Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Тематика практических занятий




3. 2. Тематика практических занятий

 

Модуль 1. История зарубежной литературы

(античная литература, литература Средних веков и Возрождения)

1 курс 1 семестр

Планируется проведение девяти практических занятий по следующим шести тематическим блокам курса - №№ 1, 4, 6, 7, 8, 9:

 

№ п/п Наименование темы Содержание
1. Тема 1. Эволюция древнегреческой трагедии Генезис и структура древнегреческой трагедии. Происхождение: от зачинателей дифирамба (Аристотель); из фольклора; френетическая теория; влияние элевсинских мистерий. Страстной обряд как подражание божественным страстям. Исконная диада религии Диониса – умирающий/ воскресающий, страдающий/ ликующий. Исконное назначение театра – «быть святилищем страдающего и умирающего бога» (Вяч. Иванов). Пафос, мимесис и катарсис. Синтез в трагедии аполлонически- дионисийского элемента. Эсхил. Трилогия «Орестея» как трагедия ораторного типа. «Агамемнон» - трагедия убийства, «Хоэфоры» - трагедия мщения, «Эвмениды» - трагедия суда и прощения. Прекращение кровной мести и роль в этом процессе ареопага. Тема божественной справедливости. Софокл. Трагедия «Эдип-царь» как трагедия знания. Тема внешней слепоты и внутреннего зрения. Трансформация мифа об Эдипе. Эдип, Антигона – идеальные герои. Новации в области художественной формы – перипетия и узнавание. Еврипид. Трагедия «Ипполит» - психологизм, начало нового жанра – бытовой драмы. Образы Федры и Ипполита, Афродиты и Артемиды. Эволюция трагедии от Эсхила до Еврипида. Расширение диалогических партий и уменьшение хоровых.
1. Тема 2. «Диалоги» Платона Развитие художественной прозы в трех направлениях: историография, ораторское искусство, философия. Платон (Аристокл): основные факты его биографии и творчества. Общие философские позиции Платона. «Эйдосы» - идеи, причины, формы вещей. Диалектика как метод познания Платона. Иерархия мира эйдосов (этика Платона) с опорой на учение о трех составных частях души. Диалог «Пир»: философский и эстетический смысл диалога. Философско-логическое содержание «Пира» - толкование идеи вещи как ее бесконечного предела (на материале любовных отношений». Жанр симпосиона, энкомия в честь Эрота. Платоническая любовь как ностальгия по Абсолюту, запредельное влечение к метаэмпирическому. Теория Эроса как вечного потока любви. Диалог «Федр» - теория красноречия. Деление речи на части, виды речей. Основная задача диалога – обнаружение вечного круговорота идей и вещей, стремление к идеальному прообразу на небе. Художественная форма и способы изложения философской доктри­ны. Художественно-философский метод Платона – созерцательно-вещественный онтологизм, метод трансцендентальной диалектики.
1. Тема 3. «Поэтика» Аристотеля Аристотель как «подлинный энциклопедист античности» (А. А. Тахо-Годи). Его роль в развитии греческой культуры. Школа перипатетиков. Вопросы литературы и искусства в «Риторике» и «Поэтике» Аристотеля. Искусство как творческое подражание природе, бытию. Понятие «технэ» (искусство, мастерство). Познавательная ценность эстетического наслаждения. Аристотель о трех родах литературы. Учение о трагедии и ее функциях. Вопрос о «единстве». Теория подражания Аристотеля. Понятие «Мимесис» и «Катарсис». Артистический мимесис как форма активности, создающая изображаемые объекты в новом измерении. Историческое значение «Поэтики».
4. Тема 4. Римская лирика «золотого» века Римское общество «века Августа». Поворот от республики к монархии. Культ императоров как идеологическая основа римской империи. Особенности развития литерату­ры, литература как рупор официальной политики Августа. Поэзия как носительница культуры. Роль рецитаций и литературных кружков (Валерия Мессалы и Гая Цильния Мецената) в пропаганде литературы. Образ поэта-идеолога. Идеализирующее отражение в литературе социальной действительности. Квинт Гораций Флакк: трансформация поэтики – от «Эподов» и «Сатир» к «Одам» и «Посланиям». Принцип «Золотой середины» Горация как важнейший мотив поэтики и принцип композиции. Стиль и образность поэзии, «жуткая вещественность» (Гёте) поэзии Горация. Тема поэта и поэзии. «Памятник» Горация и трансформация этой темы у Овидия в «Метаморфозах», Державина, Пушкина, Брюсова. Гораций – создатель римского классицизма. Жанр римской элегии (Галл, Тибулл, Проперций, Овидий). Жизнь и основные периоды творчества Овидия. Принципы декламационного стиля в поэзии. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Особенности содержания и художественное своеобразие. Центральная тема поэта-изгнанника. Тема поэта и поэзии.
4. Тема 5. Античный роман Генезис античного романа. Восточное влияние (Гюэ, Шассан) и греческое происхождение (Роде, Веселовский). Три источника греческого романа: эллинистическая любовная поэзия, утопическая литература, связанная с путешествиями, риторика периода II-й софистики. Влияние риторики периода второй софистики (II в. н. э. ) на жанр греческого романа – перенесение приёмов поэзии на прозу. Его генеалогия (греческий и римский романы). Особенности жанра греческого и римского романа (в сопоставлении). Его виды. Роль повествования. Значение милетских рассказов Аристида из Милета и творчества Мениппа из Гадары для становления новой повествовательной формы. Античный роман как жанр развернутого повествования с любовным или бытовым содержанием. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Полижанровая природа романа: буколический, пасторальный, идиллический, любовный, «психологический» роман. Апулей «Метаморфозы» или «Золотой осел» - мистико- нравоучительный, эротико-авантюрный, сатирический, фантастико-бытовой жанр. Тема магии, мотив любопытства, роль в композиции вставных новелл. Сказка об «Амуре и Психее». Композиция романа. Особенности латинского риторического стиля: вульгаризмы, диалектизмы, профессионализмы. Контраст между «низким» языком и «высоким» стилем в пользу последнего.
6. Тема 6. Рыцарская литература Появление титула рыцаря в 971 г. Рыцарство – христово воинство. Причины возникновения куртуазной (рыцарской) литературы и ее основные осо­бенности. Феодализм и рыцарство. Возникновение рыцарской поэзии в Провансе. Появление литературного языка в Провансе. Появление рифмы. Существование двух поэтических течений, манер (стилей): «открытая манера» («ясный» стиль) и «закрытая» поэзия («тёмный» стиль), как борьба между демократическим и аристократическим напавлениями в поэзии. Культ Дамы, его генезис и значение. Мотив отказа в поцелуе. Основные мотивы и жанры политической и любовной лирики трубадуров. Представители рыцарской поэзии: Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн и др. Поэзия трубадуров на севере Франции и миннезингеров в Германии. Своеобразие политической и любовной лирики Вальтера фон дер Фогельвейде. Возникновение в XII веке нового жанра - рыцарского романа как стихотворного текста на живом романском языке, в отличие от текста на латыни. Генезис рыцарского романа: античное наследие в латинском изложении, романо-германо-кельтская словесная традиция, восточная культурная традиция. Особенности жанра, его разновидности. Появление нового героя, сражающегося ради личной славы, а не во имя интересов рода, что было прерогативой героического эпоса. Роман о Тристане и Изольде - образец рыцарского романа. Творчество Кретьена де Труа.
7. Тема 7. Особенности развития итальянского Возрождения (Данте, Петрарка) Основная сущность эпохи Возрождения (Ренессанса). Интерес к человеку, возрожденные идеалы античности, деятельность писателей-гуманистов. Три основных понятия Возрождения – перспектива, динамика, ритм. Италия на рубеже ХШ-XIV вв. Флоренция и ее культура. Этапы эпохи Возрождения в Италии (Дученто, Треченто, Кватроченто, Чинквеченто). «Божественная комедия» (1307-1321): жанровая специфика, особенности формы и содержания. Композиция поэмы и ее роль в раскрытии авторской интенции. Основной принцип композиции поэмы – соединение противоположностей в гармоническое единство. Четыре смысла комедии: буквальный, аллегорический, моральный, анагогический. Три слоя бытия поэмы. Числовая символика повести. Вожатые и двойники Данте. Образ Беатриче как изначальной обитательницы небес. Петрарка - родоначальник европейского гуманизма. Сборник «Канцоньере» (1373). Жанровое многообразие «Книги песен». Сборник состоит из 366 стихотворений – 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад, 4 мадригалов. «Канцоньере» как «поэтическая исповедь» (А. Н. Веселовский). Особенности развития литературы итальянского Возрождения в XV-XVI вв.
8. Тема 8. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Влияние на Возрождение во Франции итальянского Возрождения. Возникновение протестантизма, непримиримая политическая и религиозная борьба между гугенотами (протестантами) и католиками. Франсуа Рабле - «Гомер смеха»; с энциклопедическим характером знаний – писатель, филолог, учёный, монах, врач. Рабле – создатель реалистического прозаического романа Нового времени. Творческая история книги Рабле. Основа художественного метода Рабле гротескная полисемия. Пантагрюэлизм как жизненная философия. Тематика Первой и Второй книг, образы королей; схоластическое образование и гуманистическая педагогика; тема гуманистической утопии и Телемское аббатство. Третья книга; Панург как пикарескный персонаж; проблема свободного выбора; развенчание общепринятых верований и представлений. Четвертая и Пятая книги, критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи. Культурное многоголосие и энциклопедизм в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комикой. Соотношение поэтики романа с народно-смеховой культурой средневековья и Возрождения. Бахтин об особенностях комического у Рабле. В романе содержатся три формы народно-смеховой культуры (М. М. Бахтин): обрядово-зрелищные, словесно-смеховые, формы и жанры фамильярно-площадной речи. Роль материально-телесного низа в понимании идейно-тематического своеобразия романа. Карнавальное начало в романе. Сложная природа карнавального смеха – всенародность, универсальность, амбивалентность. Смех и знание, смех и здоровье, вино и знание.
9. Тема 9. Особенности трагического у Шекспира («Гамлет», «Король Лир») Специфика жанра трагедии. Место трагедии в творчестве Шекспира. Закон трагедий Шекспира – трагический динамизм и свобода в развитии страсти. Развитие трагического начала включает переход от эпически-синкретной характеристики к трагически определенному характеру. Основой трагического является переход от старого миропорядка к новому времени. Своеобразие конфликта в трагедиях «Гамлет» и «Король Лир». Принципы создания характеров в «Гамлете» и «Короле Лире». Столкновение идеала и наличной действительности; злая воля, роковая страсть или иллюзия персонажа как источник трагической коллизии. Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя; катастрофичность сюжетных развязок и умиротворенность финальных эпилогов; восстановление изначального блага миропорядка. В трагедиях рядом с верой в жизнь соседствуют пессимистические мотивы. Гуманистические иллюзии отвергаются, но сохраняется вера в идеалы гуманизма. Своей гибелью герои трагедий, а они гибнут, сражаясь, утверждают величие человеческого духа. Своеобразие языка трагедий Шекспира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...