Метафоры волнения 3 страница
Мы используем такую структуру для соотнесения элементов терапевтической истории с задачей проявления волнения. Нашей целью не является обозначение такой-то эмоции в сознании клиента с тем, чтобы наши терапевтические предложения или намеки не были направленными, прямыми, а наши требования не законченными для того, ■. чтобы все, что ни делал клиент или как бы он ни интерпретировал историю, в любом случае это было бы приемлемо. Например, мы можем рассказать историю, предназначенную, чтобы проявить грусть, но пациент не плачет. Здесь можно предположить, что клиент либо скрывает эмоцию, 40____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" сопротивляется или что-то еще. Поэтому протоколы должны быть совершенно особыми, метафора для особого типа аффекта должна также быть специфичной и сама метафора ненаправленной. Это даст возможность широкого спектра идеосинкратических реакций слушающего клиента, для которого все это и предназначено. Можно в истории дать описание главного героя и обозначить его основные эмоции, а клиент уж сам должен решать соотносить или нет себя с этим персонажем. Схема конструкции волнения очень полезна в метафорической разработке взаимоотношений и их внутренних движений в целях проявления определенных эмоциональных состояний. Мы вовсе не претендуем на совершенство перечня эмоций и не говорим об уникальности такого подхода по выявлению эмоции. Безусловно, существуют и другие способы выявления эмоции с привлечением метафор (трехмерных), других методов (использование небольших рассказов в соответствии с определяемыми чувствами), интервенций (воображаемая конфронтация) и всяких неожиданностей и неуправляемых вариаций (использование образов, проявляющих эмоции случайным образом).
Ограниченностью данной схемы является то, что она выводит линейные и двухмерные отношения, тогда как взаимодействия ч обстоятельства, воздействующие на развитие эмоции в реальной жизни гораздо сложнее, всеобъемлющи, трехмерны и в них участвует гораздо больше персонажей. Но несмотря на это, данная схема, а также метафоры, основанные на ней, представляют собой существенный и, как нам кажется, значительный толчок к стимуляции мышления и восприятия в отношении особых эмоциональных состояний. Схема предназначена-для использования совместно с другими методами терапии и наравне с другими метафорическими протоколами каждого отдельного сеанса. 1. Цель волнения: печаль, скорбь. Метафора Выходя из машины я задумался — можно наблюдать людей в зеркале заднего обзора, а они об этом даже и не подозревают. А за не которыми стоило бы понаблюдать 1 История заимствовала у д-ра Эриксона, рассказавшего, как он забирал своих родителей с их фермой. Мы добавили в нее кое--каких детали. Эту историю можно найти и в другой работе: см. Лэнктон и Лэнктон, 1986, стр. 284-288. глава 2. Метафоры волнения___________________________________ 41 более пристально — у одних в поведении преобладает ле-восторонность, у других -*- правосторонность. Интересно, кого я увижу в этот день больше. И я закричал в проем входной двери: «Э-эй, есть кто дома! » Она сидела на своем любимом месте в доме, в котором прошла вся ее жизнь. Сидела, не двигалась. Меня она встретила тепло, сказав, что просто присела у окна, полюбоваться открывающимся видом колосистого поля» ей нравилось видеть, как меняется поле в зависимости от'времени года, и так уже больше половины столетия. Ей нравилось наблюдать все превращения злаков, а больше всего, когда поле становилось вот таким янтарным. Волны колосьев и в самом деле переливались янтарем. Мы смотрели, как ветер колышет это янтарное море, а потом я попросил ее показать, что еще ей здесь нравится.
