Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Обзор литературы. 1. 1 понятие и источники стресса




ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1. 1 Понятие и источники стресса

Организм животных и человека испытывает многообразные и постоянные воздействия со стороны окружающей среды, что сопровождается формированием определенных эволюционно выработанных ответных реакций, обеспечивающих адекватное приспособление и жизнедеятельность в конкретных условиях существования. Однако эти воздействия нередко приобретают необычно сильный, чрезвычайный и экстремальный характер, вызывающий напряжение организма или стресс.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response). По своей биологической сущности стресс - это совокупность стереотипных адаптивных реакций (общий адаптационный синдром - ОАС), в основе которых лежат процессы возбуждения гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковой и других систем организма (Куликов, 2001). Под понятием общий адаптационный синдром подразумевается сочетание стереотипных реакций, возникающих в организме в ответ на действие чрезвычайных раздражителей (стрессоров) и обеспечивающих ему устойчивость не только к стрессовому агенту, но и по отношению к другим болезнетворным факторам. Родоначальником теории стресса является Ганс Селье, который определял стресс как «неспецифический ответ организма на любое воздействие». Воздействия (стрессоры) могут поступать как из внешней, как и из внутренней среды, нарушая здоровье организма. Стрессор – это стимул, вызывающий стрессовую реакцию.

Реализация процесса адаптации к воздействиям нефизиологичных факторов окружающей среды осуществляется за счет мобилизации энергетических и пластических ресурсов организма (Карюк, 2004). Замедление скорости адаптационных процессов приводит к тому, что нарушение гомеостаза сохраняются продолжительное время. Убедительно доказано, что в этих условиях высокие концентрации катехоламинов и глюкокортикоидов, как медиаторов стресса, активизируют процессы, которые приводят к нарушению жизнедеятельности организма (Карпенко, 2005).

Подобные реакции имеют прежде всего защитно-приспособительное значение, но в ряде случаев они становятся одним из ведущих факторов в механизмах возникновения и развития многих заболеваний.

В общебиологическом плане выделяют физические, химические, биологические (метаболические) и эмоционально-психические причины стресса, которые реализуются у животных в зависимости от великого множества тех или иных экстремальных ситуации, создающих напряжение.

Различают стресс острый, или кратковременный, и хронический (длительный). В случае острого стресса в реакцию защиты вовлекаются уже имеющиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов, причем это вовлечение кратковременно. При длительном воздействии стрессогенных факторов происходят перестройки функциональных систем, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека.  При остром стрессе происходит мобилизация программ реагирования, не требующих существенных перестроек регуляторных систем. Преодоление хронического стресса требует существенной перестройки функциональных систем, обеспечивающих необходимый уровень эффективности действий человека (Nicholls, Polman, 2007).

Повторяющиеся стрессы негативно влияют на рост и развитие животных и человека в том числе (Richard, Passwate, 2003). Вместе с тем, умеренное воздействие стресс-факторов может быть полезным, тренирующим, способным обеспечивать высокую резистентность и конституциональную крепость животных и людей (Горбунова, 2008; Карташов, 2001). Большие возможности для исследований воздействия стресса на организм дает изучение физических напряжений причем не только краткосрочных. На психологическом уровне регуляции при хроническом стрессе возрастает «экстернализация» поведения, снижается способность к самостоятельно инициируемым действиям при сохранении устойчивости исполнения действий, регулируемых извне. Источником действия хронического стресса может выступить профессиональный спорт (Schultchen et al., 2019). Как важный ресурс сохранения результативности действий в условиях хронического стресса рассматривается ценностно-смысловая сфера профессионала (Обознов, Полунина, 2011). В то же время необходимый уровень результативности действий может сохраняться за счет сокращения активности с желательного уровня до минимально необходимого (Nicholls, Polman, 2007).

 При чрезмерных нагрузках у спортсменов можно наблюдать последствие в виде психологического выгорания, которое в дальнейшем приводит к изменениям многих компонентов деятельности спортсменов, оказывает отрицательное влияния на организм тренирующегося особенно в спорте высших достижений (Goodger et al. , 2007). Ответы на действие психологического выгорания, возникающего при перетренированности и истощения организма при больших физических нагрузках включают физиологические и эмоциональные реакции, в конечном итоге, мобилизирующие защитные силы организма для борьбы с потенциально угрожающей ситуацией, при этом можно наблюдать изменения в поведении, вегетативной функции и секреции многих гормонов, таких, как, например, адренокортикотропный гормон (АКТГ), глюкокортикоиды, минералокортикоиды, катехоламины надпочечников, окситоцин, пролактин и ренин (Goldstein, Kopin, 2007; McEwen, 2007).

Перетренированность связана с огромными нагрузками на организм не только из-за большого объёма работы, но и на фоне быстро меняющихся условий окружающей среды, недовосстановления, принуждения на занятии, психоэмоциональных воздействии и т. п. в ходе интенсивных тренировок или перед соревнованиями (Schultchen et al., 2019; Stults-Kolehmainen, Sinha, 2014).  Вместе с тем реакция на стресс зависит от индивидуальных особенностей стрессоустойчивости и невротических реакций (Украинцева с соавт., 2006; Мамылина с соавт., 2010), которые во многом обусловлены активностью нейромедиаторных систем. (Григорьян, Гуляева, 2015).

Плавание с отягощением может быть примером принудительной нагрузки, которое может вызывать как психологический, так и физический стресс (Moraska et al., 2000). Плавание может вызывать физиологические адаптации, которые могут отражаться в повышении концентрации катехоламинов в плазме, а также в изменении синтеза ферментов биосинтеза катехоламинов у крыс. Что может привести к изменению экспрессии генов серотониновой системы. Данный вид нагрузки можно считать сильным стрессором, который активирует симпатоадреномедуллярную систему и увеличивает синтез гормонов, влияющих на экспрессию генов (Gavrilovich et al., 2012).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...