Вопросы к детям. Приложение 3. Беседа о русских народных сказках. «Сказка — ложь, да в ней намёк…». Цель:проследить, какрусский народ через сказки учил детей относиться к старшим.
Ход. Выставка подлинных изделий хохломского промысла. В. – «Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много леса шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин. (Туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина – сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму. ) В селе Хохлома проводились ярмарки по продаже золотистых расписных деревянных изделий. «Золочение» изделий из древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было поставить одну миску с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. В отличии от мисок и чаши поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш, одна из них служила крышкой, а другая туловом сосуда. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить её очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки, - ковшики, братины. Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно вырезать из неё любое изделие. Затем этим изделиям необходимо было дать просохнуть, иначе дерево может дать трещину, а чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что она треснет, надо поры закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза, и, пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, таким оно поступает к художнице.
В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, желтую, зеленую. А кисточку он делает из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» - дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травка дополняется цветами, ягодами, листьями. Этот вид росписи называется «растительно - травочным». Роспись под «фон» - это более трудоемкий вид росписи. На поверхности изделия черной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство закрашивается красным или черным цветом. Роспись «кудрина» отличается от других видов росписи своей аккуратностью. Её формы напоминают завитки-кудри. Вопросы к детям. • Как называется роспись, которой украшены изделия, представленные на выставке? » • Где производят эти изделия? • Из чего изготовлены хохломские изделия? • Чем отличаются изделия, украшенные хохломской росписью, от изделий, украшенных Городецкой росписью?
Приложение 3 Беседа о русских народных сказках «Сказка — ложь, да в ней намёк…» Цель: проследить, какрусский народ через сказки учил детей относиться к старшим. Задачи: - изучить русские народные сказки; - выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона. - проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим.
Ход. Воспитатель: Здравствуйте ребята. А вы любите сказки? (Любим) Какие русские народные сказки вы знаете? («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Машенька и медведь и т. д. ) Все ребята любят сказки. Древние традиции народа заложены в народных сказках. Недаром говорят: сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней. Ребята, а что такое сказка? (ответы детей). Сказка- произведение устного народного творчества, повествующее о вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и литературные сказки. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. Всказке есть зачин, присказка и концовка. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления и мечты. А сейчас предлагаю отгадывать сказку. Отгадываем загадки: В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Реченька, спаси меня, Ты спаси меня и братца! (Гуси-лебеди) (русская сказка ) Правильно, молодцы. Что мы можем сказать о героях этой сказки? «Гуси-лебеди» В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей указывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искать его. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто не хотел ей помочь. А когда она стала обращаться ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, все девочке помогли. Родителей девочка называет батюшка и матушка. Даже к злой Бабе-Яге обращается вежливо. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливое обращение. На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился. (Колобок) «Колобок» В сказке «Колобок» герой сбежал от бабы и деда не зная, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание колобка привело его к гибели. «Морозко» В сказке «Морозко» девушка, которая была терпелива и вежлива с Морозком, получила в награду соболиную шубу, золото, серебро и короб с богатыми подарками. Пять раз спрашивал Морозко Красную девицу, дедову дочку:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - А девушка хоть и замерзла сильно, даже окостеневать стала. Чуть языком шевелит, но отвечает вежливо и ласково: - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. - Ой тепло, голубчик, Морозушко! Здесь мы видим, как награждалось в сказках кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации. А дорога далека, А корзинка – нелегка, Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок.
«Маша и медведь» Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо называет свих родных бабушкой и дедушкой. Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие. «Летучий корабль» Эта сказка хранит в себе мудрость веков, в которой говорится: почитай старого да мудрого, и будет тебе помощь. Главный герой был вежлив с мудрецом и почитал его, за что последний щедро одарил его знаниями. Так, с лёгкой руки волшебника-дедушки и удался Летучий корабль. Выполнил герой и наказ старца: чтобы тот сажал всех к себе на Летучий корабль, кто попадётся ему по дороге. Так и получилось, что на своём корабле он собрал 7 помощников, которые помогли ему справиться с трудными задачами царя. В большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, могут получить урок; - в русских народных сказках непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушание вознаграждались; - герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней, и многим героям пришлось проходить целые испытания, чтобы понять это; - обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, к родным - сестрица, братец. Главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
Взрослые не зря беспокоятся о нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад, помогают нам это понять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|