«Какой объект?»
Учить детей выделять разные признаки в объекте.
Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.
С младшего возраста – полуактивный этап. Далее – активный.
«Цепочка».
Учить детей выделять разные признаки у объектов.
Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
С младшего возраста.
«Угадай по описанию».
Учить детей по названным признакам определять объект.
Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.
С младшего возраста – полуактивный этап. Далее – активный.
«Выбери признак, который есть у других объектов».
Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.
Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные).
Со среднего возраста.
«Выбери самое главное».
Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.
Ведущий называет объект. Дети перечисляют все признаки названного объекта, обозначая их схематично (буквами или знаками). В процессе обсуждения признаки, которые есть у многих объектов, вычеркиваются. Остаются характерные и специфичные признаки.
Со среднего возраста.
«Давай поменяемся».
Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.
Воспитатель раздает картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком и как его можно будет использовать (игра проводится с подгруппой в 4 – 5 человек).
Со среднего возраста.
«Необычный подарок».
Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.
Ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребенка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак.
Со среднего возраста.
«Невпопад».
Учить детей объяснять несвойственные объекту действия.
Ведущий называет предмет и бросает мяч ребенку. Он называет любое действие невпопад – не свойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь (расческа пищит) в реальной жизни.
Ведущий предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Ведущий предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит.
Со среднего возраста.
«Я назову признак, а вы перечислите его значение».
Учить детей подбирать разные значения одному признаку.
Ведущий предлагает поиграть и называет признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое – либо значение, а дети угадывают признак (светящийся – бывает цвет; холодным бывает температура вещества).
Проводится с младшего возраста с последующим усложнением.
«Противоположные свойства».
Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.
Воспитатель просит назвать противоположность по цвету (бесцветный – цветной, черный – белый). Затем по форме (бесформенный – с формой, круглый – угловатый), по температуре (холодный – горячий) и т.д.
Проводится со среднего возраста. Связь с разделом № 5.
«Что такое же у другого объекта?»
Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…»
Ведущий называет объект (самовар). Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?» и перечисляют признаки объекта (блестящий, дымящийся, пыхтящий). К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен (блестящий – монета, дымящийся – вулкан, пыхтящий – ежик). Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, пыхтящий, но не ежик».
Проводится со средней группы. Связь с разделом
№ 7.
«Что делает так же?»
Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» «Какой, что такое же у другого объекта», «Что делает так же?»
Ведущий называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты, у которых названное действие ярко выражено («Воробей что делает? Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь). Из предложенных вариантов составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».
Проводится со средней группы. Связь с разделом № 7.
«Ключевое слово».
Учить подбирать сравнения с помощью слов «как», «вроде», «подобно».
Ведущий называет объект, его признаки и действия, а дети объясняют, на что это похоже. В построении предложения используются ключевые слова (дождь подобен водопаду с неба; одуванчики на лугу вроде как цыплята).
Со среднего возраста – полуактивный этап. Старший – активный. Связь с разделом
№ 7.
Обучение детей рифмованию
Название игры, цель
Содержание
Методические рекомендации
«Складушки – ладушки».
Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова.
Воспитатель предлагает детям набор картинок (не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Например, баран – тюльпан, кошка – ложка и т.д. дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В среднем и старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово.
Проводится с младшего возраста.
«Составь рифму».
Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения.
Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка – синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку».
Проводится с младшего возраста на полуактивном этапе, со среднего возраста – активный этап.
«Составь четыре строчки смешного стихотворения».
Учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения.
Воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. Например, олень – тюлень, плыл – ныл. Возможное рифмование:
Удивительный олень,
И внимательный тюлень
По морю плыли
И совсем не ныли.
В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети.
Возможно использование со среднего возраста на полуактивном этапе. Со старшего возраста – активный этап.
«Дразнилка».
Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.
Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом –лка. Например, дразнилки бантика – украшалка, потерялка, пачкалка и т.д. Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки. Например: «Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка».
В старшем возрасте предметы «поддразнивают» с использованием суффиксов –щ, -оньк и др.
Возможно использование со среднего возраста на полуактивном этапе. Со старшего возраста – активный этап. Усложнение: использование суффиксов –щ,
-оньк и др.
«Придумаем разные стишки про один предмет».
Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.
Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Например, объект – кошка; подбирается рифма – кошка-ложка; складывается начало: «Жила – была пушистая кошка, совсем не похожая на ложку». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то». Например, «Если бы пушистая кошка была похожа на ложку, то она не бежала, а только лежала».
Возможно использование со среднего возраста на полуактивном этапе. Со старшего возраста – активный этап.
«Составление лимериков».
Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.
Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели
1. Жил – был какой – то объект,
2. И был он такой (характеристика),
3. Совершал действия
4. Или взаимодействия,
5. Указание на необычность объекта.
Например:
Жил – был медведь добрый
И был всегда очень мокрый,
По болоту все ходил,
Но лягушек не давил.
Вот какой медведь внимательный!
Воспитателю на первых этапах целесообразно использовать графическую модель составления лимерика.
«Составим разные смешные стихи».
Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо»
Воспитатель предлагает составить стихи по моделям
«Если это кто – то, то они чего – то».
«Жил – был кто – то и совершал он то – то».
«Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то».
Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений.
Возможно использование со среднего возраста на полуактивном этапе. Со старшего возраста – активный этап.