Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.5. Признаки депрессии у детей и подростков




2. 5. Признаки депрессии у детей и подростков

В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения как и у взрослых людей способствуют депрессивные состояния. По причинам возникновения клиницисты разделяют эндогенную
и реактивную (психогенную) депрессию. Первая развивается вследствие нарушений нейрогуморальной регуляции, осуществляемой с участием гипоталямо-гипофизарно-надпочечниковой системы, и мало связана
с фактором психосоциального стресса. Вторая разновидность депрессий
в качестве ведущих причин возникновения имеет психосоциальные стрессоры на фоне сниженных защитно-приспособительных механизмов личности.

Также депрессии дифференцируются по их тяжести. В легких, средних или тяжелых типичных случаях депрессивных состояний у человека отмечаются: пониженное настроение, уменьшение энергичности и падение активности. Снижена способность радоваться, получать удовольствие, интересоваться, сосредоточиваться. Обычным является выраженная усталость даже после минимальных усилий. Обычно нарушен сон и снижен аппетит. Самооценка и уверенность в себе почти всегда снижены, даже
при легких формах заболевания. Часто присутствуют мысли о собственной виновности и бесполезности. Пониженное настроение, мало меняющееся день ото дня, не зависит от обстоятельств и может сопровождаться
так называемыми соматическими симптомами, такими, как потеря интереса
к окружающему и утрата ощущений, доставляющих удовольствие, пробуждение по утрам на несколько часов раньше обычного времени, усиление депрессии по утрам, выраженная психомоторная заторможенность, тревожность, потеря аппетита, похудание и снижение либидо. В зависимости от числа и тяжести симптомов депрессивный эпизод как проявление эндогенной депрессии может классифицироваться как легкий, умеренно выраженный и тяжелый.

Аарон Бек и его коллеги [1, 2] в своих трудах рассматривают преимущественно депрессии психогенного характера и предлагает концепцию когнитивной триады, которая описывает мышление человека, находящегося в состоянии депрессии.

Когнитивная триада складывается из трех основных когнитивных паттернов, детерминирующих болезненное, негативное отношение человека к самому себе, собственному будущему и своему текущему опыту. Первый компонент триады связан с негативным отношением человека к собственной персоне. Человек считает себя ущербным, неадекватным, неизлечимо больным или обделенным. Свои неудачи он склонен объяснять якобы имеющимися у него психологическими, нравственными или физическими дефектами. Он убежден, что эти мнимые дефекты сделали его никчемным, никому не нужным существом, он постоянно винит и ругает себя за них.
И наконец, он считает, что лишен всего того, что приносит людям счастье
и чувство удовлетворенности.

Вторым компонентом когнитивной триады является склонность
к негативной интерпретации своего текущего опыта. Человеку кажется,
что окружающий мир предъявляет к нему непомерные требования и/или чинит ему непреодолимые препятствия на пути достижения жизненных целей. В любом опыте взаимодействия со средой ему видятся только поражения и потери.

Третий компонент триады связан с негативным отношением
к собственному будущему. Обращая взгляд в будущее, переживающий депрессию человек видит там лишь нескончаемую череду тяжких испытаний и страданий. Он полагает, что ему до конца дней суждено терпеть трудности, разочарования и лишения. Думая о делах, которые ему нужно сделать
в ближайшее время, он ждет провала.

Все другие симптомы, входящие в депрессивный синдром, рассматриваются в когнитивной модели как последствия активации вышеназванных негативных паттернов. Нарушения мотивации (например, безволие, отсутствие желаний) можно объяснить искажением когнитивных процессов. Пессимизм и чувство безнадежности парализуют волю. Депрессивный человек нередко видит в себе обузу для окружающих
и на основании этого заключает, что всем, в том числе и ему самому, будет лучше, если он умрет.

И наконец, когнитивная модель позволяет объяснить и физические симптомы депрессии. Апатия и упадок сил могут быть результатом убежденности пациента в бесплодности своих начинаний. Пессимистический взгляд на будущее (чувство тщетности) может вызывать психомоторную заторможенность.

 

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДОВ С ПОДРОСТКАМИ
И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

3. 1. Модели работы

Наиболее эффективной в образовательной организации является поуровневая модель психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения обучающихся: «Я сам» – программа самопомощи подростка (уровень личности) и «Равный – равному» – модификация программы современного молодежного краудсорсинга (уровень сверстников), предложенные для работы в письме Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ
от 18 января 2016 г. № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида».

Программа «Я сам» по своей сути представляет индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение подростка и направлена
на: предупреждение развития дидактогении; осуществление системы мер, предполагающих разработку комплекса методик обучения детей группы суицидального риска; разработку режима и проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися группы суицидального риска психологом и классным руководителем; оказание помощи родителям
по воспитанию и обучению ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на формирование жизнестойкости несовершеннолетних, тех качеств личности, которые являются общими
у эффективно адаптирующихся людей:

а) реальная способность видеть и принимать действительность такой, какая она есть;

б) способность творчески перерабатывать информацию и вырабатывать новые непривычные или неочевидные методы решения проблем.
В формировании жизнестойкости немалую роль призваны сыграть учителя гуманитарного цикла, проводящие беседы о смысле бытия, о ценности жизни, о неповторимости каждого мгновения. В качестве возможных форм превенции могут быть предложены уроки – биографии, уроки – примеры, уроки – встречи, уроки – диспуты о смысле жизни, уроки логотерапии, уроки – экскурсии и др.

Разработка и реализация программы индивидуального психологического сопровождения предполагает: установление контакта, оценку возможности суицида, выявление проблемы и при необходимости заключение с подростком «договора о ненанесении себе ущерба и вреда здоровью»; выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, и выработку навыков самоконтроля и самокоррекции в их отношении; коррекцию неадаптивных психологических установок; укрепление личностных ресурсов; расширение сети социальной поддержки путем привлечения
к психокоррекционной работе значимых лиц из его окружения (родителей, учителей, сверстников, специалистов и т. д. ).

