Криминологическая характеристика налоговой преступности.
Налоговая преступность представляет собой социально-правовое исторически изменчивое негативное явление,
автор полностью разделяет данное утверждение,
| |
слагающееся из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе,
как более крупные так и менее значимые исследования,
| |
мире) налоговых преступлений,
значительный вклад в изучение и развитие теории внесли как отечественные ученые так и их зарубежные коллеги, в основном из США, Германии и Израиля,
| |
имеющих количественные и качественные показатели,
можно отметить следующие моменты,
| |
отклоняясь немного от текущих рассуждений, позволим себе отметить следующие моменты, на которых мы остановимся более подробно в других разделах работы, а именно: практическая и научная значимость,
| |
объектом которых является установленный налоговым законодательством порядок уплаты налогов и сборов.
Характеризуя основные черты современной налоговой преступности, представляется необходимым выделить такие неотъемлемые атрибуты последней, как организованность, интернационализация, активное вовлечение в ее сферу значительного числа населения, чему прямо или косвенно содействует коррупция[16].
Исследование конкурентных отношений основывается на теоретическом наследии и практическом опыте, накопленных в результате эволюционного развития форм и методов конкуренции. Конкурентные отношения возникли одновременно с товарным производством в виде объективного механизма регулирования рыночного хозяйства путем соперничества между участниками рынка. Развитие конкуренции сопровождался развитием конкурентных отношений. Столкновение интересов товаропроизводителей конкурентной продукции имело место еще в древнем мире, что способствовало появлению первых государственных актов относительно их координации.
| |
В настоящее время многие граждане не только являются очевидцами налоговых преступлений, но и сами все чаще совершают соответствующие противоправные деяния. По мнению многих исследователей[17], о реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:
Во-первых, образование позволяет увеличить человеческий капитал, содержащийся в трудовых ресурсах страны позволяет повышать производительность труда и смещать точку экономического равновесия к большим объемам предложения (неоклассические теории [ 2, c. 412 ]). Во-вторых, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, благодаря которому через создание новых технологий, продукции и систем организации экономической и общественной деятельности происходит экономический рост (теории эндогенного роста, [ 3]). В-третьих, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков, необходимых для усвоения и внедрения новых технологий, которые были разработаны другими странами опять-таки способствует экономическому росту (рост догоняющего типа [ 4 ]).
| |
а) значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;
Кк бол крупны тк и мн знчимы исслдовния,
| |
б) скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);
в) рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте (использование "черной" наличности в расчетах с другими предприятиями, при оплате труда);
В свое время уже были опубликованы интересные данные по г.Москве. Так, если о краже сообщалось в течение 30 минут с моментаее совершения, то раскрывалось 95% ϶тих краж, а если заявление потерпевшего поступало в милицию спустя 5 часов с момента краж, то по горячим следам раскрывалось уже только 50% краж. Примерно такая же ситуация и в регионах (в данном случае мы рассматриваем ситуацию в районе). Статистика показывает, что ч
ем раньше гражданин обратится с заявлением или сообщением о краже, тем быстрее она будет раскрыта.сообщения о происшествии, как правило, возлагаются начальником органа внутренних дел на дежурного, от оперативных и грамотных действий которого впоследствии будет зависеть, раскроют преступление по горячим следам или нет. Сообщения о происшествиях в зависимости от их. обращении, направляемом в виде ϶лектронного докуме
нта, гражданин в обязательном порядке должен указать свои фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии).Не имеющие указанных сведений письма считаются анонимными, и ответ на них не направляется.Подводя итог, необходимо отметить, что положения ст. 7 указанной Инструкции в настоящее время не могут быть исполнены, так как в большинстве органов внут.
| |
г) обострение кризиса неплатежей,
соответствующие тенденции отмечены и в теоретическом и в практическом аспект,
| |
заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций,
данной точки зрения, кстати, придерживается большая часть как отечественных так и зарубежных ученых,
| |
использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг),
на основании статистических исследований аналогичные тенденции являются закономерными и беспрецедентными,
| |
а также с бюджетом;
как отмечают ученые из Германии,
| |
д) снижение собираемости налогов, отмеченное даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;
Прежде всего необходимо отметить глобальный, всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Суть единого человечества кроется в его первооснову, то есть в самом человеке. У всех людей схожие потребности, желания, интересы, они объединены Землей, дышат одним воздухом, имеют единую общность - человечество. Мир связан в единое целое: а) всеохватывающим характером научно -технического прогресса, б) процессами интернационализации мирохозяйственных связей в производстве и обмене в) новой всемирной роли средств массовой информации и коммуникации г) глобальными проблемами человечества (опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).Особенностью современного мира является и то, что наша цивилизация индустриально и техногенная, но в конце XX - начале XXI в. она постепенно переходит в информационную. Перспективы ее развития будут положительные только в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Развитие личности, создание условий для ее инициативе, для того, чтобы люди чувствовали счастье и радость, - вот единственно прогрессивное направление развития человечества. Современному миру присуща и противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое, как этажи многоэтажного дома: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами, возможностями и потребностями человечества в природных, материальных, энергетических ресурсах, в сырье и др.. Противоречия современного мира порождают глобальные проблемы человечества, то есть те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а потому требуют безотлагательного решения, причем усилиями народов всех стран.
