моногамный (единобрачный). Семья с этого момента становится основной экономической ячейкой общества.
Первая историческая форма моногамной семьи — патриархальная семья, управляемая отцом,— стала возможной благодаря закрепощению женщины, происшедшему в результате уменьшения её экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственника — мужчины. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Для мужчин же развитие рабства и других форм зависимости и господства предоставляло возможности для многоженства. Например, в странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака. Но и европейская патриархальная семья включала в себя кроме родственников (потомков одного отца с их жёнами и детьми) ещё и домашних рабов, в том числе наложниц, поэтому Ф. Энгельс определяет её как «промежуточную форму» между многоженством и единобрачием.
Феодальная патриархальная крестьянская семья обычно была многочисленной. Она являлась и производственной, и потребительской единицей. Распад натурального патриархального хозяйства, которое было экономическим базисом старой семьи, повлёк за собой исчезновение и самой этой семьи. Вместо неё стали складываться трудовая семья и семья буржуазная.
Капиталистическая индустриализация разрушила, по крайней мере в городах, характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших «неразделённых» семьях и их патриархальной структуре. Семья в основном стала состоять из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический характер.
В капиталистическом обществе действуют две противоречивые тенденции изменения семьи: её обновление («реконструкция») на основе промышленного и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций характерна для трудовых семей, вторая — для паразитических слоев. Частнособственнические отношения при капитализме способствуют распространённости браков, основанных на экономической выгоде (по расчёту), так как важнейшей функцией буржуазной семьи стало накопление богатства. Экономические, политические и моральные противоречия капитализма стимулируют также отчуждение семьи от общества. Сосредоточение внимания семьи на внутренних, семейных проблемах ведёт её к «самоизоляции». В то же время возрастают возможности внутрисемейных неурядиц и конфликтов и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства семьи.
В результате социалистических преобразований семейные отношения освобождаются от многих регламентации старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и национальных предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин, расширяется сеть общественных учреждений, призванных помогать семье в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистического типа семьи.
Социалистическая семья отличается от собственнической и мотивами брака, и характером внутрисемейных отношений. Подавляющее большинство браков в СССР заключается не по экономическому расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов, по любви. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием и сплочённостью супругов. Главными общественными функциями семьи при социализме становятся удовлетворение потребностей мужчины и женщины в супружестве, в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между семьёй, обществом и государством, повышается социальная активность и роль семьи в общественной жизни. Происходит дальнейшее интеллектуальное и идейно-нравственное обогащение и совершенствование семейных отношений. Нормы нравственности и законодательство в условиях социализма направлены на укрепление семьи и утверждение принципов социалистического общежития.
Взаимодействие социалистической семьи с другими ячейками общества. Семья как элемент социалистического общества, как его основная ячейка является объектом постоянного внимания Коммунистической партии и Советского государства. В Программе КПСС отмечается, что «общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье». И это не случайно. Именно в семье начинается процесс социализации человека, осуществляется подготовка детей к жизни, закладываются основы для будущего их участия в созидательном труде и общественной деятельности. Для взрослых людей семья в большинстве случаев является местом, где проходит большая часть жизни, где восстанавливаются физические силы и духовная энергия, где всегда можно найти поддержку и понимание.
Семья тесно взаимодействует с различными ячейками общества и, как правило, именно с теми, с которыми в той или иной степени связаны члены данной семьи. Это государственные и общественные организации, трудовые коллективы, дошкольные и учебные заведения, другие семьи. Забота общества и государства о семье и отдача семьи обществу и государству выступают наглядным показателем тесной их взаимосвязи, важнейшие аспекты которой нашли воплощение в соответствующих нормах советского права.
