Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ




Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как           правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место слу­чаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полно­мочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977 г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого госу­дарства.

Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в резуль­тате ее захвата вопреки закону.

Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста пре­зидента и др.).

Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно.

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекра­щения полномочий Президента РФ. Рассмотрим каждое из них.

 

Истечение Срока

В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что    Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Фе­дерации. Это обычный порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.

 

Отставка Президента

Президент РФ прекращает исполнение своих   полномочий досрочно в случае отставки — до­бровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирова­на, хотя потребность в этом имеется. В законе, по нашему мнению, должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли (ско­рее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы, побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить личный характер — преклонный возраст, состояние здоровья; политические, г~ несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, полити­ческим кризисом и т. д.)

Действующее законодательство (ст. 82 Конституции РФ) предусматри­вает порядок вступления Президента в должность, принесение народу присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Феде­рации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда, но не регулирует порядок ухода Президента в отставку.

Возникают вопросы: кому должно быть адресовано его заявление об отставке, достаточно ли Президенту заявить о своей отставке или эту от­ставку какой-то государственный орган (или органы) должен рассмотреть и принять по нему решение о принятии отставки или о ее отклонении? Ведь при всем уважении к личности, занимающей должность Президен­та, нельзя отрицать возможности заявления об отставке под давлением ка­ких-то сил, под влиянием временного расстройства здоровья, в состоянии временной депрессии и т. п. Если закон предусматривает возможность принятия решения об отклонении заявления об отставке Председателя Правительства, то почему такой вариант должен быть исключен в отно­шении заявления об отставке Президента? Ответ на этот вопрос должен быть дан в будущем законодательстве. На наш взгляд, это может быть предусмотрено и Конституцией, и федеральным законом «О Президенте Российской Федерации».

 

Стойкая неспособность

Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности по

  состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

К сожалению, и это основание для прекраще­ния полномочий Президента должным образом не регламентировано и 'вызывает много вопросов. В частности, не совсем ясно: «стойкая неспо­собность по состоянию здоровья осуществлять полномочия» является основанием для прекращения полномочий Президента по воле последне­го или вопреки его воле? Нет ответа в законодательстве и на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его об­народует и т.д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.

В связи с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял По­становление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конститу­ции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадле­жащие ему полномочия[12]. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Го­сударственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнару­жившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.

В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепля­ет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средст­ва, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Пре­зидентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непре­рывность функционирования института главы государства.

Содержание и назначение ст. 92 (ч. 2) Конституции РФ, предусматри­вающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются уста­новлением в ст. 91 Конституции РФ положения о неприкосновенности Президента РФ.

Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномо­чий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществ­лять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его консти­туционных полномочий либо иным образом осуществлять свои полномо­чия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — воле­изъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосыл­кой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу ч. 2 ст. 92 Кон-

ции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1 ст. 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ в случае стой­кой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежа­щие ему полномочия является элементом конституционного статуса Пре­зидента РФ и в силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента РФ по указанному основанию имеет конституционный характер. Определение соответствующего по­рядка может быть осуществлено с соблюдением вытекающих из положе­ний Конституции РФ требований, с тем чтобы обеспечивались непрерыв­ность и стабильность осуществления полномочий Президента РФ, ис­ключение факторов, препятствующих нормальному функционированию институтов власти.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в слу­чае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принад­лежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ. По смыслу ст. 92 (ч. 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 10, 78 (ч. 4), 82 (ч. 2), 92 (ч. 1) и 93 (ч. 1) при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти.

В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполне­ние до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ[13].

Анализируя содержание Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г., следует признать, что данное Конституционным Судом толкование ч. 2 ст. 92 Конституции не внесло достаточной ясности. Видимо, целесообразно этот вопрос решить законодательным путем — в Федеральном законе «О Президенте Российской Федерации».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...