Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

от Дэвида Льюиса. Структура смены. Планирование.. I. Период организационный




от Дэвида Льюиса

1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

2. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т. е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

3. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

4. Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

5. Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

6. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.

7. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

8. Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.

9. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

10. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

11. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.


Структура смены. Планирование.

Традиционно, профильная смена проходит в 7 дней и за этот короткий период нужно успеть выполнить цели и задачи сбора, подружить детский отряд и не забыть про свой личностный рост. Чтобы все это успеть и ничего не упустить на этапе подготовки мы составляем программу профильной смены. Планирование программы – это своего рода искусство, поскольку вам нужно учесть множество факторов. Одним из ключевых является периодизация смены. Рассмотрим подробнее периоды лагерной смены, ведь у каждого из них есть свои особенности: психологическое восприятие детьми происходящего на смене, цели и задачи педагогической деятельности ведущего, общелагерные события.

Итак, каждая смена в лагере условно подразделяется на три периода:

1. организационный (1-2 день);

2. основной (3-5 день);

3. заключительный (6-7 день).

 

I. Период организационный

Место в общей логике — первые 2 дня: от заезда до организационного оформления отряда и открытия смены.

По отношению к оргпериоду существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оглядываясь на опыт прошлых смен, смело можем сказать, что эта примета правдивая. По крайней мере, если в первые 2 дня ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Краткий девиз периода: «Удивление! Темп! Разнообразие! ».

Задачи:

§ Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями и законами.

§ Создать условия для адаптации к новым условиям жизни и быта.

§ Создать доброжелательную, комфортную атмосферу: заложить основы будущего коллектива.

§ Выявить лидеров, заложить основы самоуправления.

§ Узнать все о своем отряде: возраст, характер, увлечения, интересы.

Основное содержание: игры на знакомство; костры и «огоньки»; игры-разведки; КТД на раскрытие творческих способностей и интересов; творческое представление педагогического отряда.

Основные итоги. К концу оргпериода у ребят должно сложиться понимание того, зачем они здесь, что их ждет на смене, кто эти люди, с которыми они живут и работают. Оргпериод заканчивается оргсбором, коллективным планированием, открытием лагерной смены.

Позиция ведущего. Самоуправления пока нет, поэтому ведущий руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся ведущими. Центральная позиция — позиция организатора.


II. Период основной

Место в общей логике — между организационным и заключительными периодами.
(В нашем случае – это 3-5 день).

Основной период – это выполнение поставленных перед сменой целей, самый длинный по продолжительности:

- формирование временного коллектива;

- психологический климат в отряде;

- выполнение образовательной программы, досуг, оздоровление ребят.

Задачи:

§  продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей,

§ контролировать состояние здоровья детей,

§ требовать соблюдения режима дня, правил, законов лагеря,

§ организовать разнообразную деятельность,

§ продолжить индивидуальную работу с ребенком, развивать лидерские качества и умения детей, давать поручения и поощрять их выполнение,

§ обеспечить выполнение отрядной программы и коллективно составленного плана деятельности.

Основное содержание: работать по плану смены, отряда; веревочные курсы, игры, праздники, состязания, квесты, тренинги, работа кружков, мастерских.

Основные итоги. К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть, участвовать в общелагерных событиях.

Позиция ведущего. Ведущий руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция — позиция старшего товарища, все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли ведущего.


III. Период заключительный

Место в общей логике — 6-7 день.

Вот и подошла к концу смена. До ее закрытия остается всего один день. Вы ощущаете почти непреодолимую усталость, но одновременно с этим удовлетворение от множества реализованных творческих дел и личных достижений на педагогическом «фронте».

Сейчас, когда так хочется отдохнуть, начинается самое главное. Ведь вы должны не только сохранить у ребят ощущение радости от пребывания в лагере, но и параллельно начать готовиться к выезду команды организаторов.

Дети чувствуют отъезд задолго до закрытия смены, уже на конец 4-5 дня. Ведущему в эти дни нужно не потерять бдительности, нельзя расслабляться, нужно быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если ведущие ослабляют требовательность, пытаются завершить все, что не успели во время лагерной смены. Поэтому ведущему необходимо помнить следующее:

- работать по намеченному ранее плану,

- стремиться не нарушать режим дня,

- не оставлять без внимания детей и подростков в свободное время,

- не давать возможность скучать,

- не выпускать из поля зрения ни одного ребенка.

Задачи:

§ Создать атмосферу дружеского прощания.

§ Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда.

§ Подвести итоги смены.

§ Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, ведущих.

§ Сориентировать детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое. (Операция «Розыск потерянных вещей», «Чемодан»).

Основное содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступления отрядов, кружков, секций; прощание друг с другом и с лагерем; прощальный концерт педагогического отряда.

Основные итоги. К концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятельность пед. отряда, вручены награды и прощальные сувениры.

Позиция ведущего. Ведущий — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т. д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.

Еще немного о планировании:

Основа для эффективной работы в детском лагере –
планирование работы педагогического отряда
.

 

До выезда в лагерь ведущему необходимо разработать перспективный план. Это основа для его работы.

План – документ, в котором отражена система воспитательной деятельности ведущего. Это проект развития личности и детского коллектива, в котором живет личность, в котором будет проходить эта воспитательная работа.

Исходными данными для планирования могут служить:

– календарь летних праздников;

– традиции санаторного оздоровительного лагеря;

– информация о детях;

– планируемые ожидания детей;

– задачи оздоровительного периода;

– принципы планирования;

– модель смены.

Советы ведущему, планирующему свою работу в лагере:

1. С будущим напарником определите цели и задачи предстоящей смены.

2. Изучите возрастные особенности детей.

3. Обратите внимание на ожидания детей в данном возрасте.

4. Изучите возможности лагеря (традиции, периодичность дружинных, отрядных

дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в

вашей работе.

5. Отберите средства, формы, методы, которыми владеете.

6. Составьте модель смены с учетом материально-технических возможностей лагеря.

7. Используйте данные из анкет (увлечения, ожидания, желаемые поручения,

умения и др. ).

8. Создайте творческую атмосферу в отряде.

9. Учитывайте интересы детей, а не ведущих.

10. Планируйте!

 

Лучший план работы – план, одобренный, подсказанный детьми. И поэтому их обязательно надо привлечь к планированию смены. Согласитесь, решать все за детей, не узнав, а хотят ли они этого, – это совсем несправедливо, поэтому не бойтесь привлекать детей к совместному плану.

 

И помни, скучная жизнь бывает у скучного ведущего!  


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...