Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ




 

Действующая Конституция РФ предусматривает лишь один вид конституционно-правовой от­ветственности Президента РФ — его отреше­ние от должности в случаях и в порядке, преду­смотренных Конституцией, о чем мы уже гово­рили выше.

Особенность правового положения Президента в том, что он одновременно — и субъект конституционной ответственности (от­ветственный за нарушение конституционных норм) и лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам.

Это свойство характерно не только для Президента РФ, но и для многих других субъектов конституционно-правовых от­ношений (высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований и др.). Из занимаемого Президентом положения вытекает, необходимость признания особого характера последствий нарушения им Конституции РФ — общественная опасность здесь максимальна».

Максимальная общественная опасность последствий нарушения Президентом Конституции РФ вытекает из того высокого положения, которое занимает Президент России как глава государства, как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, как высшее долж­ностное лицо страны, наделенное очень широкими и важными полномо­чиями, от действий или бездействия которого зависит во многом жизнь всей страны, всего народа и каждого отдельного человека, их настоящее и будущее.

Именно поэтому Президент России, избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых долж­на быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Пре­зидента.

Между тем, как отмечено выше - Конституция РФ не говорит ни об одной обязанности Президента РФ прямо. Единственное, при усло­вии замены в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ слов «клянясь» на «обязуюсь» по­лучаются следующие обязанности Президента, при нарушении которых должна наступать его ответственность:

обязанность уважать и охранять права и свободы человека и гражда­нина;

обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ; обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства;

обязанность верно служить народу»[26].

Что касается обязанностей уважать права и свободы человека и гражданина и соблюдать Конституцию РФ, то, по мнению Н.М. Колосо­вой, конституционным деликтом здесь может быть лишь очевидное на­рушение Конституции РФ. Например, если бы Президент РФ своим Указом запретил все политические партии и движения, то можно было бы говорить о нарушении ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, мно­гопартийность[27].

Президент должен нести ответственность и за нарушение других своих обязанностей. Но, к сожалению, эти обязанности сформулированы слиш­ком широко, расплывчато, неопределенно, что, безусловно, не может не вызвать сложностей при реализации конституционно-правовой ответст­венности.

В своей монографии Л.А. Окуньков совершенно справедливо обраща­ет внимание и на то обстоятельство, что Президент не только должен вы­полнять конституционные обязанности, но и не злоупотреблять конститу­ционными правами. При этом он выделяет следующие правомочия (пра­ва) Президента РФ, злоупотребление которыми является основанием для привлечения его к конституционной ответственности:

право определять основные направления внутренней и внешней поли­тики государства (ч. 3 ст. 80);

право принять решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83); право распустить Государственную Думу (п. «б» ст. 84, ст. 109); право законодательной инициативы (п. «г» ст. 84); право «вето» (ст. 107); ^ право вводить военное положение (ст. 87); право вводить чрезвычайное положение (ст. 88)[28].

Президент может злоупотреблять не толь­ко этими, но и другими правами, например, правом предлагать кандида­туры на должность Председателя Правительства РФ, судей Конституци­онного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, Гене­рального прокурора РФ, правом назначения и освобождения заместите­лей Председателя Совета Министров, министров РФ и т.д. Но для обвине­ния Президента в злоупотреблении правами явно недостаточно одного факта необоснованного, ошибочного использования того или иного пра­ва. Ошибаться могут все. Для наступления конституционно-правовой от­ветственности необходимо наличие всех элементов конституционно-пра­вового нарушения.

Как за нарушение суверенитета, незави­симости государства, так и за невыполнение своих конституционных обязанностей Президент может и должен нести конституционно-право­вую ответственность только при наличии вины. Объективное вменение недопустимо как в случае невыполнения Президентом своих конститу­ционно-правовых обязанностей, так и в случаях злоупотребления им своими правами.

К сожалению, в настоящее время российское законодательство практи­чески не использует институт «злоупотребления правами» в целом и институт «злоупотребления правами Президента», в частности. Речь может идти в основном о научной разработке проблемы с дальнейшей реализаци­ей ее на практике. То же самое можно сказать и об ответственности Пре­зидента за невыполнение им своих конституционных обязанностей. Тот и другой аспекты конституционно-правовой ответственности нуждаются в глубоком и всестороннем изучении.