Мы вышли из дома и миновали трактор, стоявший у амбара с силосом. Она хорошо за ним смотрела, сидение даже не потрескалось, а на колесах не было подтеков от смазки. Обычно сидения у крестьянских тракторов всегда все в трещинах. И я отметил: «Вы должно быть очень гордитесь этим». Она согласилась, добавив, что довольна и тем, как, наконец, ей удалось раздобыть силос: «Очень трудно в хозяйстве без него». Она гордилась этим, она гордилась своим амбаром, но вот мы подошли к небольшому ручью. Я увидел ее отражение в воде, когда мы проходили по мостику, и мне опять вспомнилось зеркало заднего обзора, я Отогнал эту мысль и спросил: «Расскажите мне об этом мостике». «О, это целая история», — сказала она. Вы бы видели ее счастье, когда она стала описывать, как мост начинался просто с перекинутой через ручей толстой ветки, затем ее заменила доска, а под конец они построили подвесной мостик. Веревки потом заменили рейками. А теперь у него даже деревянный навес. Не раз в воде этого ручья она с мужем видела отражение лунного света. Мы перешли на другую сторону мостика, она показала мне 19 сосенок, посаженных на северной границе участка. Улыбаясь, она сказала: «Купила я их по пять центов за штуку, всего 20 за доллар. Разве сейчас так купишь. Девятнадцать принялось, вон какие вымахали, и всего-то за серебряный». Было видно, что эту историю она рассказывала всем, как она купила, по пять центов за штуку, как посадила сосенки с северной стороны участка, чтобы закрыться от холодного северного ветра. . - К тому времениб как мы подошли к южному участку в 40 акров, она показала мне каменный забор, построенный 42 К. Лэнкпюн, С. Лэнктон " Волшебные сказки" из собранных по всему участку казней. Сколько труда ушло на это. Упорство и чуть-чуть сноровки — вот и готов очень симпатичный забор по южной окраине участка, чтобы защитить наиболее плодородные земли от бог его знает каких хищников. А рядом с этим полем ближе к дому она показала с какой-то особой нежностью. на компостную яму, стоившую таких усилий. Еще с детства она носила сюда картофельные очистки, кочерыжки и всякую шелуху. Какое удовольствие было возвращать земле долг за то, что она давала ей свои плоды. «Ну да, как же не подойти вон к тем тенистым деревьям», — добавила она, когда мы подошли к дому. «И не сосчитать, в какие только игры не играла я сама, а потом с моими детьми в тени этих деревьев, они и 70 лет назад были такими же огромными, как сейчас».
Наконец, когда мы вошли в дом, я спросил, а какое место «Вот, сидим мы за обеденным столом», — сказал я, — «Почему мы бы не бросить взгляд вокруг и не вспомнить, кто где сидел. И попрощаться с воспоминаниями, попрощаться с задушевными беседами, со всем тем, что бывало за этим столом. Попрощаться со вкусной едой, на которую собирались всей семьей». Когда она поднялась из-за стола, я попросил ее посидеть на ее любимом стуле у окна, сесть и спокойно расслабиться. Она сидела и в последний раз глядела на вид из окна, а потом я попросил ее сказать прощай и этому удобному стулу, и ее любимому месту у окна и замечательному виду, попрощаться с ними. И со злаками, и с памятью о чудесных сезонных превращениях зерна. Я напомнил, чтобы она попрощалась и с силосом. Каким трудом он достался, а теперь оставаться ему тут. А когда подошли к трактору, я сказал ей, что прощается каждый на свой лад. «Одни говорят: " До скорого". Другие говорят: " Господь с тобой". Еще говорят: " Прощай", " Скатертью дорога", " Пока". Сами решайте, как прощаться, но прощайтесь
