Глава 6. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Действующая Конституция РФ предусматривает лишь один вид конституционно-правовой ответственности Президента РФ — его отрешение от должности в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, о чем мы уже говорили выше. Особенность правового положения Президента в том, что он одновременно — и субъект конституционной ответственности (ответственный за нарушение конституционных норм) и лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам. Это свойство характерно не только для Президента РФ, но и для многих других субъектов конституционно-правовых отношений (высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований и др.). Из занимаемого Президентом положения вытекает, необходимость признания особого характера последствий нарушения им Конституции РФ — общественная опасность здесь максимальна». Максимальная общественная опасность последствий нарушения Президентом Конституции РФ вытекает из того высокого положения, которое занимает Президент России как глава государства, как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, как высшее должностное лицо страны, наделенное очень широкими и важными полномочиями, от действий или бездействия которого зависит во многом жизнь всей страны, всего народа и каждого отдельного человека, их настоящее и будущее. Именно поэтому Президент России, избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.
Между тем, как отмечено выше - Конституция РФ не говорит ни об одной обязанности Президента РФ прямо. Единственное, при условии замены в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ слов «клянясь» на «обязуюсь» получаются следующие обязанности Президента, при нарушении которых должна наступать его ответственность: обязанность уважать и охранять права и свободы человека и гражданина; обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ; обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства; обязанность верно служить народу»[26]. Что касается обязанностей уважать права и свободы человека и гражданина и соблюдать Конституцию РФ, то, по мнению Н.М. Колосовой, конституционным деликтом здесь может быть лишь очевидное нарушение Конституции РФ. Например, если бы Президент РФ своим Указом запретил все политические партии и движения, то можно было бы говорить о нарушении ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность[27]. Президент должен нести ответственность и за нарушение других своих обязанностей. Но, к сожалению, эти обязанности сформулированы слишком широко, расплывчато, неопределенно, что, безусловно, не может не вызвать сложностей при реализации конституционно-правовой ответственности. В своей монографии Л.А. Окуньков совершенно справедливо обращает внимание и на то обстоятельство, что Президент не только должен выполнять конституционные обязанности, но и не злоупотреблять конституционными правами. При этом он выделяет следующие правомочия (права) Президента РФ, злоупотребление которыми является основанием для привлечения его к конституционной ответственности: право определять основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80);
право принять решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83); право распустить Государственную Думу (п. «б» ст. 84, ст. 109); право законодательной инициативы (п. «г» ст. 84); право «вето» (ст. 107); ^ право вводить военное положение (ст. 87); право вводить чрезвычайное положение (ст. 88)[28]. Президент может злоупотреблять не только этими, но и другими правами, например, правом предлагать кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, судей Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ, правом назначения и освобождения заместителей Председателя Совета Министров, министров РФ и т.д. Но для обвинения Президента в злоупотреблении правами явно недостаточно одного факта необоснованного, ошибочного использования того или иного права. Ошибаться могут все. Для наступления конституционно-правовой ответственности необходимо наличие всех элементов конституционно-правового нарушения. Как за нарушение суверенитета, независимости государства, так и за невыполнение своих конституционных обязанностей Президент может и должен нести конституционно-правовую ответственность только при наличии вины. Объективное вменение недопустимо как в случае невыполнения Президентом своих конституционно-правовых обязанностей, так и в случаях злоупотребления им своими правами. К сожалению, в настоящее время российское законодательство практически не использует институт «злоупотребления правами» в целом и институт «злоупотребления правами Президента», в частности. Речь может идти в основном о научной разработке проблемы с дальнейшей реализацией ее на практике. То же самое можно сказать и об ответственности Президента за невыполнение им своих конституционных обязанностей. Тот и другой аспекты конституционно-правовой ответственности нуждаются в глубоком и всестороннем изучении. Одним из важнейших вопросов этих исследований должны стать проблема санкций за нарушение Президентом конституционно-правовых норм и механизм их применения. По мнению Л.А. Окунькова, в случае невыполнения Президентом РФ своих конституционных обязанностей «характерные санкции — это выражение недоверия Президенту РФ, отрешение его от должности», а негативными последствиями в случае злоупотребления Президентом своими правами «могут быть отмена незаконного решения Президента РФ, преодоление президентского вето, ограничение его прав (последнее не нашло отражения в действующем законодательстве)»2. По нашему мнению, во-первых, даже не все перечисленные Н.М. Колосовой санкции, например «недоверие Президенту РФ», «ограничение его прав», нашли свое законодательное закрепление, во-вторых, до конца не разработан механизм уже предусмотренной Конституцией ответственности (отрешение от должности), а в-третьих, набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции более гибкими, предусматривающими, например, такие меры, как предупреждение, что позволит в необходимых случаях избежать применения такой крайней меры, как отрешение Президента от должности.
