Порядок оформления трудовой пенсии по старости
Условиями назначения трудовой пенсии по старости по общим правилам являются наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин). Законом предусмотрены случаи возможного досрочного назначения пенсии по старости. Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично либо через представителя) о назначении пенсии в территориальное отделение ПФР по месту жительства. Форма заявления приведена в приложении № 4 к Административному регламенту, и она едина для всех видов пенсий. При этом: граждане РФ, не имеющие регистрации по месту жительства, имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания; граждане РФ, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания; граждане РФ, выехавшие на постоянное жительство за пределы РФ и не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР. Исключением является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет; социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.
Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени. Заявление в отделение ПФР гражданин может подать и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. Пенсия каждому гражданину оформляется на основании индивидуального пакета документов. Исчерпывающий перечень таких документов, необходимых и обязательных для представления в отделение ПФР, приведен в п. п. 20 - 40 Административного регламента. В комплект документов входят: заявление об установлении пенсии (заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), заявление о перерасчете размера пенсии); документы, удостоверяющие личность гражданина (представителя); документы, необходимые для установления пенсии (трудовая книжка либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя). К заявлению о назначении пенсии по старости, страховой части трудовой пенсии по старости, накопительной части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности должны быть приложены документы: удостоверяющие возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже. Кроме того, для подтверждения дополнительных обстоятельств, предусмотренных Законом № 173-ФЗ, прилагаются документы: об изменении фамилии, имени, отчества;
об общем трудовом стаже; о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности; о нетрудоспособных членах семьи; подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении; подтверждающие место пребывания или фактического проживания на территории РФ; подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за ее пределами; о праве на повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством РФ для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 г. (за исключением надбавки на уход и надбавки на нетрудоспособных членов семьи). Личность, возраст и гражданство подтверждаются паспортом. В качестве документа, удостоверяющего возраст и гражданство несовершеннолетних лиц, не достигших 14-летнего возраста, предъявляется свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, а также иные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству РФ. Возраст умершего кормильца удостоверяется свидетельством о смерти или иным документом, содержащим необходимые сведения (если возраст не указан в свидетельстве о смерти). Место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, также подтверждается паспортом (свидетельством о регистрации по месту жительства на территории РФ, выданным органами ФМС России). В качестве документа, подтверждающего место пребывания обратившегося за пенсией гражданина РФ, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания, выданное органами ФМС России. Как быть гражданам в случае ликвидации (или иных причин прекращения деятельности) работодателя либо государственного (муниципального) органа? Такие случаи на практике нередки. Где в такой ситуации взять справку о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица? Такую справку может выдать правопреемник, вышестоящий орган или архив, располагающий необходимыми сведениями. Также для исчисления пенсии отделения ПФР принимают: справки работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов;
расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями. В качестве документов, подтверждающих брачные отношения, предъявляются: - свидетельство о заключении брака; свидетельство о расторжении брака. В качестве документов, подтверждающих изменение фамилии, имени, отчества, предъявляются: свидетельство о заключении брака; свидетельство о перемене имени; свидетельство о расторжении брака. Документы, необходимые для установления трудовой пенсии (так же как и пенсии по государственному пенсионному обеспечению), граждане могут представить как в подлинниках, так и в копиях, удостоверенных в установленном законодательством РФ порядке. Верность копий документов свидетельствуют нотариусы, а также главы местных администраций и консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение таких действий. В предусмотренных законодательством РФ случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца. ПФР может отказать в приеме документов, необходимых для оформления пенсии, в случае, если они составлены с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ. Отказать в приеме и регистрации заявления на оформление пенсии могут лишь в случае неполного комплекта необходимых документов. Прием и регистрацию заявлений граждан об установлении им пенсий отделения ПФР осуществляют бесплатно. При личном обращении заявление об установлении пенсии регистрируется в день его приема. В случае направления заявления и документов по почте или в форме электронного документа их регистрация осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения территориальным органом ПФР. В случае почтового варианта направления заявления днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Если дополнительно затребованные документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за пенсией считается день приема заявления или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления. Специалист отделения ПФР при приеме заявления и документов оценит правильность их оформления. По регламенту на эту процедуру отводится 40 мин. При регистрации заявления об установлении пенсии и документов, необходимых для этого, должностное лицо подразделения ПФР должно: оценить правильность оформления заявления и документов, в том числе дополнительно представленных; зарегистрировать заявление, оформить и выдать вам (вашему представителю) на руки расписку-уведомление. Этот документ направляется по почте в том случае, если вы отправили свое заявление с пакетом необходимых бумаг по почте. После того как заявление зарегистрировано, подразделение территориального отделения ПФР рассмотрит представленные документы. В ходе этой процедуры будет дана оценка содержащимся в них сведениям, проверится их соответствие данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также будет обследована правильность оформления документов. В необходимых случаях могут проверить обоснованность выдачи представленных документов и их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. По фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения, фонд вправе принять соответствующие меры. После регистрации заявления вам выдадут расписку-уведомление, в которой указываются дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления. Далее территориальное отделение фонда истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения и выплаты пенсии. В день регистрации заявления об установлении пенсии специалист отделения фонда оформит и направит в структурное подразделение ПФР, ответственное за ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, запрос выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (п. 11 Правил обращения за пенсией и п. 104 Административного регламента).
По завершении процедуры всесторонней и объективной оценки представленных документов будет принято решение об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении. Срок для принятия решения - 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами (п. 22 Правил обращения за пенсией). Если фонд откажет в установлении пенсии, то не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения он должен известить об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно вернуть все документы. Трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) назначается бессрочно (пп. 1 п. 6 ст. 19 Закона N 173-ФЗ). Граждане вправе обжаловать решения, принятые подразделением территориального отделения фонда при приеме и регистрации вашего заявления. Сделать это можно на любом этапе в судебном или досудебном (внесудебном) порядке. Жалобу можно подать в следующих случаях: при нарушении срока регистрации заявления; при нарушении срока предоставления государственной услуги; при требовании документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для подачи заявления об оформлении пенсии; при отказе в приеме документов, в том числе если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ; если с вас потребовали оплату, не предусмотренную законодательством; отказа территориального органа ПФР исправить допущенные опечатки и ошибки в выданных документах либо при нарушении установленного срока таких исправлений. Вашу жалобу должны зарегистрировать в течение трех дней с момента поступления в территориальный орган ПФР. Жалобы, поданные в письменной форме или в форме электронного документа, остаются без рассмотрения в следующих случаях: если не указаны фамилия гражданина, направившего жалобу, а также почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ; если в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (жалоба остается без рассмотрения, при этом гражданину сообщается о недопустимости злоупотребления правом); если текст жалобы не поддается прочтению (ответ на жалобу не дается, она не подлежит направлению на рассмотрение, о чем сообщается гражданину, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|