Название игры, цель
| Содержание
| Методические рекомендации
|
2.6.1. Выявление свойств и функций объектов.
|
«Что умеет делать?».
Учить определять взаимосвязи между основной и дополнительными функциями объектов.
| Ведущий называет объект (его можно показать или загадать с помощью игры «Да – нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
| Задание выполняется с детьми среднего и старшего возраста вместе с заданиями из раздела «Типовые приемы фантазирования».
|
«Мои друзья».
Упражнять детей в умении выделять у объекта заданный признак.
| Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего – либо или кого – либо. Дети определяют, кто они (берут на себя роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
| Игру можно сделать подвижной. Дети, взявшие на себя образ того или иного объекта, могут показывать его мимикой и жестами.
|
«Дразнилка».
Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира.
| Ведущий обозначает объект, дети называют его функцию, и с помощью суффиксов –лка, -чк, -ще поддразнивают объект.
| Проводится с детьми среднего и старшего возраста как часть занятия по развитию речи.
|
«Давай поменяемся».
Упражнять детей в умении преобразовывать объект при появлении новой функции.
| Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют, как они будут выполнять «подаренную» функцию.
| При выполнении задания можно использовать картинки с изображением объектов.
|
«Угадай и назови».
Учить узнавать предметы и явления по заданным признакам.
| Сначала с помощью картинок, а затем без наглядности, детям предлагается задание «Назови предмет, о котором можно сказать…» (перечисляются некоторые признаки: форма, цвет, размер), «Угадай, о чем я говорю…» (описание времени года, частей суток и т.д.).
| Проводится во всех возрастных группах. Связано с заданиями из раздела «Обучение детей сужению поля поиска».
|
«Отвечай быстро» «Отвечай быстро».
Закрепить умение детей классифицировать предметы по форме, цвету, качеству.
| Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила: «В игре надо отвечать быстро. Я назову какой – либо цвет и брошу кому – нибудь мяч. Кто поймает мяч, называет предмет этого цвета, находящийся в группе». Когда ребенок ответит, он сам называет любой цвет, бросает мяч кому – нибудь из играющих, тот ловит и называет предмет и т.д.
| Проводится во всех возрастных группах. Связано с заданиями из раздела «Обучение детей сужению поля поиска».
|
«Назови три предмета».
Учить детей подбирать объекты одной классификационной группы.
| Воспитатель называет слово, обозначающее какую – либо классификационную группу (например: посуда) и бросает мяч ребенку. Тот, кто поймает мяч, называет три предмета, относящиеся к данному понятию (кружка, тарелка, кастрюля).
| Проводится во всех возрастных группах. Связано с заданиями из раздела «Обучение детей сужению поля поиска».
|
«Рыболов».
Упражнять в классификации представителей животного мира.
| Воспитатель обозначает «озеро» (скакалкой) и «дом», где живут «рыболовы» (охотники). Ребенок выходит из «дома» и говорит слова: «Я иду на рыбалку и поймаю карася» – делает шаг вперед к «озеру». Сколько ребенок назовет рыб, столько шагов сделает к «озеру». Победившим считается тот, кто быстрее дойдет до «озера». Аналогично проводится игра «Охотник», «Птицелов» (обозначается «лес»).
| Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
|
«Рыбы – птицы – звери».
Упражнять в классификации объектов живой природы.
| Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Ребенок, поймав мяч, должен подобрать объект, относящийся к данной классификационной группе. Аналогично проводится игра с другими классификационными понятиями.
| Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
|
«Найди друзей».
Упражнять в классификации предметов рукотворного мира.
| Называется предмет, например «пылесос». Дети подбирают предметы, образуя свои классификационные группы, объединенные одним общим качеством. (Например: фен, кофемолка – «бытовые приборы»; или веник, щетка, метла – помогающие в уборке предметы).
| Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
|
«Кто или что это дело может сделать лучше?».
Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой – либо объект по его основной функции.
| Воспитатель называет рукотворный объект (занавеска), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект (занавеска защищает комнату от солнца). Идет обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше (жалюзи, тонированное стекло и т.д.).
| Проводится со среднего возраста.
|
«Назови одним словом».
Учить детей называть предметы одного рода обобщающим словом.
| Воспитатель называет несколько предметов одного рода, дети называют их обобщающим словом.
| Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
|
«Все в мире перепуталось».
