Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как научиться оптимизму. Как изменить ваш внутренний диалог на работе: модель нмпоа. 382_____________________ Мартяя Э. П. Зелигмав




КАК НАУЧИТЬСЯ ОПТИМИЗМУ

Третья грань «служебного оптимизма» это главная тема настоящей главы: обучение оптимизму на работе.

Только две группы людей не нуждаются в обучении оптимизму в рабочих условиях: это те, кто имел счастье родиться оптимистом, и те, кто занимает должности малого риска, которые я перечислил выше. Остальные из нас мо­гут лишь выиграть, обучившись оптимизму, причем неко­торые — значительно.

Возьмите Стива Проснера. Ему нравится работа стра­хового агента. Ему по душе самостоятельность, когда никто за ним не присматривает. Он сам хозяин своего рабочего времени: хочет — работает, хочет — занима­ется другими делами. Он вполне пригоден к занятию страхованием жизни и имеет тягу к этому делу. Только одно обстоятельство мешало ему добиваться успеха: не­умение преодолевать стену.


Оптимистическая организация                            381

Стив прошел четырехдневный курс оптимизма. В раз­работке соответствующего курса для компании «Форсайт Инкорпорейтид» вместе со мной принимали участие два ведущих специалиста по когнитивной терапии, которых я упоминал в главе 12: доктор Стивен Холлон из Вандер-бильтовского университета и доктор Артур Фримен из университета медицины и стоматологии, Нью-Джерси. Компанию «Форсайт Инк», в городе Фозл-Черч, Вирд­жиния, возглавляет доктор Дэн Оран. Она снабжает про­мышленные предприятия нашими вопросниками для оценки оптимизма и устраивает семинары по обучению оптимизму в рабочих условиях. В отличие от большинства курсов для торговых агентов, на которых вас учат, что говорить кли­ентам, здесь вас научать, что говорить себе, если клиент сказал «нет». В этом огромная разница. Так, например, Стив Проснер приобрел, здесь навыки, радикально переме­нившие его жизнь. Эта глава посвящена проблемам обуче­ния вас основам навыков, которые могут оказаться полез­ными в вашем роде деятельности.

КАК ИЗМЕНИТЬ ВАШ ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ НА РАБОТЕ: МОДЕЛЬ НМПОА

То, что вы думаете, когда дела идут плохо, то, что вы говорите себе, когда упираетесь в стену, способно опреде­лить то, что произойдет вслед за этим: либо вы сдаетесь, либо постараетесь выправить дела. Наш подход' к этой проблеме базируется на модели НМПОА, разработанной Альбертом Эллисом и знакомой вам по главе 12.


382_____________________ Мартяя Э. П. Зелигмав

НМП

Итак, Н — это неприятность. Для некоторых людей неприятность — это тупик. Они говорят себе: «Что толку? Ничего не получается. Так чего ради трепыхаться? » И они сдаются. Для других же неприятность — это только вы­зов, начало пути, который ведет к успеху. Роль неприятнос­ти может играть что угодно: необходимость зарабатывать больше денег, ощущение того, что вас отвергли, критика со стороны начальника, скучающий зевок студента, супруга, которая не отпускает вас от себя ни на шаг.

Встреча с неприятностью всегда инициирует возникно­вение вашего мнения, вашего объяснения и интерпретации того, почему дела идут не так, как надо. Первое, что мы делаем при встрече с неприятностью, — это пытаемся ее объяснить. Как мы уже видели, объяснение, которое мы даем неприятности, существенно влияет на то, что мы вслед за этим делаем.

Каковы последствия того, какое мнение у нас формиру­ется? Если наше мнение, объясняющее отрицательную си­туацию личного, постоянного, всеобъемлющего факторов («Это моя вина... так, похоже, будет всегда... это будет влиять на все, что бы я ни делал»), то мы сдаемся и впадаем в паралич. Если же наши объяснения приобретают противоположную форму, мы активизируемся. Последст­виями наших мнений являются не только действия, но и чувства.

Теперь мне хотелось бы, чтобы вы уточнили некоторые НМП. Некоторые из примеров будут иметь какое-то от­ношение к вашей жизни, некоторые — нет. В каждом из примеров я укажу неприятность и либо мнение, либо пос­ледствие, а вас попрошу дополнить примеры недостающими компонентами, которые разумно вписываются в рамки мо­дели НМП.


