Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, особенности и система налоговых преступлений в законодательстве РФ.




Для того чтобы перейти к непосредственному рассмотрению актуальных проблем привлечения к ответственности за налоговые преступления нам сначала необходимо рассмотреть само понятие налогового преступления, место, которое оно занимает в системе российского права, предусмотренную действующим законом ответственность за такие преступления, отграничение ее от ответственности за налоговые правонарушения.

В Российской Федерации ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов в настоящее время предусмотрена как Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), так и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ). Необходимо четко разделить указанные виды ответственности.

С учетом положений статьи 14 УК РФ – «Преступлением признается виновное, общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим кодексом, в силу малозначительности не представляющее общественной опасности» и пункта 1 статьи 1 УК РФ – «законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий кодекс», следует прийти к выводу, что разграничение между налоговыми преступлениями и иными наказуемыми посягательствами на действующий порядок налогообложения заключается в степени общественной опасности, признаваемой за ними законодателем, принимающим решение о включении признаков того или иного деяния в Уголовный кодекс Российской Федерации. В данном случае, степень общественной опасности отражает количественную характеристику совершенных преступных деяний, которые причиняют существенный вред бюджетной системе государства. С этих позиций проявлением достаточно высокой степени общественной опасности нарушения законодательства о налогах и сборах выступает конкретная денежная сумма, выраженная в рублях, непоступление которой в бюджетную систему РФ влечет для государства серьезные негативные последствия.

Итак, нормы о налоговых преступлениях содержатся исключительно в Уголовном кодексе Российской Федерации. Однако его положения не содержат отдельной главы или раздела «Налоговые преступления». Для того, чтобы установить, какие преступления относятся к категории налоговых, необходимо сформулировать общее понятие «налогового преступления».

В юридической литературе понятие «налоговые преступления» употребляется в узком и широком смысле слова.

В первом случае налоговыми преступлениями признаются деяния, осуществляемые в рамках хозяйственной деятельности субъекта и посягающие на финансовые интересы государства в части формирования бюджета от сбора налогов с физических и юридических лиц[2]. Некоторые юристы отмечают, что налоговым преступлением является умышленная неуплата налога и (или) сбора в срок, установленный законом, при реальном наличии денежных средств к их уплате, которые налогоплательщик неправомерно удерживает и использует в личных целях[3].

В более широком смысле под налоговым преступлением понимается всякое преступное деяние, посягающее на правоотношения в сфере налогообложения. И.Н. Соловьев, Е.В. Болотина определяют, что «налоговыми преступлениями могут быть признаны общественно опасные деяния, совершенные в области налогообложения юридических и физических лиц и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания»[4].

Исходя из общих правовых посылок, нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления (налоговое преступление), можно определить как виновно совершенное общественно опасное деяние в сфере налогообложения, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания[5].

В соответствии с этим определением, к преступлениям против порядка налогообложения следует отнести деяния, предусмотренные следующими статьями УК РФ:

- ст.198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

- ст.199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;

- ст.199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

- ст.199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Указанные преступления входят в главу 22

конечно, можно с этим согласиться, но не всегда,
«Преступления в сфере экономической деятельности» раздела VIII «Преступления в сфере экономики». Общим признаком,
многие факторы, как отмечается в литературе, оказывают существенное влияние на финальный результат деятельности,
служащим критерием
что для нашей работы было бы в достаточной степени конструктивно,
объединения содержащихся в главе 22 УК РФ норм о преступлениях в сфере экономической деятельности,
своевременное законодательное регулирование соответствующих процессов могло бы привести к более динамичным изменениям,
является видовой объект данных преступных деяний – «общественные отношения,
автор полностью разделяет данное утверждение,
складывающиеся по п
стоит отметить и следующий факт: с течением времени взгляды многих ученых меняются в сторону глобалистических тенденций,
оводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг»[6].

