Как научиться оптимизму. Как изменить ваш внутренний диалог на работе: модель нмпоа. 382_____________________ Мартяя Э. П. Зелигмав
КАК НАУЧИТЬСЯ ОПТИМИЗМУ Третья грань «служебного оптимизма» это главная тема настоящей главы: обучение оптимизму на работе. Только две группы людей не нуждаются в обучении оптимизму в рабочих условиях: это те, кто имел счастье родиться оптимистом, и те, кто занимает должности малого риска, которые я перечислил выше. Остальные из нас могут лишь выиграть, обучившись оптимизму, причем некоторые — значительно. Возьмите Стива Проснера. Ему нравится работа страхового агента. Ему по душе самостоятельность, когда никто за ним не присматривает. Он сам хозяин своего рабочего времени: хочет — работает, хочет — занимается другими делами. Он вполне пригоден к занятию страхованием жизни и имеет тягу к этому делу. Только одно обстоятельство мешало ему добиваться успеха: неумение преодолевать стену. Оптимистическая организация 381 Стив прошел четырехдневный курс оптимизма. В разработке соответствующего курса для компании «Форсайт Инкорпорейтид» вместе со мной принимали участие два ведущих специалиста по когнитивной терапии, которых я упоминал в главе 12: доктор Стивен Холлон из Вандер-бильтовского университета и доктор Артур Фримен из университета медицины и стоматологии, Нью-Джерси. Компанию «Форсайт Инк», в городе Фозл-Черч, Вирджиния, возглавляет доктор Дэн Оран. Она снабжает промышленные предприятия нашими вопросниками для оценки оптимизма и устраивает семинары по обучению оптимизму в рабочих условиях. В отличие от большинства курсов для торговых агентов, на которых вас учат, что говорить клиентам, здесь вас научать, что говорить себе, если клиент сказал «нет». В этом огромная разница. Так, например, Стив Проснер приобрел, здесь навыки, радикально переменившие его жизнь. Эта глава посвящена проблемам обучения вас основам навыков, которые могут оказаться полезными в вашем роде деятельности.
КАК ИЗМЕНИТЬ ВАШ ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ НА РАБОТЕ: МОДЕЛЬ НМПОА То, что вы думаете, когда дела идут плохо, то, что вы говорите себе, когда упираетесь в стену, способно определить то, что произойдет вслед за этим: либо вы сдаетесь, либо постараетесь выправить дела. Наш подход' к этой проблеме базируется на модели НМПОА, разработанной Альбертом Эллисом и знакомой вам по главе 12. 382_____________________ Мартяя Э. П. Зелигмав НМП Итак, Н — это неприятность. Для некоторых людей неприятность — это тупик. Они говорят себе: «Что толку? Ничего не получается. Так чего ради трепыхаться? » И они сдаются. Для других же неприятность — это только вызов, начало пути, который ведет к успеху. Роль неприятности может играть что угодно: необходимость зарабатывать больше денег, ощущение того, что вас отвергли, критика со стороны начальника, скучающий зевок студента, супруга, которая не отпускает вас от себя ни на шаг. Встреча с неприятностью всегда инициирует возникновение вашего мнения, вашего объяснения и интерпретации того, почему дела идут не так, как надо. Первое, что мы делаем при встрече с неприятностью, — это пытаемся ее объяснить. Как мы уже видели, объяснение, которое мы даем неприятности, существенно влияет на то, что мы вслед за этим делаем. Каковы последствия того, какое мнение у нас формируется? Если наше мнение, объясняющее отрицательную ситуацию личного, постоянного, всеобъемлющего факторов («Это моя вина... так, похоже, будет всегда... это будет влиять на все, что бы я ни делал»), то мы сдаемся и впадаем в паралич. Если же наши объяснения приобретают противоположную форму, мы активизируемся. Последствиями наших мнений являются не только действия, но и чувства.