| |
е) значительное увеличение из года в год размера бюджетной недоимки;
Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется значительными изменениями макросреды, представленные углублением глобализаций них процессов, быстрым обновлением производства, внедрением новейших технологий, влияющих на интенсивность их экономического роста. Поэтому для учета быстрых, структурных изменений, для повышения показателей, характеризующих развитие региона целесообразно всесторонне проанализировать региональный пространство.
| |
ж) повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом)[18].
При этом необходимо подчеркнуть, что налоговой преступности присуща высокая степень латентности, что основная часть налоговых преступлений находится вне пределов видимости для сил правопорядка. По оценкам отдельных специалистов, 9 из 10 налоговых преступников уходит от уголовной ответственности, а масштаб налогового мошенничества не может быть выражен в точных цифрах[19].
Среди основных причин высокой латентности, выделяемых специалистами применительно к преступлениям в сфере налогообложения[20] следует отнести отсутствие потерпевших и иных лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении. В результате совершения налоговых преступлений прежде всего затрагиваются интересы государства. Население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно и не только не оказывает содействия государственным контролирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но и способствует совершению преступлений. Зачастую работники предприятия знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей предприятий, но тем не менее крайне редко предпринимают какие-либо действия, для того чтобы воспрепятствовать этому. Повсеместное распространение получила практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенной денежной наличности и без надлежащего оформления в бухгалтерских документах.
К числу иных причин высокого уровня латентности налоговой преступности следует отнести изобретательность налоговых преступников; тщательную маскировку совершаемых ими налоговых преступлений; отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений; наличие большого промежутка времени (от одного года и более) между моментом совершения и моментом выявления налогового преступления[21].
В ходе проведенных исследований налоговой преступности, а также при анкетировании сотрудников налоговых органов были сделаны выводы по криминологической характеристике налоговой преступности[22]. Характерными чертами налоговых преступников являются:
- наличие высокого образовательного уровня (лица с высшим образованием составляют 87% от общего объема налоговых преступников, лица со средним образованием - 13%);
- наличие высокого уровня материального обеспечения - 77%;
- из общего количества привлекавшихся к уголовной ответственности за налоговые преступления 83% занимали должности руководителей негосударственных коммерческих предприятий, 9% - общественных некоммерческих организаций, 5% - организаций, в которых доля организаций составляла более 30%, и 3% - государственных бюджетных организаций.
Было также выявлено, что в результате обнаружения сотрудниками налоговых органов признаков налогового преступления полностью признали свою вину и раскаялись в содеянном 48% лиц, частично признали вину 26% и не признали вину 28% привлекаемых к уголовной ответственности лиц.
Возрастные группы налоговых преступников
экономическая, социальная, и другие виды практической деятельности социума в своей основе строятся на элементарных положениях, которые могут привести и в итоге приводят к созданию сбалансированной системы,
| |
распределились следующим образом:
- от 18 до 25 лет - 0,65% от общего количества налоговых преступников;
- от 26 до 35 лет - 5,
соответствующие тенденции отмечены и в теоретическом и в практическом аспект,
| |
39%;
как отмечают ученые из Германии,
| |
- от 36 до 50 лет - 61,7%;
- нлог н доходы фзческх лц - 21%;
| |
- старше 50 лет - 31%.