Считаясь разновидностью экономических преступлений, противоправные деяния в сфере налогообложения имеют весьма значительные особенности. Последние позволяют выделить непосредственный объект этих посягательств, т.е. обособить в общей совокупности охраняемых уголовных законом отношений, возникающих в процессе экономической деятельности, те из них, которые имеют место именно в сфере налогообложения. При этом относительно определения непосредственного объекта налоговых преступлений в юридической науке на сегодняшний день единого мнения не существует.

В отличие от господствующих ранее представлений, согласно которым развитие общества - это в основном последовательный и якобы гарантированный переход человечества со ступеньки на ступеньку общественного прогресса (в рамках таких подходов формировались представления и о прогрессе, с его мнимыми формационного стадиями, и о биполярности мира), глобальное общество придерживается главным образом других конфигураций. Во-первых, решения более или менее значимых проблем человечества требует не столько их всестороннего понимания, сколько осмысление системы " человек- общество -природа ", динамично развивается, имея верхнюю и нижнюю границы своего существования. Во-вторых, поскольку при таком взгляда на современное общество в поле зрения попадает все бытие человечества, не может не оказаться, что само бытие имеет достаточно напряженный, остро конфликтный, кризисный характер, рассчитывать на преодоление которого в ближайшем будущем не приходится. В-третьих, если все различные конфликты и кризисы современности " пустить на самотек ", то они могут привести человечество к глобальной катастрофе, а то и гибели. Поэтому доминантой глобального мировосприятия управленческий императив, или такое отношение к действительности, когда естественно намерен осмыслить любую проблему для ее практического решения

Так, Б.В. Волженкин в качестве непосредственного объекта налоговых преступлений называет «установленный порядок уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»[7], А.Э. Жалинский – «установленный законом порядок уплаты налогов и сборов»[8], Б.В. Яцеленко – «общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета и внебюджетных фондов»[9].

В свое время уже были опубликованы интересные данные по г.Москве. Так, если о краже сообщалось в течение 30 минут с моментаее совершения, то раскрывалось 95% ϶тих краж, а если заявление потерпевшего поступало в милицию спустя 5 часов с момента краж, то по горячим следам раскрывалось уже только 50% краж. Примерно такая же ситуация и в регионах (в данном случае мы рассматриваем ситуацию в районе). Статистика показывает, что ч ем раньше гражданин обратится с заявлением или сообщением о краже, тем быстрее она будет раскрыта.сообщения о происшествии, как правило, возлагаются начальником органа внутренних дел на дежурного, от оперативных и грамотных действий которого впоследствии будет зависеть, раскроют преступление по горячим следам или нет. Сообщения о происшествиях в зависимости от их. обращении, направляемом в виде ϶лектронного докуме нта, гражданин в обязательном порядке должен указать свои фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии).Не имеющие указанных сведений письма считаются анонимными, и ответ на них не направляется.Подводя итог, необходимо отметить, что положения ст. 7 указанной Инструкции в настоящее время не могут быть исполнены, так как в большинстве органов внутренних дел нет сайтов со специальным программным обеспечением.Электронная.

Некоторыми авторами вообще подвергается сомнению сама принадлежность уголовно наказуемых нарушений налогового законодательства к преступлениям в сфере экономической деятельности. Так,

экономическая, социальная, и другие виды практической деятельности социума в своей основе строятся на элементарных положениях, которые могут привести и в итоге приводят к созданию сбалансированной системы,
к примеру,
значительная часть полученных теоретических исследований подтверждает данную концепцию,
Н.Н. Полянский отмечает,
автор разделяет мнение учены, которые рассматривали данную проблему в указанном аспекте,
что налоговыми преступлениями «нарушается деятельность различных органов управления и вносятся затруднения в различные отрасли их деятельности,
на основании статистических исследований аналогичные тенденции являются закономерными и беспрецедентными,
а именно: налоговые деликты касаются финансового ведомства и вносят затруднения в его деятельность по обложению граждан и взиманию с них налогов». Учитывая указанное обстоятельство,
можно отметить следующие моменты,
Н.Н. Полянский выражает солидарность в этом вопросе с позицией А.Н.
как описывается в научной литературе,
Трайнина, который полагал, что налоговые деликты противодействуют финансовым функциям власти[10].
М‎жн‎ ‎‎ме‎и‎ь следующие м‎мен‎ы,

По нашему мнению, непосредственным объектом всех налоговых преступлений является установленный законом порядок уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Под налогом согласно п. 1 ст. 8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором согласно п. 2 ст. 8 НК РФ понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[11].

