3.2. Формы и методы работы
В организации деятельности по профилактике суицидального поведения рекомендуется использовать сочетание различных форм: – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни; – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы и видео. Рекомендуется отказаться от преобладания запугивающей информации; – активное социальное обучение социально важным навыкам, которое преимущественно реализуется путем использования группового тренинга: тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников); тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей); тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты); – организация активной деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с некоторой долей риска), значимое общение, любовь, творчество, деятельность; – организация здорового образа жизни; – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения
– минимизация негативных последствий суицидального поведения, направленная на профилактику рецидивов или их негативных последствий. По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В качестве методов и приемов профилактической деятельности применяются диагностический инструментарий – использование пакета педагогических и психологических методик для экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательной организации); технологии личностно ориентированной терапии (индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая и индивидуальная психотерапевтическая работа; организационные (педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях, круглые столы); информационные методы (памятки, стендовая информация, информационные листы, буклеты). Значимым фактором формирования и развития конструктивных стратегий преодоления трудностей, с которыми сталкивается подросток, является семья. При этом все виды профилактической деятельности должны выстраиваться в целостной взаимосвязанной системе родитель – ребенок – учитель. Вместе с тем, родители и педагоги часто не понимают характера трудностей детей, опираются в работе с ними только на анализ их неудач, а также ставят перед ними задачи, не соответствующие их реальному уровню развития или реальным возможностям, на что дети отвечают неадекватным поведением и отказом от действия, а это, в свою очередь, приводит к новым сложностям – в учебе или во вне учебной деятельности. Одной из основных задач семьи является обеспечение ранней психологической и педагогической подготовки школьников, направленной на формирование навыков стрессоустойчивости и современных адаптивных стратегий поведения, ведущих к успешной самореализации.
Важным фактором эффективных детско-родительских отношений, особенно в ситуации взаимодействия с детьми группы суицидального риска, является гуманистический стиль общения – безоценочное принятие подростка, ровное, терпеливое отношение к нему. В связи с этим наиболее эффективными способами педагогической поддержки семьи являются консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. А наиболее эффективными приемами педагогической поддержки выступают доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, обсуждение результатов работы ребенка на равных. В основе разработки психолого-педагогических технологий профилактической работы с родителями лежат методические разработки Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Марковской, К. Фопеля, О. В. Хухлаевой и многих других авторов, при этом основной акцент в них делается на методы активного обучения, в частности, тренинг, ориентированный
1) Ролевые игры. В ходе проигрывания небольших сценок спланированного или произвольного характера, отражающих модели жизненных ситуаций, имитируются и разрешаются проблемы. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться родители и дети. 2) Деловые игры. Посредством моделирования системы отношений 3) Дискуссия. Этот метод позволяет с помощью логических доводов воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии 4) Арт-терапия. В программе применяется коллективная творческая деятельность, основанная на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Предлагаются упражнения, построенные на символической аналогии (выразить суть задачи в виде символов). Арт-терапия может применяться как ведущее 5) «Мозговой штурм». Техника «мозгового штурма» используется 6) Библиотерапия. На каждое занятие подбирается литературный материал для чтения (рассказы, притчи), которые родители смогут обсудить со своим детьми. 9) Метод «Я-сообщения («Я-высказывания»)». Изучение данного метода позволяет детям и родителям применять его на практике в ситуации конфликта и конфронтации, столкновения интересов. Родители и дети смогут искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению
10) Метод «активного слушания». Участники приобретут навыки заинтересованного слушания, выражения эмпатии. 11) Мини-лекция. Используется для теоретического обоснования темы занятия, системы представлений о том или ином предмете, явлении, помощи участникам осмыслить проблему и прийти к определенному выводу. 12) Проблемное задание. Цель – теоретическое осмысление реальных проблем, поиск путей их практического решения. 13) Анализ конкретных ситуаций. Формирование навыков и умений применения приобретенных знаний в практической деятельности. В организации обучения важно учитывать возраст детей, особенности проблемы и другие особенности той или иной категории детей и родителей. В организации профилактической работы с родителями и детьми важно получать обратную связь не только от них, но и от специалиста (психолога, социального педагога), который наблюдает за семьей, консультирует ее, оказывает необходимую помощь. Для этого могут быть использованы анкеты, которые не только затрагивают область суицидального поведения подростка и позволяют уточнить объем и план информирования родителей по данной проблеме, но и помогают оценить обстановку в конкретной семье, приближают специалиста к пониманию состояния детско-родительских отношений в ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|