Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метафоры волнения 2 страница




У каждого своя диссоциация — некоторые диссоциируют через левитацию или каталепсию, которые превращаются в диссоциацию. Дело же в том, чтобы быть в самом рулоне, сидеть под карточным столом, покрытым скатертью и смотреть в бинокль со своего поста на нечто далекое, не представляющее интереса ни для зрения, ни для слуха. И при этом поддерживать ощущение чувств, которые вы обрели в другом месте.

И я попросил Джерри увидеть и ясно услышать события, происходившие в прошлом, когда она была еще маленькой девочкой, позволив чувствам и словам прошлого остаться в прошлом. И она увидела их совершенно по-новому, на расстоянии, и мне было все равно, в рулоне ли она бумаги или смотрит на них с другого конца бинокля. Однажды я попросил пациентку надеть воображаемую маску в трансе и войти в комнату в маске, включить телевизор, по которому показывали бы события ее прошлого, ей не нужно было бы волноваться или как-то эмоционально реагировать, потому что никто и не узнал бы, что это она. Она была в маске и просто смотрела телевизор, на экране которого разворачивались события их прошлого, когда она была еще ребенком. Так получается гораздо быстрее, большой отрезок времени покрывался за короткий период, Джерри видела события своего прошлого от трех лет до шести, от шести до восьми, от восьми до 10 очень быстро, останавливаясь на наиболее


26


К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"


значительных моментах, в особенности на одном случае в ее жизни, тсоторый мы озаглавили словом «отец».

Я попросил ее запомнить ее взрослые ресурсы, достигнутые в трансе. И с ними обратиться к случаю с собой десятилетней. У разных людей все бывает по-разному. Вы хотите ясно увидеть и услышать ситуацию того фатального вечера, когда братьев и сестер попросили принять решение. Но откройте канал общения с 10-летней девочкой. Пусть она кивнет, если она настроена на вас. Объясните, что вы из ее будущего, что вы и есть доказательство, как она справится с ситуацией, что будет совершенно неожиданно для нее. Добейтесь ее признания, что она знает, что это правда.

Скажите, что вы здесь из будущего, чтобы передать ей ресурсы, которых у нее нет и о которых она и не знает, что они ей понадобятся. Спросите у нее, не хочет ли она пройти через ситуацию несколько по-иному, получив те ресурсы, которые у нее будут, когда она станет вами, передайте ей символически ощущение гордости и принадлежности, о которых она не имеет понятия. Дайте ей немного мудрости, которой вы не можете поделиться с тем, кто вам не доверяет полностью.

Я попросил Джерри вновь пережить случаи прошлого, которые были столь значительны, особенно один-два из них, и посмотреть, как она с ними справится, воспользовавшись своей взрослой сущностью как ресурсом, обращая пристальное внимание к любым трудностям в отношениях, с которыми столкнулась маленькая девочка. А затем подправьте для девочки трудности в отношениях ее собственными словами, убедившись, что напоминаете малышке о чем-то, о чем вам не следовало говорить, но она должна это знать. Она не знает этого, потому что мать разбита разводом, которого не заслуживала. Она не знает, что должна немедленно прекратить попытки добиться внимания, которого она так хочет от отца. С ней не было матери рядом, чтобы сказать ей то, о чем вы говорите сейчас, то, о чем вы знаете из своих ресурсов. Но сначала передайте ей чувство гордости. Увидьте девочку в воображении, у которой есть чувства по отношению к месту, которому она принадлежит, к людям, которым она нужна.

И когда она примет это, спросите, хочет ли она передать вам что-нибудь. Может она отдаст вам силу воли, которую она берегла для себя все эти годы, " воли к следованию раз


Глава 1- Эта часть леса


27


принятому решению, пусть это будет то, чем вы сможете воспользоваться. Спросите, возьмет ли она ваше чувство гордости и уверенности и, со своей стороны, отдаст ли вам контроль за будущим. Может быть, у нее есть еще что-то для вас. Может, это способность видеть, кому можно довериться, а кому довериться нельзя, некий аспект, который нужно пересмотреть с точки зрения взрослого. Мы создаем себе, защитный механизм еще в детстве и в подростковом возрасте. Нужно воспользоваться защитным механизмом, вместо того, чтобы пенять десятилетней девочке.

