398_____________________ Мартяв Э. П. Зелигмав. ОЦЕНКА ИЗВНЕ. Оптимистическая организация 399
398_____________________ Мартяв Э. П. Зелигмав Активизация: Я, пожалуй, не буду устраивать им взбучку. Думаю, что смогу обсудить с ними ситуацию открыто и спокойно. Я уже меньше нервничаю относительно собственной работы, потому что знаю, что я на хорошем счету в компании. Кроме того, вместо того, чтобы избежать шефа, я решил встретиться с ним, чтобы доложить, как идут дела, и ответить на возможные вопросы. Теперь пришло время записать по форме НМПОА материалы вашего обсуждения. Сделайте это пять раз. Я думаю, что теперь у вас была возможность обнаружить, что, когда вы начинаете оспаривать свое отрицательное мнение, последствия меняются от уныния и впадания в спячку на воодушевление и улучшение самочувствия. Теперь самое время попрактиковаться в оспаривании ваших рефлекторных пессимистических мыслей. Перейдем к упражнению, которое поможет вам их подавить. ОЦЕНКА ИЗВНЕ Начальник мрачно посмотрел на вас, когда вы вошли в комнату, и вы думаете: «Наверно, я что-то напортачил в отчете. Теперь он, меня уволит». Вы проскальзываете на свое рабочее место и тупо смотрите на свой отчет. Вы даже не можете заставить себя перечитать его. Несколько минут вы проводите, погрузившись в мрачные размышления. Когда с вами случается нечто подобное, нужно попытаться преодолеть угрюмое настроение и оспорить собственное пессимистическое объяснение нехмуренного выражения шефа. Как мы видели в двух последних главах, существуют четыре подхода к эффективному спору с самим собой: Оптимистическая организация 399 • Свидетельство? • Альтернатива? • Вытекающие результаты? • Полезность?
Свидетельство: Превратитесь в детектива и спросите себя: «Что говорит в пользу моего мнения и против него? » Например: На основании чего вы решили, что шеф нахмурился из-за вашего отчета? Вы что, знаете, что в нем что-то не так, что-то могло вызвать его неудовольствие? Там учтены все очевидные факторы? Вывод вытекает из посылок? И вообще, шеф уже прочитал отчет или он еще лежит на столе у секретарши? Очень часто таким образом вы можете обнаружить, что оценили ситуацию с излишним страхом, сделав без серьезного основания самый неблагоприятный вывод, иногда по очень шаткому материалу. Альтернативы: Можно ли как-нибудь еще посмотреть на неприятность? Например: Отчего еще мог нахмуриться шеф? Иногда на этот вопрос будет нелегко ответить с ходу, потому что в нас глубоко укоренились рефлекторные пессимистические объяснения, которые годами не встречали сопротивления. И поиском возможного альтернативного объяснения вам придется заниматься сознательно: «Может быть, на него просто иногда находит хандра? Может, он всю ночь готовился к аудиту? Может быть, причина действительно связана со мной, только дело не в отчете, а в галстуке? » Предложив несколько альтернативных вариантов, вы можете вернуться к первому этапу и рассмотреть обоснованность каждого из них (свидетельства). 400 ____________ Мартия Э. П. Зелигмав Вытекающие результаты: Что если справедливо ваше самое неблагоприятное объяснение? Это что, конец света? Допустим, шефа действительно рассердил ваш отчет. Значит ли это, что он готов вас уволить? В конце концов, вы споткнулись впервые. Если у него стало формироваться отрицательное мнение о ваших возможностях, можете ли вы повернуть этот процесс вспять? Вернитесь снова к первому этапу. Что говорит в пользу того, что он готов вас уволить, даже если ему не нравится ваш отчет? Даже если ситуация неблагоприятная, это еще не обязательно катастрофа. Отрабатывайте очень важный навык снижения уровня катастрофичности, рассматривая наиболее вероятные последствия ситуации.
Полезность: Иногда первостепенное значение имеет не точность, а своевременность вашего объяснения. Важным может оказаться такое соображение: насколько полезно размышлять о проблеме именно сейчас? Если вы канатоходец, то много ли толку размышлять, идя по проволоке, что будет; если вы упадете? Об этом, может быть, полезно подумать в другое время, но не тогда, когда вам нужно приложить все силы, чтобы не свалиться. Стоит ли размышлять о самых печальных возможных последствиях плохого настроения шефа именно сейчас? Не помешает ли это вам подготовиться к важной презентации, которую вы должны провести после полудня? Если да, то лучше отвлечь себя от этих отрицательных моментов. Существует три надежных способа отвлечения. Они просты, но эффективны: • Сделайте что-нибудь отвлекающее физически; можете щелкнуть резинкой по руке, плеснуть холодной водой в лицо, приговаривая: «Стоп! » Оптимистическая организация 401 • Выделите специальное время для обдумывания, например, полчаса вечером, или какое-нибудь другое. Если вы поймали себя на пережевывании, скажите себе: «Стоп! Этой проблемой я займусь в семь трид-цать сегодня вечером». Мучительный процесс повторного прокручивания неприятных мыслей в сознании имеет свой резон: чтобы мы не забыли, не упустили из виду некое важное обстоятельство, которым необходимо заняться. Но если мы назначим специальное время для обдумывания этого вопроса, то подрубим под корень саму причину сиюминутных размышлений, которые оказываются неоправданными физиологически. Ф Запишите тревожащие вас мысли в тот самый момент, когда они вас посетят. Теперь вы сможете вернуться к ним в удобное для вас время, причем не беспомощно, но сознательно. Подобно второй методике, третья также лишает мрачное размышление причины существования. Вооружившись этими четырьмя способами оспаривать свои пессимистичные объяснения (свидетельство, альтернативы, результаты, полезность), вы можете теперь попрактиковаться в том, чтобы оспаривать их как бы вовне, вытаскивая их наружу, чтобы там с ними разделаться. Вот методика, которая прекрасно срабатывала на семинарах по оптимизму: выберите доверенное лицо, чтобы с ним попрактиковаться. Если под рукой нет никого из сотрудников, может подойти супруг или терпеливая подруга. Их задача будет состоять в том, чтобы набрасываться на вас с критикой, которую вы накопили по отношению к себе. Пройдитесь в ним (с ней) по вашему дневнику НМПОА, чтобы они увидели, в чем вы обычно себя обвиняете. Ваша же задача будет сводиться к тому, чтобы, будучи объектом