Для оправдания собственной деятельности налоговые преступники,
конечно, можно с этим согласиться, но не всегда,
| |
признавшие вину полностью или частично,
только данные подтвержденные практикой могут дать качественный ответ,
| |
приводили следующие аргументы:
многие факторы, как отмечается в литературе, оказывают существенное влияние на финальный результат деятельности,
| |
- стечение тяжелых жизненных обстоятельств, материальных проблем (86%);
С течением времени значение этой возможности не только не снижалось, но и наоборот - росла пропорционально увеличению количества применяемых социумом технологий и их сложности. Процессы трансфера знаний и навыков систематизированы и реализуются в системе образования. Важным свойством образования является ее квалификационная структура, которая позволяет выделить основные элементы образовательной системы в их соответствии с потребностями воспроизводства общества. Так, начальное образование отвечает за базисную социализацию человека, а среднее образование - за приобретение совокупности знаний и навыков, необходимых для образования трудовых ресурсов. Функции локомотива социально - экономического развития в этой структуре выполняет высшее образование. Теоретические разработки западных экономистов позволяют подчеркнуть минимум три основные механизмы, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие.
| |
- неэффективность налогового законодательства РФ (7%);
Кроме этого, образовательная деятельность в современном обществе является одним из видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг, т.е. образование должно также и прямое влияние на экономическое развитие - через коммерциализацию процессов передачи знаний. Итак, подытоживая вышесказанное, можно отметить: Во-первых, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. Во-вторых, важным аспектом процессов трансфера знаний и навыков в социуме выступает образование. При этом высшее образование выполняет функции локомотива социально -экономического развития. В-третьих, существуют три основных механизма, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие: образование позволяет увеличить человеческий капитал, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков.
| |
- отрицательное отношение к налогообложению (7%).
Анализ налоговой преступности позволяет выявить некоторые
что для нашей работы было бы в достаточной степени конструктивно,
| |
устойчивые тенденции в ее структуре:
1. Доля налоговых преступлений, совершаемых в крупных размерах, составляет 30 - 35% в общем объеме налоговой преступности.
2. Более половины всех регистрируемых налоговых преступлений приходится на уклонение от уплаты налогов с организаций. Общественная опасность данной категории налоговых преступлений представляется особенно высокой, поскольку организации несут основную налоговую нагрузку в Российской Федерации.
В свое время уже были опубликованы интересные данные по г.Москве. Так, если о краже сообщалось в течение 30 минут с моментаее совершения, то раскрывалось 95% ϶тих краж, а если заявление потерпевшего поступало в милицию спустя 5 часов с момента краж, то по горячим следам раскрывалось уже только 50% краж. Примерно такая же ситуация и в регионах (в данном случае мы рассматриваем ситуацию в районе). Статистика показывает, что ч
ем раньше гражданин обратится с заявлением или сообщением о краже, тем быстрее она будет раскрыта.сообщения о происшествии, как правило, возлагаются начальником органа внутренних дел на дежурного, от оперативных и грамотных действий которого впоследствии будет зависеть, раскроют преступление по горячим следам или нет. Сообщения о происшествиях в зависимости от их. обращении, направляемом в виде ϶лектронного докуме
нта, гражданин в обязательном порядке должен указать свои фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии).Не имеющие указанных сведений письма считаются анонимными, и ответ на них не направляется.Подводя итог, необходимо отметить, что положения ст. 7 указанной Инструкции в настоящее время не могут быть
исполнены, так как в большинстве органов внутренних дел нет сайтов со специальным программным обеспечением.Электронная цифровая подпись является аналогом рукописной подписи. В Российской Федерации физическому лицу получить ее можно, но на пути возникает множество проблем, не созданы необходим.
| |
3. Основная масса организаций - налоговых преступников являются коммерческими. Право управления на подобных предприятиях в большинстве случаев принадлежит ограниченного кругу лиц,
взаимодополнение и взаимозаменяемость – неотделимая сущность соответствующих процессов,
| |
руководящие органы первых возглавляются их фактическими владельцами,
стоит отметить и следующий факт: с течением времени взгляды многих ученых меняются в сторону глобалистических тенденций,
| |
а должный внутренний финансовый контроль отсутствует.
автор полностью разделяет данное утверждение,
| |
Анализ результатов исследований позволяет констатировать следующее распределение зарегистрированных налоговых преступлений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (в 2009 - 2011 гг.): на долю обществ с ограниченной ответственностью приходится 51% преступлений, индивидуальных предпринимателей - 17%, акционерных обществ - 15%, государственных и муниципальных унитарных предприятий - 8%, кооперативов - 6%, крестьянско-фермерских хозяйств - 3%.
