Методика проведения «Веревочного курса»
Веревочный курс - это методика подготовки сплоченных команд, пришедшая в Россию от американских скаутов, которые взяли её у морских котиков (десант), которые позаимствовали её у антарктических пингвинов. Дальше нить теряется. В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «Веревочном курсе», ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию, и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. «Веревочный курс» - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своим действиям. Главные цели «веревочного курса» - командная работа и лидерство. Ни одно задание ВК невозможно выполнить в одиночку, пройти его можно лишь действую очень сплоченно всей группой. Сложность выполнения связана не только с самим заданием, но и с правилами веревочного курса. Основное правило такое: задание считается выполненным, если вся группа проходит через него, если кто-то один ошибается, то вся группа возвращается назад, к началу задания. Ведущий имеет право иногда делать «сохранёнки», т. е. при очередной ошибке возврат будет происходить не к самому началу задания, а к моменту, когда было произведено сохранение. Ведущий принимает решение только если все члены группы будут за это решение, если кто-то в группе против (даже один), то решение не считается групповым и не принимается. Каждое упражнение имеет свою маленькую легенду. Постарайтесь максимально вжиться в эту легенду, представить реальную ситуацию, и тогда вам будет проще выполнить задание. К каждому заданию дается инструкция. Она включает всё необходимое, что вам нужно знать для выполнения задания. Никаких подсказок, комментариев, решений не делается. С того момента как сказана инструкция вы предоставлены сами себе, ведущий только следить за соблюдением правил.
Варианты организации самоанализа: 1. После каждого упражнения. Этот вариант наиболее приемлем при использовании «ВК» в качестве тренинга, когда наибольшее внимание уделяется психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения. 2. В середине «ВК» и после него. Этот вариант наиболее распространен среди организаторов и используется при проведении «ВК» с целью сплочения коллектива, находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления при выполнении последующих упражнений. После «ВК» участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения. 3. После всего «ВК». Данный вариант рекомендуется использовать только в случае, когда время на его проведение очень ограничено. В ходе обсуждения участники делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению. Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее время дать возможность группе использовать сделанные выводы в другой коллективной деятельности.
Вся жизнь игра… Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться воспроизводить сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, являются отличным инструментом в работе с детским временным коллективом, главное для ведущего – научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру, нужно ответить на ряд вопросов: 1. Какова цель игры или, другими словами, для чего ведущий ее проводит? Цели могут быть разными: создание и развитие коллектива; выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально-познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов); занять паузу. 2. Возраст, на который вы ориентируетесь при проведении игры? Многие игры, интересные для детей старшего возраста, малышам покажутся очень сложными, и наоборот, игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны. 3. Условия, которыми вы располагаете для организации игры: помещение или улица; территория передвижения; возможность сидеть в кругу; актовый зал; спортивная площадка. 4. На какой стадии находится формирование коллектива? Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса. 5. Количество участников игры. 6. Какими реквизитом располагаете: бумага, ручка, скрепки, маркеры, мячи, обручи, скакалки, песок? 7. Сколько у вас свободного времени для проведения игры? 8. Какой итог игры вам нужен: победители, номинации, одобрение, глубокий анализ. Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки, поэтому при планировании вашей работы с напарником заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте оставлять время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для тебя важным опытом не только в работе педагогического отряда, но и в жизни.
Для того чтобы легче было выбрать из множества игр ту, которая решит вашу проблему на данный момент (займет ребят, познакомит, поможет выявить лидера, организовать активный отдых на перемене и т. д. ), попробуйте использовать нижеприведенную классификацию игр по содержанию поставленных задач: - на знакомство; - на сплочение; - розыгрыши; - познавательные (интеллектуальные); - развлекательные.
Организуя игры, начинай с тех, в которых ты сам можешь быть примером и авторитетом, которые освоил до тонкостей. Это даст тебе право быть организатором, но потом свое право надо подкрепить знанием новых увлекательных и полезных игр. Не торопись с оценкой. Увлекает только хорошо освоенная игра, а сложную можно освоить лишь за несколько раз. Не спеши вводить все новые и новые игры: достаточно 2-3 новых игр в неделю. Начинай с простых, но интересных. Продумав заранее ход игры, определи место, время, необходимый инвентарь, возможных участников и помощников. Учитывай возраст и пол, количество участников. Следи за длительностью игры, чтобы ребята не переутомлялись, не занимали игрой времени, необходимого для других занятий. Тон твоего обращения к игрокам должен быть твердым, уверенным, и в то же время не начальствующим, а приветливым, дружелюбным: ведь нельзя заставить играть насильно, но можно увлечь, заинтересовать. Твое место в игре может быть различным: судья, посредник, организатор болельщиков, капитан одной из команд, водящий или рядовой игрок, зажигающий других своим увлечением. Помни, что главный смысл игры не в победе любой ценой над «противником», а в удовольствии от общения друг с другом.
Перед началом проведения игр организатору желательно составить план, во что он будет играть и иметь с собой необходимый инвентарь.
Организатор может иметь при себе «шпаргалку» с играми, чтобы в нужный момент (в случае перемены плана, появлении свободного времени и т. п. ) предложить ребятам новую игру. Их можно составить самому. Некоторые игры, если в них долго не играть, забываются. Удобно составить для себя игротеку с играми, записанными на карточки. Организатору удобнее будет работать, если он не только будет пополнять игротеку, но и комментировать записанные уже игры, по возможности, вносить какие-либо изменения или создавать новые игры на основе старых. Общие рекомендации: Играйте так, чтобы получать удовольствие от игры и радовать друг друга. Не увлекайтесь игрой настолько, чтобы потерять контроль над ситуацией и взаимоотношениями. До начала игры задайте следующие вопросы: Ø Сколько детей примет необходимо задействовать? Ø Есть ли достаточно времени? Ø Есть ли подходящее место? Ø Есть ли в наличии инвентарь?
Объясняя игру, руководитель должен поставить детей так, чтобы им всем было хорошо его видно и слышно. Рассказ об игре должен быть краток и логичен. Лучше всего придерживаться следующего плана изложения: 1. Название игры. 2. Роль играющих и их место расположения. 3. Ход игры. 4. Цель игры. 5. Правила игры. Для лучшего уяснения игры хорошо, если рассказ сопровождается показом элементов игры. Очень важно сразу после окончания игры подвести итоги. Руководитель должен дать оценку игре в целом и оценить действия отдельных игроков. Необходимо указать на те ошибки и нарушения правил, которые были в игре, а также отметить лучших игроков. Разбор игры способствует лучшему усвоению ее правил, а также дает возможность руководителю выяснить, насколько они усвоены детьми. К разбору игры следует привлекать самих ребят. Это способствует развитию их инициативы, укреплению сознательной дисциплины, товарищеских отношений и усиливает их интерес к дальнейшей спортивной подготовке. Подводя итоги игры, учитывается, что, кроме физической подготовки, она развивает чувство товарищества, умение действовать в коллективе, инициативу, критическое мышление, стремление к победе, упорство, силу воли. Кроме того, необходимо указать, что игра способствует развитию скорости, выносливости, координации движений, содействует всестороннему физическому развитию. Подобный анализ помогает глубже понять педагогическое и спортивное значение игр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|