Языковые формулы, выражающие обещание, гарантии
Гарантируем, что … Безопасность гарантируется … Конфиденциальность информации обеспечена … Выявленные недостатки будут устранены в кратчайшие сроки … Просим выслать в наш адрес наложенным платежом (вид гарантии) … КЛК «Научные открытия в области архитектуры» Задание 1. Прочитайте текст. Определите основную тему и идею. К какому стилюи типу речи относится данный текст? Охарактеризуйте языковые особенности текста. Результаты любого процесса неизбежно подвергаются новому осмыслению и оценке. В теории архитектуры и искусствоведении наиболее адекватным, и поэтому популярным “описательным средством” для архитектурных форм стало такое понятие как стиль. Несмотря на свои глубокие исторические корни, понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом И. Винкельманом. С тех пор на протяжении 250 лет стиль находился в фокусе научных интересов многих исследователей: Г. Вёлфлина, Э. Кон-Винера, А. Ригля, М. Дворжака, В. Гропиуса, Э. Кассирера, М. Гинзбурга, А. Лосева, Д. С. Лихачева, А. И. Каплуна, В. А. Опарина, А. А. Раевского, Н. Г. Елинер, Е. Н. Устюговой и других. Основная масса трудов, посвященных художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в различных аспектах: философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом. Накопление знаний привело к тому, что понятие стиля в архитектуре и вообще в культуре “обросло” огромным количеством информации, которая зачастую повторяет сама себя, но в несколько ином контексте. Несмотря на “информационный ком” вокруг него, стиль и по сей день является наиболее универсальным, общедоступным понятием и описательным средством в художественной культуре, а в частности – в архитектуре. Но известная проблема понятия, заключающаяся в парадоксальности его употребления (с одной стороны – выражение конкретно-стилевой характеристики, например, стиль автора или стиль постройки, а с другой – обозначение им неких единых свойств в масштабе эпохи или региона) не менее актуальна и сегодня.
Здесь стоит заметить, что современная художественная культура, для которой, характерен плюрализм и полистилизм, вводит в еще большее замешательство. Понятие «стиль» является некой фиксирующей единицей конкретного стилевого явления, существующего единовременно в море изобилия других таких же. Очевидно, понятие само по себе не выдерживает увеличившихся до глобального уровня рамок и масштабов, а, следовательно, и функций объединяющей концепции для “пестрой” и “мозаичной” художественной культуры современного глобализирующегося мира. Таким образом, можно говорить о том, что сегодня необходимы иные, более универсальные и емкие категории и понятия, способные хотя бы немного внести ясность и упорядочить информационный хаос. Таким универсальным понятием в архитектуре может стать так называемый глобальный стиль. Понятие «глобальный стиль» впервые ввел в научный обиход С. О. Хан-Магомедов. Оно предполагает объединение архитектурных стилей, направлений, течений и школ под архитектурной формообразующей системой, которая имеет в своей основе общие художественно-композиционные приемы и средства выразительности, отражающие мировую культуру времени и вечные законы человеческого бытия. Способность выхода системы на глобальный уровень, то есть преодоление религиозных, ментальных, этнических особенностей, дает ей качество универсальности. На сегодняшний день в зодчестве сложились два глобальных стиля. Первый – это классическая стилевая архитектура, основанная на античном ордере, который из эпохи в эпоху на протяжении двух тысячелетий всегда присутствовал в архитектуре в той или иной форме. Ордерная архитектура во всем мире воспринимается одинаково: для всех это просто «архитектура». Элементы ордера зачастую используются в качестве иконических знаков и символов зодчества.