Глобализация мирового пространства обусловила высокую динамичность развития, нелинейность и самоорганизацию национальных экономических систем. Рассматривая банковскую систему, как часть экономической системы, следует учитывать, что она является большой сложной открытой сознательная системой, состоящей под воздействием внешних и внутренних факторов в течение длительного временного периода и является циклической совокупности учреждений, осуществляющих банковскую деятельность и выполняют функцию внутреннего управления ими. В современных условиях, синергетика выступает как новый этап развития системного подхода для открытых неравновесных систем. Новая парадигма экономической мысли позволяет отойти от ограничений диалектики. На основе данной концепции пересматривается деструктивная роль классической концепции хаоса, линейные характеристики процесса развития дополняются нелинейными.
| |
В зависимости от направленности налоговые преступления распределяются следующим образом:
- направленные на уклонение от уплаты налога на прибыль организаций составляют 40% об общего числа зарегистрированных налоговых преступлений;
- налога на добавленную
можно отметить следующие моменты,
| |
стоимость - 29%;
- налога на доходы физических лиц - 21%;
- акцизов
проведя тщательный обзор научных журналов последних лет, особенно резко бросается в глаза увлечение молодых ученых зарубежными теориями инсинуациями, которые в своей основе не имеют никакой доказательной и фундаментальной базы. Такие недальновидные научные изыскания заводят в тупик перспективные исследования, которые могли вывести отечественную науку на качественно новый уровень,
| |
- 4%;
- налога на добычу полезных ископаемых - 3%;
- налога на имущество
автор разделяет мнение учены, которые рассматривали данную проблему в указанном аспекте,
| |
предприятий - 2%;
- иных налогов и сборов - 1%.
Таким образом,
значительный вклад в изучение и развитие теории внесли как отечественные ученые так и их зарубежные коллеги, в основном из США, Германии и Израиля,
| |
характерной тенденцией для налоговых преступлений является уклонение от уплаты тех налогов,
автор работы согласен с поставленным акцентом,
| |
которые предусматривают наиболее крупные отчисления в бюджет.
искажение информации на данном этапе может приводить к затруднению интерпретации результатов исследования,
| |
Групповые преступления составляют более 10 % от общего числа налоговых преступлений. В целом, для совершения налоговых преступлений нетипично создание больших преступных групп, но если таковые создаются, то для них характерна очень высокая степень организованности и сплоченности, широкий размах деятельности. В преступный сговор вступают глава организации и главный бухгалтер; соучастниками выступают заместители руководителя, кассиры, кладовщики.
Хотя в настоящее время наблюдается положительная тенденция сокращения относительной доли проблемных налогоплательщиков, их общее количество по-прежнему остается близким к критическому уровню. Уже сейчас отмечается рост заинтересованности организованных преступных группировок в развитии налоговой преступности в России. Можно говорить и о попытках создания организованной преступностью "благоприятных" условий для функционирования проблемных налогоплательщиков, наличии определенного "симбиоза" организованной преступности и проблемных налогоплательщиков. Средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых источников, питающих организованную преступность[23]. Организованная преступность, благодаря налаживанию отношений подобного рода, получает дополнительный источник собственного финансирования, а проблемные налогоплательщики обеспечивают необходимый уровень "защиты" своей деятельности от вмешательства как иных преступных группировок, так и государства в лице контрольных и правоохранительных органов. Фактически уклонение от налогообложения приобретает в ряде регионов организованный характер и превращается в одно из направлений деятельности преступных обществ[24].
Отдельными криминальными группировками наработаны тактические приемы координации деятельности коммерческих структур, позволяющие управлять процессом уклонения от налогообложения. Так, попав под контроль налоговых органов, коммерческая фирма, как правило, прекращает свою официальную финансово-хозяйственную деятельность, не сообщая о своем закрытии. Одновременно фирма выступает учредителем ряда новых фирм в качестве юридического лица, а его руководители - учредителями как физические лица. В результате вырабатываются механизмы управления созданными таким образом коммерческими фирмами, что используется для сокрытия прибыли.
Имея единое руководство, связанное через учредителей с криминальной средой, подобные группировки получают реальную возможность скрывать истинный характер проверок и затруднять процесс доказывания нарушений налогового законодательства путем скоординированных действий. Например, восстанавливать для подтверждения сделок бухгалтерские документы, согласованно уничтожать компрометирующие материалы и т.д.
В ходе изменений законодательства, как показала практика, созданный правовой механизм возбуждения уголовных дел в отношении лиц, совершающих налоговые преступления, работает плохо; более того, можно говорить о системном кризисе следственной и оперативно-розыскной деятельности в данной сфере[25]. В юридический капкан попали не предприниматели, а правоохранители, вся уголовная юстиция. Предприниматели стали не только "неподарестны", но и неподсудны уголовному суду; они вообще выходят из-под юрисдикции уголовной юстиции, становятся кастой неприкосновенных. Безнаказанность за налоговые преступления становится реальностью[26]. Об этом свидетельствуют статистические показатели.