Главным звеном, через которое осуществляется взаимосвязь семьи и государства, являются Советы народных депутатов. В составе исполкомов Советов народных депутатов функционируют отделы народного образования, органы загса и др., которые занимаются проблемами семейных отношений, воспитания детей, повышения педагогической культуры родителей. Большую помощь семьям в воспитании детей оказывают комиссии исполкомов по делам несовершеннолетних. Они не только занимаются трудными подростками, но и ведут профилактическую работу. Советы народных депутатов формируют общественные депутатские комиссии, например по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства, по делам молодёжи, по народному образованию, работа которых прямо или косвенно способствует укреплению советской семьи. В их функции входит контроль за деятельностью трудовых коллективов, органов исполнительных комитетов по организации быта и отдыха, труда и здравоохранения. Исполкомы Советов народных депутатов создают различные хозрасчётные службы, цель которых — оказание содействия гражданам в создании и укреплении семьи. Так, в некоторых городах страны (в том числе в Минске) созданы консультации по вопросам семьи и брака, службы знакомств.
Через семью происходит воспроизводство трудовых ресурсов. Этим обусловлено широкое внимание производственных коллективов к семьям своих работников. Законом СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» регламентируются полномочия этих коллективов, связанные с укреплением советской семьи и улучшением воспитания детей, улучшением жилищно-бытовых условий семей, совершенствованием организации их отдыха. Реализация этих полномочий трудового коллектива осуществляется в первую очередь профсоюзной организацией. В составе профсоюзных комитетов функционируют комиссии: содействия семье и школе, жилищно-бытовая, культурно-массовая, спортивная и т. п., оказывающие семьям существенную помощь и поддержку в решении многих возникающих вопросов. Большую помощь семьям оказывают общественные комиссии по борьбе с пьянством, советы общества борьбы за трезвость.
Большое внимание семьям работников уделяют также партийные и комсомольские организации, администрация. Проводя общественно-политические мероприятия, индивидуальную работу, партийные и комсомольские органы, идеологический актив, администрация держат в поле зрения проблемы семейного воспитания и морально-психологического климата в семьях работников.
Успех воспитания детей во многом зависит от уровня взаимодействия и координации усилий семьи и школы, а также семьи и дошкольных учреждений. Наибольшей эффективности взаимодействие родителей и школы достигает при сознательной заинтересованности и активной позиции родителей, их инициативности и творческом подходе к организации различных мероприятий в школах, где занимаются их дети, а также в детских садах и яслях.
Советские семьи, как правило, тесно контактируют между собой. Соседи по дому, сослуживцы, живущие недалеко друг от друга или находящиеся в приятельских отношениях, совместно проводят свободное время, мелкие и средние ремонты в квартирах, вместе отдыхают, путешествуют, обмениваются интересными книгами, периодикой с последующим обсуждением прочитанного и т. д. В таких контактах активно участвуют также дети — члены этих семей.
Взаимодействие советской семьи с другими ячейками общества безусловно способствует совершенствованию семейных отношений.
Служба семьи. При многих исполкомах Советов народных депутатов организована служба семьи. В нашей стране службы семьи стали возникать в 1960—70-х годах. Так, в Тарту и Таллинне в числе первых были созданы кабинеты, в которых осуществлялась сексологическая и психологическая помощь населению, в Москве и Риге — медико-генетические консультации, в Волгограде — постоянно действующий лекторий для женщин и невест при органах загса, в Ленинграде и Вильнюсе — индивидуальные и групповые консультации по широкому кругу проблем семьи. Кроме того, во многих городах при Дворцах культуры стали функционировать клубы молодой семьи, цель которых — лекционно-просветительская работа среди молодожёнов; стали проводиться вечера знакомств для тех, «кому за 30», на базе которых возникли специализированные службы знакомств, помогающие одиноким людям в создании семьи. В Белоруссии первые шаги в организации службы семьи предприняты в конце 1960-х годов. Так, в Минске при 7-й клинической больнице был создан лечебно-консультативный пункт по вопросам брака и семьи. В настоящее время службы семьи действуют во всех крупных городах РСФСР, УССР, БССР, Прибалтики, то есть в тех регионах страны, в которых начала складываться или сложилась неблагополучная демографическая ситуация (низкая рождаемость, большое число разводов и др.). Назначение службы семьи — укрепление семейно-брачных отношений, совершенствование условий жизни семьи (в первую очередь молодой и многодетной), содействие одиноким людям в создании семьи. В этих направлениях разворачивается её основная деятельность: лекционно-пропагандистская работа, подготовка молодёжи к будущей самостоятельной семейной жизни, помощь молодым и многодетным семьям, оказание социологической, психологической, медико-генетической, юридической, педагогической и другой помощи «кризисным» семьям и, наконец, организация службы знакомств.