Глава 2. Метафоры волнения 43 от души». Глядя на трактор, я напомнил ей, что на сиденье нет и трещинки, так она хорошо за ним смотрела. «Попрощайтесь с этой своей заботой и другом, который был вам добрым помощником». А затем мы пошли через мостик и я спросил, может ли она попрощаться со всеми его палками и планками, досками и веревками, попрощаться с перилами и навесом, и с воспоминаниями о лунных ночах, отражающих свет луны в ручье. «Вам больше не придется его увидеть, всмотритесь в ручей в последний раз... и попрощайтесь с ним». А до конца нашего хождения было еще не скоро. Еще предстояло пройти северные 40 акров, я попросил ее попрощаться 19 раз с ее сосенками, попрощаться с той замечательной историей о «нашумевшей» сделке, попрощаться с погибшим деревцом. И с ужасным северным ветром, от которого нужно заслоняться, и с ним попрощаться. Я молчал, пока мы шли к южным 40 акрам, а там попросил ее попрощаться со всеми этими камнями, с вложенным сюда трудом, с воспоминаниями о постройке забора, «попрощаться с неприятностями, что остались там, за забором. Больше вы о них не узнаете». Она стояла и с минуту смотрела на забор. Рассудок охватывает множество вещей, когда познание концентрируется на чем-то, о чем подсознание вас полностью не информирует. У каждого свои думки, мысли. Глубина мышления соотносится с глубиной их переживания. Поэтому ей нужно было время, чтобы по-своему со всем попрощаться. Наконец она пошла за мной по южному участку к дому. Дома даже с недолгой историей хранят воспоминания, сложенными где-то на чердаке, а здесь, в ее случае, таких воспоминаний были тысячи. И я попросил ее «подняться самой и разложить все на три кучи: одну, большую, из того, что можно выбросить; другую, поменьше, что можно раздать; и самую маленькую из тех вещей, которые хочется сохранить». Она ушла, а когда вернулась, сказала: «Я все сделала. Набрала большую кучу, все это можно выбросить; в средней куче вещи, которые можно раздать; а в самой маленькой — мне бы хотелось их сохранить». «А теперь попрощайтесь с каждой кучей, прощай... прощай... прощай». Мы сели передохнуть у печи, и я попросил ее вспомнить все те истории, которые рассказывались холодными ночами с этого средоточия бывшей большой семьи. И попрощаться с воспоминаниями, и попрощаться с печкой. И с теми, кого она согревала холодными ночами. 44________ ^___________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" А потом настала пора уезжать. Мы подошли к двери, древние, редко видевшие смазку петли жалобно скрипнули. Я сказал, что надо попрощаться со скрипучими петлями; больше вам их не смазать. У крыльца она задержалась у своих кустов, сказала, что надо бы их подрезать. Я попросил ее попрощаться с кустами и сесть на заднее сидение, через зеркало заднего обзора можно было бы видеть ее. И она осталась бы на какое-то время одна, наедине со своими переживаниями.
В зеркало мне все было видно; интересно, слева или справа проглянет первая слеза. Лицо побледнело. Она не двигалась, вся поглощенная мыслями, воспоминаниями, чувствами. Верхняя губа напряглась, чтобы унять слезы. Голову она держала прямо, дыхание было глубоким, ритмичным, как у человека, на которого навалилась большая печаль. Губы сжались плотнее, но мне'пришлось следить за дорогой, и я пропустил, слева или справа брызнули первые слезы. А когда снова взглянул, слезы струились из широко открытых в воспоминания глаз. Скорбь всецело захватила ее. Чем больше любишь, тем больше горя при расставании, и там, на заднем сидении она отдалась своему горю. В такие моменты сознание оживляет воспоминания и мысли, а подсознание следит и управляет выражением чувств, или, может быть, сознание само участвует в выражении чувств и эмоций, позволяя подсознанию заниматься образами. Но как унять судорожные вздохи, что делать с комом, подкатившим к горлу. Она всхлипывала, прощаясь с прошлым. Ей, наверное, казалось, что плакала она целую вечность, а прошло не больше часа. Прошло два года, как-то мы проезжали мимо того дома, сидя рядом со мной на переднем сидении, она произнесла с бесстрастным любопытством: «Смотри-ка, они обрезали свои кусты чуть ли не подчистую! » Ей пришлось повторить, пока я сообразил, что не ослышался. Она не сказала «мои кусты», теперь они больше не были ее кустами. Она простилась. 