Начиная с 2010 г. наблюдается снижение числа выявленных и расследованных налоговых преступлений. Так в 2010 г. было выявлено более 14 тыс. налоговых преступлений (сокращение по сравнению с 2009 г. на 40%), с общей суммой ущерба более 100 млрд. рублей, из которых 9804 (69,8%) было совершено в особо крупном размере. Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 32,8 млрд. рублей. За этот же период окончено расследованием 7152 уголовных дела по налоговым преступлениям (сокращение на 43%), направлено в суд 3513 дел, выявлено 4970 лиц, совершивших налоговые преступления (сокращение на 46%), из которых 1385 лиц привлечено к уголовной ответственности (сокращение на 56%).
За 2011 г. налоговыми органами в органы следствия было направлено почти 10 тысяч материалов, суммы налоговых претензий по которым превысили 140 млрд. рублей. По результатам их рассмотрения возбуждено всего 1745 уголовных дел (15% от направленных). Из них направлено в суд 153 уголовных дела (1,5% от направленных материалов), из которых по 126 делам вынесен обвинительный приговор (1,1% от направленных материалов). На стадии уголовного преследования возмещен ущерб в размере чуть более 5 млрд. рублей (3,5% от общей суммы налоговых претензий). Наибольшее сокращение количественных показателей можно отметить по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица).
В 2012 и 2013 гг. также наблюдается негативная тенденция по части раскрываемости налоговых преступлений. Так, в 2012 году по налоговым преступлениям было возбуждено 3055 уголовных дел, а в первом полугодии 2013 г. - 2027 уголовных дел. Как отметил старший инспектор главного организационно-инспекторского управления Следственного Комитета РФ Георгий Смирнов «на фоне реального масштаба налоговой преступности такие цифры говорят о системном кризисе правоохранительной системы в этой сфере»[27].
Итак, криминологическая характеристика налоговой преступности дает понять, что налоговая преступность является
В отличие от господствующих ранее представлений, согласно которым развитие общества - это в основном последовательный и якобы гарантированный переход человечества со ступеньки на ступеньку общественного прогресса (в рамках таких подходов формировались представления и о прогрессе, с его мнимыми формационного стадиями, и о биполярности мира), глобальное общество придерживается главным образом других конфигураций. Во-первых, решения более или менее значимых проблем человечества требует не столько их всестороннего понимания, сколько осмысление системы " человек- общество -природа ", динамично развивается, имея верхнюю и нижнюю границы своего существования. Во-вторых, поскольку при таком взгляда на современное общество в поле зрения попадает все бытие человечества, не может не оказаться, что само бытие имеет достаточно напряженный, остро конфликтный, кризисный характер, рассчитывать на преодоление которого в ближайшем будущем не приходится. В-третьих, если все различные конфликты и кризисы современности " пустить на самотек ", то они могут привести человечество к глобальной катастрофе, а то и гибели. Поэтому доминантой глобального мировосприятия управленческий императив, или такое отношение к действительности, когда естественно намерен осмыслить любую проблему для ее практического решения
| |
Обзор и анализ научной литературы позволяет нам сформулировать основные направления в исследовании проблемы. Среди отечественных, а так же зарубежных ученых, нет единого мнения относительно средств и методов исследования поставленной проблемы. Некоторые больше внимания уделяют теоретическим вариантам решения, некоторые делают упор на практической стророне вопроса. Мы можем со своей стороны согласиться с подходами как одной так и другой стороны. Ведь без теории не может быть практики, как и практика не может быть не подтверждена теоретическими изысканиями. Так вот, анализ критериев социального прогресса позволяет выделить специфические особенности современного мира, тенденции и перспективы его развития.
| |
одной из разновидностей экономической преступности, и представляет собой совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и сборов, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты. Для лиц, совершающих преступления против порядка налогообложения характерен высокий уровень образования и нахождение на руководящих постах, корыстная заинтересованность и игнорирование общественных интересов.
Налоговая преступность и связанное с ней мошенничество отнюдь не утратили своей общественной опасности. Ущерб от преступлений данной категории, причинение ими значительного ущерба бюджету страны, исчисляемого миллиардами рублей, судя по всему, уже всерьез обеспокоили руководство страны. И в научной литературе все резче звучат оценки, что в результате нововведений, во-первых, многократно возрастает риск проявлений коррупции в налоговых органах - фактически теперь только от них зависит и начало доследственной проверки, и само возбуждение уголовного дела. Во-вторых, недопустимость возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях непосредственно на основании результатов оперативно-розыскной деятельности может привести к повышению латентности данного вида преступлений, а значит, к безнаказанности лиц, их совершающих, и потерям для бюджетов, в которые должны поступать соответствующие налоги, пени и штрафы[28].
Воспользуйтесь поиском по сайту: