Название игры, цель
| Содержание
| Методические рекомендации
|
«Маятник».
Учить выделять противоречивые свойства объекта.
| Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.
Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Наоборот».
Упражнять в подборе слов – антонимов.
| Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению.
В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Пинг – понг».
Упражнять в подборе слов – антонимов.
| Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Перевертыш».
Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.
| Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как плохое. Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.
| Проводится со среднего возраста. В старшем возрасте ведущим может быть ребенок.
|
«Кто (что) это может быть?».
Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств.
| Воспитатель спрашивает: «Что может быть одновременно мокрым и сухим?». Дети перечисляют все объекты, обладающие парой противоположных свойств и объясняют, когда это бывает (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые).
| Проводится со среднего возраста.
|
«Помирим гномов».
Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий.
| Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет бывает и большим, и маленьким одновременно (разделение в пространстве, дробление, во времени, и т.д.).
| Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов.
|
«Кто или что хочет, чтобы объект был таким, а кто или что – другим?».
Учить детей объяснять наличие противоположных свойств у объекта.
| Воспитатель показывает картинку (утюг) и просит детей сказать, почему утюг должен быть и горячим, и холодным; кто или что требует этого (горячим он должен быть для белья; холодным для руки).
| Проводится со старшего возраста.
|
«Где прячется противоположность?».
Продолжать учить детей обозначать словами место в объектах, где находится противоположность.
| Ведущий называет объект и предлагает перечислить его части, имеющие противоположные свойства (дерево: листики тонкие, ветки толстые; кора шершавая, листья гладкие).
| Проводится со среднего возраста.
|
«Один – хорошо, много – плохо».
Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество.
| Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто – то кошку, кто – то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Больше хорошего, потому – то они и живут дома. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого.
Устанавливается зависимость количества – качества объекта от площади, на которой этот объект находится.
| Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру «Один – плохо, а много – хорошо (одна кошка на весь мир – это плохо)».
|
«Хорошо – плохо дружит с много-мало».
Продолжать учить детей находить взаимосвязи и причинно – следственные отношения объектов на основе перехода количественных изменений в качественные.
| Педагог предлагает детям обсудить тот или иной объект материального мира с точки зрения количества и выполнения им своей основной функции (увеличение или уменьшение количества приводит к невозможности выполнения функции объекта). Например: тысяча пылесосов в доме – не хватит электричества и ковров; тысяча пылесосов на весь мир тоже не смогут выполнить свое дело в полной мере.
| Проводится в старшем дошкольном возрасте.
|
«Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями «много – мало», «цена – стоимость».
| Детям предлагается обсудить пословицу «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести.
| Проводится в старшем дошкольном возрасте как часть занятия на нравственно – этические темы.
|
«Найди друзей».
Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции
| Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет ту же функцию.
| Задание связано с разделом № 6. Проводится во всех возрастных группах с усложнениями.
|
«Давай поменяемся».
Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.
| Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он умеет делать. Затем дети обмениваются функциями и объясняют, что из этого получается.
Проводится во всех возрастных группах с усложнениями.
| Задание связано с разделом № 6.
|
«Что лишнее?».
Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.
| Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему.
| Задание связано с разделом № 6.
|
«Помоги найти друзей».
Учить оценивать изменение функции объекта при объединении с другим объектом.
| Дети выбирают предметы и объединяют их по своему усмотрению. Затем они объясняют, насколько изменились и изменились ли вообще функции предметов, и обсуждают полезность и вредность такого объединения.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Что произойдет?».
Учить детей формулировать причины и выводить следствие
| Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: «Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»), дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему (например, природа, сказки и т.д.), и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики.
| Проводится со старшего возраста.
|
«Что случится, если…?».
Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать.
| Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию (например: представьте, что игрушки будут расти и сами двигаться; что произойдет). Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения. Высказывания детей обобщить на предмет того, что лучший объект – это тот, который сам выполняет дело (стекло само реагирует на свет и становится темным, когда он очень яркий).
| В конце игры можно предложить зарисовать самые интересные высказывания. Объединение с разделом № 6.
|
«Робинзон Крузо».
Учить детей выделять ресурсы объекта. Используя полученные ресурсы, решать проблемные ситуации.
| Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации (построить дом на необитаемом острове и т.д.), используя ресурсы выбранного объекта (осталось много карандашей).
| Проводится со среднего возраста.
|
«Аукцион».
Учить выделять дополнительные ресурсы объекта.
| На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Помоги найти друзей».
Учить оценивать изменение функции объекта при объединении с другим объектом.
| Дети выбирают предметы и объединяют их по своему усмотрению. Затем они объясняют, насколько изменились и изменились ли вообще функции предметов, и обсуждают полезность и вредность такого объединения.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Кто (что) делает наоборот?».
Учить подбирать объекты, противоположные по назначению.
| Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот – распыляет, раскидывает – фонтан или распылитель).
| Проводится со среднего возраста.
|
«Скажи, почему объект должен быть таким и другим?».
Обучать детей формулированию физических противоречий.
| Ведущий выбирает объект, к которому можно предъявить претензию (мост – низкий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, потому что его таким построили, и мост должен быть высоким, потому что под ним должны проходить корабли).
| Проводится со старшего возраста.
|
«Найди выход».
Учить детей выбирать способ решения противоречий.
| Ведущий предлагает разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы (сказки разных народов, рассказы о природе и т.д.). Дети обсуждают способы разрешения противоречий на основе предложенных воспитателем вариантов и выбирают наиболее подходящий, мотивируя свой выбор.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Учимся у сказки».
Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами.
| Ведущий читает или рассказывает часть сказки или рассказа, содержащую проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Разреши проблему».
Учить детей самостоятельно разрешать противоречия.
| Педагог предлагает сказку, дети выбирают из нее проблемную ситуацию, формулируют противоречие и предлагают варианты его разрешения.
| Проводится со старшего возраста.
|
«Поиграем?».
Учить видеть и разрешать противоречивые ситуации, возникающие в повседневной жизни, используя прием замещения.
| В повседневной жизни воспитатель предлагает выполнить задание, не имея инструмента или материала, используя предметы – заместители. Например, построить что – либо по заданной схеме, но из набора убрать деталь, которую можно заменить другой; рассказать о чем – либо без слов, при помощи движений, мимики.
| Проводится со среднего возраста.
|