Наблюдениеза облаками. Цель. Продолжать учить наблюдать за нежевыми объектами. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи
М/п игра«Фигуры» (закреп. )
Беседа о матрёшках. Рассматривание разных видов матрёшек. Цель: познакомить с русской игрушкой, являющейся одним из символов России, формировать представление о народной игрушке традициях и обычаях, связанных с изготовлением и росписью матрёшки.
Индивидуальная работа ____________________________________- Д/и «Один – много» Цель: упражнять в умении образовывать сущ в мн. ч.
Самостоятельная деятельность детей(игры, личная гигиена, дежурство по столовой, дежурство по подготовке материалов к занятию
Утренняя гимнастика.
НОД
1. Ознакомление с окружающим миром
Тема. «Красавица – матрешка»
Цель. Обобщить знания детей оперелётных птицах, упражнять в названии и узнавании птиц.
Программное содержание Подг. гр. Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка. Формировать элементарные представления о русской народной игрушке.
Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан). Развивать познавательную деятельность, инициативность. Развивать связную речь. Продолжать расширять и активизировать словарный запас воспитанников. Совершенствовать грамматический строй речи.
Ст. гр. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.
Учить внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки
Материал:
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Игровое упражнение «Солнечные лучики» -
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принёс в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ, Поскорей открой секрет. (Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку).
А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку. Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно, матрёшка.
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой. (достаю расписную фигуру матрешки, показываю детям)
Матрешка- уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Какие русские символы вы еще знаете? (, валенки, ушанка, балалайка и т. д. )
Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.
Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей Савве Ивановичу Мамонтову.
Мамонтов Савва Иванович -будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.
Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой Саввы Ивановича Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.
Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.
Ребята, а как вы думаете, почему матрешку так называют?
Имя Матрена было очень распространено среди простого народа, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. ( наглядный плакат вывешиваю)
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек.
Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.
Воспитатель: -Только, где же они, подружки - сестрички? Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались
Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном. - Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие) - Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы. Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает. Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). - А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)
Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. Ребята, послушайте стихотворение о матрешке
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
Воспитатель: - Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?
Ответы детей: из дерева … художник, мастер.
Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.
Воспитатель: Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.
Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, («Гуляют» шаги на месте)
В лесу ягоды искали. Так, так и вот так, В лесу ягоды искали. Наклоны вправо влево
Под кусточком посидели, Вкусны ягоды поели. Так, так и вот так, Вкусны ягоды поели. (приседание)
Как матрёшечки устали, Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так, Под кусточком задремали. А потом они плясали, Свои ножки показали. Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами) Только слышат вдруг подружки: Прямо у лесной опушки (Прикладывают поочередно Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются») Эй, Матрёшка, берегись! Оказалось, это – мышь! (Дети садятся на места)
Итог занятия Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. - Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Из какого материала матрёшка сделана? Из дерева.
А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.
2. Художественное творчество (рисование)
Тема. «Матрешки» (Декоративное рисование)
Цель. Продолжать знакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями)..
Программное содержание. Продолжать знакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить рисовать основной элемент полхов-майданской росписи – цветочек. Учить расписывать заготовку матрешки. Учить рисовать узор черным маркером, а затем заливать рисунок малиновыми, розовыми, зелеными, синими и желтыми цветами. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству..
Ст. гр. Учить рисовать основной элемент полхов-майданской росписи – цветочек. Учить расписывать заготовку матрешки..
Материал. Полхов-майданские матрешки, образцы элементов полхов-майданской росписи.
Ход занятия
Напомните детям, что в Горьковской области есть село Полхов-Майдан. Вокруг села много лесов. Из липы местные мастера вытачивают на токарных станках разные игрушки, в том числе и матрешки.
Рассмотрите с детьми полхов-майданскую матрешку. Она более вытянутая по сравнению с семеновской или сергиево-посадской. Голова у нее узкая и как бы срезанная сверху. Лицо нарисовано схематично, только черной краской. Наряд тоже предельно прост – нет ни сарафана, ни передника. Вместо этого – условный овал, оформленный огромными пятилепестковыми цветами. Узор предварительно наносится простым карандашом, начиная с самого крупного цветка, затем бутончики и ягоды. Роспись получается яркая, используются желтые, алые, голубые, фиолетовые и черные цвета. Затем контуры рисунка обводятся черным фломастером.
Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскраситьна фабрике. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды.
Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую. Ну, что ж, друзья, за работу. Детям предлагается шаблон.
Сначала нарисовать на них простым карандашом контуры цветов, стеблей с шипами и листьев, затем закрасить их внутри контура акварелью и обвести черным фломастером.
Рассмотрите в конце занятия, какие праздничные и яркие получились матрешки.
Итог занятия: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились. - А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Прекрасный мир вещей Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
ПРОГУЛКА
Наблюдениеза работой дворника - развивать наблюдательность; воспитывать уважительное отношение к труду дворника.
Художественное слово загадка
Он проснётся на заре, Снег расчистит на дворе. Все дорожки подметёт И песком посыпет лёд. (Дворник)
Пеший переход. Экскурсия в библиотеку.
П/игры: «Лиса в курятнике» В курятнике на насесте располагаются куры (дети стоят на скамейках, расставленных по одну сторону площадки). На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Остальная часть площадки - двор. Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, хлопают крыльями, клюют зерно. По сигналу воспитателя " лиса" куры убегают, прячутся в курятнике и взлетают на насест, а лиса старается схватить и утащить (осторожно, слегка касаясь) замешкавшуюся курицу. Пойманную добычу она уводит в свою нору. Игра заканчивается, когда лиса поймает условленное число кур. Игра повторяется 4-5 раз.
«Солнце»
Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
«Цепи кованные»
Цель:: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге.
Ход игры: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:
- Цепи кованные, разбейте нас!
- Кем из нас? – отвечает другая - Мишей! - отвечает первая
Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.
Чтение и обсуждение русских народных пословиц, скороговорок. Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать произведения. «Д/и «Узнай узор»-закрепление элементов росписи семеновской, дымковской, Городецкой росписи.
Индивидуальная работа с ______________________ «По дорожке на одной ножке». Цель: Закреплять умение прыгать на одной ноге
Трудовая деятельность: Разбрасывание песка на скользкие дорожки. Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться для общей пользы.
Самостоятельная деятельность детей. Игры по интересам. Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности.
2-я пол. дня
Гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры.
Самостоятельная деятельность детей -в центрах творчества, книги.
Цель: учить детей самостоятельно находить занятие по душе.
БЖД. СХД «Незнакомый предмет». Цель. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные и опасные ситуации на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
Беседа. «Щедрость и жадность». Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
С\р игра«Семья». Цель. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения.
Индивидуальная работа с __________________________________. «Больше, меньше, равно». Задача: закреплять знание математических знаков.
2-я прогулка
Самостоятельная деятельность. Игры с выносными игрушками.
Работа с родителями ___________________________________. Рекомендовать родителям провести беседу с детьми о народных игрушках