Возможно, у нее есть и кое-что еще... игривость, надежда, творческий подход, радость, желание выплакаться, желание, чтобы о ней позаботились, отдохнуть, расслабиться. Спросите, - что даст она вам взамен за чувство гордости, уверенности, принадлежности. И дайте ей что-то еще, чего она не понимает. Когда любишь себя, нужно быть поразительным. Это не должно'быть тем, с чем вы хорошо знакомы. Поэтому скажите ей и дайте ей разрешение и понимание, насколько это изумительно любить себя, когда тебе этого никто никогда не показывал как. Она скорее всего придет в некоторое замешательство от этого, и будет полезно напомнить ей, о чем вы узнали из своих жизненных перипетий, о том, как это изумительно любить себя. И вот когда она почувствует всю эту изумительность, возможно, тогда и изберет себе верный путь.

Я полагаю это хорошей идеей, чтобы люди обращались мысленно к своему прошлому, чтобы отработать поведение и пересмотреть прошлое с точки зрения изменившееся ситуации, чтобы отработать поведенческие отношения в наиболее сложных ситуациях. Раньше или позже вы, вероятно, заинтересуетесь, что бы произошло, если бы девчонка из вашей семьи в тот вечер решила бы не оставаться, с отцом. И мне интересно, не было бы ей легче сделать это, если бы она сознавала гордость в себе. Возможно, вы поможете ей найти слова, чтобы попытаться это сделать. Не знаю, как бы вы это сказали: «Зачем все усложнять, папа, разберись с собой сам и позвони мне. Если получится, мы сможем пообедать вместе».

Мне кажется, лучшим воздаянием отцу и матери будет вырастить себя лучшим из того, чем ты мог бы быть. И когда это не имеет ничего общего с мечтами отца и матери, им потребуется какое-то время, чтобы осознать, что ты чест-


28


К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"


вуешь их тем, что развеиваешь их мечту. Родителям Кэрол
было не до учебы дочери в колледже. Они считали, что она
должна заниматься чем-то более полезным, например,
стать секретаршей. Не нужно быть в трансе слишком долго,
чтобы понять, что у девушки нет особых перспектив в пси
хологии и нужно подыскать что-то более ■ подходящее. Но
вместо этого, вот же как бывает, она занимается бог знает
чем.                                           "

И пришла она к этому точно так " же. Она считала, что обязана воздать должное своим родителям. Но это вовсе не означало, что нужно для этого остаться неучем, чего от нее хотели, пусть и не осознанно, родители. Как сказала Кэт Стивене: «Если бы они были правы, я бы согласилась, но знали о своей правоте они, а не я». Передайте это в тех пределах, насколько. это известно взрослым, этой маленькой девочке. Скажите, что будете рядом. Встаньте и скажите им. Может вам покажется лучше не остаться ни с кем из них. Может вам больше подойдет дать о себе позаботиться себе старшей, пока вы настолько не повзрослеете, чтобы позволить это кому-то еще.

Теперь вы можете делать вещи, неверные в трансе. Можно наркотизировать себя через эмоциональные переживания, тогда как следует быть диссоциированной. Можно дать себе плохой совет или потерпеть неудачу, советуя себе доброе. Но проблема здесь в том, чтобы продолжить работу, чтобы переделать все на новый лад, обдумывать все до тех пор, пока не получится и пока вы не сможете все делать верно. Это как говорил Билли Джоел: «Главное, чтобы поначалу все получилось». Но такие ошибки можно делать лишь пока вы спите...

