2.5. Признаки депрессии у детей и подростков
2. 5. Признаки депрессии у детей и подростков В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения как и у взрослых людей способствуют депрессивные состояния. По причинам возникновения клиницисты разделяют эндогенную Также депрессии дифференцируются по их тяжести. В легких, средних или тяжелых типичных случаях депрессивных состояний у человека отмечаются: пониженное настроение, уменьшение энергичности и падение активности. Снижена способность радоваться, получать удовольствие, интересоваться, сосредоточиваться. Обычным является выраженная усталость даже после минимальных усилий. Обычно нарушен сон и снижен аппетит. Самооценка и уверенность в себе почти всегда снижены, даже
Аарон Бек и его коллеги [1, 2] в своих трудах рассматривают преимущественно депрессии психогенного характера и предлагает концепцию когнитивной триады, которая описывает мышление человека, находящегося в состоянии депрессии. Когнитивная триада складывается из трех основных когнитивных паттернов, детерминирующих болезненное, негативное отношение человека к самому себе, собственному будущему и своему текущему опыту. Первый компонент триады связан с негативным отношением человека к собственной персоне. Человек считает себя ущербным, неадекватным, неизлечимо больным или обделенным. Свои неудачи он склонен объяснять якобы имеющимися у него психологическими, нравственными или физическими дефектами. Он убежден, что эти мнимые дефекты сделали его никчемным, никому не нужным существом, он постоянно винит и ругает себя за них. Вторым компонентом когнитивной триады является склонность Третий компонент триады связан с негативным отношением
Все другие симптомы, входящие в депрессивный синдром, рассматриваются в когнитивной модели как последствия активации вышеназванных негативных паттернов. Нарушения мотивации (например, безволие, отсутствие желаний) можно объяснить искажением когнитивных процессов. Пессимизм и чувство безнадежности парализуют волю. Депрессивный человек нередко видит в себе обузу для окружающих И наконец, когнитивная модель позволяет объяснить и физические симптомы депрессии. Апатия и упадок сил могут быть результатом убежденности пациента в бесплодности своих начинаний. Пессимистический взгляд на будущее (чувство тщетности) может вызывать психомоторную заторможенность.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ 3. 1. Модели работы Наиболее эффективной в образовательной организации является поуровневая модель психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения обучающихся: «Я сам» – программа самопомощи подростка (уровень личности) и «Равный – равному» – модификация программы современного молодежного краудсорсинга (уровень сверстников), предложенные для работы в письме Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Программа «Я сам» по своей сути представляет индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение подростка и направлена а) реальная способность видеть и принимать действительность такой, какая она есть;
б) способность творчески перерабатывать информацию и вырабатывать новые непривычные или неочевидные методы решения проблем. Разработка и реализация программы индивидуального психологического сопровождения предполагает: установление контакта, оценку возможности суицида, выявление проблемы и при необходимости заключение с подростком «договора о ненанесении себе ущерба и вреда здоровью»; выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, и выработку навыков самоконтроля и самокоррекции в их отношении; коррекцию неадаптивных психологических установок; укрепление личностных ресурсов; расширение сети социальной поддержки путем привлечения В случае факта совершения суицида (незавершенная попытка суицида) к работе необходимо привлечь узких специалистов (психиатра, психотерапевта), а также выделить «группу риска» травматизации вследствие факта суицида (родители и друзья суицидента, педагоги и др. ). Работа может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Однако обсуждение интимных причин и поводов, приведших к попытке суицида, следует проводить избирательно. В программе «Я сам» можно выделить два основных направления профилактики – общее профилактическое Первое направление – общая профилактика, в свою очередь, может включать в себя такие направления работы, как: 1) коррекционно-реабилитационное: развитие саморегуляции; поиск
2) определение внутренних и внешних ресурсов подростка, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса. К внутренним ресурсам относятся: инстинкт самосохранения; уровень развития интеллекта; коммуникативный потенциал; ценные для подростка аспекты его «Я»; позитивный опыт решения проблем. К внешним ресурсам можно отнести: значимых людей, на которых чаще всего полагаются суициденты, чтобы чувствовать свою реальность, автономность, испытывать относительное спокойствие и достаточную ценность. Утрата или угроза потери такого человека может вызвать взрыв чувства одиночества, ярости В рамках коррекционно-реабилитационной работы рекомендуется: изучение запроса и последующее проведение комплексной психологической диагностики эмоционально-личностной и коммуникативной сферы подростка; индивидуальное консультирование подростка и членов семьи; проведение индивидуальных коррекционно-реабилитационных занятий В качестве индикаторов эффективности этой работы могут быть определены следующие показатели: уровень тревожности в пределах нормы; отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности; сформированная адекватная самооценка; ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью; адаптация Второе направление – кризисное. Подросток должен знать факторы, повышающие риск суицида: межличностные кризисы; тяжелая утрата; падение уровня самооценки; утрата смысла жизни и перспективы; стремление вернуть себе контроль за окружением; зависимость от других
При обнаружении факта незавершенного суицида или его потенциальной угрозы необходимо вызвать родителей, врача-специалиста медицинского центра; подключить специалистов учреждений социальной защиты, когда имеются факты жестокого обращения с ребенком, выраженная конфликтность, аморальное поведение членов семьи, запои родителей. Первоочередными задачами являются не только выявление потенциальных суицидентов, пострадавших, но и обеспечение Эффективность проводимых мероприятий зависит от уровня подготовки специалистов с отработкой умений оказывать практическую помощь. Так распределить деятельность между специалистами можно следующим образом: организатор группы – классный руководитель, координатор содержания деятельности – школьный психолог, координатор связи с социумом – социальный педагог. Общий контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, профессиональный контроль обеспечивает председатель психолого-медико-педагогического консилиума. Суицидент находится на постоянном сопровождении не менее полугода, после чего консилиум принимает решение о дальнейшем сопровождении пострадавшего. В особо трудных случаях ребенок должен находиться на сопровождении не менее двух лет или постоянно. В настоящее время в целях профилактики суицидальных намерений подростков специалисты образовательных организаций проводят различные профилактические занятия и тренинги в школьных коллективах, направленные на: повышение уровня групповой сплоченности в школе; создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе; привитие существующих в обществе социальных норм поведения; формирование толерантности; развитие ценностных отношений Не опровергая значимости таких мероприятий, рекомендуется дополнительно использовать возможности принципиально иного подхода, названного «Равный – равному», суть которого состоит в подготовке волонтеров из числа обучающихся образовательных организаций, способных своими силами вести пропаганду, направленную на снижение уровня суицидального риска в подростковой среде. Существует три типа образовательно-воспитательных программ для подростков. Наиболее распространенный из них имеет условное название «Взрослые – молодым» – в рамках программы все планы и решения принимаются взрослыми, Второй тип программы – «Взрослые с молодыми», в рамках которой взрослые планируют, а молодые осуществляют, исполняют задуманное. Редкий и во многом сложный для использования в образовательной организации третий тип программы – «Молодые с взрослыми», в рамках которой молодые люди строят планы, принимают решения, находят выход
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|