Второй глобальный стиль – «современное движение» XX века, известное как «авангард» или «модернизм». Авангард в первой трети XX в. стал в оппозицию “ордерной классике”. Ориентируясь на «левое» изобразительное искусство, а также на достижения научно-технического прогресса, новый стиль извлек из ордерной системы геометрические и конструктивные первоэлементы форм, отказавшись от традиционных декоративных элементов, которые отражают причастность архитектуры к той или иной культуре. Таким образом, «стерильность» «современного движения» вывела его на универсальный уровень. Смена одного глобального стиля другим предварялась неким переходным периодом, характерным увеличением нестабильности и хаотичности. Первый глобальный стиль завершился эклектизмом, второй – постмодернизмом. Очевидная историческая аналогия позволяет выдвинуть гипотезу о возникновении третьего глобального стиля в архитектуре – вероятного будущего зодчества. Вооружившись синергетическим знанием, попробуем разобраться в обозначенной ситуации (синергетика – научное направление, которое исследует связи между элементами структуры, образующиеся в открытых системах, способных к самоорганизации). Приложение архитектуры к синергетике не только обоснованно, но и само по себе очевидно. Преимущество теории самоорганизации заключается в том, что её понятийный аппарат имеет огромный потенциал с точки зрения универсальности и конвертируемости исходных данных и результатов из одной научной сферы в другую. Наука о сложных самоорганизующихся системах предстаёт как бы метаязыком, позволяющим связывать и “переводить” любые научные поля, оперируя едиными универсальными принципами. В синергетике можно выделить семь таких принципов: гомеостатичность, иерархичность, нелинейность, незамкнутость, неустойчивость, динамическая иерархичность, наблюдаемость (материалы из Интернета).
Задание 2. Выпишите из текста термины и понятия архитектуры и объясните их значение по словарю. Рассматривая архитектуру как сложную самоорганизующуюся нелинейную систему, мы сможем найти четкие и более глубокие связи между архитектурным процессом и охватывающей его реальностью. 1) Гомеостатичность. Гомеостаз – это устойчивое состояние системы, позволяющее ей следовать к своей цели – структуре-аттрактору. Программа функционирования архитектуры заключается в удовлетворении, прежде всего, материальных потребностей человека. Однако по мере удовлетворения материальных запросов возникают более высокие – духовные, которые и являются двигателем прогресса и развития человека. Материальные и духовные потребности и запросы человека стимулируют и формируют материальную и духовную культуры. Архитектура – неотъемлемая часть культуры, где она функционирует на стыке материальной и духовной составляющих, являясь при этом неким связующим звеном. Однако, в отличие от искусства, эта связь намного сильнее и более взаимозависима. Непосредственное взаимодействие материальной и духовной культур в критические моменты истории переводят архитектурную систему из одного устойчивого состояния в другое. Открытия в материальной сфере неизбежно влекут за собой некоторую смену духовных предпочтений, и наоборот. Например, изобретение «движущихся картинок» братьями Люмьер породило новое представление о способах развлечения, что в итоге привело к развитию новых функциональных и образных типов зданий – кинотеатров. Развитие перспективного мышления в живописи породило новый подход к построению архитектурного пространства в эпоху Возрождения. Если говорить конкретно о гомеостазах зодчества, то в целом для архитектурной системы устойчивым состоянием можно считать глобальный стиль. 2) Иерархичность (принцип подчинения). Основным способом структурной иерархии является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим. Среди огромного числа элементов самоорганизующейся системы находится один наиболее неустойчивый элемент, который подчиняет себе все остальные таким образом, что их можно исключить из рассмотрения. Однако это подчинение несет в себе не принудительный, а скорее – характер консенсуса. Подчиняющий элемент, или параметр порядка, существует на каждом из иерархических уровней. При рассмотрении двух соседних уровней в состоянии гомеостаза принцип подчинения означает: долгоживущие переменные управляют короткоживущими, вышележащий уровень управляет нижележащим. То, что для низшего уровня представляет порядок, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса, “строительный материал”.