2. Цель волнения: грусть, скорбь, утрата. Каждому известно, каково бывает, если не складываются отношения с кем-нибудь. Вы оба стараетесь выбраться из такой ситуации. Так было с Гари и Фредом после их возвращения с войны во Вьетнаме. Война явилась фоном, на котором возник и углубился их конфликт, заставляя все время задумываться о дружбе и о случившемся. А ситуация Глава 2. Метафоры волнения 45 была на самом деле не из легких. Но даже поссорившись, они не переставали уважать друг друга. А может, это уважение появилось из понимания и осознания своей собственной значимости, глядя на себя глазами другого, так хорошо знающего тебя на фоне того, что ты принимал за слабость. И все же развитие этого ощущения, этого страха каким-то парадоксальным образом позволяет близким тебе людям иметь право на такие чувства. Так вот, они были друзьями, друзьями на всю жизнь, навсегда. Не многие могут похвастать такими отношениями. Фред и Гари потеряли друг друга, но им страшно хотелось встретиться вновь. Им хотелось поговорить о войне, ужасы которой позабылись, а память о дружбе, о том, что можно положиться на идущего рядом человека, оставалась жива. Гари мечтал рассказать о своих послевоенных любовных похождениях. Кто не знает Гари, он распрощался со многим, что осталось от войны, но как он мог распрощаться со своими амурными делами. Услышав, что друг в городе, он тут же с ним связался. В этот раз разговор оказался несколько иным, чем тогда, когда они кутили, дурачились, клялись друг другу, что встретятся вновь. В этот раз клясться не пришлось, потому что Фред отклонил приглашение. Гари подивился, что же такое могло случиться. Ответ Фреда показался Гари несколько поверхностным. И Гари ему не поверил. Но что-то надо было делать. Он, наконец, оставил Фреда в покое, осталось какое-то неприятное чувство, и Гари подумал: «Наверное, тех дней сФре-дом мне больше не вернуть». Но он, конечно же, не мог знать, что вся привязанность к кому-то вовсе не означает вечной дружбы. Не в тот день, но через неделю он узнал об этом. Он узнал, что у Фреда теперь совсем другая, своя жизнь, что время, когда они были вместе навсегда прошло. Гари сидел, не зная что думать, что чувствовать, не в силах что-нибудь сделать. Краска заливала его лицо, когда он думал о чем хотел поделиться с другом, чтсгхотел сделать, но так и не сделал. Тяжело было на сердце. Губы его кривились, он чувствовал, как подрагивают крылышки носа. Дыхание перехватило. Боже мой, как трудно вот так сидеть и ничего не делать, когда мечты и воспоминания ушли навсегда. Чувство такое, что потерял друга, что-то подкатило к горлу и сдавило Дыхание. На глазах заблестели непрошенные слезы. 46 К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" А он твердил себе: «Ну должно же быть какое-то объяснение. Фреда больше нет. Он умер, больше я его не увижу». Сколько раз они выручали друг друга из беды во Вьетнаме. А сколько раз полагались друг на друга — и вот теперь всему этому конец. Он думал, вспоминая, и слезы, накопившиеся еще с Вьетнама, наворачивались одна на другую, теснились и капали, стекали по щекам. Горе и страдание, в этом есть иногда что-то даже притягательное. Это как самое глубинное в твоей сущности, в том, чем ты живешь. В горле стоял ком, и никак невозможно было его сглотнуть. Слезы душили его. Все потеряно. Все кончено. Да, он остался жив, но что это для него значило в этот момент. . Казалось, что глаза существуют как-то отдельно от него, или глаза — это он сам, вот они, уставились в одну точку, как бы ожидая, что когда-нибудь вновь станут на свое место, как только прольются все слезы. Слезы — это такая штука, которая помогает вновь обрести себя. Всплакнешь, и все становится на свои места. Дружба прошла, ну что ж. Прошла, так прошла. Насильно мил не будешь. То было прощание с прошлым, будущее стояло на пороге, а кто-то остался в прошлом. 