Выявление свойств и функций объектов.
Расширить представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции. Отработать умение описывать объект по цвету, называя значение данного признака через сравнительные характеристики (эта лягушка такая же по цвету, как весенний лист). Введение в активный словарь специфических характеристик, связанных с изменением цвета, например: блестящий, тусклый, переливающийся, изменяющийся по цвету и т.д. Отработать умение описывать объект по размеру. Учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами. Отрабатывать умение описывать объект по форме, ввести в активный словарь слово «бесформенный» (тот объект, который динамично меняет форму, например: облако или объект, состоящий из многих мелких форм). Отрабатывать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать словом ощущения (активный этап). Продолжать учить детей выделять у рукотворных объектов их главное назначение (функция – это то, для чего человеком создан объект, его главное дело или помощь человеку). Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира: перемещение в пространстве (транспорт и др.), сохранение тепла тела (одежда, обувь и др.), сохранение комфортных условий (здания, сооружения и др.), насыщение (пища и др.), сохранение информации (книга, компьютер и др.), передача информации на расстояние (телекоммуникации и др.). Закрепить знания о том, что представители животного мира могут видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус и ощущать телом.
Выявление подсистемных связей. Уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть. Каждый объект является частью другого, более сложного объекта. Учить детей в более крупных частях находить более мелкие. Учить детей заменять рукотворный объект по его частям. Учить детей находить основные части у объектов технического мира (энергия, мотор, система управления, корпус, и т.д.). Выявление надсистемных связей. Продолжать учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта. Продолжать учить детей перемещать объект из одного места в другой и оговаривать значение этого перемещения. Учить детей проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта, например: винегрет относится к классу пища, подкласс овощная пища, дополнительная классификационная группа по признаку цвета – разноцветные объекты и т.д. Определение линии развития объекта. Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы. Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится. Продолжать учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию и эту функцию выполнял раньше старинный объект. Древний человек заметил эту функцию в мире природы и начал делать рукотворные объекты с этой функцией, постепенно улучшая изобретение. Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий. Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворного объекта трех уровней: § У имеющегося объекта улучшить какое – либо свойство. Связать этот улучшенный объект с окружением. § Заменить объект более совершенной системой, выполняющей данную функцию.
§ Заглянуть в далекое будущее, когда функция не будет нужна. Например: утюг имеет отрицательное качество – человеку надо водить рукой, чтобы разгладить какую – то вещь. Замена этого качества – дистанционное управление: утюг сам гладит белье, человек управляет им с помощью пульта (первый уровень прогноза). Утюга не надо, потому что повешенное в шкаф выстиранное белье разглаживает сам шкаф или во время стирки и сушки стиральная машина сама белье и гладит (второй уровень прогноза). Функция глажения не нужна, потому что все белье в далеком будущем сделано из такого материала, который не нуждается в разглаживании (третий уровень прогноза). Выявление ресурсов объектов. Учить детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах). Продолжать учить детей приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению, рассказывать об этом. Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях (Робинзон Крузо). Изобразительная деятельность по итогам решения творческой задачи. Сравнение систем. Учить детей самостоятельно сравнивать два объекта между собой по 10 и более признакам: цвету, форме, размеру, материалу, частям, месту нахождения, классификационной группе, возрасту объекта, назначению, ресурсам, и т.д. Побуждать рассказывать об итогах сравнения. Задачи обучения составлению рассказов по картине Младший возраст Учить детей выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом. Учить детей понимать схематическое изображение объектов, выявленных на картине. Активизация речи: схема –объект. Учить детей сравнивать объекты по цвету, форме, размеру и действию. Учить детей находить выделенные признаки в объектах окружающего мира (полуактивный уровень). Учить детей понимать образные сравнения, составленные воспитателем. Побуждать детей самостоятельно производить простые сравнения. Учить детей устанавливать некоторые связи между объектами. Побуждать детей объяснять на доступном им уровне связи эмоциональные (любит, жалеет, обижает и т.д.), связи, основанные на совместной деятельности (играет, помогает и т.д.), связи, основанные на объединении (держит, бросает, трогает и т.д.). Побуждать детей оценивать связи на уровне «хорошо – плохо».
