Метафоры волнения 5 страница
fnnaa 2. Метафоры волнения___________________________________ 65 12. Цель волнения: облегчение. • Метафора Карл — это наш австралийский друг, большой любитель поднырнуть поглубже. Его жена помогла все подготовить, чтобы мы все вчетвером хорошо провели время, поплавали и поныряли. Сговорились о времени и месте. Мы собирались на остров Герона на южной оконечности Большого Барьерного Рифа, и это обещало немало приключений. Очень уж нам хотелось понырять, мы всегда об этом мечтали. В общем-то на наше нежелание погружаться вместе с женой Карла можно было закрыть глаза. Не похожа она на тех, на кого можно положиться; знаете, на глубине 75 футов в какой-нибудь коралловой пещере хочется знать, что рядом человек, который не подведет. Она не была таким человеком, с ней всегда было как-то неловко и неуютно. Как хорошо мы понимали, каково было Карлу стараться сохранить их неудачный брак. А для нее замужество было сплошной иллюзией, ненужными нападками, беспричинными головными болями, вечными размолвками. Он мужественно взвалил на себя все заботы о ней, порой забывая о своих собственных потребностях, по морщинкам его лица видно было, как ему нелегко. Нелегко было и нам в те редкие минуты, когда приходилось общаться с ней на относительно поверхностном уровне. И вообще я не знаю никого, кому бы она нравилась. Может таких вообще нет. Нельзя сказать, что мы не скорбели о ее самоубийстве всего за два месяца до назначенного погружения. Вот только сожаления, что ее не будет с нами под водой, как-то не было. Положа руку на сердце, чистосердечно признаемся, что с одним Карлом погружаться все же намного веселее, чем с ними двумя. Приехав, мы застали Карла в нелегкой борьбе с самим собой из-за чувства вины, которое он испытывал по поводу ощущения облегчения от тяжкого бремени. Он сознавал, что так нельзя, у него не должно быть облегчения от того, что жена умерла, но он чувствовал это облегчение.
Вот так, с одной стороны ты в подсознании ощущаешь чувство облегчения, оно разливается по всему телу, ты ощущаешь его каждой порой. А сознание давит на тебя, критикует, у него свое отношение на этот счет, и ты разрываешься. Вот мы и решили побыть с Карлом, чтобы помочь 3 Волшебные сказки К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" ему мысленно распрощаться с гнетущими чувствами, чтобы он и подсознательно и сознательно обрел мир в душе. Интересно было наблюдать, как он менялся с каждым глубоким вдохом, запоминая это необычное чувство чисто-гб облегчения. Каждый вдох он выполнял медленно, глаза были прикрыты, голова чуть покачивалась. На губах блуждала легкая улыбка, он дышал и, казалось, не мог надышаться этим свободным, расслабляющим воздухом. Мышцы были расслаблены, а кожа приобрела розоватый оттенок. Когда пропьешься с неприятными воспоминаниями, стрессом и тревогой, очень приятно сознавать, что больше ты с ними не встретишься^ Но нужно выделить чувство облегчения и запомнить его каждой клеточкой своего тела, чтобы воспользоваться им по необходимости. Этого запаса воздуха Карлу хватит надолго, больше чем даже на погружение. Мне кажется, он теперь сможет не просто погрузиться в воду, а нырнуть в жизнь. 13. Цель волнения: свершение задуманного. Метафора Мари Керл мечтала нырнуть с аквалангом у Большого Барьерного Рифа еще с тех пор, как девочкой увидела замечательные подводные фотографии в журнале Нэйшнл Джиографик. Правда, она немного побаивалась воды и в детстве, когда только училась плавать, да и теперь, хоть и умела плавать. Она переехала во Флориду и нашла себе квартиру поближе к океану, ее тянуло туда, где океан встречается с землей. Всегда очень важно поставить себя в такие условия, которые тебя почему-то пугают, и научиться противостоять своим страхам. А потом она решила пойти на курсы аквалангистов и обязательно закончить их. Это был бы первый шаг к детской мечте, который позволил бы полностью покончить с боязнью воды.
