Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридические лица промышленности. Их классификация.




Предприятие – основное звено экономики. Сущность, цели, функции предприятия.

Экономика предприятия – это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов, фондов обращения, нематериальных фондов, доходов и прибыли предприятия.

Предметом явл. Изучение сущности предприятия как коммерческой организации ресурсов предприятия и путем улучшения их использования.

Главной задачей дисциплины является ознакомление с основами рыночной экономки, с методами рационального использования ресурсов и управление предприятием с целью получения прибыли.

Роль предприятий состоит в следующем:

- на уровне предприятия решаются основные экономические задачи общества;

- что производить, как производить, для кого производить;

- от результатов деятельности предприятий зависит социально-экономическое положение регионов и страны в целом;

- предприятие создает рабочие места, обеспечивая занятость населения;

- от деятельности предприятий зависит качество товаров, услуг, удовлетворение спроса потребителей;

- предприятия обеспечивают формирование доходов населения, социальное развитие трудовых коллективов, создают условия для обучения, повышения квалификации персонала;

- предприятия участвуют в формировании региональной инфраструктуры;

- предприятия через налоговую систему формируют доходную часть федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Функции предприятий зависят от профиля их деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг) и конкретизируются в зависимости от отраслевой принадлежности.

Выполняя свои функции, предприятия решают ряд задач, основными из которых являются:

- получение прибыли, наращивание рыночной стоимости, обеспечение дохода владельцам;

- обеспечение потребителей продукцией, товарами (работами, услугами) соответствующего качества;

- обеспечение персонала заработной платой, нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста;

- рациональное использование производственных ресурсов;

- обеспечение конкурентоспособности продукции (услуг) и предприятия в целом.

Задачи предприятия определяются интересами владельцев, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия и во внешней среде. Они находят свое выражение в стратегии развития предприятия. Для решения вышеназванных задач предприятия формируют имущество, приобретают оборудование, материалы, товары, нанимают оперативный персонал, создают организационную структуру и аппарат управления, организуют технологические процессы.

 

Предприятие в конкурентной среде

Факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия:

Тщательный анализ внешних и внутренних ситуационных факторов является исходной точкой формирования стратегии.

Внешние факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия (микро и макросреда):

- Социальные, политические, правовые и гражданские факторы;

- Привлекательность отрасли и условия конкуренции;

- Рыночные возможности и угрозы.

Внутренние факторы (внутренняя среда):

- Сильные и слабые стороны предприятия, его конкурентные возможности;

- Общие ценности и культура компании.

Стратегическая позиция компании:

- Взаимосвязь внутренних и внешних факторов, их влияние на стратегию;

- Выявление и оценка альтернативных стратегий;

- Формирование стратегии, адекватной внешним и внутренним факторам.

Под стратегической позицией предприятия понимается его конкурентное положение в отрасли и на рынке (микросреде).

Анализ и оценка стратегической позиции основывается на:

- анализе отрасли и конкуренции;

- анализе положения (исходного состояния) предприятия.

Положение предприятия относительно конкурентов можно классифицировать:

Явный лидер (им может быть только одно предприятие):

- Может варьировать выбор стратегии без опасения за свое положение в будущем;

- Может удерживать свое долговременное положение независимо от любых действий конкурентов;

- Доля на рынке, по крайней мере, в два раза больше, чем у ближайшего конкурента.

Сильный:

- Обладает достаточным потенциалом для проведения своей стратегии;

- Имеет свободу выбора, но с оглядкой на ближайших конкурентов;

- Имеет все шансы на уверенное положение в будущем.

Средний:

- Имеет достаточно сил для проведения определенных стратегических инициатив;

- Имеет неплохие шансы на укрепление положения в будущем.

Обороняющийся:

- Результат деятельности достаточен для продолжения присутствия на рынке;

- Существует только благодаря терпимости (добровольной или вынужденной) более сильных конкурентов;

- Имеет средние (или ниже средних) шансы удержать свое положение на рынке в будущем.

Слабый:

- В краткосрочной перспективе может удержаться на рынке, но для долгосрочного присутствия нужна новая стратегия.

 

Типы предприятий

Выделяют следующие типы предприятий.

По виду хозяйственной деятельности: производственные; научно-производственные; строительные; транспортные; сельскохозяйственные; торговые и др.

По формам собственности: государственные; муниципальные; частные; находящиеся в собственности общественных организаций; смешанные.

По размеру предприятия(по мощности производственного потенциала): малые; средние; крупные.

По принадлежности капитала: национальные; иностранные; смешанные.

По степени ответственности: с полной ответственностью; с ограниченной ответственностью.

По организационно-правовым формам: акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; полное товарищество; товарищество на вере; унитарное предприятие и др.

По структуре производства:

– многопрофильные;

– узкоспециализированные;

– комбинированные.

По виду производимой продукции:

– предприятия по производству товаров;

– предприятия по оказанию услуг. Предприятия в целях расширения своих возможностей и координации деятельности могут объединяться в концерны, тресты, холдинги, синдикаты, межотраслевые объединения и пр.

Юридические лица промышленности. Их классификация.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс.

Всякая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом должна обладать в совокупности четырьмя характерными признаками:

• наличие обособленного имущества;

• способность отвечать по обязательствам своим имуществом;

• способность выступать в имущественном обороте от своего имени;

• возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде..

Юридические лица могут быть разделены на три группы:

1. юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права:хозяйственные товарищества и общества, производствен­ные и потребительские кооперативы;

 

2. юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности, или, иначе, вещное право: государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансиру­емые собственником учреждения;

 

3. юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещные, ни обязательственные): общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

 

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий:

• коммерческие организации;

• некоммерческие организации.

 

По организационно-правовой форме юридические лица, яв­ляющиеся коммерческими организациями классифицируются:

 

· хозяйственные товарищества — полное товарищество, то­варищество на вере (коммандитные товарищества);

· хозяйственные общества — общества с ограниченной от­ветственностью, общества с дополнительной ответствен­ностью, акционерные общества (открытого и закрытого типа);

· •унитарные предприятия — основанные на праве хозяй­ственного ведения, основанные на праве оперативного управ­ления;

· производственные кооперативы (артели).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...