Учить детей ориентироваться на плоскости картины. Побуждать детей находить объект на основе ориентационной характеристики, произведенной воспитателем, например, этот объект находится в нижней части картины – справа, дети должны найти этот объект. Учить детей представлять возможные звуки и запахи, издаваемые объектом на картине. Побуждать детей передавать свои представления с помощью речи. Учить детей показывать несложные действия объекта (пантомимика). Учить детей определять время происходящего на картине (время года, часть суток). Побуждать детей домысливать то, что происходит за изображением на картине, учитывая время происходящего. Учить детей очеловечивать какой – либо объект на картине и от имени этого объекта составлять небольшой рассказ. Побуждать детей сопровождать рассказ мимикой, жестом, учитывая эмоциональное состояние героя. Средний возраст Продолжать учить детей выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом. Продолжать учить детей понимать схематическое изображение объектов, выявленных на картине. Побуждать детей самостоятельно схематизировать объекты, выявленные на картине. Продолжать учить детей сравнивать объекты по цвету, форме, размеру, действию, материалу, частям и т.д. Учить детей находить выделенные признаки в объектах окружающего мира (активный уровень). Учить детей составлять двух-трех строчные загадки по признакам объектов. Учить детей составлять рифмовки на 2-3 строчки. Продолжать учить детей устанавливать связи между объектами. Побуждать детей объяснять связи эмоциональные, действенные, родственные, классификационные и т. д. Продолжать учить детей оценивать связи на уровне «хорошо – плохо». Побуждать детей самостоятельно устанавливать связи на основе определенных признаков и производить рассуждения. Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины. Побуждать детей самостоятельно находить объект на основе ориентационной характеристики, произведенной воспитателем. Учить детей переносить ориентиры плоскостного характера в объемные (ожившая картинка).
Продолжать учить детей описывать словом возможные звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения объектов на картине. Продолжать учить детей показывать действия объекта, взятого на себя. Учить детей производить оценку возможных ощущений на уровне «хорошо – плохо» (рассуждения). Продолжать учить детей определять время, происходящего на картине. Побуждать детей домысливать то, что происходит за изображением на картине, учитывая время происходящего. Учить детей составлять рассказы из прошлого или будущего объектов. Продолжать учить детей очеловечивать какой – либо объект на картине и от имени этого объекта составлять рассказ. Побуждать детей сопровождать рассказ мимикой, жестом, учитывая эмоциональное состояние героя, используя междометия. Учить детей производить оценку эмоционального состояния героя и формулировать жизненные правила (мораль) на полуактивном этапе. Старший возраст Учить детей самостоятельно как можно полнее выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом. Учить детей самостоятельно обозначать схемами объекты, выявленные на картине. Побуждать детей самостоятельно схематизировать объекты, выявленные на картине. Учить детей самостоятельно обобщать объекты, изображенные на картине в одну классификационную группу. Учить детей самостоятельно сравнивать объекты по различным признакам. Продолжать учить детей составлять загадки по признакам объектов, используя различные модели. Учить детей понимать сравнения метафорического плана. Побуждать детей самостоятельно составлять метафоры. Учить детей составлять небылицы и лимерики по содержанию картины. Учить детей самостоятельно устанавливать связи любого уровня между объектами, изображенными на картине и объяснять их с оценочной стороны (формирование рассуждений). Учить детей объяснять взаимодействия между объектами на уровне физических связей, эмоциональных и морально – этических. Уточнить знания детей о том, что все объекты на картине взаимосвязаны и взаимозависимы. Учить детей самостоятельно ориентироваться на плоскости картины, находить объект на основе ориентационных характеристик. Учить детей самостоятельно переносить ориентиры плоскостного характера в объемные ожившая картинка). Учить детей принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в ожившей картине.
Учить детей самостоятельно описывать возможные звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения объектов на картине. Создавать рассказы – рассуждения. Учить детей самостоятельно показывать действия, взятого на себя образа. Учить детей самостоятельно определять время происходящего на картине и составлять связные рассказы про прошлое или будущее выбранного объекта. Учить детей самостоятельно наделять какой – либо объект человеческими свойствами и эмоциональным состоянием. От имени этого объекта учить составлять рассказ. Побуждать детей сопровождать рассказ мимикой, жестом, учитывая эмоциональное состояние героя, используя междометия. Продолжать учить детей производить оценку эмоционального состояния героя и формулировать жизненные правила (мораль). Учить детей составлять сказки нравственно – этического характера (с помощью алгоритма).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|