В зодчестве можно выделить главенствующий, вышестоящий уровень – архитектурную форму, высшей характеристикой которой является её целостность, воплощенная в витрувианской триаде «польза–прочность–красота». Именно эти неотъемлемые элементы, отличающие архитектуру от искусства или простого утилитарного строительства, являются параметрами порядка для короткоживущих элементов нижележащих уровней: материалы, технология, средства, организация, механизмы, машины, используемые для создания архитектурной формы. Так, например, знания теоретической механики необходимы для обеспечения надежности и прочности конструктивной системы здания, а строительные пигменты и лакокрасочные составы необходимы не только для защиты конструкций, но и придания им соответствующих эстетических качеств. 3) Нелинейность – есть нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении: результат суммы воздействий на систему не равен сумме результатов этих воздействий. Нелинейность системы заключается в её эволюционировании различными путями; наличии бифуркаций, то есть ветвлении возможных путей развития, а также в идее необратимости эволюции. Периодическое чередование различных стадий протеканий процессов (усиление и ослабление степени интенсивности процессов) также является отражением нелинейности. Как и любая “человекомерная”, социальная система, архитектура нелинейна по своей природе и имеет не один единственный, а несколько альтернативных путей развития. Этих путей много, и они определяются, прежде всего, спектрами структур-аттракторов, которые уже изначально, “генетически”, заложены в основных свойствах системы. В истории архитектуры можно привести множество примеров смены режимов. Наглядной иллюстрацией служит смена стилей: античность и эллинизм, романская архитектура и готика, ренессанс и барокко. Концепция Д. С. Лихачева о романтическом и рационалистическом творческих методах это подтверждает.
4) Незамкнутость (открытость) заключается в том, что иерархический уровень способен развиваться и усложняться только в условиях обмена веществом, энергией и информацией с другими уровнями. Положение архитектуры на стыке материальной и духовной культур является доказательством открытости системы зодчества. Основные свойства архитектурной системы, бесспорно, связаны с человеком, архитектура движима его волей. Но, несмотря на это, существуют внешние воздействия и условия, влияющие как на самого человека, так и на архитектуру. Так, например, климатические условия диктуют формирование определенных архитектурных форм, вне зависимости от внутренних, духовных интенций человека. 5) Неустойчивость – это сверхчувствительность нестационарных элементов системы к малым воздействиям, или флуктуациям в режиме обострения, приводящая к вероятностному хаотическому распаду этих структур или к «фазовому переходу», то есть переходу к новому устойчивому состоянию (гомеостазу). Любой длительный процесс приводит к моменту обострения, “точке кипения”, когда увеличиваются темпы развития, возрастает нестабильность, хаос. В связи с этим становится затруднительной адаптация системы к мгновенно меняющимся условиям. Именно в такие кризисные периоды возрастает опасность сверхвзрыва, распада системы. Однако есть и второй сценарий – это «фазовый переход», смена структуры-аттрактора, переход на новый режим функционирования. В моменты обострения, когда система находится в состоянии хаоса сомнений и выбора при высоком мотивационном фоне, рождается нечто новое. Поэтому особенно важно именно в такие периоды занимать активную позицию в управлении ситуацией. Архитектурные моменты обострения зачастую совпадают с общественными. Опять же наглядными примерами могут послужить смены стилей в архитектуре и искусстве, более того, можно назвать конкретные стилевые явления, фиксирующие моменты обострения. 6) Динамическая иерархичность (эмерджентность). В широком смысле под эмерджентностью понимают свойства системы, которые не присущи её элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему. С точки зрения синергетики – это порождение параметров порядка, когда приходится рассматривать взаимодействие более чем двух уровней, и сам процесс становления параметров порядка есть процесс исчезновения, а затем рождения одного из них в процессе взаимодействия минимум трех иерархических уровней системы. Динамическая иерархичность – основной принцип прохождения системой точек бифуркаций, становления, рождения и гибели её иерархических уровней. В точке бифуркации коллективные переменные, параметры порядка макроуровня возвращают свои степени свободы в хаосе микроуровня, растворяясь в нем и увеличивая его степень хаоса. Затем, в непосредственном процессе взаимодействия мега- и микроуровней, рождаются новые параметры порядка обновленного макроуровня. Архитектурную систему можно представить в виде взаимодействия трех иерархических уровней. Верхний мегауровень представлен архитектурной формой, понимаемой в самом широком смысле как материальное воплощение архитектурного феномена, реальный физический продукт архитектурной деятельности. Здесь можно выделить три основных параметра порядка, смысл которых заключается в целостности архитектурной формы, сформулированной в витрувианской триаде. Параметры порядка мегауровня: 1) конструктивная система и декор; 2) архитектурная типология, назначение; 3) образ (опредмеченное мировоззрение общества). Низший микроуровень представлен, в прямом смысле, строительным материалом, из которого образуется архитектурная форма. Параметром порядка здесь может стать любой из известных или изобретенных реальных материалов: дерево, камень, металл, пластмасса и так далее. В развитии материалов наблюдается тенденция перехода от природных и комбинированных материалов к искусственным материалам, что естественным образом влияет и на архитектурные формы. Если определено «что?» на мегауровне и «из чего?» на микроуровне, то макроуровень должен “отвечать” на вопрос «как?». Этим «как?» являются технологии и средства строительного производства, без чего обработка материала и построение архитектурных форм просто невозможно. Параметрами порядка здесь выступают всевозможные знания и практические навыки, средства и приемы организации в сфере строительства. Взаимодействие обозначенных уровней развивает всю архитектурную систему, но эволюционный процесс происходит только при наличии надлежащих условий. Для архитектуры такими надлежащими условиями являются различные проявления материальной и духовной культур, а именно: мировоззренческие ориентиры общества и человека, их моральные и нравственные ценности, знания и достижения научно-технического базиса, достижения в области художественной культуры в то или иное время. Безусловно, важен контекст и понимание среды, в которой существует архитектура. Архитектура как сложная открытая нелинейная система существует только во взаимодействии с другими системами. Важным становится ее ориентированность на коэволюцию с природой и самим человеком. Все взаимосвязано в этом мире и ничего не уходит и не приходит без взаиморефлексии. 7) Наблюдаемость. Принцип подразумевает относительность в восприятии различных иерархических уровней системы, различных масштабов, различных темпомиров. Наблюдая за микроуровнем изнутри, можно увидеть порядок. Но как только масштабы увеличиваются, например, до макроуровня, упорядоченная структура нижележащего уровня видится уже как хаос. Ярким примером является ситуация с понятийным аппаратом архитектурной науки, а именно с упоминавшимся выше понятием «стиль». Порядок в стилевой палитре современного зодчества будет видеться до тех пор, пока наблюдение происходит изнутри уровня самих стилевых явлений: больших стилей, течений, направлений. Перейдя на уровень глобального стиля, то есть вышестоящего иерархического уровня, ситуация видится уже под другим ракурсом. Если говорить о человекомерных системах, подобных архитектуре, то здесь стоит выделить еще один принцип – репликации. Данный принцип является неким развитием предыдущего. Репликатором в широком смысле можно называть некое отображение среды, самовоспроизводящуюся единицу информации или объект. Репликаторы способны копировать принципы функционирования и эволюции среды, внутри которой существуют. Однако они не только “перенимают” программы функционирования своих сред и систем, но и могут вступать в конфликт с самой средой и системой-оригиналом. Причины могут быть разными: задержки с воспроизводством окружающей реальности, неадекватные условия сред, сбои в процессе репликации. В архитектуре самым показательным примером репликатора является архитектурное стилевое явление и, закономерно, глобальный стиль. Размышляя над природой глобального стиля, можно заметить, что время существования определенного типа общественного строя соответствует периоду господства одного из глобальных стилей в архитектуре. Традиционному обществу соответствует первый глобальный стиль, ордерная архитектура; индустриальному обществу – второй глобальный