Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решающая роль в выборе Президента принадлежит источнику власти — народу. Именно избиратели своим голосованием определяют кто достоин быть Президентом России.




Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших уча­стие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней ус­тановленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Проблема активности избирателей на выборах является одной из наи­более значимых в избирательном процессе как с точки зрения уровня пра­вовой культуры избирателей, так и в плане признания легитимности фор­мируемой государственной власти. По данным социологических опросов ожидалось, что участие в выборах последнего Президента РФ примут от 60 до 76 процентов российских избирателей.

Фактически в выборах Президента Российской Федерации 26 марта -2000 года приняли участие 75 181 073 избирателя, или 68,74 процента избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания (голосования.

Всего Центральной избирательной комиссией РФ для наблюдения за последними выборами Президента было аккредитовано 1002 иностранных (международных) наблюдателя, представлявших 58 государств — 9 стран СНГ, 27 стран Европы, 5 стран Северной и Латинской Америки, 11 стран Азии, 5 стран Африки, Австралию и 87 международных и национальных организаций.

По приглашению ЦИК России осуществляли наблюдение 826 представи­телей, в том числе от Государственной Думы — 126, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — 44, Совета Федерации — 6.

В день голосования 26 марта 2000 г. иностранные (международные) на­блюдатели посетили около 3 тысяч избирательных участков в 37 субъектах Российской Федерации.

Состоявшиеся выборы Президента обозначили дальнейший прогресс в деле консолидации демократической из­бирательной системы в Российской Федерации. Было особо подчеркну­то, что выборы прошли в атмосфере политической стабильности, в рам­ках нового законодательства, которое соответствует международно признанным демократическим принципам, обеспечивает плюрализм, равные условия и возможности выступления кандидатов на политической арене, а также высокий уровень открытости всех стадий избира­тельного процесса.

Вместе с тем иностранные наблюдатели высказали и ряд критических замечаний. Они затрагивали политические аспекты проведения избира­тельной кампании — роль средств массовой информации и использование так называемого административного ресурса.

По мнению наблюдателей, на выборах в России сохраняется возмож­ность использования кандидатами преимуществ служебного положения, оказания влияния местными органами власти на избирательные комиссии Отмечены также некоторые «шероховатости» в работе самих избиратель­ных комиссий. Например, из-за сложной процедуры подсчета голосов чле­ны избирательных комиссий в ряде случаев не в полном объеме соблюдали установленный порядок. Вызвали у наблюдателей вопросы также защи­щенность избирательных бюллетеней и их хранение.

 

Признание выборов   несостоявшимися и недействительными

 В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»

Центральная избирательная комиссии признает выборы Президента РФ несостоявшимися в случае:

а) если в выборах приняли участие менее поло­вины избирателей, включенных в списки изби­рателей на момент окончания голосования;

б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отноше­нию к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрирован­ным кандидатам), меньше чем число голосов избирателей, поданных про­тив всех кандидатов.

Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президен­та РФ недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или уста­новлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги голо­сования признаны недействительными, составляет не менее одной четвер­той от общего количества избирательных участков;

в) по решению суда.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президен­та Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия назна­чает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зареги­стрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов из­бирателей.

Повторное голосование проводится через 21 день после дня голосова­ния на общих выборах.

Если до проведения повторного голосования один из зарегистрирован­ных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру, по решению Центральной избирательной комис­сии Российской Федерации второй кандидатурой для проведения повтор­ного голосования признается зарегистрированный кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандида­тур, по которым Центральная избирательная комиссия Российской Феде­рации первоначально назначила повторное голосование. В этом случае по­вторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи заявления.

По итогам повторного голосования избранным на должность Пре­зидента Российской Федерации считается зарегистрированный кан­дидат, получивший при голосовании большее число голосов избира­телей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу го­лосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного канди­дата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за заре­гистрированного кандидата, набравшего большее число голосов из­бирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов [11].

В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными либо если на день проведения по­вторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым на­значено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был из­бран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные вы­боры Президента Российской Федерации.

Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через четыре месяца со дня первоначаль­ных выборов либо не позднее чем через три месяца со дня признания вы­боров несостоявшимися или недействительными.

Выдвижение и регистрация кандидатов, другие избирательные дейст­вия, связанные с проведением повторных выборов Президента Россий­ской Федерации, осуществляются в порядке, установленном Федераль­ным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Правда, при проведении повторных выборов Президента Российской Федерации сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

При проведении повторных выборов Президента Российской Федера­ции кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих вы­боров или выборов при повторном голосовании недействительными,

 

 

Вступление в должность

Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избран­ного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступле­ния в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Фе­дерации.

Процедура вступления Президента РФ в должность заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в при­сутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конститу­ции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществ­лении полномочий Президента Российской Федерации уважать и ох­ранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно слу­жить народу».

Резиденцией Президента РФ является столица России — Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные сим­волы президентской власти и их использование при вступлении в долж­ность вновь избранного Президента Российской Федерации.

Этими символами являются: штандарт (флаг) Президента Россий­ской Федерации; Знак Президента Российской Федерации; специаль­но изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.

Знак Президента Российской Федерации возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. Использование Знака определяется нормами Государственно­го протокола.

На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федера­ции Президент приносит присягу.

Официальные символы президентской власти передаются вновь из­бранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).

Избранный и вступивший в должность Президент РФ обладает непри­косновенностью. Правда, в ст. 91 Конституции РФ, закрепившей непри­косновенность Президента РФ, не раскрывается ее содержание, что влечет за собой различные подходы к ее пониманию.

В целях устранения ошибок при толковании «неприкосновенности» Президента РФ необходимо раскрыть содержания этого института в зако­не о Президенте РФ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...