Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. 3. Транс, связанный с защитой от страха




4. 3. ТРАНС, СВЯЗАННЫЙ С ЗАЩИТОЙ ОТ СТРАХА

Всякое врачебное вмешательство ассоциируется с болью и страхом, поэтому пациент готов убежать в любую " нору", чтобы спрятаться от болезненных манипуляций. Такой " норой" может стать состояние транса. Хорошо, когда врач заботливо подготавливает пациента, помогая ему в этом: " Мы можем немного подождать, пока эти неприятные ощущения пройдут сами собой, или пока Вы сможете каким-то образом успокоиться, убрать напряжение и изменить свое состояние. Если боли останутся, тогда я проведу исследование. Оно, правда, будет болезненным, но я думаю, что Ваши привычные боли не слабее тех, которые испытывают больные при этом исследовании. Сообщайте мне о самых малейших изменениях в Вашем состоянии". Иногда бывает так: больной как бы погружается на короткое время в сонливое или, лучше сказать, дремотное состояние, что-то вспоминает хорошее и боли исчезают.

Если трансовое состояние во время медицинских манипуляций возникает спонтанно, как защитная реакция на угрозу боли или " проникновение внутрь", то лучшая тактика врача — способствовать развитию такого транса и попытаться контролировать это состояние. Транс может проявляться замиранием, задержкой дыхания, отворачиванием лица при

 


приближении врача, при касании, а также при внесении в " персональное пространство" пациента (около 1 метра вокруг тела) медицинских приборов или инструментов. Наиболее простым способом поддержки такого трансового состояния являются слова: " правильно", " хорошо", " вот так", " прекрасно" и др. Следует пользоваться этими словами или любыми другими способами ободрения и позитивной оценки только для этой цели, т. е. не использовать их в другом контексте.

Кушетка, стоящая в углу кабинета и закрытая ширмой, является наилучшим средством защиты от страха перед манипуляциями. Когда врач не торопит больного и дает ему достаточное время для приготовления к обследованию, пациент скорее всего найдет способ " войти в защитный транс" и к приходу врача будет готов принять терапевтические внушения.

/

4. 4. ТРАНС ВО ВРЕМЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Раздевание

Одежда, как пишет Макс Люшер, это " текстильная упаковка" предусмотренной роли-имиджа, которая повышает ценность содержимого. Незаконно одетая офицерская форма может превратить какого-либо бедолагу и горемыку в знаменитого капитана королевских вооруженных сил. Одежда -это один из видов " сигналов личности". Когда человек одет, он чувствует себя психологически защищенным, он уверенно играет ту роль, которую выбрал сознательно или бессознательно.

Средневековая теология, как пишет А. Ф. Лосев в " Эстетике возрождения" (А. Ф. Лосев, 1998, с. 330), различала несколько символических значений наготы:

1) нагота естественная (nuditas naturalis). Это естественное, природное состояние человека, ведущее к смирению;


2) нагота мирская (nuditas temporalis). Это свобода, обнаженность от земных благ, которая может быть добровольной, как у святых, юродивых, или вызванная бедностью;

3) нагота добродетельная (nuditas virtualis). Это символ невинности, состояние после исповеди, после душевного " обнажения";

4) нагота преступная (nuditas criminalis). Это знак распутства, суетности, отсутствия всякой добродетельности.

Ренесанс признал языческую наготу, но в то же время одухотворил обнаженность человеческого тела, возвеличил ее и даже абсолютизировал. Смотреть на изображение обнаженного тела на полотнах художников Возрождения и смотреть на собственное обнаженное тело, отраженное в зеркале, — совсем разные вещи. В первом случае нагота воспринимается как обнажение духовное, величественное, снятие покрывала с истины и красоты. Во втором — как снятие защитной оболочки, состояние стыда или даже некоего позора. Выставить кого-то голым на показ — это крайняя степень унижения человека, что-то похожее на " гражданскую казнь" в малом масштабе. До сих пор в наших детских садах существует наказание детей методом раздевания, выставления напоказ " без трусов" перед другими детьми. Воспитателям кажется, что это нетравмирующее наказание (?! ).