3. Цель волнения: мужество. Метафора Не уверен, что она с самого начала поняла, почему я рассказал ей о переживаниях моей матери, когда отец ушел на войну. Да и как ей было понять, как это повлияло на судьбу моей матери. Новый дом на отшибе, до соседей не близко. А в окне опять все тот же звук. Она лежит на постели застывшая, не в силах двинуться, а уши все растут, пока не превращаются в огромные космические антенны, ловящие этот звук. Ну вот опять, и в этот раз он такой как в первый раз. Да, такой же. Сердце бешено стучит, все мышцы напряглись. А потом откуда-то пришло это первое движение в ее левой ноге. Нога потихоньку стала сползать с постели, за ней, будто сама по себе, заскользила правая. И вдруг обе ноги оказались на полу, она стояла-, а потом одна нога подвинулась вперед, затем другая, еще шаг, еще и еще, и вот она уже у входной двери. Рука потянулась и повернула ручку, яростный ветер хлестнул по ставням ветками ив. В ней росло ощущение мужества; чувство облегчения совсем не гасило его при 2 Эта метафора предоставлена доктором Майором С. Ридом. Глава 2. Метафоры волнения 47 мысли, что она теперь сможет сама, она справится с ситуацией, такой пугающей раньше. Она была одна, сердце бешено колотилось, дышать было трудно, но руки твердо оттаскивали ветви, освобождая ставни. В такие моменты не думаешь, но подсознание помнит о решительности и мужестве, о пульсирующей в тебе силе. Будто каждый твой вздох наделяет тебя силой выполнить все, что наметил. В ней осталось это ощущение силы, и многие годы спустя она совершенно бессознательно делилась им с окружающими. 4. Цель волнения: мужество. И вот еще что расскажу я вам. Этого никто и не ожидал. То было днем отделения взрослых от детей. У меня был пациент, звали его Пол. Я хочу рассказать о дне, когда его сестра, Элейн, узнав, как проходит лечение Пола, позвонила мне и поинтересовалась, можно ли и ей пройти курс терапии. Ей казалось, что как-то у нее все не так, что-то она делает неправильно. Пол говорил ей, что из себя представляет сеанс. Вот и ей захотелось поговорить с терапевтом о том, что случилось с ней предыдущей ночью. Вряд ли можно сказать, что отец ее был в восторге от всего, что бы она ни делала в своей жизни. Скорее, он был большим ребенком. Но, присмотревшись к нему ее глазами, можно было пожалеть девушку, — она билась головой о кирпичную стену. Каждому известно ощущение, каково это — вскочить среди ночи и ткнуться в закрытую дверь. Когда-нибудь, но люди встают с постели не с той стороны. И наталкиваются на стену прямо перед собой. Этого достаточно, чтобы не удержаться на ногах и опять оказаться в кровати. Вот так оно и было с Элейн, она старалась поладить с ним, а натыкалась на преграду. Однажды это была библия, в другой раз уборка, потом поведение, еще что-то. Она~как-то не задумывалась, что во всем может быть виноват он, пока не услышала, что Пол ходил на сеанс терапии. А посоветоваться ей хотелось о том, правильно ли она поступила, став однажды прямо перед отцом, лицом к лицу, глаза в глаза и сказав: «Постой-ка, пап, обопрись о стену на секундочку. Мне надо кое-что сказать тебе, и, думаю, тебе понадобится обо что-то опереться». И она стала говорить, что она устала, что к ней относятся как к ребенку, к недотепе. А она девушка, она вот такая, и ей хочется, чтобы ее воспринимали такой, какая она есть, уважали ее чувства и права. Он начал было что-то говорить, но она закрыла его гУоы ладошкой и сказала: «Я еще не все сказала». 48 К. Лэнюпон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" В ней стало расти чувство неизвестной доселе силы. Подбородок окреп, зубы плотно сжались. Ей было удивительно, что она может смотреть ему прямо в глаза и видеть поры у него не щеках. А раньше она и не замечала их. Она слышала, как вылетают ее слова, и ей не хотелось их останавливать, хотя в общем-то она и не собиралась заявлять: «Я устала от вечных упреков и унижений». Он стоял, прижатый ею к стене. Ему нечего было сказать. Ну и пусть. Никакой вины она за собой не чувствовала. Ничего, он переживет. Тем более, что все это правда. Она повернулась и вышла из комнаты, чувствуя, как бьется сердце и клокочет гнев, который она никогда не испытывала раньше. Достаточно один раз задуматься, и на многое открываются глаза. Элейн не задумывалась до этого. Ее подтолкнули рассказы Пола о сеансах терапии. А потом она позвонила мне, чтобы посоветоваться правильно ли она сделала. Не знаю, правильно или нет, но одно знаю точно — ты выросла сегодня. Она удивилась: «Откуда вы знаете, вы же прежде меня никогда не видели? » Ощущения силы и мужества, испытанные ею, невозможно не заметить, они узнаются даже по телефону. А уж если сознание считает, что ты становишься выше, подсознанию ничего не остается, как подчиниться. 