Задачи обучения составлению сравнений.
Младший возраст Учить детей выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками других (полуактивный этап). Учить детей понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении объектов по цвету, форме, размеру, назначению. Ввести в активную речь словесные обороты: «такой же (по цвету), как», «такой же (по форме), но не» и т.д. Учить повторять за педагогом сравнения. Учить составлять сравнения по двум – трем признакам, например: цыпленок желтый, как солнышко, круглый, как мячик, бегает быстро, как мышка. Средний возраст Продолжать учить детей выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками друԳих (активный этап). Продолжать учить детей понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении объектов по цвету, форме, размеру, назначению, материалу, частям и т.д. Продолжать учить составлять сравнения по двум – трем признакам. Побуждать детей составлять двух – трехстрочные загадки по моделям: § Какой, что такое же? Например: слон по размеру, как дом и гора, по цвету, как мышь. Получается загадка: большой, как дом; серый, но не мышь. § Что делает, но не? Например: самовар пыхтит, как паровоз; блестит, как звезда; кипит, как вулкан. Получается загадка: пыхтит, но не паровоз, блестит, но не звезда, кипит, но не вулкан. Побуждать детей оценивать сравнения и выбирать лучшие.
Старший возраст Учить детей самостоятельно выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками других. Продолжать учить детей понимать сравнения в художественной литературе и произнесенное педагогом. Побуждать детей объяснять смысл данного сравнения. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам.
Учить детей самостоятельно составлять двух – трехстрочные загадки по моделям: «Какой, что такое же?», «Что делает, но не?», «Назови часть, количество этих частей и сравни с частями других объектов» и др. Продолжать учить детей оценивать сравнения и загадки и выбирать лучшие. Учить детей понимать и объяснять смысл метафор. Побуждать к созданию метафоры (полуактивный этап) по моделям: § У объекта выделить какой – либо признак и сравнить его с признаком другого объекта, например: снежинки кружатся, как балерины. У данного объекта обозначить место (снежинки падают с неба). Не называя выделенный объект, соединить сравнение и место этого объекта в речевой фразе (балерины неба). Вставить в смысловой контекст «над зимним лесом кружились балерины неба». § У объекта выделить какой – либо признак, отвечающий на вопрос «какой?», например: кофе черный. Сравнение переделать из прилагательного в существительное (чернота). Данное слово найти в качестве признака у другого объекта (чернота бывает у ночи). Полученная метафора: «Кофе – это чернота ночи». Вставить в контекст: «Утром я с удовольствием выпиваю остаток черноты ночи». Учить детей оценивать уровень составленных метафор, выбирать лучшие. Задачи обучения рифмованию Младший возраст Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, кот – рот и т.д. Побуждать детей к созданию двух-трех рифмованных строчек (полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Средний возраст Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две-три рифмованные строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко). Побуждать детей создавать четырехстрочные стишки.
Старший возраст Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованные строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Продолжать учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные, глаголы, прилагательные, наречия. Учить детей создавать смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по модели: § Объект, его свойство. § Образная парадоксальная характеристика. § Взаимодействие объекта или его действия. § Утверждение свойства объекта. Например: Жила – была огромная киска Учить создавать варианты рифмованных текстов, начинающихся со слов «Если это кто-то…, то они чего-то…», «Кто-то был такой-то …, и совершал он то-то …», «Кто-то был такой-то …, и совершал он то-то…, потому что был такой-то…». Учить детей оценивать созданные рифмовки, выбирать лучшие, обосновывать выбор. Задачи обучения приемам фантазирования Младший возраст Знакомить с приемом увеличения – уменьшения всего объекта. Упражнять в преобразовании объекта по признаку увеличения – уменьшения объектов (группа, улица), формировать положительное отношение к вновь созданным объектам, уточнять назначение новых игр. Познакомить с приемом оживления объектов окружающего мира. Упражнять в оживлении неживых объектов ближайшего окружения, формировать положительное отношение к вновь созданным объектам, уточнять назначение новых игр. Познакомить с приемом окаменения (оледенения). Упражнять в преобразовании живых объектов с помощью приема окаменения, формировать положительное отношение к вновь созданным объектам, уточнять назначение новых игр. Познакомить с приемом Дробления-объединения на примере соединения частей разных игрушек в одно целое. Упражнять в создании новых объектов из разных частей (объемные формы, плоскостные и рисованные); формировать положительное отношение к вновь созданным объектам, уточнять назначение новых игр.