Говорящий о своих психологических переживаниях, болях и страданиях одетый человек невольно относит все это к своей одежде. Раздевание вносит значительные изменения в процесс самоосознания. Иногда врач замечает поразительную разницу в поведении и высказываниях пациента в одетом и раздетом состоянии: раздетый для осмотра пациент вдруг становится умиротворенным, тихим, спокойным и податливым, у него уменьшаются боли, он уже почти не чувствует болезнь, чувство стыда заставляет его мгновенно пересмотреть внутреннюю картину болезни, перейти на совершенно другие координаты оценки своего состояния, у него резко повышается степень доверия к врачу, он перестает спорить, превращается в маленького ребенка, который с благодарностью принимает заботу, позволяет себя гладить, " пеленать", играть с отдельными частями своего тела: " Дышите животом,


вот так живот выпячивается при вдохе, пупок идет вверх", " Руки свободно лежат вдоль туловища, пальчики разжаты" и т. д. Многие врачи бессознательно играют при этом роль " заботливой матери" или " строгого отца", а пациент — маленького, нуждающегося в руководстве и опеке ребенка. Раздевание является ключевым сигналом для распределения ролей. Но стать " ребенком", не войдя при этом в транс, невозможно. Поэтому раздевание можно считать трансовой процедурой. Это один из наиболее действенных врачебных ритуалов. Эффективность одних и тех же методик психотерапии, применяемых психологами, педагогами или советниками, гораздо ниже по сравнению с их врачебным применением. И связано это с тем, что у врача всегда под рукой освященные многовековой практикой врачебные ритуалы. Снятие одежды (разоблачение! ) — один из них.

Иногда раздевание при врачебном осмотре может вызвать довольно сильные переживания — чувство стыда, неловкости, растерянности, которые можно легко утилизировать.

Например, врач может дать инструкцию: " Как только неприятные ощущения начнут уменьшаться, несколько раз глубоко вдохните и одевайтесь". Пациент, желающий быстрее облачиться в свою " защитную оболочку", выполнит инструкцию, найдя подходящий способ уменьшить неприятные ощущения.

В редких случаях раздевание может спровоцировать " симп-томный транс". Автор наблюдал случай сомнамбулического транса, который развился у пациента с истерическим неврозом во время консультации у невропатолога. После дегипнотизации пациент рассказал, что во время службы в армии над ним издевались " старики", заставляя раздеваться-одеваться. Четко произнесенные врачом инструкции-приказы каким-то образом актуализировали неизжитые полностью эмоциональные воспоминания и вызвали " гипноидную защиту".

Аускультация

Выслушивание и перкуссия пациента - весьма эффективные врачебные ритуалы, которые производят на паци-


ента магическое воздействие: врач общается непосредственно с телом больного, вслушивается в его внутренние процессы, понимает сигналы жизненных сил и той враждебной силы, которую пациент воспринимает как болезнь. От этого контакта зависит многое, и больной ждет от врача перевода важных сообщений с языка тела на понятный житейский язык. Доверие, которое испытывает больной к выслушивающему его тело врачу, является решающим фактором психологического лечения. Некоторые психоаналитики находят, что внутреннее состояние больного, ищущего помощи у врача, можно описать как архетип Раненого Целителя (D. Grosbeck, 1975).

Раненый Целитель - это опыт самого врача в преодолении какой-либо болезни, который обеспечивает готовность пережить драматическую схватку с болезнью, доверие к внутренней силе Природы, неустанные поиски верного способа вылечиться, желание перемен в самом себе, желание раскрыть ресурсы самоисцеления. Избавление от болезни происходит в том случае, когда данный внутренний процесс соединяется с внешними воздействиями — соответствующей медицинской средой, терапевтическими процедурами, терапевтическими отношениями с врачом. Врач бессознательно отождествляется с посредником, который вступает в коммуникацию с внутренним архитипическим образом Раненого Целителя, узнает от него важные сведения и помогает ему справиться с болезнью. Врач, умеющий слышать признаки жизни, способствует исцелению.

Однажды к Боткину пришел пациент-ипохондрик, потерявший веру в свое исцеление. Он обращался ко многим врачам, но те, быстро выслушав его, радостно сообщали, что у того " ничего нет". Больной знал, что у него есть много боли и страдания, поэтому не верил в обнадеживающие заключения врачей и продолжал искать такого врача, который бы действительно выслушал его. Боткин очень внимательно и долго выслушивал и простукивал пациента, а затем сказал: " Вы действительно очень больны, и Вам необходимо серьезно лечиться". Больной вздохнул с облегчением: наконец его страдание приняли всерьез и выслушали. Боткин


прописал ему какое-то безобидное лекарство (плацебо) и рассказал, как надо принимать его. Через месяц пациент был практически здоров.

Что явилось причиной такого выздоровления от " пустышки", лекарства-плацебо? Балинт, крупный современный психотерапевт, основатель метода групповых встреч психотерапевтов (" Балинтовские группы" ), считает, что основным условием всякой психотерапии является умение врача заинтересованно и внимательно слушать больного. Этот интерес притягивает пациента, сближает его с врачом, мобилизует его душевные силы, необходимые для выздоровления. Процедура аускультации, кроме своего основного предназначения исследовать объективные признаки болезни, сама по себе является отличной формой контакта между доктором и больным, несущей плацебогенные эффекты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...