Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура и этапы контент-анализа




Контент-анализ относят к количественным методам сбора и анализа социологической информации. А такие методы, как мы помним, предполагают строгость, структурированность, системность. Как же эти характеристики отразить в анализе разного рода документов?\

Основные этапы контент-анализа

Первый этап. Определение категорий анализа, единиц анализа и единиц счета

Категории анализа - это ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие задачам исследования.

Например, в задаче «Выявить социальные роли женщины в рекламных текстах» базовым понятием будет «социальная роль женщины»

При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:

· уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач;

· исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;

· взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);

· надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

 

Единицы анализа – результат операционализации категорий анализа, полный набор всех возможных подкатегорий

В нашем примере это выделение и классификация таких ролей, как «работающая женщина», «бизнес-леди», «домохозяйка», «бабушка», «женщина-вамп» и т. д.

 

В принципе единицами анализа могут быть:

·понятия, выраженные в отдельных терминах (например, террористический акт, этнический конфликт, национализм, экономический кризис и т. д.);

·темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п. (например, соблюдение прав человека и законности в России, боевые действия на востоке Украины и т. д.);

·имена, фамилии людей (например, имя лидера партии, использующееся для подсчета числа его упоминаний в тексте с целью определения уровня популярности или отношения к нему электората);

·события, факты и т. п. (революция 1917 г., ваучерная приватизация, введение Советом ЕС экономических санкций в отношении России и т. д.);

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Единицы счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета,

которыми могут быть:

площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

длительность трансляции по радио или ТВ;

количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Второй этап. Подсчет частоты упоминаний единиц анализа в тексте.

Для этого вначале осуществляется построение выборки документов на основе определения общей совокупности документов, которые являются носителями необходимой информации.

На основе построения выборки строится первый важный документ - каталог (список) проанализированных документов.

Предварительно также осуществляется составление классификатора / кодификатора, т. е. специальной таблицы, в которую заносится список всех категорий и единиц анализа и указываются единицы счета.

Классификатором /кодификатор контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Одним из требований к качественному проведению контент-анализа является проведение пилотажной кодировки текста с целью выявления ошибок и корректировки документации контент-анализа. После пилотажа осуществляется кодировка всего массива исследуемых текстов.

Третий этап. Анализ полученных данных.

В контент-анализе применяются стандартные статистические процедуры обработки данных: группировки, классификации, ранжирование, построение таблиц, расчет индексов и коэффициентов корреляции. Технология работа с результатами схожа как и с массивами данных по опросам населения.

 

Вопрос 22. Социометрия

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...