Вопросы к детям.. Программное содержание.
Ход. В. - «Недалеко от Москвы раскинулось небольшое старинное село Жостово. Многие знают название этого села, народные мастера давно начали создавать здесь лакированные жостовские подносы. Важная роль в развитии традиций декоративной жостовской росписи принадлежала старейшим мастерам: И. Леонтьеву, М. Митрофанову, П. Платонову и другим. Традиции своеобразного мастерства постоянно обогащается творческим трудом большого коллектива. Сегодня в Жостове также работают знаменитые мастера: В. Графов, Н. Антипов, Е. Лапшин и другие. Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, так как выполняется она без всяких образцов. Среди жостовских вещей не найти двух совершенно одинаковых, ведь все мастера работают творчески, не копируя чужие образцы и не повторяя свои собственные. Изготавливают разносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из листа и ковались вручную, а сейчас выполняются на механических прессах. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют и лакируют, делают их поверхность безупречно ровной, затем расписывают масляными красками, покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные бутоны цветов. Роспись выполняется в несколько этапов. Начинается она с «замалевки»: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. «Замалеванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приемами «тенежкой» и «прокладкой» строятся формы цветов и листьев: сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подсвеченных, уточняющих все формы. Завершается роспись изящной графикой «чертежки» и «привязки»: упругие линии «чертежки» легко обегают по контуру лепестки и листья, по контрасту выразительно подчеркивая их сочную живопись; мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.
Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе, степенном чаепитии в крестьянских или купеческих домах. Очень популярны подносы и в наше время. В современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера. Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, треугольными, фигурными – фестончатыми, гитарными. Обычно подносы бывают черного цвета, но бывают и другого цвета: зеленого, синего, фиолетового, золотистого, красного, под «слоновую кость». На подносах изображают яркие, красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц. Многоцветные букеты, венки, гирлянды – розы, мак, васильки, шиповник, астры, тюльпаны украшают поднос. Цветы выступают из ночной темноты фонов яркими красочными переливами. На подносе они выглядят живыми. Мастера чаще всего пишут красочные букеты. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффективно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Сначала подносы украшают крупными цветами (розы, георгины), а затем небольшими цветами, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются, и появляются стебли букетов, листья, травинки. Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как сквозь него просвечивает темный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками, стебельками. Мастер все время уточняют форму букета, цветы словно становятся живыми. Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму – орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, переплетающиеся линии). Жостовские подносы всегда дарят людям радость и красоту.
Вопросы к детям. • Какой поднос вам понравился больше всего? • Какой фон чаще всего используют мастера Жостова? • Чем жостовские подносы отличаются от других лаковых промыслов – Палеха, Федоскино? • Где и для чего можно использовать жостовские подносы? Полочка красоты. • Жостовские подносы и их иллюстрации. • Палеховские и Федоскинские миниатюры – шкатулки. • Разные лаки, краски, кисти. Золотая хохлома ( беседа ) Программное содержание. • Расширять знания детей о народном искусстве. • Уточнять представления о хохломском промысле. • Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. • Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства. Материал: выставка хохломских изделий, иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно- прикладного искусства, аудиозапись народных мелодий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|