И вот она стояла у самого края глубокой части бассейна со всем снаряжением, а инструктор сигналил ей из воды, что настала ее очередь прыгать и проплыть по полной программе на дне бассейна. Ей не хотелось этого делать больше, чем что другое, чего она не любила. Но иногда приходится просто броситься в самый омут ситуации, даже если сознание полно сомнений и страха. Остается надежда, вера, что подсознание не подведет и среагирует адекватно — она глубоко вздохнула, закрыла глаза и прыгнула. Она тут же сунула в рот загубник, открыла клапан и спокойно задышала, опускаясь на дно, тренированными Глава 2. Мепшфоры волнения движениями выполняя задачи по очистке маски и подгонке ее к голове. После этого, дыша еще спокойнее и теперь полностью расслабившись, она уверенно закинула за спину баллон, надела ласты и затянула все ремни. Теперь даже сознание было довольно: «Если уж я с этим справилась, то справлюсь и с остальным. И вообще, не всегда же мне придется прыгать в воду без акваланга? » Без суеты, делая все по порядку, она все равно выполнила все в рекордное время. Вскоре Мари вручали заслуженный ею диплом квалифицированного аквалангиста, но прошло еще много лет, прежде чем осуществилась ее голубая мечта; а она и не сомневалась, что когда-нибудь все сбудется. В ней осталось какое-то уважение к воде, но страх был побежден, в ней появилась уверенность. Австралия же была все еще где-то там, на другом краю света, и Мари не знала, когда же она увидит ее чарующие горизонты. А все потому, что сознание ограничено в способности заглянуть в будущее, а подсознанию, его возможности стремиться к намеченному, она доверяла не полностью. Но и бессознательно она постоянно что-то предпринимала и, наконец, добилась своего — ее послали работать в Австралию в качестве консультанта по использованию какого-то автоматического оборудования.
Вероятно, нет необходимости рассказывать, что работа оказалась второстепенной, и сразу же после презентации она полностью отдалась своим планам. Ей все еще не верилось, что она здесь, в Австралии, на спешащем к месту первого погружения катере, что ее обдают брызги и клубы дыма трудяги-катера, что вот уже показались рифы у кариеса. И вот она уже в акваланге кубарем скатывается в свою мечту из Нэйшнл Джиографик, о которой так давно мечтала. Все было как на картинке, и колышущиеся живые рифы, цветастые рыбки, сказочные пузырьки, устремляющиеся вверх, кристально чистая вода, приятное чувство невесомости, мягкое погружение с каждым вздохом. Нетрудно догадаться, что она захватила, конечно, и аппарат для подводной съемки. Иногда очень важно самому поучаствовать в запечатлении своей мечты. Она наснимала кучу снимков с водорослями. Ей трудно было объяснить, чем они так обворожили ее. Может, своим легким покачиванием, или тем, как крепко цеплялись они за кораллы своими тоненькими корешками. Это было настоящее маленькое чудо, такие тоненькие, гибкие, и в то же время сильные, цепкие. Она и сама ощущала себя одной 113 них, покачиваясь рядом. з* 68____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" Не знаю, сознавала ли она происходящее, пыталась ли запечатлеть в памяти ощущение того, что ей удалось это сделать, что она смогла, или же она осознанно получала удовольствие от нюансов чувства свершения, позволив подсознательно самому сохранить это чувство, запомнить его, чтобы когда-нибудь вновь проявить пусть даже и в непохожих обстоятельствах. Можно даже придумать себе такое чувство. Или же можно придумать себе что-то будучи ребенком, а потом свершить это. Я знал одного двухлетнего мальчика, которому подарили его первый костюм-тройку, почти такой же, как у папы. Он с гордостью постоял у зеркала, любуясь своим отражением, и. сказал: «Ну, теперь можно преподавать в университете». Ему запомнилось ощущение авторитета, символом которого был его новый костюм. Так вот, Мари запомнила ощущение каждого нюанса этого мокрого костюма, который облегал ее, как вторая кожа, пропуская тепло окружающей каждый дюйм ее тела воды. И даже когда она уезжала из Австралии в обычной, «сухой» одежде, в ней оставалось это новое ощущение тепла и умения, ощущения того, что ей удалось осуществить мечту.