Начинается вторая метафора (героиня из протокола волнения здесь используется, чтобы совместить поведенческую цель с поведенческим протоколом. Целью является применение трансового явления отстраненности или отчужденности, амнезии и /или негативной галлюцинации по отношению к тем возбудителям, с которыми данная пациентка сталкивается в свете развода. Намерение: помочь ей изжить, лишить смысла и силы и подменить симптомы, воздействующие на ее «я»):

Т: Когда Фей обратилась ко мне, и речи не было о ее 10-часовом приключении в холодной воде. Ее беспокоил


Глава I. Эта часть леса


29


беспрестанный звон в ушах, из-за которого она ничего не могла услышать. Чтобы понять, что вы ей говорите, ей нужно было уставиться прямо на вас. И в работе ей сильно мешало; нужно было быть внимательной к тому, что говорят люди, а вместо этого — шум в ушах/Вводя ее в транс, я попросил ее уставиться прямо на меня, сказав, что если она войдет в транс с открытыми глазами, это будет замечательно и тогда она сможет слышать мои слова. В- результате она абсолютно забыла все, о чем я говорил. Но она на самом деле все слышана, потому что звон в ушах прекратился.

Существует множество возможностей делать ошибки из главных действующих лиц и критикуете себя почем зря, а затем забываете, что вы главный герой. Множество людей видят сны, пробудившись от которых никак не могут вспомнить, что такого плохого в них было. Они даже помнят, что им снилось, но не могу»т вспомнить, почему же это было плохо. Есть очень простой и доступный способ. Можно дать одной из своих ног заснуть. А в наказание за что-то, что вы совершили днем, можно всю ночь напролет спать на одной руке с тем, чтобы она не работала первые 5 — 10 минут после того, как проснетесь. Большую часть ночи вы будете крутитьсяи вертеться, на зная, почему, как обычно бывает, когда вам неудобно.

Или вот еще вставание не с той стороны кровати. Если вы постоянно встаете не с той стороны кровати, то можно встать с правильной стороны, это будет ошибкой. Тогда можно увидеть сон, который недостаточно хороший! (Пациентка смеется. ) Я попросил Фей покритиковать себя ночью во сне и проделать дневные ошибки во сне ночью. Днем она могла делать все замечательно, но это было даже и не интересно. Но когда она отправлялась в постель, в какой-то момент начинается сон, она ложится на какую-то свою руку, пока та не уснет и не начнет побаливать, как хорошее наказание. Или, если это ей больше подходит, увидеть во сне неправильные сны. Или раскритиковать себя вдребезги в одном из сновидений, а затем забыть, что она была главной героиней. Можно видеть неправильный сон или просто придраться к кому-нибудь по случаю (пациентка смеется). И принять переживания само-критики и сомнений, как только они начинают появляться днем, и сказать себе — ну, я еще увижу вас во сне! И это даст


30   __________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

возможность пожить в течение дня с большим удовольствием.

А когда я работал со своим отцом в лечении по поводу его игры в гольф, я сказал ему, что все, что ему требуется, так это записаться на курсы по гольфу, и пусть его сознание знает об этом. А когда те идеи, о которых я говорил, начали приходить ему в голову, он уже знал, что это значит. Его подсознание призвано было тут же направлять их в предварительные переживания в его ночных сновидениях. Затем он мог бы встать с неправильной стороны кровати или с правильной стороны, если обычно он встаете неправильной стороны. Он мог бы дать заснуть одной своей ноге, мог лечь на руку, пока та не занемела бы, мог видеть сон, в котором раскритиковал бы себя вдребезги, а затем забыл бы, что именно он был главным действующим лицом, или увидеть неправильный corf и придраться к кому-нибудь еще по случаю. И постараться использовать эти механизмы во сне,, убедившись, что в бодрствующем состоянии подсознание знает, что у него есть выбор, наблюдатели, об определении подсознания знает, что у него есть выбор, наблюдатели, об определенных мыслях которых я и говорю, и послать их в сон для передачи по одному из тех путей так, чтобы на самом деле прекрасно справиться с нелегким трудом по деланию ошибок во сне. Затем его сознание могло бы обратить внимание на некоторые вещи в течение дня на курсах по гольфу. Когда вы живете по-настоящему и рады этому, всегда есть возможность заметить зелень деревьев, голубизну неба, тепло солнца, покой тишины и общее настроение того, как чувствуется мир. Я и сказал это Фей, но она была в полном беспамятстве к моим словам, потому что изо всех сил глядела на мои губы, чтобы услышать меня.