С 1986 г. при Минском горисполкоме работает служба знакомств. Посетителям предлагается анкета, в которой содержатся вопросы о себе и о желаемом спутнике жизни. Данные закладываются в ЭВМ, которая на основе научных рекомендаций выявляет наиболее совместимых людей. Далее служба предоставляет возможность этим людям встретиться, после чего они сами должны решать, быть или не быть им вместе.
В некоторых городах используются и другие формы знакомств, например организация знакомств посредством публикации объявлений в газете. Этот вид обладает некоторыми преимуществами (быстрота, большой выбор претендентов), однако при этом снижается достоверность информации. Для вступающих в брак организуются лекции и беседы по психологии семейной жизни, по правовым проблемам брака и вопросам интимных отношений. В настоящее время в 9-х и 10-х классах общеобразовательных школ, в училищах и средних специальных учебных заведениях введён предмет «Этика и психология семейной жизни», цель которого — подготовка молодёжи к выполнению родительских и других семейных обязанностей.
Служба семьи проводит специальную работу с разводящимися супругами с целью помочь им принять правильное решение в конфликтной ситуации.
К работе по оказанию помощи молодым и многодетным семьям, работающим матерям привлекаются и трудовые коллективы. На многих крупных предприятиях созданы комиссии по вопросам семьи и брака. В их задачу входит анализ состава семей работающих, контроль за обеспечением льгот родителям, имеющим трёх и более детей (при предоставлении им отпусков, распределении общественных фондов потребления), расширение видов бытовых услуг для работающих женщин на предприятии, создание для матерей, имеющих малолетних детей, условий, позволяющих работать неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, осуществление мероприятий, направленных на повышение престижа семьи.
Литература: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 21; Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра... М., 1979; Лаптёнок С. Д. Советская семья: соц.-этич. пробл. Мн., 1985; Рубинов А. 3. Семья, одиночество, любовь... М., 1986; Семья и общество. М., 1982; Служба семьи: изуч. опыта и принципов орг. М., 1981; Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2 изд. М., 1979; Юрке-вич Н. Г. Семья и личность. Мн., 1986.
Создание семьи
Товарищество, дружба, любовь. Товарищество возникает там, где люди принадлежат к одному и тому же коллективу, связаны узами групповой, партийной, классовой солидарности. Оно предполагает духовную общность и определённую степень равенства, требует принципиальности в отношениях, человеческой чуткости, взаимопомощи и взаимной поддержки. Товарищеские отношения начинаются там, где есть интерес друг к другу, где радость, заботы и огорчения одного разделяются всеми. Тесное сотрудничество и взаимопомощь в совместной деятельности могут перерасти во взаимную симпатию.
Дружба индивидуально-избирательна, она основана на взаимной симпатии и является прежде всего эмоциональной привязанностью. Она предполагает наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на единстве взглядов и интересов по существенным жизненным вопросам, единстве жизненных целей, которые выражаются в тесном, длительном и разностороннем общении. Подлинная дружба — это глубочайшая искренность, полная взаимного доверия, безоглядного раскрытия своего интимного «я», это также бескорыстие, сердечность, преданность и верность, принципиальность и требовательность. Товарищество и дружба имеют единые критерии: верность принципам, идеалу, общему делу. Товарищеские отношения не просто фон, а живая питательная среда для возникновения и развития дружбы и любви. Большинство людей приобретает друзей именно в процессе совместной деятельности в своих трудовых и учебных коллективах. Коллективные дела, расширяя круг общения, облегчают личные контакты и способствуют нормальному развитию юношей и девушек, помогают лучше узнать и понять друг друга. В непосредственных контактах с друзьями молодые люди учатся такту, чуткости, учатся разрешать конфликты, правильно реагировать на критику и т. п.