Теперь мне хотелось бы, чтобы вы уточнили некоторые НМП. Некоторые из примеров будут иметь какое-то отношение к вашей жизни, некоторые — нет. В каждом из примеров я укажу неприятность и либо мнение, либо последствие, а вас попрошу дополнить примеры недостающими компонентами, которые разумно вписываются в рамки модели НМП. Оптимистическая организация 383 Уточнение НМП 1. Н. Кто-то «подрезает» вас, когда вы ведете М. Вы думаете------ —-------------------------------- П. Вы злитесь и даете звуковой сигнал. 2. Н. Вы упускаете выгодную и легкую сделку. 3. Н. Начальник критикует вас. П. Весь день вы в подавленном настроении. 4. Н. Начальник критикует вас. М. Вы думаете- П. Вы прекрасно себя чувствуете. 5. Н. Ваша супруга просит вас быть дома по вечерам. М. Вы думаете----------------------------------------- П. Вы чувствуете себя расстроенным и злым. 6. Н. Ваша супруга просит вас быть дома по вечерам. М. Вы думаете----------------------------------------- П. Вам грустно. Что касается следующих трех примеров, вам придется вообразить себя торговым агентом. 7. Н. Вам целую неделю не удавалось добиться встречи М. Вы думаете: «Никогда ничего у меня не полу 384_____________________ Мартия Э. П. Зелигмаи 8. Н. Вам целую неделю не удавалось добиться встречи М. Вы думаете: «Но до чего удачная была предыдущая неделя». П. Вы чувствуете (или делаете)------------------- 9. Н. Вам целую неделю не удавалось добиться встречи М. Вы думаете: «Ну и инструкцию же мне дал мой начальничек». П. Вы чувствуете (или делаете)____________ Целью настоящего упражнения является продемонстрировать, каким образом то, что вы думаете о неприятности, влияет на то, что вы затем чувствуете и делаете. В первом примере вы, скорее всего вписали что-нибудь вроде: «Ну и кретин», «Чего он так торопится? » или «Урод несознательный». В пятом примере вы могли сказать: «Никогда она со мной не считается». Если мы объясняем неприятность внешней причиной и считаем, что она нарушает наши суверенные права, то всегда злимся.
Во втором примере вы склонны ощущать печаль, апатию. Ваше объяснение («Ну и паршивый же я торговец») носит личный, постоянный и всеобъемлющий характер. Это — залог депрессии. Аналогичным образом, в шестом примере, когда вас опечалила просьба супруги проводить вечера дома, вы, возможно, сказали себе что-нибудь вроде: «Несознательный я человек» или «Я, видно, неважный супруг». Какое объяснение могло повергнуть вас в депрессию на весь день после критики босса (см. пример № 3)? Что-нибудь постоянное, всеобъемлющее и личное типа: «Не умею я и писать-то по-человечески» или «Вечно я вылезаю». Но вот как приятно изменить ваше объяснение, что- Оптимистическая организация 385 бы вы могли изменить: «Я знаю, где можно научиться хорошему стилю письма» или «Надо было повнимательнее перечитать бумагу, прежде чем отдавать шефу». Во-вторых, нужно было бы мыслить «поуже»: «Вообще-то только этот отчет не получился». В-третьих, надо было постараться снять вину с себя: «У шефа было ужасное настроение» или «У меня совсем не было времени». Если у вас выработается привычка действовать в момент формирования мнения по всем этим трем направлениям, неприятность может стать для вас трамплином к успеху. В последних трех примерах вы можете проследить следующую зависимость: № 7 («Никогда у меня не получается») — постоянное, всеобъемлющее и личное объяснение — вам грустно и вы ничего не делаете; № 8 («Но до чего удачная была предыдущая неделя») — вы не стали грустить и продолжали сосредоточиваться на работе; № 9 («Ну и инструкцию же мне дал мой начальничек») — временное, локальное и внешнее объяснение — вы будете злиться на шефа, но сохраните надежду, что следующая неделя будет удачнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|