Я встретился с ней спустя несколько лет, сознательно она не думала о том чувстве. Она была занята каким-то сложным проектом и начала было сомневаться, удастся ли ей выполнить задуманное. Я попросил ее отложить на время свои тревоги и ненадолго расслабиться, выйти во внутренний дворик и присесть у бассейна, около глубокой его части. Вы, вероятно, догадались, что вид воды проявил неожиданные ассоциации. Сидя так, ей вдруг стало легче дышать, губы сами собой потянулись в улыбку, ей вспомнилось, как можно придумать себе что-то и потом свершить это, и как хорошо, когда это удается. Такое ощущение охватывает все переживания, окружая тебя теплом, совсем как гидрокостюм у коралловых рифов. 14. Цель волнения: удовлетворение, успокоение, облегчение. Метафора Карен участвовала в школьном оркестре. Играла на тромбоне. Когда сидишь, сложа на коленях руки, подсознание иногда само начинает делать какие-то выводы о под- 5 Метафора предоставлена Николасом Г. Сеферлисом. рпава 2. Метафоры волнения 69 спудном понимании происходящего. А она работала, не покладая рук, готовясь к сольному выступлению на тромбоне на предстоящем вечером концерте. Каждому известно, что значит, работать, не покладая рук, и что означает хорошо подготовиться к выступлению. И с каждой репетицией она все больше задумывалась о том моменте, самом большом в ее жизни, когда надо будет выйти на сцену. Каково это, оказаться одной перед всей школой. А вдруг что-нибудь будет не так. И инструмент готов, и смазан хорошо. Понятно, что готов; понятно, что смазан. И все же как-то неспокойно, все ли будет как надо. Сознание готовится, а подсознание волнуется или, может быть, готовится подсознание, а сознание волнуется. Всем известно, как это бывает, иногда все получается, а иногда все бывает даже лучше, чем предполагаешь. Вечер большого представления, Карен за кулисами. Как оно все будет. Оглянувшись, она увидела, как другие носятся со своими инструментами, настраивают их. Кому неизвестно, как это — настраивать и готовиться. Чуть позже Карен занимает место в оркестре, играет первые два номера. Карен еще не знает, что уже потом этот концерт запомнится ей как «концерт без одной ноты», и как драматически это отзовется на ней. Играя первую мелодию с оркестром, она опять задумалась о сольном выходе. Потом, в конце второй мелодии раздались аплодисменты, и ей подумалось, а будут ли хлопать после ее выступления. Она все думала и не знала, что концерт этот назовет потом «без одной ноты».
После пятой мелодии Карен поднялась со стула и пошла на середину сцены. Внимательно глядя на дирижера, она ждала, когда заиграет оркестр. Она посмотрела в зал, руки дирижера взметнулись. Кому неизвестно, что значит быть готовым и ожидать начала того, к чему шел уже много недель подряд. Свершилось, руки дирижера устремились вниз, и оркестр заиграл. Карен начала считать... 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4... И вдруг она заметила, что пропустила момент, когда надо было вступать. Она сразу же выдула следующую в такте ноту и дала замечательный концерт. В конце мелодии она посмотрела в зал и увидела взгляды друзей и как аплодируют родители. Ее объяло чувство удовлетворения и облегчения. Кому не из- 70____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" вестно, каково это, почувствовать облегчение, когда все позади. И спокойнее, что работа сделана как надо. Наверное, она была единственной в этом деле, кто знал, что концерт останется в памяти, как «концерт без одной ноты». Представление заканчивалось, и с каждым мгновением в ней все больше росло чувство удовлетворения и облегчения. Она присела в оркестровой комнате и уставилась на раструб тромбона, и вдруг неожиданно увидела свое отражение. Лицо в отражении выражало облегчение и удовлетворение. Конечно, отражение было неправильным, искаженным, но видно было, что лицо выражает именно удовлетворение. Уголки губ чуть приподняты, а на лице полный покой и благодушие. И даже лоб разгладился. И подбородок спокоен. Она смотрела и смотрела, сознавая, что ровно дышит, что вот это стул, что здесь удобно. Приятно, когда сознаешь, что счастье и облегчение и в сознании, и в. подсознании. 