402 Мартин Э. П. Зелиплав критики, постараться вслух оспорить адресованные вам критические замечания. Пользуйтесь любыми аргументами, какие только сможете придумать. Вот несколько примеров, которые полезно изучить, прежде чем начать. Товарищ, по работе (нападая на вас так, как вы обычно нападаете на себя): Начальница даже не смотрела на вас, когда вы говорили. Она, должно быть, не считала важным то, что вы намеревались сказать. Вы: Действительно, большую часть времени, пока я говорил, начальница на меня не смотрела. Похоже, что она не очень внимательно прислушивалась к моим идеям [свидетельство]. Это не означает, однако, что мои идеи не имеют значения или что она думает, что они не имеют значения [возможные результаты]. Может быть, у нее действительно много всего на уме [альтернатива]. Я знаю, что раньше она выслушивала мои предложения и даже сама интересовалась моим мнением в паре случаев [свидетельство]. Сотрудник (перебивая): Глупец ты! Вы (продолжая): Даже если ей не нравятся мои идеи, это не значит, что я глуп [возможный результат]. У меня хорошая голова на плечах, и я обычно вношу что-нибудь разумное в общую беседу [свидетельство]. В дальнейшем до выступления я постараюсь спрашивать у нее, подходящий ли сейчас момент, чтобы выступать с предложениями [возможный результат]. Тогда уж я точно не перепутаю, отвлеклась ли она или ей не интересны мои идеи [альтернатива].
Коллега-учитель (обращаясь к вам с критикой, подобной вашей собственной): У вас нет контакта с учениками. Они лучше будут плевать друг в друга бумажками, чем слушать вас. Оптимистическая организация 403 Вы: У меня действительно нет контакта с частью учеников [свидетельство]. Но это не значит, что я плохой учитель [возможный результат]. Я способен заинтересовать большинство учеников и горжусь своими оригинальными разработками учебных планов [свидетельство]. Конечно, было бы прекрасно, если бы все ученики интересовались предметом, но это нереально [альтернатива]. Я постоянно стараюсь вовлечь этих учеников в учебный процесс на уроке и в какой-то форме в научные исследования [свидетельство]. Коллега-учитель (вмешивается): Что вы за хороший учитель, если не можете удержать внимание учеников в течение пятидесяти минут. Вы: Тот факт, что у меня нет контакта с небольшим процентом учеников, не перечеркивает того обстоятельства, что с большинством я работаю вполне успешно [возможный результат]. Товарищ по работе: Да вы позволяете ей ноги об себя вытирать. Вы слизняк, настоящий трус. Вы: Многим людям трудно обсуждать проблему с вышестоящими [альтернатива]. Не думаю, чтобы я был столь же напористым с ней, как с моими коллегами, но я выражал свою озабоченность ясным и спокойным образом [свидетельство]. Быть осторожным в выражениях — не значит быть трусом. Она — мой начальник и имеет надо мной власть [альтернативы]. Ситуация была деликатная, и моя чрезмерная осторожность ничем ей не угрожала и не оскорбляла ее. В противоположном случае возможность контакта была бы исключена [возможные результаты]. Таким образом, прежде чем я возобновлю свои дискуссии с ней, я смогу воспользоваться перерывом, чтобы попрактиковаться в манере говорить напористо, но миролюбиво [полезность]. 404___________________ Мартия Э. П. Зеляпшан Товарищ по работе: Причина, по которой человек, которому вы позвонили, положил трубку, состоит в том, что ваше предложение было сформулировано неверно. Вы: Может быть, это не было лучшим предложением всех времен и народов, но оно было сделано неплохо, ясно и авторитетно [свидетельство]. Оно практически не отличалось от других, сделанных мной в этот день, и это был единственный из двух десятков «холодных звонков», на который мой собеседник среагировал, повесив трубку [свидетельство]. Я не думаю, что его нежелание продолжать разговор было как-нибудь связано с качеством предложения. Может быть, он был вынужден делать какую-то важную работу, а может, он вообще не привык слушать всякие приставания по телефону [альтернативы]. Конечно, неудачно, что он прервал разговор со мной, но это не означает еще моей профессиональной непригодности [возможный результат].
Если у вас имеются какие-либо идеи касательно того, как формулировать предложения по телефону, я с удовольствием выслушаю их сегодня же, но попозже, когда у меня будет перерыв [полезность]. Коллега-медсестра: Ты вечно недорабатываешь. Пациенты вечно требуют твоего внимания, а врачи постоянно тебя критикуют. Будь ты сестрой получше, это сделало бы счастливыми и пациентов, и врачей. Вы: Верно, как бы старательно я ни работала, всегда останутся вещи, которые требуют моего внимания [свидетельство]. Такова специфика моей работы. И это совсем не означает, что я плохая медсестра [возможный результат]. Коллега-медсестра (перебивает): Да, это работа, требующая высокого напряжения, и ты не слишком стремишься сделать ее как следует. Вы: Было бы несерьезно считать, что я обладаю
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|