5. Цель волнения: уверенность. Метафора «Этого я ждал всю жизнь», — это говорит! Не важно, что вся жизнь — это только пять лет с хвостиком. Первый велосипед — всегда событие и, конечно же, любовь с первого взгляда, хотя и большое испытание тоже. Тут все не просто, разве упомнишь — и мускулы, и педали, ручные тормоза, и как натянута цепь, и на что обращать внимание. Одно легко-легко понять, что все это трудно. Но он, конечно, справился, на первых порах не без помощи дополнительных поддерживающих колес. 3 Метафора предоставлена доктором Рольфом М. Дэниелом. Потом он еще долго будет вспоминать, как отец впервые вывел его кататься на велосипеде, сняв дополнительные колеса, вот была потеха, велосипед бросало из стороны в сторону, он не знал, куда рулить, чтобы удержать равновесие, но в нем была стойкая уверенность, что отец поддержит, научит, направит. И так было снова и снова. 3 Метафора предоставлена доктором Рольфом М. Дэниелом. Глава 2. Метафоры волнения___________________________________ 49 Со временем он стал сознавать, что отец держит за сидение уже не так крепко. Он понял, что крутит педали и едет сам. Это был прыжок в новую эру, в ощущение уверенности, что можно проехать пусть три метра, но самому. А потом 10 метров. Он ездил и ездил, пока чувство равновесия не превратилось в навык. Он как-то и не думал об этом, но знал, раз уже научился — это на всю жизнь. И символом нового умения был этот блестящий, первый велосипед, такой тяжелый и сильный. Ему нравился его цвет, нравилось держаться за руль. Поначалу родители разрешали проехать лишь до ближайшего угла. Туда можно было и пешком дойти, но с сидения велосипеда вид был совсем другой. Ветер дул в лицо, давая ощущения скорости и силы. И на велосипеде он становился чуть выше ростом. Время шло, ему стали позволять выезжать за угол, а с его точки зрения, в целый новый мир. Там были другие дети, другие родители. Другими были улицы, кусты, трава, машины, люди одевались не так. Оказывается, можногмот-реть и видеть по-разному. Настал, наконец, день, когда он стал достаточно взрослым, чтобы пересечь на велосипеде улицу. Вначале он не придал этому значения. Но мир вдруг расширился на несколько кварталов. Он почувствовал себя таким маленьким в этом пугающем мире. Но потихоньку, раз за разом он исследовал все кварталы. Робко, аккуратно, медленно, но в конце концов он стал ездить так далеко, пока не уставал. И каждый раз чуть дальше всегда было что-то интересное, знакомые, одноклассники, еще кто-то. А потом родители согласились, что он готов ездить и по другим улицам. Трудно судить о размерах его мира, с километр, может два или больше. Вот интересно, как по—разному люди живут и развлекаются. Он бы не смог объяснить, почему особенно интересно было делать открытия, о которых ничего не знали родители. Со временем он стал им меньше рассказывать о своих приключениях. Да ничего такого и не было. Любопытно, а почему люди совсем не похожи на то, что он о них знал. Гоняя по незнакомым местам он иногда чувствовал, как глухо бьется сердце в груди, как трепет и возбуждение охватывают его. Он чувствовал себя взрослым. Ему интересно было читать незнакомые вывески, видеть новые дома, находить новые пути. Он научился ориентироваться, возвращаясь домой разными дорогами, так, на всякий случай, 50 К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" а вдруг пригодится. Ему приходилось натыкаться на всяких хулиганов и подозрительных типов, поэтому он стал понимать необходимость выбора. А пока он и в самом деле рос, особенно ни о чем не задумываясь. Он любил свой велосипед. Велосипед был его машиной времени и пространства. Нажимая на педали, 'он смотрел по сторонам, чувствуя, как несутся по мостовой колеса — прямое