Первая метафора заканчивается протоколом личностной организации (данное закрытие в случае с Под Б. из первой истории делает его главным героем для протокола личностной организации):

Т: Я говорил о деревянной статуэтке. Так вот, она к делу не относится. А вот Под. Б. стал актером и сглупил, уехав в Америку в поисках счастья. По-моему, он поехал в Нью-Йорк, но с таким же успехом он вполне мог оказаться в Голливуде или еще где-нибудь, только мне доподлинно известно, что после целого ряда грошовых предложений и


Глава 1- Эта часть леса


31


хронической неспособности оплатить ренту или купить себе хоть что-нибудь из того, о чем мечтал, прибыв в эту совершенно новую для себя страну, он вконец отчаялся, почувствовав себя чужим здесь и никому не нужным. Стоит ли жить, если нельзя быть актером, думал наш герой. Вот только он никак не " мог определиться, как именно распроститься с такой жизнью. Как-то ночью ему пришла, наконец, идея. Великолепная идея. О, это будет лучшим представлением, в котором он когда-либо участвовал. Он сам напишет сценарий, сам будет режиссером и главным исполнителем. И вот он принимается за дело, в бешеном ритме работая несколько недель, а сам, как мне кажется, в глубине души все еще надеясь, что кто-нибудь позвонит, предложит работу на Бродвее, что-нибудь коммерческое, стоящее. Но время шло, угасала надежда получить место хотя бы официанта или прислуги, а он все больше стал задумываться над своей затеей.

И вот, наконец, он почувствовал, что время настало, прибрал в своей каморке, распрощался с кое-какой одеждой, вещами, приемником. Выдвинул ящик стола, где лежал его карманный нож. К удивлению, в ящике перекатился шарик йо-йо. А он думал, что ящики давно пусты; он опустил йо-йо и ножик себе в карман и вышел из комнатушки раз и навсегда, отправившись на одну из своих любимых аллей, которой обычно возвращался с наступлением темноты. Взобрался на импровизированную сцену, которую соорудил из каких-то ящиков и палок.

В лунном свете единственными зрителями оказались бродячие собаки, а он в голове все прокручивал свой монолог. В последнее мгновение передумал и решил воспользоваться оставшимися деньгами и поискать более уединенный уголок. Рев проносящихся такси не слишком-то подходил в качестве музыкального сопровождения. И уже совсем глухой ночью и с еще большей решимостью, теперь уже совсем распростившись с надеждой, без гроша за душой, он влез на ящик из-под мыла и начал читать свой монолог — лучше этого он не играл никогда и ничего. Он говорил о своих способностях и о том, что они бессмысленны в этой жизни. Он говорил, о чем узнал еще в детстве, 6 своих переживаниях, что завели его так далеко. О том, что он все равно благодарен своей судьбе, и вот теперь вручает свою жизнь


32___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

Богу, чтобы увидеть, что же будет в следующей жизни. Он вытащил из кармана что-то, знал, что это его карманный нож.

Если бы вы были киношником, здесь вы показали бы, как мягкими взмахами спускается сова и хватает мышку, которая уже решила было, что спаслась, скручивает ее, разрывает шкурку своими острыми когтями и выклевывает обнажившееся мясо. Так к чему это я говорил о деревянной статуэтке из Австрии?

Мой день рождения 29 мая. 29 мая Кэрол и я прогуливались недалеко от Зальцбурга, и нам захотелось зайти в лавку Карла Варблера, известного по всей округе своими прделками из дерева. Дверь в его дом открылась, и перед нами предстало 500 если не 1000 лиц, вырезанных из корней деревьев австрийского леса. Мы шли, вглядываясь буквально в каждое, и у каждого был какой-то свой собственный дух, своя притягательная аура. Кэрол захотелось купить одно мне на день рождения, и вот я шел и всматривался то в одно, то в другое, в бесчисленные лица, к одним я склонялся очень близко, другие проходил мимо, и вот, наконец, я увидел одну-единственную, мою резную фигурку. Я взял ее и подошел к мастеру. «Я хочу купить эту», — сказал я на самом своем лучшем немецком. А он ответил мне по-английски. .