В случае факта совершения суицида (незавершенная попытка суицида) к работе необходимо привлечь узких специалистов (психиатра, психотерапевта), а также выделить «группу риска» травматизации вследствие факта суицида (родители и друзья суицидента, педагоги и др. ). Работа может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Однако обсуждение интимных причин и поводов, приведших к попытке суицида, следует проводить избирательно. В программе «Я сам» можно выделить два основных направления профилактики – общее профилактическое
и кризисное.

Первое направление – общая профилактика, в свою очередь, может включать в себя такие направления работы, как:

1) коррекционно-реабилитационное: развитие саморегуляции; поиск
и активизация позитивных ресурсов; снятие мышечных зажимов (освоение методов релаксации); коррекция эмоционально-личностной сферы (снижение тревожности, повышение уверенности в себе, коррекция самооценки
и уровня притязаний); овладение способами взаимодействия с самим собой
и с окружающим миром; отреагирование переживаний, связанных
с психотравмирующей ситуацией; выбор жизненного пути, постановка жизненных целей;

2) определение внутренних и внешних ресурсов подростка, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса.

К внутренним ресурсам относятся: инстинкт самосохранения; уровень развития интеллекта; коммуникативный потенциал; ценные для подростка аспекты его «Я»; позитивный опыт решения проблем. К внешним ресурсам можно отнести: значимых людей, на которых чаще всего полагаются суициденты, чтобы чувствовать свою реальность, автономность, испытывать относительное спокойствие и достаточную ценность. Утрата или угроза потери такого человека может вызвать взрыв чувства одиночества, ярости
и презрения к себе; значимую деятельность, которая является источником стабильности, особенно творческая; социальный опыт, в том числе духовный.

В рамках коррекционно-реабилитационной работы рекомендуется: изучение запроса и последующее проведение комплексной психологической диагностики эмоционально-личностной и коммуникативной сферы подростка; индивидуальное консультирование подростка и членов семьи; проведение индивидуальных коррекционно-реабилитационных занятий
с подростком.

В качестве индикаторов эффективности этой работы могут быть определены следующие показатели: уровень тревожности в пределах нормы; отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности; сформированная адекватная самооценка; ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью; адаптация
в школьном коллективе, семье; осознание собственных чувств, мыслей; осознание собственного чувства гнева, дифференциация приемлемых
и неприемлемых способов выражения гнева; принятие собственной уникальности (создание чувства своего «Я» с соответствующими границами).

Второе направление – кризисное. Подросток должен знать факторы, повышающие риск суицида: межличностные кризисы; тяжелая утрата; падение уровня самооценки; утрата смысла жизни и перспективы; стремление вернуть себе контроль за окружением; зависимость от других
и неудовлетворенность таким положением; примитивность мышления (человек не знает, как отреагировать на сложную ситуацию); употребление алкоголя и наркотиков, которые снимают барьеры здравого смысла; акцентуированность личности; нарушенная самокритичность; тяжелая наследственность; неблагоприятные социальные условия; наличие прежних попыток суицида; тяжелые соматические заболевания.

При обнаружении факта незавершенного суицида или его потенциальной угрозы необходимо вызвать родителей, врача-специалиста медицинского центра; подключить специалистов учреждений социальной защиты, когда имеются факты жестокого обращения с ребенком, выраженная конфликтность, аморальное поведение членов семьи, запои родителей.

Первоочередными задачами являются не только выявление потенциальных суицидентов, пострадавших, но и обеспечение
их безопасности, предотвращение или прекращение панических реакций пострадавших, недопущение повторного суицида.

Эффективность проводимых мероприятий зависит от уровня подготовки специалистов с отработкой умений оказывать практическую помощь. Так распределить деятельность между специалистами можно следующим образом: организатор группы – классный руководитель, координатор содержания деятельности – школьный психолог, координатор связи с социумом – социальный педагог. Общий контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, профессиональный контроль обеспечивает председатель психолого-медико-педагогического консилиума.

Суицидент находится на постоянном сопровождении не менее полугода, после чего консилиум принимает решение о дальнейшем сопровождении пострадавшего. В особо трудных случаях ребенок должен находиться на сопровождении не менее двух лет или постоянно.

В настоящее время в целях профилактики суицидальных намерений подростков специалисты образовательных организаций проводят различные профилактические занятия и тренинги в школьных коллективах, направленные на: повышение уровня групповой сплоченности в школе; создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе; привитие существующих в обществе социальных норм поведения; формирование толерантности; развитие ценностных отношений
в социуме; снятие стрессового состояния; обучение подростков проблемно-разрешающему поведению и др.

Не опровергая значимости таких мероприятий, рекомендуется дополнительно использовать возможности принципиально иного подхода, названного «Равный – равному», суть которого состоит в подготовке волонтеров из числа обучающихся образовательных организаций, способных своими силами вести пропаганду, направленную на снижение уровня суицидального риска в подростковой среде. Существует три типа образовательно-воспитательных программ для подростков. Наиболее распространенный из них имеет условное название «Взрослые – молодым» – в рамках программы все планы и решения принимаются взрослыми,
а молодежь приглашается для обязательного участия.

Второй тип программы – «Взрослые с молодыми», в рамках которой взрослые планируют, а молодые осуществляют, исполняют задуманное. Редкий и во многом сложный для использования в образовательной организации третий тип программы – «Молодые с взрослыми», в рамках которой молодые люди строят планы, принимают решения, находят выход
из затруднений, тогда как взрослые люди только помогают и поддерживают их в этом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...