75. Цель волнения: доверие, надежность. Метафора Интересно послушать, как звенит звонок. В поездках я встречал многих людей в гостиницах, в поездах, в самолетах, и у каждого на этот счет свои мысли. С одним я разговорился; он рассказал, что научился кое-чему из телевизионного сериала «Позвони мне». У него с собой была аудиокассета с записью, как говорят и хохочут его дети, жена, родители. «Вот так они и звонят мне», — сказал он. Звонят? У меня с собой фотокарточки. У него — кассета. Очень любопытно. Я сказал: «А почему кассета? Проще же возить фотокарточки. Кому захочется слушать чужую семью? Интереснее посмотреть карточки». А он ответил: «Это же не для других. Вы же не возите с собой карточки, чтобы их кому-то показывать, не так ли? » Он прав, конечно. Никто не возит с собой карточки для других. У многих в бумажниках фотографии, и никогда они их никому не показывают. И чего вы в подсознании ждете от этих карточек в бумажнике? Наверное, то же, что и от звуков, записанных на кассете. «Совсем как в том сериале», — сказал он. «Что вы имеете в виду? » Он ответил: «Помните тот момент, когда у девушки ужасный день, все валится из рук, и вдруг телефон звонит, Гчава 2. Метафоры волнения на другом конце — отец. День кошмарный, а тут она даже улыбнулась, услышав его голос. А отец говорит: " Ну как ты там, солнышко? " А она: " Ах, папа". И улыбка ее проникает куда-то в самое нутро и словно будит там что-то». Наверное, у каждого было такое с кем-то, когда-то. Наверное, что сознание так же хорошо это воспринимает, как подсознание. Вот только, кто помнит, что там, в подсознании. Возникает какой-то образ или смутное чувство, неясное ощущение такого же разговора, а может, и совсем другого. А в сериале отец говорит: «А помнишь, как ты занималась балетом? » И еще что-то пробуждается внутри, и бормочет утвердительно в трубку. А он говорит, пусть она сделает пируэт, она в ответ: «Ах, папа». Он: «Ну давай же», — и что-то еще внутри поворачивается, а на экране она делает маленький пируэт; отец говорит: «Помнишь, как ты потом держала себя? » Она отвечает: «Ах, папа», — опять, а он говорит: «Ну давай, попробуй». Она старается выпрямиться, и что-то внутри просыпается. Она выпрямляется, а ты понимаешь, что происходит.. Попутчик говорит: «Вот почему у меня с собой пленка, а у вас фотографии. Вы же смотрите на них в долгих поездах? Ставите в комнате в гостинице, уезжая на пять дней, звоните домой каждый день? Да, так как-то спокойней. Чувствуешь, что они там, когда ты им нужен. И сериал о том же, отец рядом, когда дочери одиноко. Она вовсе не одинока. Я слушал его, звонок не звенел, но я вдруг вспомнил, как рос мой сынишка. И с ним было так же. Он мог заснуть на кушетке, положив голову мне на колени, а я нес его потом в кроватку, а мог отправиться спать, оставив меня работать, а потом придти сонным, взобраться мне на руки и сказать: " Покачай меня, папочка, ладно? Ну хоть чуть-чуть". Я качал и говорил: " Покачать, пока снова не заснешь? " — " Да-а, побудь со мной". А потом я укладывал его, и если ему снился страшный сон, он звал меня или бежал ко мне в комнату, зная, что я всегда с ним, приласкаю и покачаю, и он уснет, и я отнесу его в кроватку. Он не думал, но это было в его подсознании, точно так же, как у девушки из сериала, ей было плохо, но она знала, что отец обязательно позвонит, что он рядом. И даже если он не звонит, она помнит о нем, делая пируэты, распрямляясь, слыша внутри его голос. » 72____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" Для этого он возит с собой аудиокассету, чтобы слышать голос отца, голос жены, смех детишек. Он никак для себя это не обозначает, но подсознание хранит это чувство и подключается само собой, когда нам нужно сделать какой-то шаг. Точно так же ты учишься ездить на велосипеде, когда отец или мать придерживают его сзади, не мешая рулить по улице, тротуару. И ты знаешь, что потеряв равновесие, обернешься —-и они будут рядом, будут рядом до тех пор, пока не научишься держать равновесие, пока сердцем ты не воспримешь это, своим детским сознанием ты не знаешь этого, но все это закладывается в твое подсознание. И в один прекрасный день ты оборачиваешься, чтобы сказать им: «Я теперь сам умею», а их уже нет. Они выпустили велосипед, и ты сам давно крутишь педали, и все еще внутри сидит чувство, будто они рядом и поддерживают тебя. И когда тебе нужно усилить это чувство, когда возникает желание вернуть его, ты кладешь перед собой фотографии — и чувство появляется вновь. А он просто слушает кассету. И ты видишь, как разглаживаются его губы и подбородок, как теплеет лицо, исчезают со лба морщинки, ровнее становится дыхание. И на сердце становится легче. Я знаю, что у каждого малыша появляется это чувство. И вырастая, мы пользуемся им в трудных жизненных ситуациях. Иногда сознание само вызывает его, а иногда ему требуется помощь, подсказка. Но раз познав это чувство в детстве, можно положиться, что внутренний ребенок опять вспомнит его. Что значит для моего попутчика этот «звонок»? Что написано на его лице? Выражение, как у той девушки из сериала. Губы чуть приоткрыты, дыхание замедленное и ритмичное, подбородок расслаблен, исчезла морщинка у бровей, подбородок чуть дрогнул — на сердце не спокойно. То, что кажется далеким, на самом деле совсем рядом. По щекам разливается тепло, из груди вырывается вздох облегчения. У сознания нет имени для этого чувства, оно живет в подсознании; как хорошо, когда оно есть. Как хорошо, когда звенит звонок. 