Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Факторы риска суицидального поведения в подростковом возрасте




2. ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В психологической науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают подростковые самоубийства [3, 4, 5, 6, 11]. Психологическая организация подростка неустойчива, подростковый возраст характеризуется целым рядом биологических, психологических и социальных факторов, каждый из которых вносит свою лепту в общую картину его протекания. Подростковый возраст – это переходное состояние, начало которого ознаменовано половым созреванием, а конец – приобретением независимости от значимых взрослых. При этом наблюдается несоответствие уровня биологического развития индивида его психологическому
и социальному уровням. Формирование целого ряда новых психологических и социальных характеристик, смена личностных и социальных приоритетов вызывают значительный уровень стресса. Переживаемый подростком стресс в свою очередь может привести к нарушениям психического здоровья.

2. 1. Биологические факторы риска суицидального поведения

Различные отделы мозга, как биологического субстрата психики индивида, созревают, согласно современным нейроанатомическим данным, неравномерно. Вначале созревают отделы, отвечающие за первичные моторные и сенсорные функции, после чего созревают отделы коры более высокого порядка, отвечающие за операции, при которых интегрируются данные функции и реализуется контроль за ними. В целом филогенетически более древние структуры созревают раньше, чем новейшие отделы коры.

Сочетание несозревшей префронтальной коры (когнитивные функции и контроль) с развитыми и порой чересчур интенсивными эмоциями ослабляют способность подростка осуществлять полноценный когнитивный контроль за своими действиями, просчитывать последствия предпринимаемых действий, адекватно, а не импульсивно реагировать
в эмоционально значимых для него ситуациях.

Помимо существенной разницы в темпе созревания различных отделов

коры головного мозга, означающей целый ряд сложностей для подростка, связанных, в первую очередь, с контролем своего поведения, подростковый возраст ознаменован началом пубертатного периода. Важнейшими маркерами нейроэндокринологических изменений является выработка половых гормонов и гормонов стресса, прежде всего, кортизола. Половые гормоны не только отвечают за формирование вторичных половых признаков и взросление организма, но и оказывают влияние на общее функционирование мозга, в частности, на развитие лимбической системы, функционирование дофаминэргической и серотонинэргической систем. Кортизол и вся система стресс-реагирования (гипоталамо-гипофизарно-кортикоидная ось), в том числе такие ее компоненты, как кортиколиберин
и АКТГ, оказывают влияние на выраженность агрессии и вносят свой вклад
в развитие депрессии.

    Кроме того, подростковый возраст является таким периодом в жизни человека, когда на фоне нейрогуморальной нестабильности начинают проявляться, дебютируют так называемые эндогенные психические расстройства, включая шизофрению и аффективные психозы – монополярные или биполярные аффективные расстройства, характеризующиеся проявлением депрессивных и маниакальных эпизодов, возникающих даже при относительно благоприятных внешних условиях жизни.

Таким образом, биологические факторы наряду с социальными
и психологическими могут определять нестабильность эмоционального состояния подростков разной степени выраженности, объясняют
его подверженность частой смене настроения, эмоциональной реактивности, склонности к депрессии и повышенной неконтролируемой импульсивности. Они также дают объяснение рисковому поведению, связанному
как с поиском новых ощущений, так и с неэффективностью контроля
за собственными действиями, агрессивностью и повышенной тревожностью.

Биологические особенности подросткового периода создают предпосылки для зависимого поведения, злоупотребления психоактивными веществами и риска возникновения суицидальных мыслей и намерений.
В том, насколько вероятным будет неблагоприятное развитие, определенное значение имеют психологические и личностные особенности подростков.

 

2. 2. Психологические факторы риска суицидального поведения

Психологические особенности подростков на этапе активного становления их личности и самосознания неразрывно связаны
с биологическими особенностями подросткового периода. Эрик Эриксон, разрабатывая свою теорию возрастной периодизации и задач каждого
из возрастных периодов, выделял стадию 11–20 лет как ключевую с точки зрения формирования идентичности, отмечая, что именно в этот период индивид характеризуется неустойчивым, противоречивым самовосприятием. Все, что подросток познал о себе и о мире на предыдущих этапах развития
и при прохождении более ранних кризисов, должно быть переосмыслено, объединено в единую, более зрелую картину мира и себя в нем.