Упражнять детей в умении распределять объекты по происхождению.
| Детям представляется «модель мира» – круг, поделенный на две части, одна из которых обозначает природный, а другая – рукотворный мир. Детям раздаются картинки, дети должны определить, в какую часть круга их нужно сложить (например: цветок – в природную часть, машину – в рукотворную).
| Проводится во всех возрастных группах. Усложнение – в количестве картинок, обозначающих объекты.
|
«Природный мир бывает разный».
Закрепить понятие живой и неживой природы. Учить классифицировать по принципу: живое, неживое.
| Детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, поместив их в соответствующий сектор «модели мира» (часть круга, обозначающая природный мир, делится на два сектора: живую и неживую природу).
| Проводится со среднего возраста. Связано с заданиями из раздела № 4.
|
«Четвертый лишний».
Упражнять в умении классифицировать объекты по какому – либо признаку.
| Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида (например: стул, стол, шифоньер) и одну картинку другого вида (телефон). Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему.
| Проводится со среднего возраста. Связано с заданиями из раздела № 4.
|
«Возьми меня с собой».
Учить самостоятельно выделять признак объекта и объединять объекты в группы по данному признаку.
| Воспитатель называет какой – либо предмет из задуманной им классификационной группы, не обозначая ее. Детям предлагается перечислить предметы данного вида. Например: «Я беру с собой ботинки, – и передает ребенку картинку с изображением предмета. Ребенок понимает, что должен выбрать предметы определенного вида, и называет свой вариант. Через 3 – 4 ответа воспитатель повторяет ответы детей, чтобы не было повторов. В конце игры делается вывод: мы сегодня брали с собой предметы обуви; в коллективном обсуждении выясняется, какие из названных предметов к данной классификационной группе не относятся.
| Проводится со среднего возраста. Связано с заданиями из раздела № 4. Усложнение в старшем возрасте – ведущим может быть ребенок.
|
«Раз, два, три, ко мне беги».
Учить классифицировать предметы окружающего мира.
| Детям раздаются картинки с изображением предметов природного или рукотворного мира. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и по его команде «Раз, два, три, ко мне беги!» подбежать тем детям, на картинках которых изображены предметы названного вида.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Кто внимательнее?».
Учить классифицировать предметы окружающего мира.
| Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Например: «Я называю предметы посуды: тарелка, ложка, чашка, пылесос (дети хлопают в ладоши), вилка…». Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Из чего это сделано?».
Учить классифицировать предметы по материалу.
| Для игры используют два обруча и несколько предметов, изготовленных из двух разных материалов, например, пластмассы и железа. Воспитатель предлагает детям в один обруч поместить предметы, сделанные из железа, в другой – предметы, сделанные из пластмассы.
| Проводится со среднего возраста. Усложнение – объекты, сделанные из нескольких материалов.
|
«Положи на место».
Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу.
| Детям предлагается набор – большое количество – карточек с изображением конкретных предметов – продуктов, одежды, посуды и т.д. Можно предложить реальные предметы. На других столах расположены карточки или коробки с карточками на лицевой стороне, обозначающие местонахождение предметов: холодильник, шкаф для одежды, кухонный шкаф, сумка и т.д. Дети должны разложить картинки или реальные предметы в нужные коробки
| Проводится со среднего возраста. Усложнение: дети объясняют необычное местонахождение объекта.
|
«Назови предмет».
Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия.
| Один из детей становится ведущим. Дети встают в круг, ведущий находится в центре круга, в руках у него мяч. Ведущий бросает мяч любому ребенку и называет способ действия предмета (например: он умеет летать). Ребенок, поймавший мяч, называет предмет (самолет). Назвавший предмет бросает мяч следующему участнику. Дети следят за правильностью ответов.
| Проводится со среднего возраста. Усложнение: ведущий – ребенок.
|
2.6.2. Выявление подсистемных связей
|
«Из чего это состоит?».
Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира.
| Ведущий называет объект, а дети должны назвать как можно больше составляющих частей.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Часть чего это?».
Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира.
| Ведущий называет какую – либо часть, общую для группы предметов. Детям предлагается перечислить эти предметы. (Например: у каких предметов есть …(ножка). Дети отвечают: «Стол, стул, цветок»).
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Что будет, если уберем часть?».
Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.
| Ведущий называет объект, дети называют его составляющие. Ведущий убирает какую – либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Что без чего не может быть?».
Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.
| Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Что можно сказать о предмете, если там есть…?».
Учить детей, исходя из названной части, составлять описание целого.
| Ведущий называет какую – либо составляющую объекта. Ребенок должен дать описание объекта, имеющего характерную составляющую (например: «Что можно сказать об объекте, частью которого являются ласковые слова». Дети: «Это может быть добрый человек, книга со стихами»).
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Что есть у…?».
Учить детей в крупных частях находить более мелкие.
| Педагог называет хорошо знакомый объект, дети делят его на части, затем продолжают деление до мельчайших частей. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, можно будет предложить им к рассмотрению более сложные системы (детский сад, железная дорога и т.д.).
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Кто больше?».
Учить детей находить основные части у объектов технического мира (энергия, мотор, система управления, корпус и т.д.).
| Воспитатель называет основные составляющие технического объекта, а дети должны назвать как можно больше объектов, имеющих эти составляющие.
| Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
|
«Конструкторы».
Учить детей находить основные части у объектов технического мира (энергия, мотор, система управления, корпус и т.д.).
| Воспитатель называет технический объект, а дети должны выбрать составляющие, необходимые для жизнедеятельности данного объекта. Дети могут самостоятельно выбирать необходимые составляющие, конструируя новый (фантастический) технический объект.
| Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
|
«Лифт».
Закрепить понятие о том, что каждый объект имеет части и, в то же время, является частью другой, более сложной системы.
| Педагог называет какой – либо объект (дерево). Дети выделяют его составляющие (движутся на лифте вниз). Затем ведущий называет предмет задает вопрос: «Частью чего является дерево?» (движутся на лифте вверх). Дети должны усвоить, что каждый объект является частью другого, более сложного объекта.
| Проводится с детьми среднего и старшего возраста. Усложнение: ведущий – ребенок.
|
«Замени часть».
Учить детей заменять рукотворный объект по его частям, представлять и описывать линию развития нового объекта.
| Воспитатель предлагает рассмотреть два объекта рукотворного мира, дети определяют их функции, выделяют составляющие, называя степень важности каждой части для функционирования объекта. Воспитатель предлагает поменять части у этих двух объектов. Побуждать к объяснению новых функций объектов с точки зрения «хорошо – плохо».
| Проводится в среднем и старшем возрасте.
|
«Собери предмет».
Побуждать детей к нахождению недостающих деталей и пониманию, что отсутствие какой – либо части делает невозможным использование предмета.
| Дети распределяют между собой картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями. Картинки с изображением деталей раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети находят недостающую деталь и дополняют ею предмет. Побеждает тот, кто первым найдет все недостающие детали.
| Проводится в среднем и старшем возрасте.
|
«Собери велосипед».
Побуждать детей к нахождению недостающих деталей и пониманию, что отсутствие какой – либо части делает невозможным использование предмета.
| У детей заболела кукла Ася. Они решили позвонить доктору Айболиту, но не могут дозвониться. Затем обнаружили, что трубка не соединена проводом с телефонным аппаратом. Решили ехать за доктором на велосипеде, а он оказался разобранным. Его нужно собрать. Кто быстрее соберет велосипед, тот поедет за доктором. Дети собирают велосипед.
| Проводится в среднем и старшем возрасте.
|
«Дорисуй, что я задумал».
Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета.
| Воспитатель предлагает задумать предмет и нарисовать только его часть, а товарища попросить закончить рисунок.
| Проводится в среднем и старшем возрасте.
|
2.6.3. Выявление надсистемных связей
|
«Где живет?».
Учить детей определять разные места нахождения объектов.
| Ведущий называет предметы окружающего мира: это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Найди друзей».
Учить детей объединять объекты в группы по определенному признаку (функция, качества, местонахождение).
| Педагог называет объект, выделяет функцию, а дети перечисляют, кто (что) выполняет эту функцию. После перечисления всех объектов дети дают название образовавшейся группе. Аналогично можно играть, выделяя какой – либо признак по усмотрению ведущего (например: «Назовите предметы такого же цвета», «Я называю веник, он находится в доме. Перечислите предметы, которые там можно увидеть».
| Проводится в среднем и старшем дошкольном возрасте.
|
«Веселый мяч».