16. Цель волнения: радость, юмор. Метафора «Что шарф сказал шляпе? » — прочла Джейн на открытке из почтового ящика. Это от Полы, ее старой подруги. 2. Метафоры волнения 73 Пжейн не знала, что бы это могло значить — звучало как шутка. Может, это имело отношение к чему-то в прошлом. Она задумалась и прокрутила в голове все эти годы. Сознанию всегда легче, пока подсознание бьется в поисках ответа беспокоиться не стоит — в голове целый фейерверк сравнений, контрастов, ассоциаций, воспоминаний, впрочем, название не важно, да и понимать всю эту кутерьму ни к чему — подсознание как-нибудь разберется в этой умственной гимнастике и может даже найдет что-нибудь. Разум всегда работает про запас, даже и не сознавая этого. Как раз такой момент был у Джейн. В колледже они учились в одном классе. Может, шляпа и шарф как-то относятся к преподавателю, хотя вроде бы нет. А может та вечеринка — тоже нет. Вспомнилось, как они ходили по магазинам, так они миллион раз ходили по магазинам. Что же это значит? Стоп, может она намекает на тех мальчиков? И на следующий день Джейн никак не могла успокоиться. Наконец, она позвонила Поле. Сейчас кого не спросишь — все знают, что такое приятно поболтать по телефону. Но бывает, что нужно быть при этом в чем-то очень уверенным — потом вы поймете, что я имею в виду. Выяснять она не стала. В подобной ситуации подсознание само ищет ответов. Почувствовав в собеседнике нежность, пульс учащается, гаснет мускульное напряжение, капилляры расширяются, чтобы вместить больше крови, в кровь поступает больше кислорода. Дышится легко и приятно — таково физиологическое начало ощущения любви и счастья. Им обеим нравились такие отношения — игривые, легкие, утонченные. Они говорили о свободе, о любви и риске, о политике, религии, о всех тех вещах, о которых при других обстоятельствах не скажешь так открыто. И смеялись. Физиологическая природа юмора заключается в быстром изменении структуры корковой деятельности. Когда вы смеетесь, возникает возбуждение в коре головного мозга, это единственное возбуждаемое коркой поведение, которое немедленно переходит в двигательную функцию у всех приматов. Чтобы изменить структуру, можно сказать что-нибудь типа: «Что шарф сказал шляпе? » Пола опять задала этот вопрос Джейн, и прежде, чем та ответила, у нее в коре мозга произошел этот структурный сдвиг. Тут уже от вас 74____________________ К. Лэнюпон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" ничего не зависит — кровь сама наполняется кислородом, возникает релаксация, разливается тепло — вот и готово веселое реагирование, даже если шутка и не очень-то понятна. Всего то нужно — начать, и все будет еще смешнее, чем самый изысканный анекдот. В самом деле, абсурд, говорящая шляпа, такое можно сказать только близким людям, тому, кого хорошо знаешь, кто сразу же не решит, что ты спятил, и попытается найти ответ. «Эй, — сказала Пола, — не думай, я скажу, когда ты встретишь меня на автостанции в пятницу». Когда возникает изменение, это отражается и на мышцах лица, уголки губ, сами того не желая, растягиваются в улыбке. Джейн не могла бы точно сказать, когда впервые почувствовала это. Вероятно, когда впервые поняла, что приезжает подруга. Такое состояние может длиться целую неделю. И потом, когда, наконец, наступает день приезда лучшей подруги, сознание уже не может определить, когда же появилось такое замечательное чувство, оно только знает, что сегодня нужно подругу встретить на автостанции. Когда Джейн увидела ее, она почувствовала восторг, как тогда в детстве при виде целой гурьбы веселых, счастливых щенят. Пола и Джейн обнялись. Она почувствовала, будто стала выше, дыхание стало глубже, как улыбка еще больше подтянула щеки. В таких случаях возможно и повышенное слюнотечение. Сознаниие полностью позволяет подсознанию вырабатывать множество реагирований. У глаз появляются веселые морщинки. У некоторых людей радость особенно заметна. Они оборачиваются в нее как в ауру. Жалко, что не было фотоаппарата, чтобы снять ее в эту минуту. Губки стали пухленькими, еще больше покраснели, щеки пылали, слюнотечение усилилось, на лице улыбка, мышечное напряжение щек и вокруг глаз увеличилось. Нет, подсознание вовсю репетировало это чуство с самого дня получения открытки. Пола сказала: «Ну, лети вперед, а я тут пока поболтаюсь». Джейн не поняла: «Ты хочешь сказать, что пока я буду ловить машину, ты постоишь с вещами? » Пола рассмеялась: " Вот и нет. Это, что шарф сказал шляпе: " Лети вперед, а я тут пока поболтаюсь". » ГЛАВА 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|