стиль, модернизм; постиндустриальному обществу – вероятно, соответствует зарождающийся третий глобальный стиль. Хронологическое соответствие глобального стиля и типа общественного строя обусловлено самим характером постижения архитектурой бытия (материалы из Интернета). Задание 3. Прочитайте текст. Определите основную тему и идею. К какому стилю и типу речи относится данный текст? Охарактеризуйте языковые особенности текста. Выпишите из текста термины и понятия архитектуры и объясните их значение по словарю. В период первого глобального стиля архитектура воспринимается как искусство, ремесло. Производство какого-либо здания или сооружения организуется эмпирическим путем с применением рутинных приемов. Здесь стоит заметить, что до эпохи Возрождения архитектурного проекта вообще не существовало, строили прямо по месту, обращаясь к схемам и примитивным чертежам, локально и только по надобности. Архитектура первого глобального стиля существовала под девизом «красота спасет мир». В подтверждение этому можно отметить, что многие исторические памятники архитектуры воспринимаются практически всеми людьми одинаково – как произведения искусства. Таким образом, для архитектуры первого глобального стиля можно предложить новое, в полной мере характеризующее ее суть, название – «Art-Craft Architecture» (архитектура как искусство и ремесло). Второй глобальный стиль, возникший благодаря индустриальной революции, можно назвать «Art-tech Architecture» (архитектура как искусство и продукт техники). На эту архитектуру, как следует из истории, повлияло левое изобразительное искусство, вдохновленное научно-техническим прогрессом. Архитектура периода второго глобального стиля по-прежнему воспринималась архитекторами, но не обывателями, как произведение искусства, но с иными парадоксальными ориентирами. Для понимания этого парадокса достаточно привести несколько цитат корифеев архитектуры того времени: «Меньше есть больше» (Мисс ван дер Роэ); «Форму определяет функция» (Л. Салливен); «Дом – машина для жилья» (Ле Корбюзье). Идея прогресса техники была понятна всем, идея прогресса искусства – понятна только лишь его создателям. Пройдя очередную бифуркационную точку, которая, надо заметить, длилась на протяжении практически всего века и в острой форме проявилась для архитектуры лишь в постмодернизме, зодчество находится пока еще в хаотичном, кризисном состоянии. Причем этот кризис логично называть кризисом становления. Будучи внутри него, важно избрать оптимальный путь развития, но тот, который соответствует внутренним интенциям архитектуры и человека. Анализируя современную ситуацию постиндустриального общества, можно прийти к выводу о научно-техническом характере зодчества, а, следовательно, предложить архитектуре третьего глобального стиля название – «Sci-Tech Architecture» (научно-техническая архитектура). Действительно, на сегодняшний день архитектура мгновенно впитывает любое научное открытие и “примеряет” его на себе. Архитекторов уже не удивишь нелинейным компьютерным проектированием – достаточно взглянуть на новейшие постройки и проектные концепции зданий и сооружений самых немыслимых ранее форм. Несмотря на активное освоение зодчеством научных достижений, для его новых формотворческих экспериментов важным становится решение глобальных проблем средствами, подвластными архитектуре. Эти проблемы современные архитекторы пытаются решить. В связи с этим можно проследить общую тенденцию в архитектуре третьего глобального стиля. Заключается она в том, что формообразование в современной архитектуре, тяготея к имитации живой природы, пытается возвратиться к своей традиции, которая заключается в уподоблении рукотворной среды среде естественной. Это уже не “стилизация” природы, как это было с ордерной архитектурой, или покорение на примере «современного движения». Это максимально возможная имитация естественно-природного за счет средств научно-технической базы, являющейся источником новаторства для архитектуры (материралы из Интернета). Задание 3. Составьте деловое письмо, используя языковые формы, выражающие просьбу о чем-либо. Задание 4. Составьте деловое письмо, используя языковые формы, выражающие предложение о взаимном сотрудничестве. Задание 5. Составьте деловое письмо, используя языковые формы, выражающие уведомление, сообщение о чем-либо. Задание 6. Составьте деловое письмо, используя языковые формы, выражающие приказ, распоряжение о чем-либо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|