Познакомить с «зеркалом времени», уточнить знания о том, что у каждого человека было прошлое и будет будущее, учить представлять себя в прошлом и будущем. Упражнять в представлении себя в прошлом и будущем, в «зеркале времени». Выстраивать паровозик времени. Воспитывать положительное отношение к самому себе в связи с изменением во времени («Хорошо, что я буду большим, хорошо, что я маленький»). Закрепить способы работы с типовыми приемами фантазирования: увеличение – уменьшение, оживление – окаменение, дробление – объединение, «зеркало времени» с помощью художественной литературы и преобразования объектов окружающего мира. Средний возраст Закрепить способы работы с ТПФ: увеличение – уменьшение, оживление – окаменение, дробление – объединение, «зеркало времени» через художественную литературу и преобразование объектов окружающего мира. Познакомить с Волшебником Преобразования размера объекта и его части. Упражнять в преобразовании объектов ближайшего окружения по изменению размера объекта и его части, например: огромные листочки на дереве, маленький клювик у птицы; развивать умение детей оценивать преобразование с точки зрения «хорошо – плохо». Познакомить с Волшебником Объединения. Учить создавать новый объект из простой геометрической формы (Лошарик: лошадка из шариков; Кубарик: животное из кубиков); побуждать рассказывать о животном, придумывать место обитания, способ питания, защиты от врагов и характер. Учить детей преобразовывать статичные объекты в еще более статичные (стул с волшебником окаменения стал тяжелым и холодным). Учить детей преобразовывать динамичные объекты в еще более динамичные (бегающая, лающая собачка стала это делать еще быстрее и дольше). Учить детей преобразовывать часть объекта с помощью Волшебников Оживления и Окаменения. Придумывать истории о сбежавшей от хозяина части (стрелки от часов убежали). Развивать чувство юмора, оценивать преобразование на уровне «хорошо – плохо».
Учить детей преобразовывать объект с помощью Волшебника Универсализации (у данного объекта есть определенное назначение, но теперь он может все), например: чашка может удерживать какое – либо питье, но она стала волшебной и научилась не только говорить, ходить, думать, давать умные советы, но и выполнять любые желания. Познакомить детей с Волшебником Специалом (ограничение функции объекта). Например: чашка превратилась в капризную и стала удерживать только сладкий кисель, все остальное (компот, молоко) она выливала из себя. Значит, это специальная чашка для киселя. Или: волшебная чашка может выполнить только одно желание – кого – то напоить вкусным компотом. Познакомить детей с Волшебниками Преобразования времени: машиной времени (может перенести детей в разные временные отрезки жизни Земли), зеркалом времени (показывает будущее и прошлое не только ребенка, но и любых других объектов). Учить детей преобразовывать функцию или свойство объекта на противоположное (с приглашением Волшебника Наоборот темные предметы становятся светлыми, мягкие – твердыми, умные – глупыми и т.д.). Волшебник Наоборот может главное дело объекта перевернуть на противоположное, например: пианино издавало звук, а теперь звук будет забирать. Упражнять детей в преобразовании объектов и их частей с помощью приемов ТПФ: увеличения – уменьшения части, оживления – окаменения части, дробления – объединения, специализации – универсализации, наоборот, и некоторых преобразований свойств времени. Анализировать волшебные сказки и находить данные преобразования в них. Учить составлять небольшие истории или сказки с помощью ТПФ. По мотивам созданных текстов рисовать, лепить или схематизировать сюжет сказок. Старший возраст Упражнять детей в преобразовании объектов и их частей с помощью приемов ТПФ: увеличения – уменьшения части, оживления – окаменения части, дробление – объединение, специализации – универсализации, наоборот, и некоторых преобразований свойств времени. Анализировать волшебные сказки и находить данные преобразования в них. Познакомить детей с преобразованием свойств объекта с помощью волшебника увеличения – уменьшения (например: увеличение силы голоса человека ведут к тому, что он становится необычным, и ему нужно шепотом разговаривать. Увеличение свойства непрозрачности ведет к тому, что человек становится прозрачным. Как ему жить в обществе?). Побуждать детей формулировать проблемные ситуации и решать творческие задачи. Познакомить с приемом дробления – объединения свойств объекта и перепутывания их, например: мыло свой запах отдало двери, а дверь скрип – мылу; получилось скрипучее мыло и пахнущая дверь. Побуждать детей оценивать данное фантастическое преобразование на уровне «хорошо – плохо».
Познакомить детей с приемом оживления – окаменения как двойственного преобразования, например: чудесный апельсин, который может кого – то сделать неподвижным, а кого – то живым. Учить создавать истории или сказки с помощью данного приема. Описывать целые сообщества оживших предметов (например: история про ожившие предметы в кухне). Побуждать наделять фантастические объекты человеческими чертами характера. Учить детей использовать прием специализации – универсализации для создания волшебных предметов или героев. Учить детей ограничивать универсальность по количеству, качеству или потере объекта, например: волшебные ножницы могут выполнить только одно твое желание (это количество), они выполняют твои любые желания, но делают это по глупому – наоборот (это качество). Волшебные ножницы могут выполнять сколько угодно твоих желаний, но они все время теряются (потеря предмета). Учить детей решать проблемы, возникающие с появлением Волшебника Наоборот, например: человек попал в лес, в котором живет Волшебник Наоборот; как выжить в этом лесу, если плоды падают не вниз, а вверх, деревья поглощают кислород, а зайцы становятся хищниками. Учить детей преобразовывать свойства времени: убыстрение времени (у всех 1 день, в групповой комнате – 10 лет); замедление времени (у всех это один день, а в групповой комнате проходит всего 10 минут); перепутывание времени (бабушки стали девочками, а девочки – бабушками); остановка во времени (навсегда какой – то объект остался в таком возрасте); путешествие во времени (машина времени). Учить детей находить преобразования во времени в разных литературных произведениях. Побуждать детей самостоятельно создавать тексты сказок или историй с волшебниками времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|