Мы поинтересовались,, откуда он т; ак хорошо знает английский. И он рассказал, как в молодости был актером и уехал в Соединенные Штаты. А однажды полез в карман за ножом и вытащил маленькую деревянную йо-йо, на которой вдруг заметил вырезанное личико. Повинуясь порыву он подправил его ножиком. А потом вырезал сам, и так одно потянулось за другим. И вот теперь он опять в Австрии и вырезает эти замечательные лики из корней деревьев. Его работа славится по всей Австрии и теперь любой может показать, где находится его мастерская.

Только очень уж ему не хотелось продавать эту фигурку, и я спросил, почему. От ответил, что только что ее закончил. «Сегодня у нее день рождения! » А я сказал: «И у меня сегодня день рождения». «Вы говорите, что сегодня ваш день рождения, — вздохнул он, — но сегодня и мой день рождения тоже». И он сказал: «Что ж, в таком случае... » — и, поднеся фигурку к своему лицу, о чем-то пошептал ей. Он попрощался с ней и отдал ее мне.


Глава 1- Эта часть леса


33


Выход из транса и конец сеанса:

Т: Ну вот, о чем только я не говорил с вами в эти несколько минут, ичвсе это наложило отпечаток на ваше сознание. Надеюсь, вы восприняли все то, что вам было понятно, и пусть то, что осталось непонятно чуть разжидит понятное. Думайте обо всем этом и бодрствуя, и во сне. И может быть, когда вы откроете глаза, вам захочется на мгновение уйти еще глубже в транс, чтобы найти подобающее место, куда посадить новые знания, чтобы они взошли. И пока ваше подсознание дает вам такое место, где можно коснуться этих знаний, ваше сознание может думать еще о двух-трех местах, где вы можете применить какие-то из новых мыслей, которые появились и дают вам возможность обдумать себя в других трансах, которые вы для себя сделаете, или же которые появились и дают вам возможность осмыслить себя в других трансах, которые вы для себя устраиваете. Или же если ваше сознание лишь неясно воспринимает глубину этого места, то мысли становятся полновесными и полнокровными. Пусть ваше подсознание в рутине дня выберет время, чтобы смешать решение о полезных и спутанных идеях вместе и так их рассортировать, чтобы применить их к вам как к личности самым оптимальным образом на следующие дни, недели, месяцы. И когда наступит и подсознательно и сознательно удовлетворение от того, что вы способны теперь насадить такие идеи в таком месте, где они дадут ростки и станут питать вашу сущность, распутывая свое значение к вашему удовлетворению, вот тогда и настает пора прийти в себя, вернуться к своему настоящему, открыть глаза и вновь оказаться в комнате.

Я говорил, что хочу, чтобы вы увидели какие-то образы. Вот Карл и его домик. Вот и сам Карл... Ну, как вы себя чувствуете?

П: Чудесно.

Т: Что там у вас такого, в колечке? Может, микрофильм или нервно-паралитический газ, или еще что?

П: Это у меня от бабушки, ручная работа, немецкая, интересно, правда? (смеется). Тут два голубых сапфира. Все спрашивают, не волшебное ли.

Т: А оно волшебное?

П: Нет, конечно. Спрашивают, нет ли там какого секрета внутри, а я...

2 Волшебные сказки


34___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки

Т: Так вот, оно теперь именно такое [волшебное], я в этом уверен! Договорились!

П: Да-а-а.

Т: Закончим на сегодня?

П: Да, я только хочу сказать, что я так четко видела 10-летнюю девочку. Мне казалось, протяни руку — и можно коснуться, мне так хотелось сказать ей, что она такая красивая (пауза), да, думаю, она и без того знает.

Последствие:

Следующие несколько месяцев показали, что стресс, вызванный Тониной реакцией, рассеялся совершенно через две недели. Несмотря на многочисленные враждебные действия ее бывшего мужа, она нормально продолжала работать и справилась со многими проблемами по переезду, с финансами и т. д., которые обычны при разводе.