Заключение
С учетом сказанного, я полностью поддерживаю предложение Л.А. Окунькова о необходимости принятия федерального закона, где, в частности, были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «импичмента». Но надо не забывать, что по прежнему многое зависит от главы государства, и то как он поведет дальнейшую политику во многом предопределит состояние страны в целом. Да, много говорится о наделении президента чересчур огромными полномочиями. Но я хочу заметить, что история Россия показывает, что сильный лидер с огромной властью может вывести нашу страну из любого кризиса. Поэтому я считаю, что это если и надо говорить об уменьшении власти Президента то это должно быть личное мнение других, хотя и оно имеет право на жизнь. А если говорить о возможности злоупотребления властью Президентом РФ, то это зависит от конкретной личности, от чистоты помыслов. Сегодняшний Президент В.В. Путин, я считаю является примером для истории России и может, вскоре занять место наравне с Петром I. После 70-летнего застоя вызванного правлением верхушки лидеров коммунистической партии сегодняшнему человеку, я думаю приятно видеть сравнительного молодого, полного сил главу государства. Чего стоит пример общения В.В. Путина с гражданами РФ в Прямом эфире. Наблюдаются огромные тенденции сближения Президента РФ с гражданами России. Наконец лидер нашего государства действительно может называться избранным с согласия всего народа и представителем всего государства.
Список использованной литературы
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. 2. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000. 3. Конституция РФ. Комментарий М.-1993г. 4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. 5. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — М ., 2000. 6. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» // Собран Законодательства Российской Федерации, 2000 №1 7. Чиркин В.Е Президентская власть. //Государство и право 1997 №5 [1] См.: Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — М., 2000. С. 35—38. [2] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 13—14. [3] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 14. [4] Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 1. — М., 1995. [5] Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 2. — М., 1995. [6] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 18. [7] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М, 1999. С. 157—161 [8] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С.
[9] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Констнтущи и политическая практика. — М., 1996. С. 25 [10] Конституция Российской Федерации. Комментарий. — М., 1994. С. 406. [11] Федеральный закон «О выборах Президента РФ» // Собран Законодательства Российской Федерации, 2000 №1 [12] Российская газета. 2000. 21 июня [13] Российская газета. 2000. 21 июня [14] См.: Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — Саратов, 2000. С. 102 [15] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая j практика. — М., 1996. С. 54.
[16] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. С. 414. [17] См.: Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В кн.: Конституционное законодательство России. /Под ред. Ю.А. Тихомирова. — М., 1999.
[18] См.: Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В кн.: Конституционное законодательство России. /Под рея. Ю.А. Тихомирова. — М., 1999. С. 136. [19] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. С. 388. [20] Баглай М.В. Там же. С. 390. [21] Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика- — М.,1996. С.104—105. [22] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. [23] См.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М„ 1996. С. 45—46. [24] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая j практика. — М., 1996. С. 54.
[25] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая j практика. — М., 1996. [26] Конституция РФ. Комментарий М.-1993г. [27] См.: Колосова Н.М. Там же. С. 70 [28] См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000. С. 72.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|