Одним из важнейших вопросов этих исследований должны стать про­блема санкций за нарушение Президентом конституционно-правовых норм и механизм их применения.

По мнению Л.А. Окунькова, в случае невыполнения Президентом РФ своих конституционных обязанностей «характерные санкции — это выра­жение недоверия Президенту РФ, отрешение его от должности», а негатив­ными последствиями в случае злоупотребления Президентом своими пра­вами «могут быть отмена незаконного решения Президента РФ, преодоле­ние президентского вето, ограничение его прав (последнее не нашло отра­жения в действующем законодательстве)»2. По нашему мнению, во-первых, даже не все перечисленные Н.М. Колосовой санкции, например «недоверие Президенту РФ», «ограничение его прав», нашли свое законодательное закрепление, во-вторых, до конца не разработан механизм уже предусмотренной Конституцией ответственности (отрешение от должнос­ти), а в-третьих, набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции более гибкими, предусматривающими, например, такие меры, как предупреждение, что позволит в необходимых случаях избежать примене­ния такой крайней меры, как отрешение Президента от должности.


 

Заключение

 

С учетом сказанного, я полностью поддерживаю предложение Л.А. Окунькова о необходимости принятия федерального закона, где, в част­ности, были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «импичмента».

Но надо не забывать, что по прежнему многое зависит от главы государства, и то как он поведет дальнейшую политику во многом предопределит состояние страны в целом. Да, много говорится о наделении президента чересчур огромными полномочиями. Но я хочу заметить, что история Россия показывает, что сильный лидер с огромной властью может вывести нашу страну из любого кризиса. Поэтому я считаю, что это если и надо говорить об уменьшении власти Президента то это должно быть личное мнение других, хотя и оно имеет право на жизнь. А если говорить о возможности злоупотребления властью Президентом РФ, то это зависит от конкретной личности, от чистоты помыслов. Сегодняшний Президент В.В. Путин, я считаю является примером для истории России и может, вскоре занять место наравне с Петром I. После 70-летнего застоя вызванного правлением верхушки лидеров коммунистической партии сегодняшнему человеку, я думаю приятно видеть сравнительного молодого, полного сил главу государства. Чего стоит пример общения В.В. Путина с гражданами РФ в Прямом эфире. Наблюдаются огромные тенденции сближения Президента РФ с гражданами России. Наконец лидер нашего государства действительно может называться избранным с согласия всего народа и представителем всего государства.

  


Список использованной литературы

 

 

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999.

2. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000.

3. Конституция РФ. Комментарий М.-1993г.

4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и   

политическая практика. — М., 1996.

5. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — М ., 2000.

6. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» // Собран Законодательства  

Российской Федерации, 2000 №1

7. Чиркин В.Е Президентская власть. //Государство и право 1997 №5


[1] См.: Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — М., 2000. С. 35—38.

[2] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 13—14.

[3] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 14.

[4] Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 1. — М., 1995.

[5] Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 2. — М., 1995.

[6] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 18.

[7] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М, 1999. С. 157—161

[8] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С.

 

[9] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Констнтущи и политическая

практика. — М., 1996. С. 25

[10] Конституция Российской Федерации. Комментарий. — М., 1994. С. 406.

[11] Федеральный закон «О выборах Президента РФ» // Собран Законодательства Российской Федерации, 2000 №1

[12] Российская газета. 2000. 21 июня

[13] Российская газета. 2000. 21 июня

[14]  См.: Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — Саратов, 2000. С. 102

[15] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая j практика. — М., 1996. С. 54.

 

 

[16] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. С. 414.

[17] См.: Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В кн.: Конституционное законодательство России. /Под ред. Ю.А. Тихомирова. — М., 1999.

[18] См.: Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В кн.: Конституционное законодательство России. /Под рея. Ю.А. Тихомирова. — М., 1999. С. 136. 

[19] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. С. 388.

[20] Баглай М.В. Там же. С. 390.

[21] Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практи­ка- — М.,1996. С.104—105.

[22] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999.

[23] См.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М„ 1996.

С. 45—46.

[24] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая j практика. — М., 1996. С. 54.

 

[25] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая j практика. — М., 1996.

[26] Конституция РФ. Комментарий М.-1993г.

[27] См.: Колосова Н.М. Там же. С. 70

[28] См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000. С. 72.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...