следствие его усилий. Он чувствовал силу в спине, силу в руках и ногах. На велосипеде он чувствовал себя чуточку выше, сильнее, с каждым днем, неделей, месяцем прибавляя в скорости. Со временем он знал свою машину как свои пять пальцев, каждую щербинку на ней и царапину. Он помнил, как и откуда они появились и страшно гордился ими. Это был все тот же велосипед и одновременно совсем другой, с другими ободьями, рукоятками, крыльями. Наконец, он был -просто мал ему, но каждый раз, глядя на него, он знал, как легко вспомнить обо всем, о первых своих неуклюжих выездах в волнующий мир приключений, новых впечатлений и бесчисленных километров. И каждый раз, когда перед глазами встают эти воспоминания, чувствуешь, что уверенность становится столь же бессознательным ощущением, как умение держать равновесие. Может, такая уверенность — это то, что ты чувствуешь силу в руках и в ногах, или, может быть, бесстрастность на лице, или же понимаешь свою способность правильного решения в непредвиденных ситуациях или при встрече с опасностью. Мышцы лица напряжены. Улыбкой розовеют щеки. Улыбкой искрятся глаза. В приоткрытых в улыбке губах чуть виднеются ровные зубы. Грудь ощущается шире и больше и ладно посажена голоса. И дышится так легко и приятно, а в мыслях навсегда отпечатан образ этого блестящего велосипеда. 6. Цель волнения: уверенность. Метафора Терри вышла из фотостудии и стала спускаться по лестнице к машине. В этот раз она была одна, шла, не обращая внимания на окружающее, не рассматривая, как обычно, встречных. Воздух был свежим и холодным. Машину она направила к берегу океана на встречу с водой и луной. 4 Метафора предоставлена Черил Малоун. 2. Метафоры волнения Сегодня полнолуние. Или, как еще говорят, ' осенины. Она стала думать о значении этого слова, в голове возникли какие-то образы. Но мысли возвращались к студии, к тому, что, наконец, признали, что она умеет работать с камерой. Ей вспомнилось, как она впервые вошла в студию, как взяла в руки камеру и что почувствовала. Нужно было столькому научиться, как же со всем этим справиться? Занятия начались с изучения диафрагмы и выдержки. Одно пропускает столько-то света, а другое регулирует время его прохождения. Комбинация этих двух величин зависит от внешних условий. Познакомившись ближе с этими основными понятиями, стала понятна природа их отношений. Без них не получится хорошей фотографии. Сначала казалось, что без зубрежки и не заглядывая то и дело в тетрадку, никогда не разберешься. Но со временем, она заметила, что начинает исчезать ее неуклюжесть и неуверенность. Задания поглощали ее полностью, она старалась понять и скрупулезно следовать всем инструкциям. Неспешность и методичность делали задачу легче и занимали очень много времени. Ей пришлось на время распрощаться со свиданиями и удовольствиями, чтобы только как следует выполнить все требования. И с каждым разом ее снимки становились все более ясными и отчетливыми. Она чувствовала, как растет ощущение гордости и удовлетворения собой с каждой новой пачкой законченных снимков. Терри подметила, что даже во сне ее не оставляет фотография. Ее интересовали детали, совокупность деталей, темы; она могла заниматься этим бесконечно. Она вспомнила сны, где она погружена в отработку техники фотографирования. Дошло до того, что даже одеваясь утром, она думала об экспозиции и фокусном расстоянии. Лучшими ее друзьями стали свет и тень. Отношение света и тени имеет такое же значение, как отношение диафрагмы и выдержки. Она по-новому открыла для себя свет и тень. Она открыла, как много жизни вмещает в себя одна единственная секунда, и научилась останавливать время на тысячные доли этой секунды. Она узнала о поле зрения и рубине резкости видимого в видоискателе изображения. Отбор тем позволил Терри найти свою излюбленную тематику. Она узнала, что удается ей лучше, и как показать лучшие стороны этого. Она узнала, что отношение или позиция фотографа воздействует на результат снимка. Она 52____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|