Дружба как самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность не только предвосхищает любовь, но отчасти и включает её в себя. А. С. Макаренко отмечал: «...любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» (Макаренко А. С. Педагогические сочинения. М., 1985, т. 5, с. 172). Определяющим чувством в дружбе является любовь к другу, а основное содержание любовных отношений составляют отношения дружбы, хотя они и не исчерпываются ими. Общность взглядов, интересов, идеалов, жизненных целей составляет главную опору семейного счастья. И там, где между юношей и девушкой нет насыщенной духовными интересами дружбы, а на первом плане господствуют лишь страстные инстинктивные влечения, там трудно ожидать прочности семейных уз, хотя бы и скреплённых брачным свидетельством. По мнению советского социолога Ю. Рюрикова, сохранить любовь нынешний человек-индивидуальность может только сделав её как бы любовью-дружбой. Такие отношения предполагают превращение любви из одного только эмоционального.влечения во всестороннюю тягу двух людей — тягу их душ, дел, разума, что углубляет духовные слои любви, так как в них входят лучшие человеческие чувства — дружба и уважение.
Внимательность, искренность, моральная поддержка и забота, составляющие счастье и благополучие семьи, требуют от человека развитого чувства ответственности, сильной воли, а нередко самоотверженности и мужества. В этом плане дружба одновременно есть и школа самораскрытия, и школа понимания другого человека. В дружбе человек развивает свою высшую потребность в человечности.
Дружба формирует в человеке потребность не только брать, но и отдавать, воспитывает терпимость, умение прощать, способность к сопереживанию, верность. Все эти качества являются залогом счастливой любви и прочной семейной жизни. От того, сумел ли молодой человек в ранней юности раскрыть богатство своей души в дружбе и товариществе, во многом зависят чистота любви, будущее семьи.
Любовь в рабовладельческом и феодальном обществе очень часто не имела отношения к браку, который заключался преимущественно по сословно-религиозным и экономическим соображениям. На протяжении долгого времени в обществе зрело понимание большой нравственной ценности любви как основы брака. Однако и капиталистический мир с его господством частной собственности и сословной иерархией не мог сделать любовь единственной подлинной основой брака. Любовь продолжала существовать чаще всего вне брака, как его антипод и дополнение. И только в социалистическом обществе любовь стала преобладающим мотивом вступления в брак. Это стало закономерностью, закреплено моральными и правовыми нормами нашего общества.
Семья начинается с любви двоих. В современной любви соединяются данное от природы и привнесённое цивилизацией, свойственное всему человеческому роду и индивидуально -неповторимое. Любовь — сплав чувства и действия, направленных на другого человека. При этом любящий испытывает радость, удовлетворение, доставляя радость любимому или уменьшая, прекращая его страдания. В любви, таким образом, целью является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение отражённым наслаждением любимого. Формула любви проста: если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю это, то я тебя люблю. Если мой избранник в отношениях ко мне руководствуется этой формулой, то и он меня любит. Иначе любовь невозможна. Если принять эту точку зрения, то слова «эгоистическая любовь» становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений.
Способность любить прямо зависит от способности к сопереживанию, от умения думать в первую очередь не о себе, а о том, кого любишь, заботиться о нём и знать, что это и есть твоё счастье, и не думать о немедленном вознаграждении. Это умение не даётся само собой. В. А. Сухомлинский отмечал, что нет какой-то специальной науки любви—есть наука человечности. Кто овладел её азбукой, тот готов к благотворным духовно-психологическим и морально-эстетическим отношениям. Любовь — это самый строгий экзамен человечности. Доброта, забота о близком человеке делают семейную жизнь счастливой. Доброта неразлучна с тактичностью, которая предполагает осознание человеком всего, что может доставить другому неприятность, боль или радость, умение понимать потребности и переживания другого. Тактичный человек старается предупредить неблагоприятные ситуации, которые ведут к разладам и ссорам, так как это не содействует укреплению любви и брака. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно чаще ставить себя на место другого человека. Ответственность за любимого является важнейшей чертой любящих молодых людей. Органично сочетая сдержанность желаний, самодисциплину, она удерживает от эгоистических поступков, способных нанести обиду любимому человеку.
