2. Факторы риска суицидального поведения в подростковом возрасте
2. ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В психологической науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают подростковые самоубийства [3, 4, 5, 6, 11]. Психологическая организация подростка неустойчива, подростковый возраст характеризуется целым рядом биологических, психологических и социальных факторов, каждый из которых вносит свою лепту в общую картину его протекания. Подростковый возраст – это переходное состояние, начало которого ознаменовано половым созреванием, а конец – приобретением независимости от значимых взрослых. При этом наблюдается несоответствие уровня биологического развития индивида его психологическому 2. 1. Биологические факторы риска суицидального поведения Различные отделы мозга, как биологического субстрата психики индивида, созревают, согласно современным нейроанатомическим данным, неравномерно. Вначале созревают отделы, отвечающие за первичные моторные и сенсорные функции, после чего созревают отделы коры более высокого порядка, отвечающие за операции, при которых интегрируются данные функции и реализуется контроль за ними. В целом филогенетически более древние структуры созревают раньше, чем новейшие отделы коры. Сочетание несозревшей префронтальной коры (когнитивные функции и контроль) с развитыми и порой чересчур интенсивными эмоциями ослабляют способность подростка осуществлять полноценный когнитивный контроль за своими действиями, просчитывать последствия предпринимаемых действий, адекватно, а не импульсивно реагировать
Помимо существенной разницы в темпе созревания различных отделов коры головного мозга, означающей целый ряд сложностей для подростка, связанных, в первую очередь, с контролем своего поведения, подростковый возраст ознаменован началом пубертатного периода. Важнейшими маркерами нейроэндокринологических изменений является выработка половых гормонов и гормонов стресса, прежде всего, кортизола. Половые гормоны не только отвечают за формирование вторичных половых признаков и взросление организма, но и оказывают влияние на общее функционирование мозга, в частности, на развитие лимбической системы, функционирование дофаминэргической и серотонинэргической систем. Кортизол и вся система стресс-реагирования (гипоталамо-гипофизарно-кортикоидная ось), в том числе такие ее компоненты, как кортиколиберин Кроме того, подростковый возраст является таким периодом в жизни человека, когда на фоне нейрогуморальной нестабильности начинают проявляться, дебютируют так называемые эндогенные психические расстройства, включая шизофрению и аффективные психозы – монополярные или биполярные аффективные расстройства, характеризующиеся проявлением депрессивных и маниакальных эпизодов, возникающих даже при относительно благоприятных внешних условиях жизни. Таким образом, биологические факторы наряду с социальными
Биологические особенности подросткового периода создают предпосылки для зависимого поведения, злоупотребления психоактивными веществами и риска возникновения суицидальных мыслей и намерений.
2. 2. Психологические факторы риска суицидального поведения Психологические особенности подростков на этапе активного становления их личности и самосознания неразрывно связаны Только при успешном завершении подросткового периода личность получает ответы на мучительные до этого момента вопросы, а именно Большую роль в этих сложных исканиях подростка играют интерперсональные аспекты, его взаимоотношения с взрослыми
Суицидом подросток пытается изменить обстоятельства: избавиться - неумение найти способы удовлетворения своих потребностей; - отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу; - общее отрицательное отношение к авторитетам, миру взрослых (недоверие к тем, кто стремится им помочь (близким, врачам, психологам); - эмоциональная нестабильность, недостаточное развитие механизмов эмоциональной саморегуляции; - повышенная внушаемость; - бескомпромиссность; - отсутствие навыков конструктивного решения проблемы. Среди психологических механизмов, формирующих суицидальное поведениеподростков, особое значение имеют следующие. Эгоцентризм связан с тем, что все внимание подростка зачастую сконцентрировано на себе самом; когда он попадает в тяжелые жизненные условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться в себе. Аутоагрессия и пессимистическая установка усугубляют ситуацию. Кроме того, в подростковом возрасте еще не до конца сформированы (или слабо сформированы) жизненные цели, ценности, установки. При отсутствии таких ценностей и недостатка жизненного опыта идея «уйти из жизни» может стать доминирующей.
Подросткам также свойственны: повышенная впечатлительность Кроме того, детям и подросткам присуща недостаточно адекватная оценка последствий своих действий. Именно у подростков суицидальное поведение может быть подражательным, так как они копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, (телевидение, Интернет, подростковые субкультуры). Подросткам свойственна повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки. Психотравмирующая, напряженная межличностная ситуация не всегда является единственной предпосылкой для суицида. Личностные особенности суицидента являют собой вторую составляющую данной ситуации. · импульсивность; · эмоциональная неустойчивость, эксплозивность (взрывчатость); · повышенная внушаемость; · несамостоятельность мышления. Имеется определённая связь суицидального поведения с типом акцентуации характера. При демонстративном суицидальном поведении 50% подростков оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого и гипертимно-истероидного типов, 32% – эпилептоидного Примерно 30% подростков, покончивших с собой и покушавшихся
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|