Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Психолого-педагогические рекомендации
|
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным при признакам, пропуск гласных букв (напр., "зуки" вместо "жуки", "шапаги" вместо "сапоги", "панка"вместо "банка")
| Недоразвитие фонетико-фоне-матического анализа
|
|
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания
|
|
Несформированность звуко-буквенных ассоциаций
|
|
Недостатки в произношении
| Консультация логопеда
|
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр., "трва" вместо "трава", "кродил" вместо "крокодил", "жвт" вместо "живет", "сдт" вместо "сидит", "красны" вместо "красный", "набухл" вместо "набухли")
| Недостаточность звуко-буквен-ного анализа
|
|
Неустойчивость внимания
|
|
Сниженная работоспособность
| Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")
|
Индивидуально-психологические особенности (особенности темперамента)
| Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля
|
Трудности с употреблением кого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., "васелки" вместо
"васильки", "кон" вместо "конь", "смали" вместо "смяли")
| Недостатки в развитии фонети-ко-фонематического анализа
|
| |
Не развито умение дифференцировать мышечные усилия4"
|
| |
Не усвоены правила правописания
| Ликвидировать пробелы в знаниях
| |
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова
| Несформированность фонетико-фонематического анализа
|
| |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений
|
| |
Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов
| Недостатки в развитии вербального анализа
|
| |
Несформированность понятия числа
|
| |
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
| Консультация логопеда
| |
Недостаточность звукового анализа
|
| |
Затруднения при определении последовательности звуков в слове
| Недостатки в развитии звукового анализа
|
| |
Слабое развитие слуховой памяти
|
| |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т б-д и др.)
| Недостаточность зрительного анализа
|
| |
Несформированность анализа пространственных отношений
|
| |
Недоговаривание, добавление звуков
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
| Консультация логопеда
| |
Недостаточность процессов звукового анализа
|
| |
Недостатки в артикулировании
| Консультация логопеда
| |
Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Психолого-педагогические рекомендации
| |
Добавление гласных букв, (напр., "галака" вместо "галка", "тарава" вместо "трава", "клюкива" вместо "клюква", "кувашин" вместо "кувшин")
| Несформированность звуко-буквенного анализа
|
| |
Неустойчивость произвольного внимания
|
| |
Перестановка букв и слогов в словах, (напр.,"звял" вместо "взял", "пеперисал" вместо "переписал", "уманя" вместо "умная")
| Недостаточность зрительного анализа
|
| |
Недостаточность звуко-буквенного анализа
| Консультация логопеда (при недостатках произношения)
| |
Неустойчивость произвольного внимания
|
| |
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (напр, "виситнастне", "подорожке", "при летели", "в зела" вместо "взяла", "жи вет" вместо "живет", "жвлсу" вместо "живет в лесу", "послдаж" вместо "после дождя")
| Несформированность вербального анализа
|
| |
Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза
|
| |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| |
"Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде
| Недостаточность зрительного анализа
| Конструировать букву из ее элементов
| |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| |
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы
|
| |
Замена букв по пространственному сходству (с-е,б-д,и-п,н-п)
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| |
Недостаточность зрительного анализа
|
| |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки
| Слабо развита тонкая моторика руки
|
| |
Не сформированы зрительно-двигательные координации
|
| |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| |
Не усвоено понятие "рабочая строка"
|
| |
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца
| Не сформирована однонаправленность считывания слева направо
|
| |
Недостаточно развит анализ пространственных отношений
|
| |
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки)
| Недостаточно развит анализ пространственных отношений
|
| |
Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз
|
| |
Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Психолого-педагогические рекомендации
| |
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр
| Недостаточность зрительного анализа
|
| |
Недоразвитие микромоторики
|
| |
Несформированность зрительно-двигательных координации
|
| |
Несформированность дифференцированных зрительных образов букв
|
| |
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)
|
| |
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш
| Недоразвитие макро- и микромоторики
|
| |
Неумение дифференцировать мышечные усилия
|
| |
Несформированность зрительно-двигательных координации
|
| |
Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности
| Выработка соответствующих качеств
| |
Очень медленный темп письма
| Несформированность зрительно-двигательных координации
|
| |
Недостаточное развитие микромоторики
|
| |
Трудности в произвольном управлении движениями
|
| |
Инертность нервных процессов
| Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировочные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограничением времени работы; формировать личностные качества собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться).