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ). При этом, как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, ответственность по статье 198 УК РФ или по статье 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов[12].

Налоговые преступления, предусмотренные статьями 198-199 УК РФ, имеют ряд общих признаков:

- посягают на финансовые интересы государства и установленный порядок уплаты налогов и сборов;

- определяются одними и теми же социальными, экономическими и иными факторами;

- предметом преступления являются налог или сбор, подлежащий перечислению в бюджет;

- субъектом составов преступлений является налогоплательщик;

- преступления совершаются только с прямым умыслом;

- сущность преступных действий субъектов налоговых преступлений состоит в уклонении от уплаты установленных для них налогов и сборов;

- обе уголовно-правовые нормы, регулирующие ответственность за налоговые преступления, имеют бланкетный характер.

Значительное количество бланкетных норм, отсылающих к Налоговому кодексу является характерной особенностью налоговых преступлений. Так, даже в диспозициях всех четырех статей УК РФ, которые относятся к налоговым преступлениям, имеются отсылки к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 1 НК РФ «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах». Особенность данных преступлений состоит в том, что для обнаружения признаков такого преступления нужно установить, какие нормы налогового законодательства были нарушены при внесении заведомо ложных сведений в налоговые декларации или при непредставлении налоговых деклараций в налоговый орган.

Безусловно, главным событием за последние несколько лет для системы налоговых преступлений, а также налогового и процессуального законодательства стало принятие Федерального закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ, внесшего в законодательные акты РФ ряд, поправок, изменивших условия привлечения лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах. Вместе с вышеуказанным федеральным законом были приняты ФЗ от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в УК РФ", ФЗ от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в УК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в результате принятия которых был изменен правовой режим возбуждения уголовных дел по признакам налоговых преступлений, введено новое основание для прекращения уголовного дела (преследования) в отношении лиц, обвиняемых в совершении налоговых преступлений (ч. 1 ст. 28.1 УПК, ч. 1 ст. 76.1 УК РФ). Но рассмотрим все изменения по порядку.

Так, был значительно увеличен размер задолженности по налогам, влекущей уголовную ответственность налогоплательщиков. Согласно статье 198 УК РФ, для физических лиц крупным размером ущерба стала считаться сумма задолженности, превысившая 600 тысяч рублей (одновременно превышающая 10 процентов от сумм, подлежащих уплате налогов и сборов в пределах трех финансовых лет), либо свыше 1,8 миллиона рублей (ранее – 100 тысяч и 300 тысяч рублей соответственно), а особо крупным – более 3 миллионов рублей (и превышающая 20 процентов от сумм подлежащих уплате налогов и сборов в пределах трех финансовых лет) либо свыше 9 миллионов рублей (ранее – 500 тысяч рублей и 1 миллион рублей соответственно).

В силу внесенных в статью 199 УК РФ изменений для юридических лиц (а в статье 199.1 УК РФ и для физических лиц-индивидуальных предпринимателей) крупным размером ущерба признается сумма задолженности более 2 миллионов рублей (одновременно превышающая 10 процентов от сумм, подлежащих уплате налогов и сборов в пределах трех финансовых лет) либо свыше 6 миллионов рублей (ранее – 500 тысяч рублей и 1 миллион рублей соответственно), а особо крупным – более 10 миллионов рублей (и превышающая 20 процентов от сумм подлежащих уплате налогов и сборов в пределах трех финансовых лет) либо 30 миллионов рублей и более (ранее – 2,5 миллиона рублей и 7,5 миллиона рублей соответственно).