Оптимистическая организация                                 383

Уточнение НМП

1.   Н. Кто-то «подрезает» вас, когда вы ведете
машину.

М. Вы думаете------ —--------------------------------

П. Вы злитесь и даете звуковой сигнал.

2. Н. Вы упускаете выгодную и легкую сделку.
М. Вы думаете: «Ну и паршивый же я торговец».
П. Вы чувствуете (или делаете)____________

3. Н. Начальник критикует вас.
М. Вы думаете.

П. Весь день вы в подавленном настроении.

4. Н. Начальник критикует вас. М. Вы думаете-

П. Вы прекрасно себя чувствуете.

5. Н. Ваша супруга просит вас быть дома по вечерам.

М. Вы думаете-----------------------------------------

П. Вы чувствуете себя расстроенным и злым.

6. Н. Ваша супруга просит вас быть дома по вечерам.

М. Вы думаете-----------------------------------------

П. Вам грустно.

Что касается следующих трех примеров, вам придется вообразить себя торговым агентом.

7. Н. Вам целую неделю не удавалось добиться встречи
с клиентом.

М. Вы думаете: «Никогда ничего у меня не полу­
чается».
П. Вы чувствуете (или делаете)-------------------


384_____________________ Мартия Э. П. Зелигмаи

8. Н. Вам целую неделю не удавалось добиться встречи
с клиентом.

М. Вы думаете: «Но до чего удачная была

предыдущая неделя».

П. Вы чувствуете (или делаете)-------------------

9. Н. Вам целую неделю не удавалось добиться встречи
с клиентом.

М. Вы думаете: «Ну и инструкцию же мне дал

мой начальничек».

П. Вы чувствуете (или делаете)____________

Целью настоящего упражнения является продемонстри­ровать, каким образом то, что вы думаете о неприятности, влияет на то, что вы затем чувствуете и делаете.

В первом примере вы, скорее всего вписали что-нибудь вроде: «Ну и кретин», «Чего он так торопится? » или «Урод несознательный». В пятом примере вы могли сказать: «Ни­когда она со мной не считается». Если мы объясняем не­приятность внешней причиной и считаем, что она нарушает наши суверенные права, то всегда злимся.

Во втором примере вы склонны ощущать печаль, апа­тию. Ваше объяснение («Ну и паршивый же я торговец») носит личный, постоянный и всеобъемлющий характер. Это — залог депрессии. Аналогичным образом, в шестом примере, когда вас опечалила просьба супруги проводить вечера дома, вы, возможно, сказали себе что-нибудь вроде: «Несознательный я человек» или «Я, видно, неважный супруг».

Какое объяснение могло повергнуть вас в депрессию на весь день после критики босса (см. пример № 3)? Что-нибудь постоянное, всеобъемлющее и личное типа: «Не умею я и писать-то по-человечески» или «Вечно я выле­заю». Но вот как приятно изменить ваше объяснение, что-


Оптимистическая организация                             385

бы вы могли изменить: «Я знаю, где можно научиться хорошему стилю письма» или «Надо было повнимательнее перечитать бумагу, прежде чем отдавать шефу». Во-вто­рых, нужно было бы мыслить «поуже»: «Вообще-то толь­ко этот отчет не получился». В-третьих, надо было поста­раться снять вину с себя: «У шефа было ужасное настро­ение» или «У меня совсем не было времени». Если у вас выработается привычка действовать в момент формирова­ния мнения по всем этим трем направлениям, неприятность может стать для вас трамплином к успеху.

В последних трех примерах вы можете проследить сле­дующую зависимость:

№ 7 («Никогда у меня не получается») — постоян­ное, всеобъемлющее и личное объяснение — вам грустно и вы ничего не делаете;

№ 8 («Но до чего удачная была предыдущая неде­ля») — вы не стали грустить и продолжали сосредо­точиваться на работе;

№ 9 («Ну и инструкцию же мне дал мой начальни­чек») — временное, локальное и внешнее объясне­ние — вы будете злиться на шефа, но сохраните надежду, что следующая неделя будет удачнее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...