Гастрономический туризм, как феномен культуры современного общества
В основе спроса на гостиничный продукт в современном мире лежит важная тенденция: индустриальные страны достигли такой стадии развития, когда движущей силой экономического роста является уже не стремление людей потреблять больше товаров, а их желание «живых впечатлений и опыта». Повышающийся «профессионализм» покупателей вызывает в них выраженное чувство индивидуальности, которое может быть реализовано с помощью приобретаемых ими услуг. Одной из характерных тенденций, в полной мере иллюстрирующей эти процессы, является рост интереса к сфере питания. Книги и периодические издания, посвященные приготовлению пищи, составляют значительный и очень востребованный сегмент рынка книжной продукции. Приготовление пищи выходит за рамки частной рутинной деятельности и становится публичным актом, что выражается в проведении выставок и конкурсов кулинарного мастерства. Получает распространение такая отрасль туризма, как гастрономический туризм, целью которого является знакомство с кухней разных народов. При этом интерес представляет как приготовление пищи, так и ее потребление. Все это свидетельствует о том, что пища рассматривается не только как способ удовлетворения биологической потребности, но и как феномен культуры. Гастрономическое путешествие - палитра, с помощью которой турист может нарисовать свое представление о той или иной стране. Еда приоткрывает тайну духа народа, помогает понять его менталитет. Гастрономический туризм - это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт. Однако гастрономический тур как услуга - это нечто большее, чем просто путешествие, поскольку он является хорошо продуманным комплексом мероприятий для дегустации традиционных в определенной местности блюд, а также отдельных ингредиентов, не встречающихся больше нигде в мире, имеющих особый вкус.
Следует отметить, что практически любая страна имеет потенциал для развития у себя гастрономический туризма, ведь в каждой стране своя неповторимая национальная кухня, свои традиции гостеприимства. В России такой вид туризма пока только зарождается, и подобных туров в чистом виде еще нет, поэтому элементы гастрономических туров включают в основные программы. В России сейчас наиболее востребованы гастрономические «туры выходного дня»: короткие поездки за едой и новыми впечатлениями. Объект может быть разным: ресторан, музей определенных продуктов, ферма. К примеру, в расположенном в Коломне музее пастилы принимают около 2200 посетителей в месяц, и записываться нужно за три-четыре недели. За час рассказывают о технологии изготовления и истории пастилы, деталях быта XVIII века, устраивают дегустацию нескольких сортов, включая «Пастилу Достоевского» и зефир с лепестками роз. А этой зимой в музее планируют открыть и производство - пастилу будут делать на глазах у публики с помощью оборудования, воссозданного по старинным чертежам. По такому же принципу устроен музей масла в поселке Семенково Вологодской области и музей пряника в Туле. Экскурсия строится одинаково: сначала рассказывают про главный экспонат (в вологодском музее, к примеру, демонстрируют традиционные способы отстаивания молока и изготовления сметаны), а затем дают попробовать. Привлечь путешественников, становясь частью туристической программы, пытаются и рестораны. В первую очередь кулинарный туризм интересен истинным гурманам, для которых хорошее блюдо - что-то большее, чем просто еда.
Во-вторых, гастрономические путешествия привлекают людей, чей бизнес непосредственно связан с приготовлением и употреблением пищи - рестораторы, сомелье, дегустаторы, ресторанные критики. Эти люди отправляются в гастрономический тур, чтобы повысить уровень профессиональных знаний, почерпнуть новое и набраться опыта. Тем более, что программа многих гастрономических путешествий предусматривает мастер-классы от лучших шев-поваров, которые с удовольствием делятся секретами приготовления того или иного блюда. И, наконец, также преследуя профессиональные цели, отправляются в кулинарные путешествия представители туристических компаний, стремящихся расширить свой бизнес и начать продавать гастрономические туры. Возникновению феномена гастрономического туризма способствовало множество факторов. Просто поход в ресторан перестал казаться чем-то из ряда вон выходящим. Ресторанный бизнес стал такой же модной отраслью, как производство одежды или ювелирных изделий. Обедать у Алена Дюкасса, стало столь же престижно, как и одеваться у Шанель, ездить на “Роллс-Ройсе” и отдыхать на Маврикии. Это театр, место, где продают услуги, удовольствия и ощущения. “Игра” персонала поддерживает концепцию ресторана. В этой игре - и внешний вид, и манера держать себя, и походка, и специально продуманная лексика. Знаменитейший французский повар Пьер Ганьер, говорит что «Гастрономический ресторан предполагает наличие у гостей определенного опыта, подготовки, как необходима подготовка для серьезного восприятия симфонической музыки, живописи, поэзии» для него понятия «кулинария» и «творчество» совершенно неразделимы. Конечно, собственную практику не заменишь ничем, но в западных странах ни один уважающий себя гурман не отправится в путешествие по гастрономическим достопримечательностям, не заглянув предварительно в один из путеводителей или не пролистав рубрики ресторанной критики одного из глянцевых журналов. В Европе ресторанные гиды существуют уже более ста лет. Они помогают ценителям кухни сократить период экспериментов и расходы, а параллельно способствуют повышению качества заведений. Самый авторитетный в мире ресторанный гид “Мишлен” называют ресторанной библией. В 1910 г. компания - производитель автопокрышек “Мишлен” выпустила первые карты по автомобильному туризму. Что примечательно - компания не занималась саморекламой на страницах гида, а стремилась быть максимально объективной. Со временем гид “Мишлен” стал чрезвычайно популярен.
Эксперты мишленовского путеводителя посещают рестораны инкогнито и судят очень строго. Затем создается профессиональный рейтинг ресторанов. Мишленовские звезды означают следующее. Одна звезда - ресторан заслуживает остановки по пути. Две звезды - стоит сделать крюк. Три звезды - поездку надо запланировать, даже если это не по пути. Но для настоящих гастротуристов расстояния не помеха. Кулинарные паломники из Японии, США, Южной Америки планируют маршруты своих поездок на полгода вперед. Правда, гастрономический туризм не всем по карману. Средний счет за съеденный вами ужин может достигать 200-300 USD. Это - туризм класса “люкс”. Но качество имеет свою цену, и посетитель готов ее заплатить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|