Учить детей обозначать словом возможные места обитания и функционирования объектов.
| Ведущий называет объект и бросает мяч ребенку, предлагая ему назвать, где можно встретить этот объект. Ответивший ребенок передает мяч следующему по кругу. Воспитатель следит за тем, чтобы не было повторов.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Рассели жильцов».
Учить детей обозначать словом возможные места обитания и функционирования объектов.
| Детям предлагаются картинки с изображением объектов природного и рукотворного мира, которые следует расселить в «волшебные домики» (схематично изображенные места обитания и функционирования: вода, воздух, почва, жилище человека). В конце игры сделать вывод о том, что объекты рукотворного мира находятся всегда возле человека, так как их функция – способствовать выполнению потребностей человека.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
2.6.4. Определение линии развития объекта.
|
«Паровозик».
Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы.
| Ведущий готовит 5 – 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, а дети – вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Найди друзей».
Продолжать учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию, и эту функцию выполнял раньше старинный объект.
| Педагог называет объект, дети обговаривают его функцию. Затем называются старинные предметы, выполнявшие эту же функцию.
| Проводится в среднем и старшем возрасте.
|
«Раньше – позже».
Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.
| Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Подарок маме».
Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.
| Воспитатель предлагает придумать подарок для мамы и советует усовершенствовать обычный предмет (кастрюлю) так, чтобы он был необыкновенным, понравился маме и выполнял свою основную функцию.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Что было – что будет».
Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи.
| Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья – пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую – либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Что по жизни впереди, что по жизни сзади?».
Учить детей выстраивать линию времени для каждого объекта в соответствии с заданной точкой измерения
| Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какой группе они находятся (старшая группа) и определить, что у них по жизни было сзади (младшая группа), что по жизни будет впереди (школа). Далее педагог предлагает детям рассказать, что по жизни впереди – сзади у воспитателя (впереди пенсия, сзади – учебное заведение).
| Проводится со старшего возраста. Усложнение: рассматривать по линии жизни различные объекты.
|
«Из прошлого в будущее».
Ориентировать детей в эволюции современных предметов рукотворного мира.
| Детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребенок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Человек + Природа = Удивительные вещи».
Закрепить умение сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам).
| Воспитатель вместе с детьми делит все картинки на картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между участниками игры. Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает с предметом природного мира (например: ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы). Игра заканчивается после нахождения всех предметов.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Что на что похоже?».
Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы (и в этом их сходство), а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам (и в этом их различие).
| Каждому ребенку предлагается две картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Например, на одной изображен самолет, на другой – птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета – крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различие: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет)
| Проводится со среднего возраста.
|
«Откуда возникло название?».
Научить понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объяснить смысл.
| Воспитатель сообщает детям, что они будут играть с волшебными словами. Он рассказывает детям о том, что есть такие волшебные слова, которые схожи по звучанию, но различны по смыслу, и просит назвать такие слова. Если дети затрудняются начать игру, воспитатель помогает им ((например: мышка – животное и элемент компьютера; ключ – от замка и родник; гусеница – насекомое и часть трактора).
| Проводится со старшего возраста.
|
2.6.5. Выявление ресурсов объектов
|
«Фантазеры».
Учить детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах)
| Воспитатель называет объект, детям дается задание: «Перечисли как можно больше способов использования предмета не по назначению». Следует поощрять описание необходимых для выполнения новой функции технических изменений.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Необыкновенный слон».
Закрепить представление детей о полифункциональности ресурсов объекта.
| Воспитатель рассказывает историю о игрушечном слоне, который всем помогал, пользуясь большими ушами, длинным хоботом (прятал от дождя, поливал цветы). Воспитатель предлагает пофантазировать и придумать, как еще можно было бы использовать живого и игрушечного слона.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Чем может быть?».
Продолжать учить детей приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению и рассказывать об этом.
| Воспитатель называет объекты, раздает картинки с их изображением или предметы и просит назвать, как их можно использовать. Принимаются все обоснованные ответы (палочка, трубочка, пуговица, колечко).
| Проводится во всех возрастных группах.
|
2.6.6. Сравнение систем.
|
«Теремок».
Учить выделять свойства объектов, находить общее между объектами.
| Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства – это и будут обитатели теремка, но не сразу. Воспитатель предлагает детям «войти в теремок», назвав, чем на него похожи.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Кто больше назовет?».