Конечно, любовь невозможна без чувственного влечения. А вот влечение может быть и без любви, и настолько сильным, что может обернуться безудержной, легко принимаемой за любовь страстью, заслоняющей на какое-то время все остальные чувства. Предощущение любви бывает впечатляющим и ярким. Чувства восторга, радости, удивления, новизны настолько велики и могучи, что заглушают голос разума. А услышать его просто необходимо, чтобы не испортить жизнь — свою и чужую.
Влюблённость — это предчувствие, пробуждение любви, её первые позывные. Это горение чувств — пылкое, страстное, но преходящее. Любовь — их развитие, поэтому она долговечнее, стабильнее. Влюблённость безрассудна. Влюблённый смотрит сквозь «розовые очки» на предмет своих волнений, щедро одаривает его совершенствами, которых в действительности может и не быть. Любовь же мудра. Она открывает в любимом достоинства, порой неведомые ему самому, но видит и его недостатки. У влюблённого восторг и восхищение могут вызывать глаза, волосы, руки, фигура избранника, и при этом он может оставаться равнодушным к личности человека, его внутренним интересам, желаниям. Любовь, напротив, предполагает прежде всего духовную близость людей, так называемое родство душ, помыслов, идеалов. А поэтому любить способны лишь натуры духовно богатые, эмоционально развитые, цельные и глубокие. Можно сказать, что влюблённость — это состояние человека, а любовь — его отношение к другому человеку. Тот первый «толчок сердца», который может оказаться началом любви, каждый человек испытывает десятки раз. А настоящая любовь не повторяется многократно, это слишком большая душевная работа, чтобы повторяться бесконечно. В любви центром всех жизненных помыслов становится любимый человек. Его радости, его боль отодвигают на второй план собственные настроения, желания, стремления.
Значит ли всё сказанное, что любовь — хорошо, а влюблённость хуже? Нет, конечно. Надо только знать, что эмоциональное состояние в обоих случаях разное, влюблённость кружит голову и это обязывает не терять почву под ногами; любовь захватывает человека целиком, но она трезвее, реалистичнее. Влюблённость может исчезнуть, но при благоприятных обстоятельствах при непосредственном участии влюблённых она способна перерасти в любовь, постепенно преобразуя всего человека.
В основе подлинной любви лежит глубокая духовная близость: сходство жизненных целей, единство в оценке общественных явлений, живой интерес к окружающему миру. Очень правильно сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Любить — это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении». Значит ли это, что у влюблённых должен быть одинаковый культурный уровень? Нет, если иметь в виду наличие (или отсутствие) диплома о высшем образовании. Да, если иметь в виду их духовную жизнь. Духовность — это не количество прочитанных книг и просмотренных спектаклей, а собственное стремление человека к высоким идеалам правды, доброты, справедливости. И если один человек духовно богат, человеколюбив, деятелен, а другой не только душевно глух, но и не испытывает ни малейшей потребности меняться, то любовь таких людей заранее обречена на неудачу.
Все хотят быть любимыми, но далеко не все умеют любить. Беда многих, не испытавших счастья любви, в их стремлении беззаботно наслаждаться радостями любви. Человек, ощущающий только потребность быть любимым и не способный глубоко и серьёзно любить, вряд ли встретит в жизни желанную любовь, потому что в основе такой односторонности лежит глубокая эгоистичность его натуры. И женитьба или замужество таких людей может обернуться несчастьем для тех, в чью жизнь они вторгаются.
Вступать в новую, семейную жизнь следует сознательно, понимая, что только от самих супругов, от их душевных усилий, ума и чуткости зависит прочность их семьи. Из любви и обязательств, порождаемых ею, складывается семья. И если молодые люди вс