Только при успешном завершении подросткового периода личность получает ответы на мучительные до этого момента вопросы, а именно
на протяжении всего подросткового периода, можно предположить,
что личность страдает из-за состояния, которое Эриксон определяет
как «диффузию личности». Отсюда – склонность к депрессии, подавленность и частая смена настроения, высокая эмоциональная реактивность
и склонность к импульсивно-аффективному поведению, застревание
в негативных эмоциональных состояниях в ситуациях значимого эмоционального события, сложный неоднозначный поиск себя и своих пределов, проявляющийся, в частности, в рискованном и девиантном поведении и т. д.

Большую роль в этих сложных исканиях подростка играют интерперсональные аспекты, его взаимоотношения с взрослыми
и сверстниками. При отсутствии адекватного контакта со сверстниками
и со взрослыми незрелая система психологической саморегуляции подростка дает сбой под воздействием различных психосоциальных стрессоров, среди которых стрессорам, связанным с межличностными отношениями, принадлежит ведущая роль. При этом формируется «туннельное» сознание, когда подросток видит только определенные эмоционально значимые (часто негативно окрашенные) аспекты ситуации, что порой приводит к с трудом проходящему ощущению безвыходности, безнадежности и бесполезности.

Суицидом подросток пытается изменить обстоятельства: избавиться
от невыносимых переживаний, уйти от травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание
к своим проблемам. Кроме того, существуют особенности личности,
не позволяющие подростку адекватно реагировать на жизненные проблемы,
и тем самым, при определенном стечении обстоятельств предрасполагают
к суициду. К этим особенностям личности можно отнести следующие:

- неумение найти способы удовлетворения своих потребностей;

- отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу;

- общее отрицательное отношение к авторитетам, миру взрослых (недоверие к тем, кто стремится им помочь (близким, врачам, психологам);

- эмоциональная нестабильность, недостаточное развитие механизмов эмоциональной саморегуляции;

- повышенная внушаемость;

- бескомпромиссность;

- отсутствие навыков конструктивного решения проблемы.

Среди психологических механизмов, формирующих суицидальное поведениеподростков, особое значение имеют следующие. Эгоцентризм связан с тем, что все внимание подростка зачастую сконцентрировано на себе самом; когда он попадает в тяжелые жизненные условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться в себе. Аутоагрессия и пессимистическая установка усугубляют ситуацию. Кроме того, в подростковом возрасте еще не до конца сформированы (или слабо сформированы) жизненные цели, ценности, установки. При отсутствии таких ценностей и недостатка жизненного опыта идея «уйти из жизни» может стать доминирующей.

Подросткам также свойственны: повышенная впечатлительность
и внушаемость, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, а при затруднениях в реализации своих потребностей – пессимистическая оценка окружающего и своей личности.

Кроме того, детям и подросткам присуща недостаточно адекватная оценка последствий своих действий. Именно у подростков суицидальное поведение может быть подражательным, так как они копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, (телевидение, Интернет, подростковые субкультуры). Подросткам свойственна повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки.

Психотравмирующая, напряженная межличностная ситуация не всегда является единственной предпосылкой для суицида. Личностные особенности суицидента являют собой вторую составляющую данной ситуации.
Для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты:

· импульсивность;

· эмоциональная неустойчивость, эксплозивность (взрывчатость);

· повышенная внушаемость;

· несамостоятельность мышления.

Имеется определённая связь суицидального поведения с типом акцентуации характера. При демонстративном суицидальном поведении 50% подростков оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого и гипертимно-истероидного типов, 32% – эпилептоидного
и эпилептоидно-истероидного типов и лишь 18% – представители всех других типов. В большинстве случаев суицидальные посягательства совершались представителями сенситивного (63%) и циклоидного (25%) типов.

Примерно 30% подростков, покончивших с собой и покушавшихся
на самоубийство, имеют шизоидные черты характера. Суицидальные действия, совершаемые психастениками, заранее продуманы и рассчитаны
на зрителя, как и суицидальные действия сенситивных подростков, которые часто бывают внезапны для окружающих. Наиболее характерно
для подростков истероидного типа поверхностные порезы вен, отравление мало-ядовитыми лекарствами. Как правило, они пишут предсмертные записки с указанием места и времени самоубийства, условий, на которых согласны остаться жить. Суицидальное поведение для неустойчивых подростков нехарактерно, но иногда они могут совершить самоубийство
под влиянием сильной личности, за компанию. Эмоционально-лабильный тип характеризуется непредсказуемостью возникновения и реализации суицидальных мыслей, хотя чаще всего суицидальные действия «несерьёзный», демонстративный характер. Для гипертимных подростков суицидальное поведение несвойственно [3].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...