Примечаниями к указанным статьям также вновь введена ранее отменявшаяся норма о том, что лицо, впервые совершившее налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если недоимка по налогу, а также начисленные пени, штрафы будут полностью уплачены в бюджет. Соответствующее изменение внесено и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), дополненный статьей 28.1[13].

Подобное увеличение суммы ущерба в статье 199.2 УК РФ было введено Федеральным законом от 07.04.2010 № 60-ФЗ: крупного ущерба до 1,5 миллионов рублей, особо крупного – до 6 миллионов рублей (ранее 250 тысяч рублей и 1 миллион рублей, соответственно)[14].

Помимо указанных изменений в статьях Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за преступления против порядка налогообложения, указанными законами было внесено значительное количество поправок и дополнений в Налоговый и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, а также в иные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с возможностью и процессуальным порядком привлечения к такой ответственности. Часть указанных новелл носит исключительно технический характер, уточняющий и развивающий изменения, внесенный в Уголовный кодекс; иные же породили существенные проблемы, связанные с порядком их применения на практике, различным толкованием их участниками правоприменительного процесса и отсутствием единого подхода у законодателя к решению проблем такого рода.

Остановимся вначале на анализе «специальной» модели возбуждения уголовного дела по делам рассматриваемой категории. Созданная процедура выявления налоговых преступлений и возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории основывается на системе взаимосвязанных положений, содержащихся в п. 3 ст. 32, п. 15.1 ст. 101, п. 3 ст. 108 НК РФ и ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ. Согласно п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Данное решение образует «предпосылку» в виде самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела[15]. Согласно ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ единственным поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, служат «материалы, поступившие из налоговых органов». Следовательно, для «начала уголовно-процессуального расследования» помимо традиционных «повода» и «основания» требуется наличие юридически значимого решения налоговой инспекции или даже решения суда, подтверждающего наличие в деянии налогоплательщика факта нарушения законодательства о налогах и сборах (отсутствие такового следует трактовать как обстоятельство, исключающее производство по делу).

Внесенными изменениями в УК РФ значительно увеличена сумма, являющаяся границей между налоговой и уголовной ответственностью за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, если оно полностью уплатило сумму недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ. Отсюда следует, что законодатель пошел по пути либерализации наказания за совершение преступления, предусмотренного ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ. Таким образом, Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ установил на законодательном уровне правовые ориентиры развития налоговой системы, выражающиеся в исправлении существующего в настоящее время в сфере налоговых правоотношений перекоса в сторону уголовной репрессии.

В целом, подводя итоги, можно отметить, что налоговое преступление представляют собой виновно совершенное общественно опасное деяние в сфере налогообложения, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. К данным преступлениям следует отнести деяния, предусмотренные следующими статьями УК РФ:

- ст.198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

- ст.199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;

- ст.199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

- ст.199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Преступления против порядка налогообложения имеют значительные особенности, связанные со спецификой данных деяний. Это связано с тем, что многие понятия и ссылки на ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов указаны также и в Налоговом кодексе Российской Федерации. Также налоговые преступления имеют при их расследовании процессуальные особенности.

Но, пожалуй, главной особенностью преступлений, предусмотренных ст.198, 199, 199.1 УК РФ, является особый порядок прекращения уголовного преследования. Все эти особенности налоговых преступлений вызывают немало вопросов и будут рассмотрены далее в настоящей работе.

Итак, можно сделать вывод, что к настоящему времени в нашей стране создан специальный правовой режим расследования уголовных дел по делам о налоговых преступлениях. Причина, побудившая законодателя сделать этот шаг, состояла в том, чтобы простимулировать развитие бизнеса и прекратить налоговый террор, осуществляемый правоохранительными органами в отношении налогоплательщиков-предпринимателей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...