Спустя несколько месяцев, уже после развода, она пришла на второй сеанс, чтобы окончательно закрыть эту главу ее жизни. Этому предшествовало известие, что бывший муж женится на своей бывшей секретарше. Тоня теперь встречается с мужчиной и серьезно им увлечена. И хотя ей многое теперь не нравится из того, как с ней обходился ее бывший супруг, но она подходит к этому с юмором.

Данная запись является примером обычного или типичного сеанса. Она иллюстрирует многочисленные метафоры, составленные или включенные одна в другую. Книга в дальнейшем иллюстрирует каждый протокол, использованный здесь, а также некоторые другие. Каждая последующая глава кратко изъясняет шаги отдельного протокола и предлагает многочисленные примеры. В каждом случае отмечается цель, а не оценка клиента. Успешное использование этих и других интервенций зависит от надлежащей диагностической оценки и умения интервьюирования. Чтобы не уклоняться от темы данной работы, мы не будем останавливаться на этом. Данная книга рассчитана на знание содержания книг, выпущенных ранее. Однако такое знание, несмотря на свою полезность, не обязательно для понимания и восприятия идей при чтении данной Книги.


ГЛАВА 2

Метафоры волнения

Эмоция не есть нечто постыдное, подчиненное, второстепенное; Это чрезвычайно значимая фаза в развитии человека в наиболее благородной и зрелой его стадии.

Джошуа Лот Либман

Юноша, никогда не плакавший; старик, никогда не засмеющий-ся.

— Джордж Сантаяна

Пока скорбь еще свежа, любые попытки увести от нее будут лишь раздражать. Нужно подождать, пока она переварится, а развлечение затем рассосет все оставшееся от нее.

Сэмюэл Джонсон

Часто эмоции воспринимаются как самая сердцевина терапевтического изменения. Мы же однако считаем, что изменение в эмоции в идеале сопровождается соответствующим изменением в отношении, поведении, самовосприятии, в структуре семьи и тому подобное. Несмотря на это, в данной главе мы сфокусируемся на историях, первостепенной целью которых будет исправление особых видов эмоций.

Мы считаем, что эмоция и волнение — понятия взаимозаменяемые. Слово протокол предполагает наличие определенной стандартной процедуры, схемы, набора действий, так сказать, рецепта, который, если ему следовать, облегчает отработку целей эмоций или волнения.

В эмоциональном протоколе существует три основных фазы. Первая — каждая история начинается с обрисовки взаимоотношений главного действующего лица (лиц), героя, с другим лицом, местом или предметом. Такое взаимоотношение уже несет в себе некую эмоциональную

2*


36                       ______ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

валентность. Если же нет, тогда это не совсем или скорее совсем не взаимоотношения. Вид валентности, т. е. положительная, отрицательная валентность и т. д. — варьируется в зависимости от цели.

Вторая — изменение или определенная подвижка, вводимая в канву повествования, должна способствовать изменению во взаимоотношениях. И опять, задействует ли такое изменение процесс размежевания или наоборот, сближения действующих лиц — зависит от поставленных целей воздействия на тип волнения. В основном повествование параллельно типу переживаний реальной жизни, которые мы видим как результат видения или ощущения состояния волнения. В социализации мы воспринимаем изменения в наших взаимоотношениях и/или концентрируемся на собственных телесных ощущениях, которые называем чувствами. При повторении такого чувства, оно получает свое обозначение, ярлык, мы становимся чувствительны к нему, т. е. распознаем его, обозначаем, постигаем его. Конечно же, отдельным людям не удается достаточно часто переживать эффектные или волнительные ощущения для того, чтобы определиться в них. Следовательно, повествовательная детализация типичного переживания такого рода позволяет человеку идентифицировать и обозначить такое желание знание в процессе восприятия терапевтической метафоры на слух.

И последней обобщенной фазой протокола эмоции является завершение повествования с детализацией наблюдаемого психологического переживания, которое обычно способствует исправлению определенного типа волнения. Это делается посредством концентрации на непрямых предложениях или намеках, фокусирующих внимание слушателя на себе и внутренне и внешне, в особенности на выражении лица. Такие предложения рассыпаны по канве повествования или же представляются главным героем с определенной степенью завуалированное™ с тем, чтобы смазать их отчетливость. Все эти фазы суммированы в нижеследующем.