Учить детей, проанализировав каждое понятие в паре, выделять существенные признаки каждого понятия. Сравнивать существенные признаки анализируемой пары понятий.
| Детям предлагается найти общее в парах предметов, принадлежащих к одной классификационной группе. Для развития фонематического слуха и звукового анализа можно предложить найти отличия или похожесть следующих слов: печь, течь, речь; кошка, книга, крыша и т.д.
| Проводится со среднего возраста.
|
«Кто больше?».
Учить детей самостоятельно сравнивать два объекта между собой.
| Выбирается по паре объектов из рукотворного, природного и сказочного мира. Каждой команде предлагается перечислить как можно больше общих признаков в каждой паре. Затем пары могут составиться заново (рукотворный – природный, природный – сказочный и т.д.).
| Проводится со среднего возраста.
|
«Чем мы похожи, чем отличаемся?».
Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании.
| Ребенку даются две карточки, на которых изображены объекты, явно относящиеся к одной категории (корова, лошадь). Он перечисляет сходные и различные признаки.
Ребенку даются две карточки, на которых изображены объекты, у которых общее найти трудно. Задание то же.
Ребенку предлагаются две карточки, на которых изображены объекты, где различие выражено гораздо больше, чем сходство (всадник – лошадь). Ребенку необходимо сравнить и различить объекты в условиях конфликта.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Чего больше (меньше)?».
Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании.
| Детям предлагается рассмотреть любую сюжетную картинку и назвать, каких предметов больше, а каких меньше. Объяснить свой выбор.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Угадай-ка».
Учить сравнивать объекты, их действия, бытовые ситуации.
| Воспитатель рассказывает детям истории (утром в нашей семье обычно бабушка просыпается и встает после папы; папа встает после собачки Шарика, а мама поднимается после бабушки; детям предлагается выяснить, кто встает в семье раньше всех, а кто – позже). Аналогично выполняются задания на предложенный воспитателем признак (кто самый высокий, кто самый низкий и т.д.).
| Проводится со старшего возраста.
|
«Цепочка слов».
Учить сравнивать признаки совершенно разных предметов и явлений, опираясь на зрительный образ, на собственные ассоциации и представления.
| Воспитатель предлагает детям карточку с изображением или произносит слово, обозначающее предмет или явление. Дети называют признаки этого предмета, явления. Из названных детьми признаков выбирается наиболее яркое или то, которое нужно для продолжения цепочки по теме (тема – «Игрушки»; какой у нас мишка – большой, пушистый, коричневый; что еще есть коричневое – собачка, колеса у машины; а машина какая – железная, цветная и т.д.).
| Проводится со среднего возраста.
|
«Пирог для великана».
Учить детей соотносить предметы по заданным параметрам, использовать ресурсы.
| Воспитатель предлагает проблемную ситуацию, разрешение которой требует произведения измерения на основе сравнения с использованием ресурсов (чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, дом, палец).
| Проводится со среднего возраста.
|
«Угощение для гостей».
Развивать образное видение мира, умение видеть в абстрактном конкретный образ, находить ему соответствующее дополнение.
| Воспитатель показывает детям кусочки разного меха и спрашивает: «Кто пришел к нам в гости», дети должны аргументировать ответ. Можно предложить потрогать и угадать, кто (или что) это, выбрать им угощение (предлагаются карточки с картинками или схематичным изображением корма для животных и продуктов питания). Дети в предложенных картинках могут увидеть совсем другие образы. Любое предложение с обоснованием поощряется.
| Проводится во всех возрастных группах.
|
«Цирк зверей».
Развивать у детей способность к абстрагированию, ассоциациям. Воспитывать умение видеть несуществующий объект через чувственные и зрительные ассоциации, определяя различия и сходства с реальным объектом.
| Воспитатель показывает детям цирк: на круглый лист бумаги (арену) выходят «артисты» цирка (геометрические формы: кубики, кирпичики, цилиндры и т.д.). Детям предлагается догадаться, кто это, какой номер он будет выполнять и найти на ощупь пригласительный билет каждого «артиста» (карточки, на которые приклеены геометрические фигуры: круг, квадрат и т.д. из бархатной бумаги или драпа). Далее игра разворачивается как самостоятельная художественная деятельность.
| Проводится со среднего возраста.
|