| |
| Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв
|
| |
| Затруднения в осуществлении звуко-буквенного анализа
|
| |
С ошибками списывает с доски
| Несформированность процессов зрительного анализа
|
| |
Неустойчивость произвольного внимания
|
| |
Неумение поэлементно воспроизводить образец
|
| |
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти
|
| |
Искажение почерка (нестабильность графических форм)
| Недостатки в развитии зрительно-двигательных координации
|
| |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа
|
| |
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы
|
| |
Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Психолого-педагогические рекомендации
| |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот
| Несформированность звуко-буквенного анализа
|
| |
Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы
|
| |
| Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение
|
| |
Дислексия
| Занятия с логопедом
| |
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений)
| Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти
|
| |
|
| |
| Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании
|
| |
Недостатки в развитии произвольного внимания
|
| |
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот {смешение печатных и письменных букв)
| Недостаточность развития процессов зрительного анализа
|
| |
Недостаточная отдифференциро-ванность зрительных образов печатных и письменных букв
|
| |
Недостаточное развитие зрительной памяти
|
| |
Тремор {дрожание руки) при письме
| Трудности в произвольном управлении микромоторикой
|
| |
Неумение дифференцировать мышечные усилия
|
| |
Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координации
|
| |
| Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)
| Щадящий режим {снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ")
| |
Появление или возрастание ошибок к концу работы
| Постепенное ослабление самоконтроля
|
| |
| Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции
|
| |
| Ослабление процессов произвольного внимания
|
| |
| Астеническое состояние
| Щадящий режим
(снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ")
| |
Количественные ошибки
(преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; например, "бабабушка ", "ш" вместо 'и, п вместо т, гггг " вместо "т ")
| Недостаточность зрительного анализа
|
| |
Несформированность понятия числа
|
| |
Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение)
| Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль
| |
Плохо ориентируется в пространстве листа тетради
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ)
|
| |
Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Психолого-педагогические рекомендации
| |
| Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля
|
| |
Трудности в усвоении алфавита
| Недостатки в развитии непосред ственной произвольной памяти
|
| |
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию
|
| |
Несформированность звуко-буквенного анализа
|
| |
Затруднения в употреблении заглавной буквы
| Недостаточное развитие вербального анализа
|
| |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности
|
| |
Не усвоено соответствующее правило
| Ликвидировать пробелы в знаниях
| |
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений
| Несформированность вербального анализа
|
| |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа синкретичность восприятия)
|
| |
Трудности при определении слова как части речи (напр., "бег", "пение " называет глаголами, "лежать", "молчать" -не глаголами, т.к. не обозначают действия)
| Конкретность мышления не может отделить слово от обозначаемого содержания)
|
| |
Недостаточность операции абстрагирования
|
| |
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня {напр., часы - часовой, жарко -жаркий, светает - свечка)
| Конкретность мышления
| Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов
| |
Недостаточность мыслительной операции обобщения
| |
Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что "жи-ши " пишется с буквой "и ", пишет "сидел на крыши ")
| Недостаточность операции абстрагирования
| Отдифференцировать условия, при которых пишется "и" или "е" (в дат. и предл. падежах)
| |
Несформированность операции сравнения
| |
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа
| |
Отсутствует "орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму)
| Недостатки в развитии слухового вербального анализа
| Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов; отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив)
| |
Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала
| |
Несформированность звукового анализа
| |
Недоразвитие зрительной памяти
| |
| Недостаточность звуко-буквенного анализа
|
| |
| Недостатки в развитии самоконтроля
|
| |
| Несформированность двигательных образов слов
|
| |
| Недостаточное артикулирование слов при письме
|
| |
| Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой
|
| |
| Недостатки в развитии фонематического восприятия
|
| |
| Недостаточность развития процессов произвольного внимания
|
| |
Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Психолого-педагогические рекомендации
| |
Неправильная постановка точки при письме
| Недостатки в развитии верба-льно-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)
| Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из отдельных слов; составление нескольких предложений; работа с деформированными предложениями и текстами (со слитно написанными словами, с пропущенными сло-вами, рассыпанные" предложения); выразительное громкое чтение; составление плана текста
| |
Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст)
| |
Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)
| |
Не умеет находить ошибки в собственной работе
| Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию)
| Учить выделять отдельные слова и проверять каждое из них на соответствие общему смыслу предложения; делить отдельные слова на слоги, прочитать их и проверить, нет ли пропуска, замены, перестановки, удвоения букв или слогов; использование приема "ошибающийся" учитель
| |
Недостаточная концентрация внимания
| |
| | | | | | | | |