Протокол изменения эффектной или эмоциональной гибкости

1. Установить взаимоотношения между главным героем и лицом, местом или предметом, которые вызывают эмоцию или волнение (пример: нежность, тревогу, уверенность, смущение, любовь, желание).


Глава 2. Метафоры волнения____________________________________ 37

2. Детально обозначить движение взаимоотношений
(пример: движение параллельное, друг к другу, в противо
положные стороны, вдогонку, вокруг).

3. Детализовать видимые изменения выражения лица и
внутренние психологические изменения, совпадающие с
конструктивной эмоцией главного героя (убедитесь, что
она соответствует поведению клиента).

Таким образом, эти три фазы являются основной схемой всех повествований протокола эмоции и всех историй этой главы. Однако разные взаимоотношения и разнообразные направления их движения представляют знание о разных эмоциях. Для их лучшего понимания мы предлагаем несколько формул конструкции аффекта. Типы отношений для первичной отработки и затем типы изменений для описания в деталях даны под особыми целями волнения, которые обобщены в нижеследующей схеме «формулы». Обратившись к схеме, заметьте, что в каждом квадратике проставлены знаки «+» и «-», которые передают валентность действующих в истории лиц. Стрелочки доверия и стрелочки незначительного прироста движения данцна следующей строке каждого квадрата. И, наконец, ниже указаны соответствующие чувства.

Таблица конструкции волнения


38       , ______________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"



 



» = сильное движение; » ■ «— = движение друг к другу; > ——*■ = преследование/чувство; -^■ ^ = осторожное движение;

(J^) = интернальный, внутренний объект! образ — неизменяющийся;

Затем, исследуя пример, обратимся к протоколу в квадратике 7 для чувства уверенности. Формула напоминает нам, что сначала надо определить главного героя в отношениях с чем-то или кем-то, возбуждающим тревогу («-»). Следующая строчка показывает стрелки, рисующие постепенное движение гл. героя по направлению к окончательному выполнению цели —это следующая фаза протокола. В третьей фазе фокусируемся на самом главном герое и помогаем клиенту заметить любое сходство с его собственным физическим состоянием. Физические характеристики, которые терапевту необходимо описать в этой третьей фазе, касаются выражения лица и основных поз, которые невер-


рлава 2. Метафоры волнения___________________________________ 39

бально сообщают о наличие одного или нескольких чувств на третьей позиции и последующих строках квадрата 7. Здесь, например, указаны чувства уверенности, гордости и успеха.

Переводя эту позицию в повествовательную форму, терапевт просто вспоминает какой-либо случай в своей собственной жизни в таком развитии: отношения к чему-то или кому-то, что тревожит, и постепенное движение к преодолению с полной победой в конце. К примеру, когда мой сын должен подготовиться и выступить на собрании по поводу своего вступления в научное общество, перспектива такого выступления является возбуждающей волнение. Детализация этой ситуации в первой части истории представляет первую фазу протокола. Он делает постепенные, нарастающие подвижки в подготовке выступления, и его внимание сфокусировано на каждой такой гюдвижке. Отношение к его действиям представляет собой вторую фазу протокола. И наконец, он стоит на сцене и произносит речь, заканчивая таким образом движение и выполняя задачу. Здесь внимание обращается на его физическое состояние и видимые характеристики его внешности при завершении речи. Данная детализация соответствует третьей и окончательной фазе протокола. В повествовании внимание должно быть сконцентрировано на соответствии деталей жестикуляции, поз и выражения лица с этими же параметрами слушающего клиента. В этом случае клиент обязательно должен заметить схожесть физического состояния. Для каждого отдельного чувства должно быть свое проявление, а сознание в определенной степени подготовлено. Такая же процедура и логика применяются и ко всем другим формулам при построении метафоры для других чувств. Процесс остается одним и тем же, только для каждой эмоции меняются составные части.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...